Напоминание

Математический брейн–ринг «Мой город Горнозаводск»


Автор: Данько Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Горнозаводск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Математический брейн–ринг «Мой город Горнозаводск»
Раздел: среднее образование





Назад




Математический брейн-ринг «Мой город Горнозаводск»

Автор: Данько Татьяна Александровна,

учитель математики МАОУ СОШ №,

г.Горнозаводск Пермский край

Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.

Проблема: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Цели:

Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать

познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность,

любознательность, логическое и творческое мышление.

Расширять математический кругозор учащихся.

Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.

Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию

доброжелательных и дружеских отношений.

Задачи:

активизировать деятельность обучающихся;

развивать познавательные и творческие способности, остроты мышления и

наблюдательности;

воспитывать культуру коллективного общения;

воспитывать любовь к историческому прошлому своего города.

Ученик:

- активный субъект деятельности

- удовлетворяет личный интерес

- инициативен

- самостоятелен в поиске решения проблем, проявляет способности, талант, творчество

Материалы: 3 флажка, жетоны, презентация

Звучат фанфары.

- Ребята, сегодня у нас с вами пройдет интересная игра. Три команды самых

эрудированных и подготовленных ребят от каждого класса будут сражаться за звание

победителя.

Представление участников поименно.

- Послушайте, пожалуйста, правила игры:

Правила игры:

Соревнования по "Брейн-рингу" состоят из матчевых боев. Каждый бой состоит из

одного или нескольких вопросных раундов.

В каждом бое участвуют 3 команды. Во время боя в составе команды может

находиться не более 6 человек. Замены по ходу боя запрещены.

Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в

отведённое время. Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно.

Ведущий задает вопросы и оценивает правильность ответов команд. Бой считается

завершённым, когда ведущий объявляет его результат.

Пока вопрос до конца не задан, команда не имеет права отвечать.

После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов ответ, дает сигнал

флажком и получает право на ответ.

Если команда отвечает правильно, ей засчитывается 1 балл и дается жетон. Если

нет, право ответа переходит к той команде, которую она выберет. Если в течение

одной минуты вторая команда дает ответ правильный, то она получает 1 балл, если

неправильный или не успевает ответить за минуту, то 1 балл не получает никакая

команда.

Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме всех вопросных

раундов большее количество баллов (жетонов).

В случае равенства количества баллов у обеих команд бой считается

закончившимся вничью.

- У нас на игре присутствуют эксперты. Это наши уважаемые учителя. Они ведут счет

игре и показывают его на табло. А так же разрешают спорные ситуации, если такие

возникнут. Ещё позвольте представить вам наблюдателей. Это наши родители. У них в

руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они сигнализируют нам

этими карточками, Итак, начинаем!

I бой «Блиц-опрос»

По три вопроса каждой команде. Команды отвечают по порядку. Это разминка. За

каждый правильный ответ – жетон.

1.

В каком году на территории станции Пашия образовалась деревня? Как она

называлась?

Реши пример и узнаешь год: 125*8*2-97=

Ответ: в 1913 году, Даниловка.

2.

В конце 1953 года появился первый корпус и высокие трубы Ново - пашийского

завода. Одновременно развернулось строительство городка цементников Новая

Пашия. Какова численность его населения? Реши пример и узнаешь численность:

250*8=

Ответ: около 2000 человек.

3.

На сколько учащихся была построена первая школа?

Реши пример и узнаешь количество: 25*8+80=

Ответ: на 280 человек.

4.

В 1937 году в окрестностях Пашии обнаружили большие залежи известняка. Было

принято решение строить в этом месте цементный завод. Но тогда этим планам

помешала война. В каком же году началось строительство завода?

Вычисли удобным способом: 4254-(1254+1052)=

Ответ: в 1948 году.

5.

Когда был образован город Горнозаводск?

Вычисли примеры и узнаешь число, месяц и год образования города:

64:16=

121:11=

2000-35=

Ответ: 4.11.1965г.

6.

Сколько обучающихся в нашей школе? Вычисли удобным способом: (416+615)-

316=

Ответ: 715 обучающихся.

7.

Признанным культурно-досуговым центром является дом культуры «Цементник», в

котором работает множество студий и кружков. А вы знаете какие?

