Автор: Курдюмова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад"Колосок"
Населённый пункт: посёлок Строитель, Тамбовская область, Тамбовский район
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Волшебный сундучок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
«Волшебный сундучок»
в группе общеразвивающей направленности 6 - 7 лет
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
В
интеграции:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Цель: развитие познавательных интересов через ознакомление с народной
куклой
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о народных куклах, расширить и закрепить знания о
том, чем питались и лечились наши предки; познакомить с народной игрушкой
— Зайчиком на пальчик.
расширить и закрепить умения и навыки по работе с тканью
Развивающие:
развитие мышления, творческой активности
развитие сенсорных и трудовых навыков
развитие эстетического и художественного вкуса
развивать мелкую моторику рук
расширять
и
обогащать
словарный
запас
детей
(названия
кукол,
лекарь,названия трав)
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к русской национальной культуре
воспитание
интереса
к
русской
народной
кукле,
её
многообразию
и
назначению
воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности
Оборудование: проектор, экран, сундучок, народные куклы, клубок, крупа,
горшочек,
полотенце,
ложки,
салфетки,
мешочки
с
травами,
разноцветные
платочки.
Ход НОД
Организационный момент
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Ну, вот и я, наконец-то , к вам
в гости пришла! Да не одна, а с моим волшебным сундучком. Много в нём всякого
добренького. Хотите узнать, что там у меня?
(ответы детей)
Основная часть
- Ну, смотрите. ( осторожно засовывает руку в сундучок, делает вид, что в руке
что-то есть, взмахивает рукой в сторону экрана; на экране появляется кукла)
- Вот она, моя подружка. (вынимает куклу из сундучка). «А я уже здесь!»
- Кто же это? (ответы детей). Она похожа на ваши куклы? (ответы) Это русская
народная кукла. Называется Владимирская столбушка. Таких делали очень давно
ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. Своими руками и из того, что
было под рукой. Посмотрите и скажите, из чего же сделана эта кукла? (передаёт
куклу детям) (ответы детей)
- А что особенного вы в ней заметили? (ответы)
- Да, у неё нет лица. В старину люди верили в злых духов и считали, что, если у
куклы есть лицо или, хотя бы, глаза, то в неё может вселиться злой дух и
навредить хозяину куклы. Поэтому дети сами придумывали кукле выражение
лица: то она весёлая, то грустная, то задумчивая. А моя куколка сейчас о чём-то
беспокоится (делает вид, что прислушивается к кукле)
Столбушка спрашивает, не видели ли вы её друзей зайчиков? (ответы)
Придётся отправиться в путь - дорогу на их поиски. А вы пойдёте со мной?
(ответы)
Не
забоитесь?
А
столбушку
мы
здесь
оставим
за
порядком
присматривать. Есть у меня помощник, он нам дорогу укажет (достаёт клубок,
бросает — все идут за ним)
- Ох, притомились мы, устали. Надо отдохнуть и силушки набраться (стучит по
сундучку) Ну-ка, сестрица Крупеничка, выходи! (вынимает куклу из сундучка)
Вот она, Крупеничка! Потрогайте её и догадайтесь, почему она так называется?
(предположения детей)
- Внутри куколки — крупа. Она у неё и в этом мешочке (развязать мешочек,
высыпать крупу на блюдо, рассмотреть)
- Что это за крупа? (ответы). Да, это гречка. Одна из самых любимых круп на
Руси. Посмотрите, как красиво гречишное поле! Первую горсточку для посева
брали из мешочка Крупенички. А после сбора урожая наполняли мешочек свежей
крупой.
-
Ну-ка,
Крупеничка,
накорми
ребяток.
(вынуть
из
сундучка
горшочек
и
полотенце) Бросьте-ка, ребятки, в горшочек по щепотке гречки. (накрыть
горшочек полотенцем) Давайте все вместе скажем: «Ты, горшочек, потрудись,
каша для ребят варись!» (снять полотенце, в горшке — каша)
- Давайте попробуем. Достаточно даже одной ложки волшебной каши (дети
пробуют) Вкусная каша? Ну, что, силушки прибавилось? Тогда идём дальше...
(сундучок трясётся и подпрыгивает)
- Ой, что это с сундуком творится? (открывает) (достаёт куклу)
- Ты зачем сюда пожаловала?! Мы тебя не звали! Ребята, вы знаете кто это? Да
это же Лихоманка! Она всем вредит, болезни разные насылает: жар, озноб,
кашель. Кто нам может помочь и спасти от болезней? (ответы детей)
- А в старину людей лечили знахари и лекари. И лечили не таблетками, а разными
травами. Давайте позовём на помощь Кубышку-травницу. (зовут)
- Вот она, Кубышка-травница. В её мешочках — лекарственные травы, а какой от
юбочки аромат исходит! (передать детям) Правда, приятно пахнет? Там липа,
душица, мята — очень полезные для здоровья.
-
Нам
Кубышка
приготовила
душистые
мешочки.
Давайте
ими
прогоним
Лихоманку! (дети бегут за куклой, она прячется в сундучок)
- Эй, Лихоманка, вылезай (стучит по сундучку) Ты, наверное, и с нашими
зайчиками что-то плохое сделала? (вынимает из сундучка платочки)
- Посмотрите!! Она зайчиков в платочки превратила! Ну, не беда, а мы-то на что!
Давайте сами чудо сотворим и зайчиков оживим. Сможете? А я вам помогу.
Садитесь за столы.
- Складываем правый и левый уголки к середине. Затем складываем каждую
сторону ещё раз пополам к середине. То, что получилось, складываем пополам
по сгибу, в полосу. Теперь соединяем нижний и верхний уголки. Смотрите, уже
ушки видны. Завязываем полосочку одним узлом, затягиваем, расправляем ушки.
Вот он — зайчик на пальчик! Одевайте его. А я открою вам секрет: это не простой
зайчик, а волшебный! С ним всегда можно поговорить «по душам», поделиться
заботами. И он вас утешит, даст совет, нашепчет в ваше ушко что-то хорошее.
- А сейчас зайчики заведут с вами хоровод. (дети становятся в круг и под музыку
выполняют несколько танцевальных движений)
Заключение
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы, ребята, молодцы! Смелые,
умные, умелые. Куколки вам не зря помогали. Какая из них вам больше всего
понравилась? (ответы) Зайчиков я оставляю вам, а куколок забираю с собой, они
хотят и у других детей побывать. Владимирская, полезай, Крупеничке пора и
Кубышка прощай (складывает) Да тут куколки вам угощение приготовили!
(раздать)
- Угощайтесь, на здоровье! До свидания!