Автор: Агапитов Алексей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Тулун Иркутская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Формирование основных исполнительских навыков в классе гитары с использованием здоровьесберегающих технологий».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
Методическое сообщение
«Формирование основных исполнительских навыков в классе гитары с
использованием здоровьесберегающих технологий».
Подготовил: Агапитов А.М.
преподаватель ДМШ
Тулун 2018 год
Тема: «Формирование основных исполнительских навыков в классе гитары с
использованием здоровьесберегающих технологий»
Цель: изучение использования здоровьесберегающих технологий применительно к
практике преподавания на музыкальных занятиях в ДМШ.
Задачи:
систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих
технологий в учебный процесс;
определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в
учебный процесс;
подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на
формирование психического здоровья учащихся.
Введение
Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его
здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья
детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения
является показателем благополучия общества.
Проблемы современной системы образования требуют новой трактовки понятия
“образование”. Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные
государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся
предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности.
Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в
состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические
нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам
в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и
продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от
преподавателей
новых
подходов
в
образовании
и
воспитании
детей,
основанных
на
принципах здоровьесбережения. Цель педагогического опыта – изучение использования
здоровьесберегающих
технологий
применительно
к
практике
преподавания
на
музыкальных занятиях в ДМШ.
В настоящее время одним из самых популярных музыкальных инструментов среди
широких слоёв населенияявляется гитара. В курсе музыкальной школы этот инструмент
издавна
занимает
достойное
место.
Его
преподавание
ведётся
по
программе
государственного образца и рассчитано на пяти или семилетний цикл.
Что
такое
формирование
основных
исполнительских
навыков
в
классе
гитары?
Под
понятием «исполнительские навыки» нужно подразумевать целый комплекс технологий,
которые охватывают весь педагогический процесс, протекающий на протяжении всех лет
обучения игре на гитаре. Как и на любом другом музыкальном инструменте, обучение на
гитаре начинается с посадки. На каком стуле должен сидеть начинающий гитарист? Стул
должен быть самым обыкновенным, желательно деревянным, с жёстким сидением и такой
же
жёсткой
спинкой.
Обучающийся
школьник
должен
сидеть
на
передней
половине
сидения стула. Первое время обучение посадке желательно проводить без гитары. Ни в
коем случае нельзя опираться спиной на спинку стула. Левая нога ученика должна стоять
на специальной подставке. Левое колено должно быть выше уровня стула. Регулируя
высоту стула и скамеечки какими-либо подкладками, добейтесь правильного и удобного
«комфортного» положения тела учащегося. Учащийся не должен думать и чувствовать во
время исполнения, что ему очень неудобно «не комфортно» сидится на данном сидении.
Он должен быть весь сосредоточен на исполнительском процессе, и ничто не должно его
от
этого
отвлекать.
Затем,
нужно
подать
гитару
ученику,
избегая
резких
угловатых
движений,
и
перейти
к
обучению
посадки
уже
с
инструментом.
Учащийся
должен
поместить гитару на своём теле так, чтобы кузов гитары выемкой оказался на левом
колене. Гриф должен быть приподнят так, чтобы головка его была на одном уровне с
плечом. Правую ногу надо отклонить в сторону, так как она не поддерживает инструмент.
Нижняя дека инструмента должна прижиматься к груди учащегося. Верхняя дека по
отношению
к
полу,
находится
в
вертикальном
положении.
Далее
обучаемый
должен
наклонится чуть вперёд, и коснувшись грудью инструмента – положить свободно правую
руку в районе локтевого сустава на корпус гитары в его самом широком месте так, чтобы
кисть расположилась над струнами у розетки. От правильной посадки зависит свободное и
рациональное движение рук, устойчивость инструмента, наименьшая утомляемость при
занятиях. Правильная посадка - первое важнейшее звено в цепочке необходимых навыков.
За этим процессом, то есть за посадкой учащегося, нужно наблюдать постоянно на каждом
занятии в течение очень длительного времени, пока сам учащийся не почувствует, что
сидеть нужно только так, и никак иначе. Посадка, один из самых важных компонентов в
деле формирования основных исполнительских навыков при обучении игре на гитаре.
