Автор: Данько Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Горнозаводск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Математический брейн–ринг «Мой город Горнозаводск»
Раздел: среднее образование
Математический брейн-ринг «Мой город Горнозаводск»
Автор: Данько Татьяна Александровна,
учитель математики МАОУ СОШ №,
г.Горнозаводск Пермский край
Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.
Проблема: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Цели:
Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать
познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность,
любознательность, логическое и творческое мышление.
Расширять математический кругозор учащихся.
Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию
доброжелательных и дружеских отношений.
Задачи:
активизировать деятельность обучающихся;
развивать познавательные и творческие способности, остроты мышления и
наблюдательности;
воспитывать культуру коллективного общения;
воспитывать любовь к историческому прошлому своего города.
Ученик:
- активный субъект деятельности
- удовлетворяет личный интерес
- инициативен
- самостоятелен в поиске решения проблем, проявляет способности, талант, творчество
Материалы: 3 флажка, жетоны, презентация
Звучат фанфары.
- Ребята, сегодня у нас с вами пройдет интересная игра. Три команды самых
эрудированных и подготовленных ребят от каждого класса будут сражаться за звание
победителя.
Представление участников поименно.
- Послушайте, пожалуйста, правила игры:
Правила игры:
Соревнования по "Брейн-рингу" состоят из матчевых боев. Каждый бой состоит из
одного или нескольких вопросных раундов.
В каждом бое участвуют 3 команды. Во время боя в составе команды может
находиться не более 6 человек. Замены по ходу боя запрещены.
Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в
отведённое время. Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно.
Ведущий задает вопросы и оценивает правильность ответов команд. Бой считается
завершённым, когда ведущий объявляет его результат.
Пока вопрос до конца не задан, команда не имеет права отвечать.
После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов ответ, дает сигнал
флажком и получает право на ответ.
Если команда отвечает правильно, ей засчитывается 1 балл и дается жетон. Если
нет, право ответа переходит к той команде, которую она выберет. Если в течение
одной минуты вторая команда дает ответ правильный, то она получает 1 балл, если
неправильный или не успевает ответить за минуту, то 1 балл не получает никакая
команда.
Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме всех вопросных
раундов большее количество баллов (жетонов).
В случае равенства количества баллов у обеих команд бой считается
закончившимся вничью.
- У нас на игре присутствуют эксперты. Это наши уважаемые учителя. Они ведут счет
игре и показывают его на табло. А так же разрешают спорные ситуации, если такие
возникнут. Ещё позвольте представить вам наблюдателей. Это наши родители. У них в
руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они сигнализируют нам
этими карточками, Итак, начинаем!
I бой «Блиц-опрос»
По три вопроса каждой команде. Команды отвечают по порядку. Это разминка. За
каждый правильный ответ – жетон.
1.
В каком году на территории станции Пашия образовалась деревня? Как она
называлась?
Реши пример и узнаешь год: 125*8*2-97=
Ответ: в 1913 году, Даниловка.
2.
В конце 1953 года появился первый корпус и высокие трубы Ново - пашийского
завода. Одновременно развернулось строительство городка цементников Новая
Пашия. Какова численность его населения? Реши пример и узнаешь численность:
250*8=
Ответ: около 2000 человек.
3.
На сколько учащихся была построена первая школа?
Реши пример и узнаешь количество: 25*8+80=
Ответ: на 280 человек.
4.
В 1937 году в окрестностях Пашии обнаружили большие залежи известняка. Было
принято решение строить в этом месте цементный завод. Но тогда этим планам
помешала война. В каком же году началось строительство завода?
Вычисли удобным способом: 4254-(1254+1052)=
Ответ: в 1948 году.
5.
Когда был образован город Горнозаводск?
Вычисли примеры и узнаешь число, месяц и год образования города:
64:16=
121:11=
2000-35=
Ответ: 4.11.1965г.
6.
Сколько обучающихся в нашей школе? Вычисли удобным способом: (416+615)-
316=
Ответ: 715 обучающихся.
7.
Признанным культурно-досуговым центром является дом культуры «Цементник», в
котором работает множество студий и кружков. А вы знаете какие?
