Авторы: Рогачева Марина Александровна, Водейко Елена Михайловна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г.о. Краснознаменск, Московская область
Наименование материала: Конспект инклюзивного развивающего занятия в рамках социально–значимого проекта "Счастливые дети НАДЕЖДЫ"
Тема: "Помогаем зимующим птицам"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
Инклюзивное развивающее занятие
"Помогаем зимующим птицам"
в рамках социально-значимого проекта "Счастливые дети надежды"
Выполнили: педагоги дополнительного образования
Рогачева М.А., Правило Е.Ю., Водейко Е.М.
г.о. Краснознаменск Московской области
19.11.2018 г.
План-конспект инклюзивного занятия
«Помогаем зимующим птицам»
Цель
инклюзивного
занятия
-
социализация
детей
с
особыми
потребностями и воспитание толерантности у детей творческих объединений
МБУДО ЦРТДЮ.
Цель
- формировать у детей навыки изготовления кормушки для птиц,
навыки по подкормке птиц.
Задачи:
обучающие - расширить знания обучающихся по теме "Зимующие птицы
нашего
края";
научить
изготавливать
кормушку
для
птиц;
активизировать
и
обогатить словарь детей;
развивающие -
развивать
познавательный
интерес
к
жизни
зимующих
птиц;
провести
анализ
видов
подкормки
зимующих
птиц;
способствовать
формированию умения обобщать, систематизировать;
воспитательные
-
воспитывать
заботливое
отношение
к
птицам,
желание
помогать
им
в
трудных
зимних
условиях;
воспитывать
доброе
отношение к природе родного края; воспитывать толерантность.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок о зимующих птицах.
Рассказ по картине "Птицы прилетели к кормушке".
Чтение стихов о птицах.
Подвижные игры "Воробей", "Совушка - сова".
Оборудование и материалы:
Деревянные детали кормушки для птиц; корм для птиц; деревья; птицы.
Презентация, ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
__________________________________________________________________
ПЕСНЯ – «Раненая птица» (Серёдкина Мария) – т.п. "Ассоль"
__________________________________________________________________
1. Организационный момент, тема занятия.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Ежегодно традиционно мы встречаемся
с вами в рамках социально-значимого проекта «Счастливые дети надежды».
Наша дружба продолжается уже не первый год. И каждая встреча, каждое
занятие приносит каждому из нас не только приятные эмоции, но и пользу.
- Сегодня неслучайно в начале нашей встречи прозвучала известная
песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Раненая птица».
Человек всегда в ответе за птиц и животных, населяющих нашу планету. Тема
занятия звучит так: «Помогаем зимующим птицам». И польза его не только
для
нас
в
том,
что
мы
снова
вспомним
названия
зимующих
птиц,
как
выглядят
и
чем
питаются,
но,
главное,
нам
представится
прекрасная
возможность самим помочь птицам нашего города. А как именно, вы узнаете
немного позже…
2. Раскрытие темы занятия.
- Интересен мир вокруг нас: день сменяется ночью, а времена года
следуют друг за другом; на разных материках планеты Земля живут люди, не
похожие друг на друга; удивительные растения, животные и птицы населяют
нашу планету. Но сегодня мы поговорим о птицах.
- Ребята, а для чего природе нужны птицы?
- Птицы помогают людям бороться с вредными насекомыми, помогая
сохранить урожай. Птицы – санитары, они уничтожают комаров и мух.
- Птицы украшают нашу жизнь: большая часть их приятно поют –
радуют слух, имеют яркое оперение – радуют глаз.
- Но посмотрите в окно, на улице осень. И скоро наступит холодная
зима. Все птицы останутся с нами зимовать?
- Нет.
- Почему?
- Потому что большинство птиц не могут выдержать сильные морозы и
добывать зимой пищу. Поэтому они улетают в теплые края.
- Чтобы интереснее было вспомнить, как выглядят зимующие птицы и
их названия, давайте попробуем отгадать кроссворд. А мы, педагоги, вам в
этом немного поможем.
На доске нарисованы клеточки кроссворда «Названия зимующих птиц».
Педагоги показывают картинки птиц и загадывают загадки.
Дети ответы вписывают в пустые клеточки кроссворда.
3. Кроссворд и загадки «Зимующие птицы».
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая всем морока,
Когда трещит…… (сорока).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист.
- Здорово, приятель,
И ставит подпись…. (дятел).
Озорной мальчишка,
В сером армячишке,
По дереву шныряет,
Крошки собирает (воробей).
Спинка синеватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка (синица).
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (ворона).
Приложение № 1. Фотографии зимующих птиц.
Кроссворд "Зимующие птицы"
С
О
Р
О
К
А
В
О
Р
О
Н
А
Д
Я
Т
Е
Л
Г
С
И
Н
И
Ц
А
В
О
Р
О
Б
Е
Й
И
Приложение № 2.
