Напоминание

Музыкально – логоритмическое занятие: "Звуки зимнего леса"


Автор: Евдокименко Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: город Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально – логоритмическое занятие: "Звуки зимнего леса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка.

(из опыта работы)

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей,

чем детство, трудно представить. Последние годы, к сожалению, отличаются

увеличением количества детей- логопатов, детей, имеющих нарушения речи.

У ребенка, с речевой патологией, слабо развито зрительное и слуховое

внимание, пространственные представления и навыки, координация

движений, чувство ритма, мимика лица. Именно с такими детьми я работаю в

нашем дошкольном учреждении. И целью моей работы, является не только

развитие музыкальных способностей детей, но, и оказание помощи в

преодолении речевого нарушения. Столкнувшись впервые с такой проблемой,

меня взволновал вопрос: как помочь детям, как сделать музыку и наши

занятия с детьми тем чудом, которое вернет им чувство уверенности в себе,

изменит к лучшему связь с окружающим миром. И именно поэтому, я решила

обратиться к средствам логоритмики. Ведь основной целью логоритмики,

является- преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и

коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со

словом и музыкой, и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и

внутренней среды.

В логоритмическом воспитании я выделила основных два звена:

1.

Развитие, воспитание и коррекцию не речевых процессов у детей, а

именно: слуховое внимание и память, пространственную

ориентировку, координацию движений, чувство темпа и ритма.

2.

Развитие речи и коррекцию речевых нарушений: развитие дыхания,

темпа речи, коррекцию речевых нарушений в зависимости от

методики его устранения.

Основываясь на свой опыт и воспитательные задачи логоритмики, я строю

свои занятия последующей структуре:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Вводная часть занятия включает в себя: различные виды ходьбы и бега, с

изменением направления, с движением рук, со сменой движений. Эти

упражнения, в сопровождениии музыки, помогают детям тренировать

устойчивость, а также подчинять свои движения всем музыкальным

изменениям. Таким образом, у детей происходит улучшение ритма и темпа

движений.

Основная часть включает в себя элементы, имеющие оздоровительную

направленность, это: работа над развитием дыхания, речевые упражнения

развивающие артикуляционный аппарат, внимание, координацию речи с

движением, упражнения регулирующие мышечный тонус. А также, в

основную часть я включила пение и слушание музыки. Используя речевые

упражнения с этапами и задачами логопедической работы, я продолжаю и

закрепляю работу логопеда, способствуя нормализации деятельности

перефирических отделов речевого аппарата. А, упражнения на развитие

внимания, координации слова с движением, а также, общеразвивающие

упражнения, очень эффективны в работе с детьми-логопатами.

Заключительная часть логоритмического занятия, включает в себя: игры,

танцы, хороводы. А также, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев

рук. Основу заключительной части, составляют композиции из «Ритмической

мозаики» А.И. Бурениной, основная направленность которой-

психологическое раскрепощение детей через освоение своего собственного

тела. Ритмические композиции очень просты, но, вместе с тем,

разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и

др.), позволяют детям выразить различные по характеру эмоциональные

состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Это

развивает: музыкальность, двигательные качества и умения, творческие

способности, нравственно- коммуникативные качества, что помогает детям

лучше адаптироваться в окружающем мире.

Чтобы добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия,

создать творческую атмосферу, я сделала свои занятия сюжетными. Темы

тесно переплетаются с изучаемыми ежегодно лексическими темами, что

помогает детям лучше постигать смысл слов, закреплять их словарный запас.

Тематическая направленность и организационная вариативность,

способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и

речевой деятельности, поддерживают положительное, эмоциональное

отношение детей к логоритмическим упражнениям, помогают мне

достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Я предлагаю

один из конспектов моей методической разработки: «Музыкально –

логоритмические занятия в детском саду» - «Звуки зимнего леса».

Конспект музыкально – логоритмического занятия

«Звуки зимнего леса».

Цели и задачи:

1.

Развивать: навыки ходьбы и маршировки в заданном направлении,

ориентацию в пространстве;

2.

Продолжать развивать: координацию речи с движением, мышечный

тонус, общие речевые навыки;

3.

Способствовать нормализации деятельности переферических отделов

речевого аппарата: продолжительности и силы выдоха,

диафрагмального дыхания;

4.

Развитие певческих навыков;

5.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляцию;

6.

Совершенствовать умение детей импровизировать под музыку,

придумывать движения, отражающие содержание игры;

7.

Развивать мелкую моторику;

8.

Знакомить с музыкальными произведениями композиторов –классиков;

9.

Подведение итога занятия.

Оборудование: Шкатулка, снежок (из ваты); шапочки:(козлика, волка,

медведя.)

Ход занятия:

1. Под марш дети входят в зал, идут по-кругу, меняют направление по

команде воспитателя.

Проводится координационно-ритмическая игра с пением «Здравствуйте»,

муз. и сл. С. Коротаевой.

(дети садятся на стульчики. В записи звучит отрывок из сюиты «Пер Гюнт»,

Э.Грига, «Шествие гномов».)

Муз. руководитель: -Вы узнали, ребята, это произведение?

(ответы детей)

Муз. руководитель: -Правильно, это «Шествие гномов», Э.Грига.

