Автор: Байрамова Ханум Эльхановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №38 "Успех"
Населённый пункт: г.СТАВРОПОЛЬ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кружок "Пирамидка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольного
образовательного
учреждения
детский сад № 38 «Успех» города Ставрополя
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ПИРАМИДКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Подготовила: Байрамова Х.Э
воспитатель группы раннего возраста
Ставрополь
2018
Пояснительная записка
Развивающие занятия разработаны с позиции ФГОС ДО. Она способствует
развитию детей раннего дошкольного возраста (обеспечивает одновременное
развитие
когнитивных
процессов
и
физических
возможно стей,
художе ственно-эстетиче ско е
и
с енсорномоторно е
р а з в и т и е ) .
Образовательный
процесс
кружка
«Пирамидка»
включает
в
себя
следующие виды детской деятельности, традиционно отведенные для
детей
раннего
возраста
и
дошкольников,
и
реализующие
линии
полноценного развития ребенка. К ним относятся:
игровая деятельность,
продуктивная деятельность (изобразительная),
восприятие музыки и движения под музыку,
двигательная активность.
Все
эти
виды
деятельности,
охватывая
несколько
направлений
развития,
вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как
активного,
культурного
субъекта
деятельности.
Занятия
в
кружке
предполагают,
прежде
всего,
повышение
уровня
общего
развития
детей:
укрепление
их
здоровья,
стимулирование
р а б ото с п о с о б н о с т и ,
совершенствование
мышления,
познавательных
интересов,
воспитание
определенных качеств личности. При отборе методов и приемов обучения
учитываются
не
только
возрастные
возможности,
но
и
особенности
и
индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода
влияет
на
повышение
эффективности
обучения.
Для
детей
создается
благоприятная
среда,
при
которой
учитываются
потребности
каждого
ребенка. В процессе работы с детьми педагогом уделяется внимание всем
направлениям развития. Так, осуществляя умственное воспитание, педагог,
прежде
всего,
дополняет
и
систематизирует
основные
знания
детей
в
соответствии
с
требованиями
программы,
расширяет
у
детей
словарный
запас. Дети учатся различать свойства предметов, группировать предметы по
определенному признаку. Нравственное воспитание направлено на развитие
положительных
моральных
качеств
и
воли.
Педагог
закрепляет
навыки
культурного
поведения,
учит
детей
активно
включаться
в
совместную
деятельность, приучает вежливо обращаться со сверстниками и взрослыми.
Эстетическое воспитание направлено на развитие художественнотворческих
способностей детей.
У детей развивают музыкальный слух, учат петь песни, слушать музыку и
звуки
в
природе.
Знакомят
с
наиболее
известными
музыкальными
инструментами.
Педагог совершенствует у детей технику работы карандашом, кисточкой. Он
следит за тем, чтобы при рисовании ребята не напрягали плечо, кисть и
пальцы, чтобы учились проводить плавные горизонтальные, вертикальные и
волнистые линии, рисовать дуги и кружочки.
Дети учатся внимательно слушать литературное произведение, передавать
словами свои впечатления и мысли. Описанные этапы работы вытекают один
из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с
учетом
уровня
развития
конкретного
ребенка
и
целей
занятий.
Игры
и
занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью. Ранний
дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во
многом определяет его будущее психологическое развитие.
Раннее детство особый период становления органов и систем и, прежде всего
функций
мозга.
Функции
коры
головного
мозга
не
только
фиксированы
наследственно, но и развиваются в результате взаимодействия организма с
окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года
жизни. Программа построена с учетом возрастных особенностей развития
ребенка 1,5-2 лет. Для этого возраста характерны: быстрый скачкообразный и
неравномерный темп развития организма, высокая степень ориентировочных
реакций на все окружающее, большое влияние эмоциональной сферы на
развитие детей.
Актуальность данной программы
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст от одного
года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает
психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни
ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением,
которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое,
интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и
активно
пользоваться
языком
в
общении
людьми.