Ответ:

Образцовый детский театр «Рябинка»;

Образцовый фольклорный коллектив «Белые росы»;

Народный коллектив «Самоцветы»;

Песенный коллектив «Русская песня»;

Академический хор «Октава»;

Детский эстрадный коллектив «Разноцветные нотки»;

Образцовый театральный коллектив «Авось».

8.

В нашем городе работает детская школа искусств. Как называются отделения

подготовки и обучения детей?

Ответ:

Театральное;

Изобразительное и прикладное искусства;

Музыкальное.

9.

В г. Горнозаводске большое внимание уделяется спорту. Какие пункты этому

способствуют?

Ответ:

Плавательный бассейн «Юность»;

Военно-спортивный клуб;

Туристический клуб;

Спортивная школа олимпийского резерва;

Секции каратэ и самбо.

II бой «Кто вперед»

Сколько человек проживало в г. Горнозаводске в настоящее время? Кто вперед

вычислит пример со степенью, тот поднимает флажок.

10

4

+ 10

3

+ 10

2

+ 10 + 513 =

Ответ: 11 623 человека (данные 2014 года).

III бой «Вычисли – не ошибись»

В каком году был утвержден Герб решением Земского собрания Горнозаводского района?

Если вычислишь и не ошибешься, то ответ первого примера покажет число, второго –

месяц, а третьего – год утверждения Герба.

1.

(-1)

6

*1

5

=

2.

(-3)

6

:(-3)

4

=

3.

(-10)

3

*2 =

Ответ: 1.9.2000г., автор Ю.К. Николаев, художники А.П. Зырянов, Л.А.

Колчанова.

IV бой «Шифровка»

Там, где драгоценные камни – всегда кипят нешуточные страсти. На гербе

Горнозаводска помещена рука, держащая драгоценный камень. Это и символ

природных богатств края, и надежда на удачу и счастье, которые камень приносит

согласно легендам.

А какие драгоценные камни не добывали в Горнозаводском районе?

Для этого найдите в таблице число, которое не повторяется. Оно и послужит ответом.

Зашифрованы числами слова: 17- золото; 18 - алмазы; 19 - платина.

15

18

15

20

17

21

13

18

17

15

14

16

20

14

20

17

15

13

18

21

19

16

20

18

14

Ответ: 19 – платина.

В п.Пашия и п.Медведка добывались золото и алмазы. В 1829г. было найдено 2 алмаза, в

1830 – 26, 1831 – 8. К 1928г. на Урале найдено около 220 алмазов, самый крупный из них

имел массу 3 карата. С 2015 г. планируют добывать платину недалеко от п.Медведка.

V бой «Быстрое умножение»

Железные дороги коренным образом изменили хозяйственную и культурную жизнь

Предуралья. Вдоль стальных магистралей появились новые населенные пункты,

строились новые заводы. Первая Уральская горнозаводская железная дорога была пущена

1 октября 1878 года. Она имела протяженность 670 вёрст. Какова длина дороги в

километрах, если 1 верста=1067м? Ответ округли до целых.

Ответ: 715км.

VI бой «Фамильный»

Фамилия первопоселенцев сохранились в народной памяти. А какая фамилия здесь

лишняя вы сможете определить, если поймете принцип составления последовательности

чисел:

1.

1,3,5,7 . Ермаковы.

2.

2.4,6,8. Лутохины.

3.

2,4,8,16. Ивановы.

4.

-5,-3, -1, 1. Смердовы.

5.

-4,-2,0,2. Краевы.

6.

-1, 1, 3, 5. Рожковы.

Ответ: Ивановы.

VII бой «Исторический»

Горнозаводск был первым городом в Пермской области, получившим природный газ.

Когда был зажжен газовый факел?

До сих пор используются римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже

около 2500 лет назад.

I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000.

Вы узнаете год, если от римского числа перейдете к арабскому числу.

M CD LХ VI.

Ответ: 1966 год.

VIII бой «Кто вперед»

Перед вами здания нашего города. Решите уравнения, запишите ответы по порядку и

определите, о каком здании идет речь. Право ответить получает команда, которая первая

подняла флажок. За каждый правильный ответ – жетон.

На слайде 8 зданий:

- Дом культуры «Цементник» (1952г.);

- Больничный комплекс, ныне здание терапевтического отделения районной больницы

(1959г.);

- Краеведческий музей (1967г.);

- Плавательный бассейн (1984г.);

- Администрация города Горнозаводска (1953г.);

- Санаторий-профилакторий «Алит» (1987г.);

- Военкомат (1957г.);

- Дом детского творчества (1973г. )

1.