И, сегодня к нам в гости, пришел гном, который убежал из пещеры горного

короля (показывает игрушку-гнома), зовут его, гномик - «Погуляй-ка»!

Он очень любит гулять по лесу, особенно зимой, и собирать звуки зимнего

леса: песню метели, завывание вьюги. Любит слушать как скрипит под

ногами снег, как белки щелкают орешки и многое другое... И все эти звуки он

прячет в свою волшебную шкатулку, которую принес сегодня нам! Давайте

откроем ее и послушаем, что же интересного гномик в ней спрятал?

(в записи звучит фонограмма «скрип снега», дети узнают и называют звук).

Муз. руководитель: -А, что можно вылепить из снега? (ответы детей).

Правильно, снежную бабу и снеговика!

2.Упражнение: «Снеговик».

Муз. руководитель: Дети:

Давай дружок, смелей дружок, Идут по- кругу, имитируя

Кати по снегу свой снежок. движения.

Он превратился в толстый ком, Останавливаются, изображают

И станет ком- снеговиком. снеговика.

Его улыбка так светла: Имитируют движения по-тексту

Два глаза, шляпа, нос, метла..

Но, солнце припечет слегка- Поднимаются на носочки, руки

тянут вверх, напрягают...

Увы.... Медленно приседают, опускают

руки вниз

И нет снеговика. Встают, пожимают плечами.

Муз. руководитель: -А, теперь, слушайте загадку:

Зимой — лежал, весной - в речку побежал... (снег)

(ответы детей)

Муз. руководитель: - Правильно, это - снег (достает из шкатулки снежок из

ваты, в записи звучит фонограмма «вьюги»).

Муз. руководитель: -На что похожи эти звуки? (ответы детей)

Правильно, на завывание вьюги, а как она поет свою песню?

3.Упражнение: «Вьюга»

Дети на выдохе поют звук «У», ослабляя или усиливая пение, с различной

продолжительностью звучания, (по-сигналу педагога).

Муз. руководитель: Дети, а гномик «Погуляй-ка», хочет услышать звуки

нашей зимней песенки, давайте ее исполним?

4.Пение. (любая песня о зиме)

Муз. Руководитель: Пришла пора вновь открыть шкатулку. (в записи звучит

фонограмма «стук дятла»).

5.Упражнение: «Звуки леса».

Педагог: Дети:

Тук, тук, тук, что за странный звук, Стучат кулачком о кулачок.

Тук-тук-ту, это дятла стук.

Щелк-щелк, трех-трех, Щелкают языком.

Белки щелкают орех.

Прыг-скок, прыг-скок, Бьют ладонями по коленям.

Скачет зайка во-лесок.

Произносят на выдохе:

Очень холодно зимой, -Фр-р-р, Бр-р-р......

Вьюга кружит, ветер злой. - У-у-у-у-у-.....

Муз. руководитель: Откроем шкатулку и послушаем, какие еще звуки

спрятались в ней, (звучит мелодия р.н.п. «Ах вы, сени»). Эти веселые звуки

зовут нас поиграть!

6.Музыкально-речевая игра: «Ай дили, дили, дили...»

(под мелодию р.н.п. «Ах вы, сени», дети идут по кругу и поют)

Ай, дили-дили-дили, Идут по кругу дробным шагом.

Мы кого- то видели:

Ушастого, глазастого, Имитируют движения

Зубастого, вихрастого. По тексту:

Он сидел под кустом- Садятся на корточки и

Громко щелкал языком. Щелкают языком.

Педагог:

Может это был козел? Ребенок в шапочке козлика

движется поскоками по кругу,

Дети: -Нет! останавливается в центре.

Педагог:

Или из лесу пришел Ребенок в шапочке волка,

серый волк? «скачет галопом» по кругу и

Дети: - Нет! останавливается в центре.

Педагог:

Или это был медведь? Ребенок в шапочке медведя

Дети: -Не смогли мы вперевалочку идет по кругу

разглядеть, потому что и останавливается в центре круга.

Испугались, и от страха Дети бегут по кругу: «козлик»

разбежались! «волк» и «медведь», ловят детей.

Муз. руководитель: Дети, а вы любите лепить из снега разные фигуры?

(ответы детей)

Муз.руководитель: Давайте вылепим- снежный пирог?

7.Пальчиковая гимнастика: «Пирог»

Падал снег, на порог Машут кистями рук.

Кот лепил себе пирог, Имитируют движения.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. «Бегут» пальцами по коленям.

Пироги себе пеки - Имитируют движения.

Не из снега, из — муки!

Муз. руководитель: Гномик, очень любит слушать музыку зимы, а вы -

любите? (ответы детей). Сегодня, волшебная шкатулка, познакомит нас с

произведением замечательного композитора Георгия Свиридова. Называется

оно - «Зима».

8.Слушание: Г. Свиридов «Зима», (беседа о прослушанном произведении).

Муз. руководитель: Сколько удивительных звуков принес нам сегодня,

гномик. Давайте скажем ему- спасибо!

9.Подведение итога занятия.

Дети прощаются с гномиком, под спокойную музыку выходят из зала.

Автор –составитель: Музыкальный руководитель О.В. Евдокименко.

МБДОУ №1для детей с нарушениями речи г. Курганинск



В раздел образования