Автор: Евдокименко Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: город Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально – логоритмическое занятие: "Звуки зимнего леса"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
(из опыта работы)
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей,
чем детство, трудно представить. Последние годы, к сожалению, отличаются
увеличением количества детей- логопатов, детей, имеющих нарушения речи.
У ребенка, с речевой патологией, слабо развито зрительное и слуховое
внимание, пространственные представления и навыки, координация
движений, чувство ритма, мимика лица. Именно с такими детьми я работаю в
нашем дошкольном учреждении. И целью моей работы, является не только
развитие музыкальных способностей детей, но, и оказание помощи в
преодолении речевого нарушения. Столкнувшись впервые с такой проблемой,
меня взволновал вопрос: как помочь детям, как сделать музыку и наши
занятия с детьми тем чудом, которое вернет им чувство уверенности в себе,
изменит к лучшему связь с окружающим миром. И именно поэтому, я решила
обратиться к средствам логоритмики. Ведь основной целью логоритмики,
является- преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и
коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со
словом и музыкой, и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и
внутренней среды.
В логоритмическом воспитании я выделила основных два звена:
1.
Развитие, воспитание и коррекцию не речевых процессов у детей, а
именно: слуховое внимание и память, пространственную
ориентировку, координацию движений, чувство темпа и ритма.
2.
Развитие речи и коррекцию речевых нарушений: развитие дыхания,
темпа речи, коррекцию речевых нарушений в зависимости от
методики его устранения.
Основываясь на свой опыт и воспитательные задачи логоритмики, я строю
свои занятия последующей структуре:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Вводная часть занятия включает в себя: различные виды ходьбы и бега, с
изменением направления, с движением рук, со сменой движений. Эти
упражнения, в сопровождениии музыки, помогают детям тренировать
устойчивость, а также подчинять свои движения всем музыкальным
изменениям. Таким образом, у детей происходит улучшение ритма и темпа
движений.
Основная часть включает в себя элементы, имеющие оздоровительную
направленность, это: работа над развитием дыхания, речевые упражнения
развивающие артикуляционный аппарат, внимание, координацию речи с
движением, упражнения регулирующие мышечный тонус. А также, в
основную часть я включила пение и слушание музыки. Используя речевые
упражнения с этапами и задачами логопедической работы, я продолжаю и
закрепляю работу логопеда, способствуя нормализации деятельности
перефирических отделов речевого аппарата. А, упражнения на развитие
внимания, координации слова с движением, а также, общеразвивающие
упражнения, очень эффективны в работе с детьми-логопатами.
Заключительная часть логоритмического занятия, включает в себя: игры,
танцы, хороводы. А также, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев
рук. Основу заключительной части, составляют композиции из «Ритмической
мозаики» А.И. Бурениной, основная направленность которой-
психологическое раскрепощение детей через освоение своего собственного
тела. Ритмические композиции очень просты, но, вместе с тем,
разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и
др.), позволяют детям выразить различные по характеру эмоциональные
состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Это
развивает: музыкальность, двигательные качества и умения, творческие
способности, нравственно- коммуникативные качества, что помогает детям
лучше адаптироваться в окружающем мире.
Чтобы добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия,
создать творческую атмосферу, я сделала свои занятия сюжетными. Темы
тесно переплетаются с изучаемыми ежегодно лексическими темами, что
помогает детям лучше постигать смысл слов, закреплять их словарный запас.
Тематическая направленность и организационная вариативность,
способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и
речевой деятельности, поддерживают положительное, эмоциональное
отношение детей к логоритмическим упражнениям, помогают мне
достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Я предлагаю
один из конспектов моей методической разработки: «Музыкально –
логоритмические занятия в детском саду» - «Звуки зимнего леса».
Конспект музыкально – логоритмического занятия
«Звуки зимнего леса».
Цели и задачи:
1.
Развивать: навыки ходьбы и маршировки в заданном направлении,
ориентацию в пространстве;
2.
Продолжать развивать: координацию речи с движением, мышечный
тонус, общие речевые навыки;
3.
Способствовать нормализации деятельности переферических отделов
речевого аппарата: продолжительности и силы выдоха,
диафрагмального дыхания;
4.
Развитие певческих навыков;
5.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляцию;
6.
Совершенствовать умение детей импровизировать под музыку,
придумывать движения, отражающие содержание игры;
7.
Развивать мелкую моторику;
8.
Знакомить с музыкальными произведениями композиторов –классиков;
9.
Подведение итога занятия.
Оборудование: Шкатулка, снежок (из ваты); шапочки:(козлика, волка,
медведя.)
Ход занятия:
1. Под марш дети входят в зал, идут по-кругу, меняют направление по
команде воспитателя.
Проводится координационно-ритмическая игра с пением «Здравствуйте»,
муз. и сл. С. Коротаевой.
(дети садятся на стульчики. В записи звучит отрывок из сюиты «Пер Гюнт»,
Э.Грига, «Шествие гномов».)
Муз. руководитель: -Вы узнали, ребята, это произведение?
(ответы детей)
Муз. руководитель: -Правильно, это «Шествие гномов», Э.Грига.