После знакомства с технологией посадки, за которой очень долгое время нужно будет
следить,
нужно
перейти
к
не
менее
важным
компонентам,
которые
играют
одну
из
ключевых
ролей
в
деле
формирования
основных
исполнительских
навыков
в
классе
гитары – это постановка рук.
Постановка правой руки.
Правая рука должна извлекать звук и, в то же время придерживать инструмент. Звук
извлекается посредством щепка или удара по струнам кончиками пальцев. Большой палец
производит щепок от себя, а остальные три пальца к себе. Верхняя часть предплечья (у
локтя) кладётся на ребро нижней части инструмента. Кисть руки находится над струнами
в полусогнутом положении и отклонена вправо. При извлечении звука кисть должна быть
неподвижна,
но
не
должна
напрягаться.
Пальцы
так
же
находятся
в
полусогнутом
положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки.
Постановка левой руки.
Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в согнутом положении. Струны
прижимают кончиками пальцев при игре всеми приёмами, кроме баррэ. Пальцы в суставах
не
прогибаются,
за
исключением
указательного
пальца,
который
прогибается,
когда
прижимает одновременно две или три струны. Большой палец струн не прижимает. Он
служит опорой для четырёх пальцев, прижимающих струны; поэтому он не должен быть
виден из-под грифа. Струны надо прижимать около металлических пластинок, но не
сдвигать их в сторону. Ногти должны быть коротко острижены.
Движение пальцев при игре.
Если учащийся с первых же упражнений усвоит правильные приёмы, это послужит
ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев
при
игре
вызывается
сокращением
мускулов.
Их
напряжённость
не
должна
быть
постоянной. Как только появляются первые признаки утомления, нужно делать небольшой
перерыв в занятиях и прибегать к простому и действенному средству – опускание вниз
руки.
Частое
механическое
(бессознательное)
повторение
какого-нибудь
упражнения
может привести только вред. Пальцы правой руки заставляют звучать струны посредством
ударов. Важной предпосылкой является своё собственное представление (ощущение) тона,
который должен возникнуть, как результат правильного движения пальцев. Абсолютных
норм удара не существует: звук всегда будет иметь индивидуальную окраску. Очень много
зависит, конечно, от инструмента и от выбора струн. Приготовленный для удара палец,
должен
находиться
вертикально
по
отношению
к
струне.
При
таком
положении
соприкосновение
придаёт
большую
силу
удару,
делая
звук
звенящим
и
богатым
обертонами.
Таким
образом,
правильность
удара
зависит
от
положения
руки
по
отношению к струнам. Каждый перегиб сустава руки вызывает застой кровообращения.
Непринуждённость
тут
является
правилом.
В
результате
неправильной
постановки
и
неправильного удара инструмент звучит тускло и неинтересно.
Способ извлечения звука.
Прежде чем говорить о способе извлечения звука, необходимо сказать несколько
слов об особенностях каждого из пальцев. Самый сильный, но неповоротливый палец –
это большой. Наиболее ловкий -
первый (указательный) палец. Второй палец, будучи
самым длинным, больше других связан в своих движениях, вследствие того, что он
зависит от третьего пальца, а так же из-за своего положения между первым и третьим
пальцами. Это очень часто лишает его свободы при игре. Третий палец (безымянный)
слабый и менее подвижный. Четвёртый палец (мизинец) самый короткий и слабый, почти
не участвует в игре, за исключением редких случаев. Работая над техникой игры на гитаре,
следует стремиться, чтобы все пальцы были ловкими и подвижными. Извлекать звук на
струне возможно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой
силой,
начиная
от
подставки,
и,
постепенно
передвигая
руку
к
грифу,
то
тембр
инструмента заметно изменится. Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время
удара, тем сильнее и ярче звучит инструмент. Существует два способа извлечения звука:
1.Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2.Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.
Первый
способ
считается
наиболее
употребительным
и
заключается
в
следующем:
кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно
струна скользит на ноготь, который заставляет струну звучать. От такого удара звук
получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом, ногти должны быть не
длиннее, чем на 1,5 - 2 мм над уровнем подушечки пальцев, иметь полукруглую форму и
концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает
звук кончиком подушечки. Так как ногти на пальцах постоянно растут, то за ними нужно
следить, придавая им одну и ту же форму, размер и, нив коем случае, не допуская
шероховатостей – всё это отражается на звуке.
Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев правой руки при
ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом
концертанты почти не пользуются, так ка инструмент звучит гораздо тише, чем при
ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется,
должны быть коротко острижены.
Первоначальные навыки игры апояндо и тирандо.
Для выполнения приёма апояндо (в отличии от тирандо) почти прямые пальцы
правой руки совершают движения по такой траектории, чтобы после извлечения звука
опереться на следующую струну. Подушечки основания пальцев, при этом, находятся не
над следующей струной, а через одну струну от извлекаемой. Желательно проделать это
движение
разными
пальцами
на
любых
открытых
струнах.
Пальцы
не
должны
прогибаться
в
последнем
суставе.
Ощущение
напряжения
при
извлечении
звука
и
последующего расслабления должно быть точно такое же, как и при тирандо. Приём
апояндо
придаёт
инструменту
новое
звучание.
Изменяется
не
только
сила
звука
(он
становится чуть громче), сколько тембр и характер звучания. Звук получается более
плотным, округлым и энергичным.
Здоровьесбережение как залог успешного обучения.
Несомненно, что успешность обучения в детской музыкальной школе определяется
состоянием здоровья, с которым ребёнок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и
укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного
процесса. Но для этого педагогам нужно обучиться здоровьесберегающим технологиям,
позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в
том числе, и на уроках, и в общей программе работы школы. Педагог должен осознавать
приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в
том случае, если ученик здоров и физически, и психически.
Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребёнка:
1.
Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса
в целом.
2.
Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и
направленность к здоровьесберегающим методикам
.
Модель здоровьесберегающего обучения.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле,
можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт
на пользу здоровья обучающихся. Это те приемы, методы и технологии, которые не
наносят
вреда
здоровью
детей,
обеспечивают
им
безопасные
условия
пребывания
и
обучения в ДМШ. Тем самым создаётся образовательная среда, которая обеспечивает
снятие
многих
отрицательных
факторов,
даёт
возможность
преподавателю
решать
проблемы обучения успешнее, а детям облегчает напряжённость учебного процесса, а
значит эффективность обучения возрастает.
В
основе
модели
здоровьесберегающего
обучения
находятся
две
составляющих:
«обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с
развитием
интеллектуальных
и
творческих
способностей
ребенка,
базирующаяся
на
педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая
здоровье
среда»
опирается
на
создание
психологического
комфорта,
эмоциональной
отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К
примеру, это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той
средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная
работа для глаз без усилий и напряжения. Преподаватель должен чувствовать, когда
ученик устал (у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным) и
предпринимать все возможные методы и приёмы для снятия утомления.
Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной
организации
деятельности
учителя
и
учащихся,
без
которых
невозможно
достичь
эффективности обучения.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого
ребенка,
создавать
условия
для
развития
его
уверенности
в
себе,
инициативности,
творческих
способностей,
самостоятельности
и
ответственности.
Сохраняя
здоровье
детей,
преподаватели
должны
свести
к
минимуму
все
факторы
риска:
стрессовое
воздействие
на
ребенка,
несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
особенностям
детей,
несоответствие
условий
обучения
санитарно-гигиеническим
требованиям и т.д.
Организация и планирование занятия
Поскольку основой любого образовательного процесса является урок, то и его
влияние
на
здоровье
учащихся
является
наиболее
важной
частью
в
этой
сфере.
Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо
педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих элементов
связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.
Преподаватели детской школы искусств обычно следят за соблюдением режима занятий:
строят урок с учетом работоспособности детей, чередуют различные виды деятельности,
выполняют гигиенические требования, создают благоприятный эмоциональный настрой.
Тем
не
менее,
нужно
напомнить
об
основных
моментах
учебного
процесса.
Есть
своеобразные ориентиры, на которые целесообразно обратить внимание при проведении
занятия.
Обязательной составляющей здоровьесберегающей организации урока в соответствии с
современными
требованиями
являются
гигиенические
условия
в
классе.
Одним
из
элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на
учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы
санитарными нормами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем
поддержания
комфортной
температуры,
уровня
освещенности
и
регулярного
проветривания
помещения
класса. Отметим,
что
утомляемость
школьников
и
риск
аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий. Но кроме
этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи.
В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую
науку
-
ароматологию
и
ее
прикладную
ветвь
-
ароматотерапию.