Через
речь,
которой
ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим
достижениям
человеческой
материальной
и
духовной
культуры.
Так
же
ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не
просто манипулировать ими, а действует с ними почеловечески. У ребёнка
формируется предметная деятельность.
На
втором
году
жизни
ребёнок
воспроизводит
действия
взрослых
с
предметами,
у
него
проявляются
предметные
игры-подражания.
Они
представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением
норм
и
форм
поведения
взрослых,
а
далее
с
формированием
у
ребёнка
определённых
личностных
качеств.
Позднее
появляется
сюжетно-ролевая
игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и
общения друг с другом в различных ситуациях. В течение второго и третьего
года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений,
речи
(пассивной
и
активной),
охотно
вовлекается
в
продуктивно-
познавательную деятельность. Данный период наиболее ответственен для
последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и
развить в нем потенциальные возможности.
Второго и третьего года жизни ребенка отличается огромным интересом к
окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об
интересующих
его
предметах,
отвечая
на
многочисленные
вопросы.
Педагогическая целесообразность программы заключается: в обеспечении
ранней социализации и в содействии всестороннему развитию детей.
Цель программы обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого
развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Формирующие: Расширять кругозор ребенка. Формирование мотивации на
взаимодействие,
сенсорных
представлений.
Формирование
умения
соотносить образец с эталоном. Воспитание адекватного эмоционального
реагирования
путем
создания
игровых
ситуаций.
Формирование
умения
переносить показанный способ деятельности на выполнение своего задания.
Формирование
навыков
конструктивной
деятельности.
Формирование
фонематического
слуха.
Формирование
эмоционально
волевой
сферы
на
основе игр по правилам; мышления на основе элементарных упражнений
сравнения и обобщения. Формирование фонематического слуха путем темпо-
ритмических упражнений; мышления на основе элементарных упражнений в
анализе и синтезе. Формирование понимания слов-движений, побуждающих
передавать
движения,
связанные
с
образом.
Формирование
чувственного
опыта
при
действии
с
предметами
разного
размера.
Расширение
запаса
понимаемых слов.
2.Развивающие:
Развивать
познавательные
процессы
(память,
внимание,
мышление,
воображение,
речь);
Развивать
мелкую
моторику;
Развивать
сенсорное
восприятие
и
творческие
способностей
детей;
Развивать
пространственного
генезиса
на
основе
упражнений
по
ориентировке
в
пространстве; Развивать коммуникативных навыков посредством совместной
игровой деятельности; Развивать координацию движений и общей моторики;
3.Воспитательные: Воспитание целеустремленности и самостоятельности в
выполнении заданий. Воспитание адекватного эмоционального отношения к
окружению.
Воспитание
отзывчивости
и
доброты,
умение
выполнять
определенные движения для достижения нужного результата. Воспитание
интереса к устному народному творчеству.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы от
уже
существующих
программ
является
интеграция
разных
видов
деятельности
через
игру,
что
позволяет
глубже
осуществлять
целенаправленную работу по развитию, обеспечению интеллектуального,
нравственного, волевого развития ребенка.
Данная программа предназначена для детей раннего возраста от 1 года до 3
лет, срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в малых группах (не более 10
человек).
Занятия
рекомендуется
проводить
1
раз
в
неделю,
всего
23
занятия.
Длительность
встречи
8
мин..
Совместная
организованная
деятельность
проводится
интегрировано,
включает
в
себя
организационные
моменты,
динамические паузы и перерывы, имеет 4 части:
1.
Познавательное
развитие:
посредством
развивающих
и г р ,
упражнений. 2 мин
2.
Речевое развитие оречевления всех видов деятельности 2 мин
3.
Физическое
развитие
путем
выполнения
физических
упражнений,
дыхательной гимнастики, подвижных игр 1 мин.
4.
