Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр"


Автор: Булах Валентина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интеллектуальных способностей средствами логико –

математических игр

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того,

чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и

интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование

таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект

мыслительная

способность

человека

ум,

рассудок,

разум;

уровень

умственного развития.

Интеллект

(от

латинского

слова

i

ellecus

разумение,

понимание,

постижение)

в

психологической

науке

рассматривается

как

«относительно

устойчивая

структура

умственных способностей индивида».

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности

подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах,

способностях

и

др.;

оно

осуществляется

в

результате

воздействия

на

ребенка

обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит

систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического

отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными

логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение

символов;

развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через

свойственную этому возрасту вид деятельности - игру. Знания, данные в занимательной

форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые

сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей

необходимо

использовать

направлять

в

целях

решения

определенных

учебных,

воспитательных и развивающих задач.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение

для

интеллектуального

развития.

Игра,

помогает

нам,

педагогам,

создать

мотивацию

деятельности

детей

на

обогащение,

закрепление

математических

знаний,

развитие

логического мышления

Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные

возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению

обобщенных

средств

и

способов

умственной

деятельности,

к

развитию

логических

приемов мышления.

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами

обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В

математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их

обучения с самого раннего возраста.

В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела

«Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие»,

одним

из

пунктов

является

«Формирование

элементарных

математических

представлений»

В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей

дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений

детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску

нестандартных решений задач.

На

современном

этапе

воспитания

и

обучения

широко

используются

логико-

математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения,

закономерности,

предполагающие

выполнение

логических

операций

и

действий.

В

процессе

игр

дети

овладевают

мыслительными

операциями:

анализ,

синтез,

абстрагирование,

сравнение,

классификация,

обобщение.

Логико-математические

игры

специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные

математические

представления,

способности,

но

и

определенные,

заранее

спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые

для

усвоения

в

дальнейшем

математических

знаний

и

их

применение

к

решению

различного рода задач.

Педагог З.А. Михайлова отмечает, что при решении таких игр дети пользуются двумя

видами

поисковых

проб:

практическими

(действия

в

перекладывании,

подборе)

и

мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).

В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы

внезапно приходят к правильному решению

Каждая логико – математическая игра включает в себя определенную познавательную

нагрузку,

которая,

как

правило,

скрыта

игровой

мотивацией.

Умственная

задача

реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива

проявляются

в

активной

умственной

деятельности,

основанной

на

непосредственном

интересе

.

Многообразие игр занимательного материала дает основание для его систематизации.

Наиболее

подробную

классификацию

занимательного

математического

материала

предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

1.

Развлечения.

2.

Логические игры, задачи, упражнения.

3.

Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические

развлечения:

головоломки,

ребусы,

лабиринты,

загадки,

задачки

шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками

на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг»,

«Колумбово

яйцо»,

«Вьетнамская

игра»,

«Монгольская

игра»

- интересны

по

содержанию,

занимательны

по

форме,

отличаются

необычностью

решения,

парадоксальностью результата.

Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение;

игры

на

классификацию

по

1-2-3

признакам,

логические

задачи

на

увеличение,

уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки

Дьенеша,

палочки

Кюизенера,

кубики

Никитиных

-

отражают

закономерности,

отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При

решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт

и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих

предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности,

выделение

лишнего;

игры

на

развитие

внимания,

памяти,

воображения,

игры

на

нахождение противоречий:

«Где

чей

домик?»,

«Что

лишнее?»,

«Найди

такую

же?»,

«Назови

одним

словом»,

«Что

изменилось?»,

«Какие

числа

убежали»,

«Продолжи»,

«Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных,

пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в

различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и

т.

д.

Дидактические

игры

способствуют

формированию

новых

знаний

и

способов

действий,

в

связи

с

чем

являются

оптимальным

средством

обучения

детей

началам

математики.

Для

успешного

использования

логико

математических

игр

необходимо

руководствоваться следующими критериями:

создание предметно – развивающей среды;

систематизация игр в планирование;

уровень сенсорного развития дошкольников;

индивидуально – дифференцированный подход;

характер мотивации;

руководство детской деятельности в игре;

использование

проблемных

ситуаций,

постановки

нестандартных

заданий

для

стимулирования активности ребенка в игре.

Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на

определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и

мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания

задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе

усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством

воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и

доказательности

рассуждений,

желания

проявлять

умственное

напряжение,

сосредоточенность внимания на проблеме, что положительно влияет на интеллектуальное

развитие.

Список литературы

1. Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических

представлений М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.

2. Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических

представлений у детей дошкольного возраста З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.:

1988.- 145с.

3. Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников Е. А. Носова, Р.

Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.



В раздел образования