Лучший
источник
полезных
и
гармоничных
запахов
-
растения.
Выращивание
в
классах
комнатных
растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта,
безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только
сохранения
и
укрепления
здоровья.Растения
наши
молчаливые
друзья
и
помощники,
чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород,
поглощают
вредные
газы
и
вещества,
задерживают
пыль,
уменьшают
воздействие
городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный
комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя.
Главный упор, который мы делаем на занятиях – это рациональная организация занятия,
использование
активных
форм
и
методов
обучения.
В
общеобразовательных
школах
большинство учителей используют следующие приемы здоровьесбережения на уроках:
динамические паузы, расслабление под музыку и включение игровых моментов на уроках,
гимнастику для глаз.
Число
видов
учебной
деятельности,
используемых
преподавателем,
является
важной
составной частью урока. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный,
наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование
4–7
видов
работы
за
занятие,
но
не
менее
трех.
Однообразие
занятия
способствует
утомлению школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида
деятельности
на
другой
требуют
от
учащихся
дополнительных
усилий,
что
также
приводит к быстрой утомляемости.
Следует
учитывать
продолжительность
и
чередование
различных
видов
учебной
деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если
в течение урока по сольфеджио используется один вид деятельности или 30-35 минут на
уроке по специальности занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня
восприятия
материала
учеником.
Необходимо
чередовать
различные
виды
слуховой,
двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором
нового
нотного
материала,
повторением
уже
выученных
пьес,
которые
ученик
знает
наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.
В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временной
характер и исчезают при смене вида деятельности или в процессе отдыха. Учебный
процесс не должен исключать утомления, но должен строиться таким образом, чтобы
отдалить его наступление и, самое главное, предупредить возникновение переутомления.
Отрицательное
воздействие
переутомления,
особенно
хронического,
длительно
действующего,
как
правило,
сказывается
на
росте,
развитии
ребенка,
состоянии
его
здоровья. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения в виде нарушений
процессов роста, развития, ухудшения психологического здоровья детей, в основе своей
имеют перегрузку и, как следствие, переутомление. Именно поэтому рекомендации по
организации
всего
учебного
процесса
с
учетом
возрастных
физиологических
закономерностей
и
динамики
работоспособности
ребенка
-
насущная
необходимость
здоровье сберегающей системы обучения.
Психологический комфорт ученика на занятии.
Важное условие для сохранения здоровья ученика, его посадка за инструментом.
Ребенок приходит на занятие после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а
здесь
опять
приходится
долго
стоять,
держать
руки,
ставить
пальцы,
внимательно
смотреть в ноты. Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование
опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань,
поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении, тем более стоять.
У малышей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо
развиты,
поэтому
она
и
искривляется
в
разные
стороны.
Ребенку
следует
давать
возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.
Естественность позы ребенка на уроке может служить и индикатором психологического
воздействия
на
него
учителя.
Разрушающее
воздействие
на
здоровье
ребенка
авторитарного
стиля
обучения
состоит
в
том,
что
ребенок
находится
в
состоянии
напряжения
в
ожидании
окрика
или
приказа.
Следует
давать
ученику
возможность
расслабиться, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда
начинается работа над произведением. Поэтому следует обратить внимание именно на эту
сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения,
игровые элементы.
В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима
двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья.
Физкультминутки
и
паузы являются обязательной составной частью занятия.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является
их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также
имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. (Приложение 1).
Существует
серьезная
детская
проблема
–
это
развитие
у
ребенка
искривления
позвоночника. Самый большой риск развития этого заболевания наблюдается в возрасте от
10-14
лет.
Одна
из
причин
сколиоза
состоит
в
том,
что
в
процессе
формирования
организма развитие скелетной мускулатуры может отставать от роста костного скелета.
Провоцирующими факторами сколиоза служат малоподвижный образ жизни ребенка, а
также длительное сидение в неправильной позе за компьютером, за школьной партой и
посадка
за
инструментом.
У
детей
идет
нагрузка
на
спину,
а
скелет
еще
не
успел
полностью
сформироваться,
преподаватель
должен
контролировать,
чтобы
у
ребенка
всегда была правильная постановка корпуса (прямая спина, правильная осанка), Очень
полезно бывает “полетать”: нужно слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и
свести лопатки. Все это делается в положении сидя или стоя.