Художественно-эстетическое
развитие
ч е р е з
в ы п о л н е н и е
продуктивных
видов
деятельно сти
(аппликация,
л е п к а ,
конструирование, рисование), использование детской художественной
литературы, иллюстраций и музыки 3 мин.
5.
Социально-коммуникативное
развитие
путем
использования
групповых
форм
работ,
а
также
осуществления
индивидуального
подхода к каждому ребенку 2 мин.
Ожидаемые результаты проекта.
Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней
ступени
дошкольного
образования.
Создание
открытой
системы
взаимодействия
участников
образовательного
процесса
в
ДОУ.
Решение
конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на
этапе раннего развития.
2.
Учебно-тематический
план
дополнительной
образовательной программы
Количество учебных недель блока дополнительного образования:
5
Тема
Содержание
Длительность
встречи
1.Здравствуй,
Адаптация
к
условиям
группы;
детский
сад!
Установление
эмоционального
контакта.
Формирование мотивации на взаимодействие, сенсорных представлений.
Воспитание адекватного эмоционального отношения к окружению.
2. Знакомство Адаптация к условиям группы; установление эмоционального
контакта.
Формирование
мотивации
на
взаимодействие,
сенсорных
представлений.
3. Подружись со мной Воспитание адекватного эмоционального отношения к
окружению. Адаптация к условиям группы; установление эмоционального
контакта.
Формирование
мотивации
на
взаимодействие,
сенсорных
представлений.
Воспитание
адекватного
эмоционального
отношения
к
окружению.
4.
Дружные
ребята
Адаптация
к
условиям
группы;
установление
эмоционального
контакта.
Формирование
мотивации
на
взаимодействие,
сенсорных
представлений.
Воспитание
адекватного
эмоционального
отношения к окружению.
5. Как я устроен Развитие сенсорного восприятия и творческих способностей
детей. Формирование умения соотносить образец с эталоном. Воспитание
адекватного
эмоционального
реагирования
путем
создания
игровых
ситуаций.
6.
Части
тела.
Развития
мышления
на
основе
Самолеты.
элементарных
упражнений в классификации, анализе и синтезе, творческих способностей
детей. Формирование умения переносить показанный способ деятельности на
выполнение своего задания. Воспитание целеустремленности в выполнении
заданий.
7. Что я умею? Развития мышления на основе элементарных упражнений в
классификации,
анализе
и
синтезе,
творческих
способностей
детей.
Формирование
умения
переносить
показанный
способ
деятельности
на
выполнение своего задания. Воспитание целеустремленности в выполнении
заданий.
8.
Игрушки.
Гора
Развития
мышления
на
основе
песка.
элементарных
упражнений
в
анализе
и
синтезе;
пространственного
гнозиса
на
основе
упражнений
по
ориентировке
в
пространстве,
творческих
способностей
детей.
Формирование
навыков
конструктивной
деятельности.
Воспитание
адекватного
эмоционального
реагирования
путем
создания
игровых
ситуаций.
9. Животные Развитие восприятия путем сенсорных упражнений; творческих
способностей детей.
10. Домашние птицы. Клетка для попугая. Формирование фонематического
слуха. Воспитание целеустремленности и самостоятельности в выполнении
заданий, адекватного эмоционального реагирования путем создания игровых
ситуаций. Развитие вербальной памяти на основе упражнения в запоминании
и
воспроизведения;
восприятия
путем
сенсорных
упражнений.
Формирование эмоционально-волевой сферы на основе игр по правилам;
мышления на основе элементарных упражнений сравнения и обобщения.
Воспитание
целеустремленности
и
самостоятельности
в
выполнении
заданий.
11. Ферма Формирование фонематического слуха путем темпо-ритмических
упражнений; мышления на основе элементарных упражнений в анализе и
синтезе.
Развитие
вербальной
и
двигательной
памяти
на
основе
игр-
подражаний; восприятия путем сенсорных упражнений; коммуникативных
навыков
посредством
совместной
игровой
деятельности.