4. Беседа о помощи зимующим птицам.
- Зима – трудное время для птиц. Из 10 синиц к весне выживают всего
две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. В это время им бывает трудно
добывать корм. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня.
Можем ли мы помочь зимующим птицам?
- Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в
течение зимы.
Стихотворение Новиковой Р. «Поможем птицам»
читают обучающиеся из клуба "Родник".
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют,
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
- Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без
перерывов,
иначе
она
принесет
вред.
Привыкнув
находить
корм
на
определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят
сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, а в морозные дни
могут погибнуть. Неспроста среди людей звучит поговорка «Сыта птаха – и
тепло ей под пухом и перьями». Человек может и должен помочь птицам
выжить зимой. Если каждый в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку
и будет следить, чтобы она всегда была наполненной, то птицы не останутся
голодными и доживут до весны.
- А поможем мы сегодня вот как! Каждый из вас дома уже подготовил
корм для наших птичек и принес собой. Но, кормушек
в о з л е
н а ш е г о
Центра нет. Поэтому давайте-ка возьмем, да и сделаем сегодня кормушки
своими силами и повесим их на деревьях рядом с нашим любимым Центром
творчества!
Изготовление кормушек для птиц - совместная работа детей творческих
объединений «Клуб «Родник», «Театр песни «Ассоль», «Самоделкины»
под руководством педагога Водейко Е.М.
5. Изготовление кормушки.
(Фоном звучат в записи голоса зимующих птиц и песня «Накормим зимующих
птиц».)
- Изготовление кормушки для птиц своими руками поможет пернатым
преодолеть сложный зимний период.
Требования при изготовлении кормушки для птиц:
-
кормушка
должна
быть
практичной,
надежной
и
безопасной,
без
острых краев, чтобы птицы не поранили лапы, что может привести к их
гибели;
- дизайн кормушки должен быть таков, чтобы зерновые не заносило
снегом и не раздувало ветром. Справиться с этой проблемой помогут высокие
бортики и крыша;
- сделать дырочки в дне кормушки, чтобы не накапливалась влага.
Кормушки для птиц вешать на высоте полутора метров (защита от кошек
и собак).
Инструкция по изготовлению деревянной кормушки для птиц.
1.
Аккуратно
выдавить
деревянные
детали
с
подготовленными
отверстиями из сборной деревянной модели.
2. Собрать крышу путем стыковки в пазы под углом.
3. Одну боковину собрать путем стыковки в пазы с основанием.
4. На эту конструкцию сверху путем стыковки в пазы присоединить
крышу.
5. Добавить вторую боковину путем стыковки в пазы.
6. Защелкнуть всю конструкцию.
6. Меню для птиц.
- Кормушки готовы. Скажите, пожалуйста, а все ли помнят, чем именно
питаются зимующие птицы? И сразу проверьте: все ли можно давать птичкам
из того, что вы принесли сегодня с собой!
Сало, зерно любят синицы.
Зерна, крошки, семечки любят все птицы.
Ягоды рябины любит снегирь.
Отлично!
- Что надо сделать, чтобы вас называли друзьями птиц?
- Мы сделаем и повесим кормушки, и будем подкармливать птиц.
- А какие правила нужно соблюдать, подкармливая птиц?
* В кормушках не должно быть снега.
* Нельзя засорять окружающую природу, бросая возле кормушек пакеты
и банки, в которых приносят корм.
* Нужно следить за тем, что бы корм в кормушке был постоянно.
7. Итог занятия.
- Ребята, какую пользу природе и человеку приносят птицы? Что нового
вы узнали или вспомнили о зимующих птицах? Почему же надо беречь птиц,
заботиться о них, поддерживать зимой, когда им голодно и зябко? (Разные
птицы по–разному приспособились к жизни в зимнее время: одни кормятся
семенами растений, другие, остатками пищи человека, приближаются к его
жилью.)
- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Наши кормушки готовы,
осталось их только развесить на деревьях нашего парка ЦРТДЮ.
-
В
завершении
занятия
давайте
мы
послушаем
еще
одну
песню
«Семицветик»,
которая
еще
раз
нам
напомнит
о
том,
что
в
помощи
и
дружеской поддержке нуждаются все: и люди, и животные, и птицы. И эту
поддержку, это чудо в силах сотворить каждый из нас. Стоит только захотеть!
________________________________________________________________
ПЕСНЯ – «Семицветик» (Михманова Мария) – т.п. "Ассоль"
__________________________________________________________________Д
ети творческих объединений «Клуб «Родник», «Театр песни «Ассоль»,
«Самоделкины» одеваются и выходят в парк ЦРТДЮ, вешают кормушки
для птиц и засыпают в них корм.
Приложение № 1
Фотографии зимующих птиц
риложение № 2
1, 2
6
14
3
5
4
15