Ответ:
Образцовый детский театр «Рябинка»;
Образцовый фольклорный коллектив «Белые росы»;
Народный коллектив «Самоцветы»;
Песенный коллектив «Русская песня»;
Академический хор «Октава»;
Детский эстрадный коллектив «Разноцветные нотки»;
Образцовый театральный коллектив «Авось».
8.
В нашем городе работает детская школа искусств. Как называются отделения
подготовки и обучения детей?
Ответ:
Театральное;
Изобразительное и прикладное искусства;
Музыкальное.
9.
В г. Горнозаводске большое внимание уделяется спорту. Какие пункты этому
способствуют?
Ответ:
Плавательный бассейн «Юность»;
Военно-спортивный клуб;
Туристический клуб;
Спортивная школа олимпийского резерва;
Секции каратэ и самбо.
II бой «Кто вперед»
Сколько человек проживало в г. Горнозаводске в настоящее время? Кто вперед
вычислит пример со степенью, тот поднимает флажок.
10
4
+ 10
3
+ 10
2
+ 10 + 513 =
Ответ: 11 623 человека (данные 2014 года).
III бой «Вычисли – не ошибись»
В каком году был утвержден Герб решением Земского собрания Горнозаводского района?
Если вычислишь и не ошибешься, то ответ первого примера покажет число, второго –
месяц, а третьего – год утверждения Герба.
1.
(-1)
6
*1
5
=
2.
(-3)
6
:(-3)
4
=
3.
(-10)
3
*2 =
Ответ: 1.9.2000г., автор Ю.К. Николаев, художники А.П. Зырянов, Л.А.
Колчанова.
IV бой «Шифровка»
Там, где драгоценные камни – всегда кипят нешуточные страсти. На гербе
Горнозаводска помещена рука, держащая драгоценный камень. Это и символ
природных богатств края, и надежда на удачу и счастье, которые камень приносит
согласно легендам.
А какие драгоценные камни не добывали в Горнозаводском районе?
Для этого найдите в таблице число, которое не повторяется. Оно и послужит ответом.
Зашифрованы числами слова: 17- золото; 18 - алмазы; 19 - платина.
15
18
15
20
17
21
13
18
17
15
14
16
20
14
20
17
15
13
18
21
19
16
20
18
14
Ответ: 19 – платина.
В п.Пашия и п.Медведка добывались золото и алмазы. В 1829г. было найдено 2 алмаза, в
1830 – 26, 1831 – 8. К 1928г. на Урале найдено около 220 алмазов, самый крупный из них
имел массу 3 карата. С 2015 г. планируют добывать платину недалеко от п.Медведка.
V бой «Быстрое умножение»
Железные дороги коренным образом изменили хозяйственную и культурную жизнь
Предуралья. Вдоль стальных магистралей появились новые населенные пункты,
строились новые заводы. Первая Уральская горнозаводская железная дорога была пущена
1 октября 1878 года. Она имела протяженность 670 вёрст. Какова длина дороги в
километрах, если 1 верста=1067м? Ответ округли до целых.
Ответ: 715км.
VI бой «Фамильный»
Фамилия первопоселенцев сохранились в народной памяти. А какая фамилия здесь
лишняя вы сможете определить, если поймете принцип составления последовательности
чисел:
1.
1,3,5,7 . Ермаковы.
2.
2.4,6,8. Лутохины.
3.
2,4,8,16. Ивановы.
4.
-5,-3, -1, 1. Смердовы.
5.
-4,-2,0,2. Краевы.
6.
-1, 1, 3, 5. Рожковы.
Ответ: Ивановы.
VII бой «Исторический»
Горнозаводск был первым городом в Пермской области, получившим природный газ.
Когда был зажжен газовый факел?
До сих пор используются римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже
около 2500 лет назад.
I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000.
Вы узнаете год, если от римского числа перейдете к арабскому числу.
M CD LХ VI.
Ответ: 1966 год.
VIII бой «Кто вперед»
Перед вами здания нашего города. Решите уравнения, запишите ответы по порядку и
определите, о каком здании идет речь. Право ответить получает команда, которая первая
подняла флажок. За каждый правильный ответ – жетон.
На слайде 8 зданий:
- Дом культуры «Цементник» (1952г.);
- Больничный комплекс, ныне здание терапевтического отделения районной больницы
(1959г.);
- Краеведческий музей (1967г.);
- Плавательный бассейн (1984г.);
- Администрация города Горнозаводска (1953г.);
- Санаторий-профилакторий «Алит» (1987г.);
- Военкомат (1957г.);
- Дом детского творчества (1973г. )
1.