-0,7х=-0,7 (1)

2.

1,4х – 5,6=7 (9)

3.

7

8

х+4=

3

4

х+5 (8)

4.

2

х

=16 (4)

Ответ: в 1984г. был сдан в эксплуатацию плавательный бассейн.

IX бой «Знатоки знаменитых людей города»

- Перед вами портреты людей, которые сделали большой вклад в развитие нашего города.

Это Демина Н.И., директор МБОУ СОШ№3, и Латанова С.Л., руководитель Образцового

детского театра «Рябинка».Что общего у них?

- Они выпускницы нашей школы. Одноклассницы.

- В каком году они закончили школу?

Чтобы ответить на этот ворос, решите задачу:

Вкладчик положил на счет в банке 4920 рублей из расчета 40% годовых. На сколько

рублей у него увеличится вклад через год?

Ответ: они выпускницы 1968 года нашей школы.

X бой «Улицы»

Город поделен на микрорайоны. При составлении каталога улиц опирались на

географическое положение улиц и на народные исторические традиции. Определив, по

какому принципу составлены последовательности чисел, вы узнаете количество улиц в

каждом микрорайоне.

1.

Центральные улицы

2, 4, 8, …

2.

Северные улицы

625, 125, 25, …

3.

Южные улицы (татарский аул)

128, 64, 32, …

4.

Западные улицы (тагилка)

4, 5, 6, …

5.

Юго-западные улицы

4096, 512, 64, …

Ответ: 1 – 16, 2 – 5, 3 – 16, 4 – 7, 5 – 8.

А всего улиц в Горнозаводске 52.

Сколько улиц названы фамилиями

Найдите значение выражения

1.

героев гражданской войны

х

2

–1 при х=2

2.

руководителей страны, государства

х

2

– 6х + 9 при х=0

3.

писателей и поэтов

(2х-1)*(2х+1) при х=-1

Ответ:

1 – 3: Горбунова, Кошкова, Фрунзе;

2 – 9: Калинина, Свердлова, Кирова, Энгельса, К.Маркса, Куйбышева, Луначарского,

Ленина, Тельмана;

3 – 3: Маяковского, Лермонтова. Фурманова.

Сопоставь названия улиц и их длину:

1.

Вокзальная, Октябрьская

1. 80 м

2.

Кирова

2.1540 м

3.

Свободы

3.160 м

4.

Свердлова

4.1510 м

5.

Школьная

5.1030 м

6.

Красноармейская

6.1500 м

7.

Чапаева, 8 марта

7.1000 м

Ответ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 6, 4 – 5. 5 – 7, 6 – 3, 7 – 1.

XI бой «Заповедный»

Не так уж много на земле мест, где до сегодняшнего дня сохранились заповедные уголки

дикой природы. А сколько охраняемых природных территорий в Горнозаводском районе?

Ответить на данный вопрос вы сможете, если определите какое из равенств является

тождеством:

1.

а

2

– в

2

= (а – в) * (а +в)

2.

(а – в)

2

= а

2

– в

2

3.

(а – в)

3

= а

3

– в

3

4.

а

3

– в

3

= (а – в) * (а

2

+ ав + в

2

)

Ответ: 14 (Легендарные камни на р.Чусовой – Гусельный, Дыроватые ворота, Четыре

Брата, Филин, Отметыш, на р.Вильва – Соколья Гора, на р.Вижай – Пашийская пещера,

жемчужина Горнозаводского района – заповедник Басеги)

- Пока идет подсчет жетонов, ребята посмотрите фильм «Мой Горнозаводск». Этот фильм

сделал учитель английского языка нашей школы Ануфриев В.В. К сожалению, его уже нет

в живых. Но какую память он оставил о нашем городе!

Подводятся итоги игры. Вручаются дипломы победителям и сувениры участникам команд

(карточки с фотографиями города на одной стороне и формулами сокращенного

умножения - на другой).

Используемые источники:

1.

Материалы Горнозаводской Центральной Межпоселенческой библиотеки в

Горнозаводске.

2.

Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,

2006

3.

Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: «Учитель»,

2006

4.

Журналы «Математика в школе». 1999. № 3, 4, 6.



В раздел образования