Благоприятный психологический климат на занятии также служит одним из
показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учеником
на
уроке,
создает
атмосферу
творчества
и
взаимопонимания.
И
наоборот:
наличие
стрессов, постоянное напряжение, отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют
о преобладании на уроке тенденций, губительно сказывающихся на здоровье ученика.
О личности преподавателя, каким он должен быть, написано много трактатов, но не
последнее место в этом ряду занимает проявления доброжелательности учителя. На уроке
должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и
необидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов и др.
При планировании занятияянеобходимо учитывать следующие моменты:
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником, непосредственно на
учебную работу. Рекомендуемые показатели колеблются в диапазоне от 60% до 80%;
момент наступления утомления и снижения активности учащегося, (норма - не ранее чем
за 5–10 минут до окончания урока); темп и особенности окончания урока. Желательно,
чтобы завершение урока было спокойным: учащийся имел возможность задать вопросы,
учитель мог записать задание в дневник, сделать акценты на наиболее важных деталях в
домашней
работе,
найти
возможность
поощрить
ученика
за
прилежание,
отметить
улучшения и недоработки в домашних занятиях. Хороший результат даёт обсуждение
оценки за урок совместно с учеником, чтобы он понимал, к какому результату нужно
стремиться. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: самооценка,
совместная оценка учителя и ученика, окончательная оценка. Недопустима задержка
учащихся в классе на перемену. Именно этот момент наиболее часто нарушается в нашей
практике, когда именно перемену преподаватель использует для записи задания или для
доигрывания произведений.
Особенностью здоровьесберегающего подхода является момент окончания занятия. Мы
считаем необходимым пожелать ученику хороших оценок по другим предметам, чтобы он
ощущал заинтересованность учителя в его учебе, уверенность в своих силах. т.д. ивной и
заключает в себе бережное отношение к психологическкого результата ждет от него
учитель Все это будет способствовать формированию культуры общения и поведения вне
урока, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в
привычку, но и в характер человека.
Показателем
эффективности
проведенного
занятия
можно
считать
состояние
и
вид
ученика,
выходящего
с
занятия:
спокойное,
деловое,
утомленное,
растерянное
или
взвинченное.
Таким образом, рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды
деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и
эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса
к
игре
на
инструменте,
дети
будут
сохранять
активность
до
конца
урока,
им
будет
нравиться узнавать все больше нового.
Стиль общения и здоровье педагога
О двух составляющих процесса обучения – учитель и ученик - написано много
методической литературы, поэтому скажем лишь несколько слов в контексте затронутой
проблемы.
Анализ
психического
здоровья
преподавателя
показывает,
что
для
формирования здоровья детей необходимо, чтобы сами учителя не только знаниями, но и
собственным примером показывали ученикам путь к здоровью. При позитивном стиле
общения преподаватель выслушивает учеников, приглашает участвовать в обсуждении, в
его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.),
лицо выражает радость и удовлетворение. У преподавателей с таким стилем общения
преобладают
позитивные
реакции,
меньше
категорических
суждений.
Они
чаще
используют разнообразные интересные технологии обучения, дети на уроке у них более
активны и свободны.
Заключение
В
заключение
хочется
подчеркнуть,
что
реализация
здоровьесберегающей
образовательной
модели
подтверждает
эффективность
применения
современных
здоровьесберегающих
технологий
на
занятиях,
достигая
при
этом
положительных
результатов.
Обогащение
учащегося
опытом
эмоционального
отношения
к
действительности является важным аспектом духовного развития ребенка - его духовного
здоровья.
Сама
система
обучения
в
музыкальной
школе,
предполагающая
не
только
групповые занятия и индивидуальные, таит в себе огромные возможности, основное
достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности.
Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному преподавателю.
Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней - выиграют, в
конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь
понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни –
вот цель, к которой должен стремиться учитель.
Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное
влияние напряженной учебы на здоровье учащихся. Целью взрослых является поиск
эффективных
форм
образования,
направленных
на
оздоровление
и
формирование
у
учащихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.
Список используемой литературы:
1. Э. Пухоль Школа игры на гитаре – 1987 г.
2. А. Иванов-Кромской Школа игры на гитаре – 1989 г.
3. П. Агафонов Школа игры на гитаре – 1989 г.