Воспитание
адекватного
эмоционального
реагирования
путем
создания
игровых
ситуаций.
12. Подвижные Формирование эмоционально волевой игры. Горох для сферы
на основе игр по правилам; воробьев. мышления на основе элементарных
упражнений
сравнения
и
обобщения.
Развитие
двигательной
активности,
слухового восприятия, мелкой моторики пальцев и координации движений.
Воспитание
целеустремленности
и
самостоятельности
в
выполнении
заданий.
13.
Чтение
Формирование
понимания
слов-потешек.
Божья
коровка.
движений,
побуждающих
передавать
движения,
связанные
с
образом.
Развитие целенаправленного внимания, ориентировки в пространстве, слуха
и
ритмичности
движений,
координации
движений
и
мелкую
моторику
пальцев.
Воспитание
адекватного
эмоционального
реагирования
путем
создания игровых ситуаций.
14.
Грибы.
Дождик.
Развитие
сенсорного
восприятия
и
творческих
способностей детей. Формирование умения соотносить образец с эталоном.
Воспитание
адекватного
эмоционального
реагирования
путем
создания
игровых ситуаций.
15.
Кукольный
Развитие
координации
движений
и
театр
"Репка"
общей
моторики,
эмоциональности
восприятия
через
движения
и
ритмичность.
Воспитание
отзывчивости
и
доброты,
умение
выполнять
определенные
движения для достижения нужного результата.
16.
Кукольный
Развитие
интереса
к
произведениям
театр
"Цыпленок".
устного народного творчества, Червячки для произвольности внимания и
игровых
петуха
и
курицы.
навыков,
двигательной
активности,
мелкой
моторики пальцев
17. Музыкальные инструменты. Погремушки.
18. Кукольный театр "Цыпленок и утенок". Семечки для цыпленка и утенка.
19. В гости к собачке. Палочки для конфет.
20. Кукольный театр " Три медведя" Корзина с шишками. Формирование
чувственного
опыта
при
действии
с
предметами
разного
размера.
Расширение
запаса
понимаемых
слов.
Развитие
основных
движений,
целенаправленной двигательной активности, слухового восприятия, умения
действовать с музыкальными предметами. Формирование умения правильно
обращаться с музыкальными инструментами, умения в звукоподражании,
расширение
запаса
понимаемых
слов,
умение
находить
и
показывать
названные
предметы.
Формирование
эмоциональной
отзывчивости
детей.
Развитие умения в звукоподражании, навыков взаимодействия детей, мелкую
моторику и координацию движений. Воспитание интереса к сказке и ее
содержанию. Развитие координации движений, глазомера и Формирование
умения работать в группе по команде. Формирование дыхательного аппарата.
Развитие произвольного внимания, умения имитировать слова
21. Кукольный театр "Теремок". Шланги с водой.
22. Кукольный театр" Пузырь, соломинка и лапоть".
23.
Мыльные
пузыри.
Красный,
синий
цвет.
стихотворения,
восприятия,
мышления и координации рук. Формирование эмоционально-волевой сферы
на основе игр по правилам; мышления на основе элементарных упражнений
сравнения
и
обобщения.
Во спит ание
целеуст ремленно сти
и
самостоятельности
в
выполнении
заданий.
Развитие
произвольного
внимания, умения имитировать слова стихотворения, восприятия, мышления
и координации рук. Формирование дыхательного аппарата, эмоционально-
волевой
сферы
на
основе
инсценировок.
Воспитание
интереса
к
сказке,
понимание содержания произведения. Развитие внимания и игрового навыка,
произвольного
внимания,
умения
имитировать
слова
стихотворения,
восприятия,
мышления
и
координации
рук.
Формирование
дыхательного
аппарата, эмоционально-волевой сферы на основе инсценировок. Воспитание
интереса
к
сказке,
понимание
содержания
произведения.
Развитие
целенаправленное внимания, умения имитировать слова
Витаминки
для
куклы.
