Напоминание

Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»


Автор: Михалёва Оксана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Центр образования № 47 города Иркутска
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по произведению Н.С.Лескова «Леди

Макбет Мценского уезда» в 10 классе)

Тема:

«Загадка женской души…»

Учитель : Михалёва О.М.

2017-2018 г.

И

тоговый урок по произведению Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского

уезда». 10 класс.

«Загадка женской души…»

Цели урока : 1) учить определять замысел автора и видеть его воплощение,

раскрывать характер и трагедию героя ; 2) развивать умения обобщать материал,

анализировать эпизод, выделять образную символику в тексте, быстро и грамотно

отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли ; 3) формировать художественный

вкус, способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся ; 4) воспитывать

духовно-нравственные принципы.

Предварительная подготовка к уроку : задание по вариантам : символика пейзажной

сцены, слово-образ эпизода ( 1 вариант «Золотая ночь» гл.6 ; 2 вариант

«Безотраднейшая картина» гл. 15 ) . Изменила ли каторга Катерину ?(цитаты).

Тип урока : применения и совершенствования знаний .

Вид урока : урок художественного восприятия текста.

Оборудование : презентация к уроку, отрывок из художественного фильма «Леди

Макбет Мценского уезда», опорные листы для ответов учащихся, текст очерка.

Ход урока.

Союз души с душой родной.

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И … поединок роковой.

Ф.И.Тютчев

1) 1 слайд (тема урока, эпиграф). Повторение пройденного, тест.

Слово учителя :

-Сегодня мы должны подвести итог работы после изучения очерка Н.С. Лескова

«Леди Макбет Мценского уезда», мы попытаемся ответить на вопрос : «В чём

заключается загадка женской души?». Для повторения предлагаю вам небольшую

работу, в которой вы должны не просто ответить на вопросы или продолжить фразы,

но и соотнести предложенный образ с текстом произведения. ( опорный лист )

2 слайд. Шекспир. ( В заголовке очерка имя героини трагедии Шекспира );

3 слайд. Подсвечник. ( Им героиня нанесла смертельный удар мужу );

4 слайд. Чёрный кот. ( Катерине Львовне во сне являлся свёкр в образе кота);

5 слайд. Кто начал злом… (…, тот и погрязнет в нём.) ;

6 слайд. В переводе с греческого «Божий дар». ( Фёдор ) ;

7 слайд. Чулки. ( Сергей отдаёт их Сонетке. Каторга.) ;

8 слайд. Щука. ( Текст. «…как щука бросилась Катерина на Сонетку…» ) – задание

повышенной трудности ;

- Проверим правильные ответы первых пяти заданий , последние два ответа

раскроем в конце урока.

2) Беседа по прочитанному, анализ последних эпизодов.

- Катериной Львовной нарушен высший закон, заповедь Божия – «не убий», ибо

высшая ценность на земле – это жизнь. Поэтому так велика нравственная глубина

падения Катерины и Сергея. Итак, суд земной и суд людской свершился. Произвёл ли

он особенное впечатление на героиню ?

(Нет, « Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастьем». Любит

она ведь по-прежнему.)

- На прошлом уроке мы услышали мнение Ап.Григорьева о Катерине как о

«страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшая на свободу страсть ?

(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений , превращается в свою

противоположность.)

- Какой вывод сделаем ?

( Страстная натура , оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо

обречена на гибель.)

- Изменила ли лесковскую героиню каторга ?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а

страдающая от любви, отвергнутая женщина.)

- Жалко её ? Почему ?

( Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее : «Она хотела

сказать себе: « не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его «ещё горячее, ещё

больше…». Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее циничное отношение и

циничнее надругательство Сергея над её чувством.)

- Какой вывод сделаем ?

(Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются

усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.)

- (9 слайд) Бернард Шоу предостерегал : «Бойся человека, Бог которого на небе». Как

вы понимаете эти слова ?

( Бог – совесть , внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова

была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

- Шекспир сказал в своей трагедии о леди Макбет ( 10 слайд) : «Она больна не

телом, а душою». Можно ли сказать так о Катерине ? Ответить на этот вопрос

поможет обращение к символике пейзажных сцен.

3)Реализация домашнего задания.( символика пейзажной сцены, слово-образ

эпизода ( 1 вариант «Золотая ночь» гл.6 ; 2 вариант «Безотраднейшая картина» гл.

15)

Вариант 1.

Вариант 2

текст.

«Золотая ночь». «Рай». Гл. 6.

белый цвет, цвет молодой яблони.

Символика.

Белый цвет в природе – «рай» ;

текст.

«Безотраднейшая картина». «Ад».

Гл.15

грязь, тьма, серое небо, стон ветра.

Символика.

чернота, грязь в душе, тьма – «ад».

грязь и тьма на улице (ад) – свет в

душе (рай) – очищающая боль.

-Больна душа Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений

пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей

раньше ни чувства, ни чувства раскаяния.

- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине ? (Текст. Гл. 15)

(«И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса

Тимофеевича, из другого вала выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим

головкой Федей»)

-Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из «Грозы» Островского. В чём их

отличие ?

-Обратимся к высказываниям о Катерине Измайловой. ( 11,12 слайд)Кто из

исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и

почувствовал его ?

(В.Гебель : «Катерина Измайлова –молния, порождённая самим мраком и ярче

подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» ; Л.Аннинский : «Какая

там «Гроза» Островского – тут не луч света, а тут фонтан крови бьёт со дна души : тут

«Анна Каренина» предвещена – отмщение «бесовской страсти»».)

(Л.Аннинский – ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных

Катериной, но и кровь её загубленной души.)

3) Итоги, обобщение.

-Обратимся к экранизации произведения Н.С.Лескова. Но прежде ответим на два

последних задания работы в начале урока. Какое отношение и значение имеют

слова «чулки» и «щука» ? (Видеофрагмент. Каторга, последние сцены.)

-Так кто же она, Катерина Измайлова, -- страстная натура или больная душа ? ( 13

слайд. Опорный лист.) !!! Читаем ответы , если успеем.

-Так в чём же загадка женской души ? Не знаете ? И я не знаю, значит, останутся ещё

вопросы для размышления над русской классикой. Но почему в качестве эпиграфа

мы взяли слова Ф.И.Тютчева ? (14 слайд)

- В основе женской души – да и души человеческой вообще – должна

быть

Любовь.



В раздел образования