-0,7х=-0,7 (1)
2.
1,4х – 5,6=7 (9)
3.
7
8
х+4=
3
4
х+5 (8)
4.
2
х
=16 (4)
Ответ: в 1984г. был сдан в эксплуатацию плавательный бассейн.
IX бой «Знатоки знаменитых людей города»
- Перед вами портреты людей, которые сделали большой вклад в развитие нашего города.
Это Демина Н.И., директор МБОУ СОШ№3, и Латанова С.Л., руководитель Образцового
детского театра «Рябинка».Что общего у них?
- Они выпускницы нашей школы. Одноклассницы.
- В каком году они закончили школу?
Чтобы ответить на этот ворос, решите задачу:
Вкладчик положил на счет в банке 4920 рублей из расчета 40% годовых. На сколько
рублей у него увеличится вклад через год?
Ответ: они выпускницы 1968 года нашей школы.
X бой «Улицы»
Город поделен на микрорайоны. При составлении каталога улиц опирались на
географическое положение улиц и на народные исторические традиции. Определив, по
какому принципу составлены последовательности чисел, вы узнаете количество улиц в
каждом микрорайоне.
1.
Центральные улицы
2, 4, 8, …
2.
Северные улицы
625, 125, 25, …
3.
Южные улицы (татарский аул)
128, 64, 32, …
4.
Западные улицы (тагилка)
4, 5, 6, …
5.
Юго-западные улицы
4096, 512, 64, …
Ответ: 1 – 16, 2 – 5, 3 – 16, 4 – 7, 5 – 8.
А всего улиц в Горнозаводске 52.
Сколько улиц названы фамилиями
Найдите значение выражения
1.
героев гражданской войны
х
2
–1 при х=2
2.
руководителей страны, государства
х
2
– 6х + 9 при х=0
3.
писателей и поэтов
(2х-1)*(2х+1) при х=-1
Ответ:
1 – 3: Горбунова, Кошкова, Фрунзе;
2 – 9: Калинина, Свердлова, Кирова, Энгельса, К.Маркса, Куйбышева, Луначарского,
Ленина, Тельмана;
3 – 3: Маяковского, Лермонтова. Фурманова.
Сопоставь названия улиц и их длину:
1.
Вокзальная, Октябрьская
1. 80 м
2.
Кирова
2.1540 м
3.
Свободы
3.160 м
4.
Свердлова
4.1510 м
5.
Школьная
5.1030 м
6.
Красноармейская
6.1500 м
7.
Чапаева, 8 марта
7.1000 м
Ответ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 6, 4 – 5. 5 – 7, 6 – 3, 7 – 1.
XI бой «Заповедный»
Не так уж много на земле мест, где до сегодняшнего дня сохранились заповедные уголки
дикой природы. А сколько охраняемых природных территорий в Горнозаводском районе?
Ответить на данный вопрос вы сможете, если определите какое из равенств является
тождеством:
1.
а
2
– в
2
= (а – в) * (а +в)
2.
(а – в)
2
= а
2
– в
2
3.
(а – в)
3
= а
3
– в
3
4.
а
3
– в
3
= (а – в) * (а
2
+ ав + в
2
)
Ответ: 14 (Легендарные камни на р.Чусовой – Гусельный, Дыроватые ворота, Четыре
Брата, Филин, Отметыш, на р.Вильва – Соколья Гора, на р.Вижай – Пашийская пещера,
жемчужина Горнозаводского района – заповедник Басеги)
- Пока идет подсчет жетонов, ребята посмотрите фильм «Мой Горнозаводск». Этот фильм
сделал учитель английского языка нашей школы Ануфриев В.В. К сожалению, его уже нет
в живых. Но какую память он оставил о нашем городе!
Подводятся итоги игры. Вручаются дипломы победителям и сувениры участникам команд
(карточки с фотографиями города на одной стороне и формулами сокращенного
умножения - на другой).
Используемые источники:
1.
Материалы Горнозаводской Центральной Межпоселенческой библиотеки в
Горнозаводске.
2.
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2006
3.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: «Учитель»,
2006
4.
Журналы «Математика в школе». 1999. № 3, 4, 6.