стихотворения,
восприятия,
мышления
и
координации рук. Формирование умения слушать и понимать короткие стихи.
Умение ориентироваться в пространстве. Воспитание целеустремленности и
самостоятельности в выполнении заданий.
Всего: 69 часов
Методическое обеспечение программы включает в себя:
Формы и методы организации работы с детьми:
Словесный:
познавательные
беседы,
рассказы,
разъяснения,
объяснения;
Наглядный: демонстрации, иллюстрирова;
Практический:
проблемная
ситуация,
игры
(сюжетно-ролевые,
дидактические,
подвижные,
драматизации,
театрализованная),
поручения, продуктивная деятельность.
Материально-техническое оснащение: просторное, светлое помещение с
естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, стулья
и
столы
по
количеству
воспитанников,
материалы,
наглядные
пособия,
магнитофон,
звукозаписи,
музыкальные
инструменты,
игры-шнуровки,
пирамидка, матрешка, сортер, коробки форм, мозаика, стаканчики, баночки,
вкладыши,
бусы,
прищепки,
магниты,
строительные
наборы,
мягкие
игрушки,
куклы,
наборы
для
сказок
«Колобок»,
«Курочка
Ряба»,
«Три
медведя»,
«Теремок»,
"
Репка",
наборы
«картинки-половинки»,
наборы
«форма
и
цвета»,
краски
(акварель,
гуашь,
пальчиковые),
поролоновыми
тампонами, кисти, картон, альбом, пластилин, соленое тесто, клей, цветная
бумага, пальчиковые куклы, крупы и контейнеры для круп.
Средства реализации:
Во время занятий используются:
Специально подготовленная среда
для
обучения;
Пальчиковые
игры;
Совместные
игры;
Изобразительная
деятельность;
Подвижные
игры;
Веселые
физкультминутки;
Мини-
консультации для родителей.
Способы организации:
Занятия проводятся как индивидуально, так и в
малых группах (не более 10 человек). Занятия рекомендуется проводить 1 раз
в неделю, всего 23 занятия. Длительность встречи 8 мин..
Материалы
и
оборудование
-
«Игровые
занятия
с
детьми
1-2
лет"
Методическое пособие - М.:ТЦ Сфера, 2012.- 112с. - (От рождения до трех). -
«Игровые занятия с детьми 2-3 лет" Методическое пособие - М.:ТЦ Сфера,
2012.- 112с. - (От рождения до трех). -"Группы кратковременного пребывания
для
детей
2-4
лет":
программа,
тематическое
планирование,
разработки
занятий
/С.В.
Трифаненкова
-
Волгоград:
Учитель,
2010.
-
118
с.
-
музыкальные инструменты; - игры-шнуровки; - пирамидка, матрешка, сортер,
коробки форм, мозаика, стаканчики, баночки, вкладыши, бусы, прищепки,
магниты и т.д. - строительные наборы; - мягкие игрушки, куклы; - наборы для
сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Теремок»," Репка" и т.д. -
наборы
«картинки-половинки»;
-
наборы
«форма
и
цвета»;
-
краски
(акварель, гуашь, пальчиковые), поролоновыми тампонами, кисти, картон,
альбом,
пластилин,
соленое
тесто,
клей,
цветная
бумага;
-
пальчиковые
куклы; - крупы и контейнеры для круп.
4. Методические рекомендации
Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и
комплексно
проводить
занятия.
Содержание
программы
предусматривает
включать
в
занятия
пальчиковые
игры,
игры
по
сенсорному
развитию,
изобразительную деятельность, подвижные игры для развития координации
слова и движения, физкультминутки.
Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей
1.Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые
игры (с музыкальным сопровождением).
2. Совместная деятельность с детьми (в зависимости от темы занятия) на
развитие у ребенка определенных навыков и умений.
3.Свободная игра детей в игровой комнате (под музыкальное сопровождение
детские песни).