И, сегодня к нам в гости, пришел гном, который убежал из пещеры горного
короля (показывает игрушку-гнома), зовут его, гномик - «Погуляй-ка»!
Он очень любит гулять по лесу, особенно зимой, и собирать звуки зимнего
леса: песню метели, завывание вьюги. Любит слушать как скрипит под
ногами снег, как белки щелкают орешки и многое другое... И все эти звуки он
прячет в свою волшебную шкатулку, которую принес сегодня нам! Давайте
откроем ее и послушаем, что же интересного гномик в ней спрятал?
(в записи звучит фонограмма «скрип снега», дети узнают и называют звук).
Муз. руководитель: -А, что можно вылепить из снега? (ответы детей).
Правильно, снежную бабу и снеговика!
2.Упражнение: «Снеговик».
Муз. руководитель: Дети:
Давай дружок, смелей дружок, Идут по- кругу, имитируя
Кати по снегу свой снежок. движения.
Он превратился в толстый ком, Останавливаются, изображают
И станет ком- снеговиком. снеговика.
Его улыбка так светла: Имитируют движения по-тексту
Два глаза, шляпа, нос, метла..
Но, солнце припечет слегка- Поднимаются на носочки, руки
тянут вверх, напрягают...
Увы.... Медленно приседают, опускают
руки вниз
И нет снеговика. Встают, пожимают плечами.
Муз. руководитель: -А, теперь, слушайте загадку:
Зимой — лежал, весной - в речку побежал... (снег)
(ответы детей)
Муз. руководитель: - Правильно, это - снег (достает из шкатулки снежок из
ваты, в записи звучит фонограмма «вьюги»).
Муз. руководитель: -На что похожи эти звуки? (ответы детей)
Правильно, на завывание вьюги, а как она поет свою песню?
3.Упражнение: «Вьюга»
Дети на выдохе поют звук «У», ослабляя или усиливая пение, с различной
продолжительностью звучания, (по-сигналу педагога).
Муз. руководитель: Дети, а гномик «Погуляй-ка», хочет услышать звуки
нашей зимней песенки, давайте ее исполним?
4.Пение. (любая песня о зиме)
Муз. Руководитель: Пришла пора вновь открыть шкатулку. (в записи звучит
фонограмма «стук дятла»).
5.Упражнение: «Звуки леса».
Педагог: Дети:
Тук, тук, тук, что за странный звук, Стучат кулачком о кулачок.
Тук-тук-ту, это дятла стук.
Щелк-щелк, трех-трех, Щелкают языком.
Белки щелкают орех.
Прыг-скок, прыг-скок, Бьют ладонями по коленям.
Скачет зайка во-лесок.
Произносят на выдохе:
Очень холодно зимой, -Фр-р-р, Бр-р-р......
Вьюга кружит, ветер злой. - У-у-у-у-у-.....
Муз. руководитель: Откроем шкатулку и послушаем, какие еще звуки
спрятались в ней, (звучит мелодия р.н.п. «Ах вы, сени»). Эти веселые звуки
зовут нас поиграть!
6.Музыкально-речевая игра: «Ай дили, дили, дили...»
(под мелодию р.н.п. «Ах вы, сени», дети идут по кругу и поют)
Ай, дили-дили-дили, Идут по кругу дробным шагом.
Мы кого- то видели:
Ушастого, глазастого, Имитируют движения
Зубастого, вихрастого. По тексту:
Он сидел под кустом- Садятся на корточки и
Громко щелкал языком. Щелкают языком.
Педагог:
Может это был козел? Ребенок в шапочке козлика
движется поскоками по кругу,
Дети: -Нет! останавливается в центре.
Педагог:
Или из лесу пришел Ребенок в шапочке волка,
серый волк? «скачет галопом» по кругу и
Дети: - Нет! останавливается в центре.
Педагог:
Или это был медведь? Ребенок в шапочке медведя
Дети: -Не смогли мы вперевалочку идет по кругу
разглядеть, потому что и останавливается в центре круга.
Испугались, и от страха Дети бегут по кругу: «козлик»
разбежались! «волк» и «медведь», ловят детей.
Муз. руководитель: Дети, а вы любите лепить из снега разные фигуры?
(ответы детей)
Муз.руководитель: Давайте вылепим- снежный пирог?
7.Пальчиковая гимнастика: «Пирог»
Падал снег, на порог Машут кистями рук.
Кот лепил себе пирог, Имитируют движения.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. «Бегут» пальцами по коленям.
Пироги себе пеки - Имитируют движения.
Не из снега, из — муки!
Муз. руководитель: Гномик, очень любит слушать музыку зимы, а вы -
любите? (ответы детей). Сегодня, волшебная шкатулка, познакомит нас с
произведением замечательного композитора Георгия Свиридова. Называется
оно - «Зима».
8.Слушание: Г. Свиридов «Зима», (беседа о прослушанном произведении).
Муз. руководитель: Сколько удивительных звуков принес нам сегодня,
гномик. Давайте скажем ему- спасибо!
9.Подведение итога занятия.
Дети прощаются с гномиком, под спокойную музыку выходят из зала.
Автор –составитель: Музыкальный руководитель О.В. Евдокименко.
МБДОУ №1для детей с нарушениями речи г. Курганинск