4. Совместная деятельность с детьми (в зависимости от темы занятия) на
развитие у ребенка определенных навыков и умений.
5. Изобразительная деятельность (рисование, лепка или аппликация).
6. Подвижные игры для развития координации слова и движения.
7. Кукольный театр.
8. Веселые физкультминутки.
9. Свободная игра детей в игровой комнате (под музыкальное сопровождение
детские песни).
10. Ритуал прощания (игрушка-кукла, хоровод).
При
проведении
занятий
возможны
различные
творческие
варианты,
предоставляется право корректировать занятия.
Список литературы
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. -
М.:ТЦ Сфера,2015.-112 с.- (От рождения до трех). Группы кратковременного
пребывания
для
детей
2-4
лет.
Севостьянова
Е.О.
Дружная
семейка:
Программа адаптации детей к ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. (Ранний
возраст).
Янушко
Е.А.
Лепка
с
детьми
раннего
возраста
//
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного
учреждения.
2007,
-
3.
Янушко
Е.А.
Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. 2007, - 3. Янушко Е.А. Аппликация с детьми
раннего
возраста//
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного
учреждения. 2007, - 3. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера,2012.-112 с.- (От рождения до трех).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного
развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот
возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры для детей раннего возраста в нашем кружке "Пирамидка" предложены
по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского
сада.
Время проведения кружка:
Один раз в неделю
Продолжительность: 10 мин.
Количество деятельности в месяц: 4 раза
Всего: 36- занятий
Цель: содействие полноценному развитию личности ребенка.
Задачи:
Создавать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена
видов
деятельности
–
интегрированные
занятия;
тематическая
целостность, сюрпризные моменты и т.д.).
Развивать
и
совершенствовать
сенсорных
процессов
(ощущение,
восприятие, представление) у детей раннего возраста
Ознакомление
ребенка
с
сенсорными
эталонами
(общепринятыми
образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
Развивать мелкую моторику рук ребенка.
Активизировать словарь.
Развивать умения:
по рисованию:
держать правильно карандаш, кисть;
проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать предметы
округлой формы;
ритмично наносить мазки;
по лепке:
раскатывать комок (пластилина, теста, глины) прямыми и круговыми
движениями ладоней;
сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого кусочка
небольшие комочки;
по конструированию:
различать
основные
формы
деталей
строительного
материала,
сооружать постройки по образцу;
надставлять детали в высоту, в длину;
располагать кирпичики, пластины вертикально;
Учить
применять
полученные
знания
в
практической
и
познавательной деятельности.
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы
организации
деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Литература:
1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования от рождения до года» Руководители авторского коллектива –
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова (Москва 2010 год)
2.
«Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста»
(методическое пособие) под ред. И.В.Петровой (Москва 2012г.)
3.
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью» Н.В. Алешина (Москва 2008г.)
4. «Ладушки» развивающие игры и занятия для детей раннего возраста
И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина (Москва 2011г.)
5.
«Конструирование для малышей» Методическое пособие для
воспитателей и родителей Ю.В. Микляева (Москва 2012г.)
6. «Развивающие тренажеры из бросового материала» Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ
Е.В. Полозова (Воронеж
2009г.)
7. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Программа, конспекты
занятий Т.П.Высокова (Волгоград2011г.)
8. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет (книга
для воспитателей детского сада) Венгер Л.А М.:1988, с.3-14, 34-80.
9. «Занятия по сенсорному воспитанию» с детьми раннего возраста
(пособие для воспитателя детского сада) Э.Г. Пилюгина (Москва 1983г.).
10.
«дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию
дошкольников» (пособие для воспитателей) под
редакцией Л.А. Венгера
(Москва 1973г.).
Содержание работы:
1. Диагностика (2)
Цель:
Выявить
знания
детей
в
области
сенсорных
эталонов
цвета,
формы
посредством дидактического материала на начало года.
Материал:
Игрушки и игры с уголка сенсорики
2. Величина - цвет «Осенние листочки нашего участка»
Цель:
Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать
у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и
различия
объектов
по
величине,
развить
мелкую
моторику,
расширить
представление
об
осени,
о
подготовке
животных
к
зиме,
формировать
гуманное отношение к животным.
Материал:
Лист бумаги (по кол. детей), гуашь, кленовые листочки.
3.Величина - цвет «Яблоки»
Цель:
Продолжать обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать
у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и
различия
объектов
по
величине,
развить
мелкую
моторику,
расширить
представление
об
осени,
о
подготовке
животных
к
зиме,
формировать
гуманное отношение к животным.
Материал:
Яблоко, пластилин, клеенка.
4. Величина - «Большие», «маленькие»
Цель:
Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них
умение
пользоваться
простейшими
приемами
установления
сходства
и
различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой»,
«большой», «маленький».
Материал:
4
большие
4
меленьких
бусины
(одинакового
цвета);
шнур
или
мягкая
проволока; кукла и корзиночка.
5.Величина - «Большие», «маленькие»
Цель:
Учить детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у
них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и
различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой»,
«большой», «маленький».
(Учить чередовать предметы по величине.)
Материал:
Фигурки
квадратов
(кругов)
двух
размеров
по
5
больших
и
маленьких
каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)
6.Величина - «Какой мяч больше?»
Цель:
Продолжать
фиксировать
внимание
на
величине
предметов,
учить
их
простейшим
приемам
установления
сходства
и
различия
однородных
предметов, сопоставляя величину объекта с образцом, ориентируясь на слова:
«величина», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал:
Большие маленькие мячи.
7.Величина - «Поручения»
Цель:
Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер
«величину», развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание
речи.
Материал:
Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, кубики, чашки.
Матрешки.
8.Величина - «Угости зайчика»
Цель:
Учить детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из
двух разных величин, комплектовать предметы по величине.
Материал:
Игрушечный заяц, большее и меленькое ведерко. По 5 больших и маленьких
муляжей морковок на подносе.
9.Величина - «Куклы заблудились»
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять
выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.
Материал:
Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
10.Форма - «Круг, квадрат»
Цель:
Учить детей обращать внимание на форму предметов, формировать у них
умение
пользоваться
простейшими
приемами
установления
сходства
и
различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не
такая», «разные», «одинаковые».
(Учить чередовать предметы по форме.)
Материал:
5 картонных кругов, 5 квадратов одного цвета.
11.Форма - «Круг, квадрат, треугольник»
Цель:
Учить
детей
фиксировать
внимание
на
форме
предметов,
использовать
простейшие приемы установления сходства и различия объектов по форме,
ориентируясь
на
словах
«форма»,
«такая»,
«не
такая»,
«разные»,
«одинаковые».
Материал:
Круги (шар) и квадраты (кубик) , треугольники разной величины.
12.Форма - «Заштопай»- сарафаны у матрешек
Цель:
Продолжать
фиксировать
внимание
на
форме
предметов,
использовать
простейшие
приемы
установления
сходства
и
различия
однородных
предметов, сопоставляя формы объекта с образцом, ориентируясь на словах
«форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые», вставляя предметы
данной формы в соответствующие отверстия.
Материал:
Картонное изображение матрешки с отверстиями: круглой (шар), квадратной
(кубик) и треугольной формы.
13.Форма
-
«Веселые
человечки»
(«круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник»)
Цель:
Продолжать фиксировать внимание на форме и величине предметов, учить их
простейшим
приемам
установления
тождества
и
различия
однородных
предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова:
«форма»,
«такая»,
«
не
такая»,
«разные»,
«одинаковые».
Учить
детей
группировать предметы по форме и размеру.
Материал:
Вырезанные
из
картона:
круг
(шар),
квадрат
(кубик),
треугольник,
прямоугольник (кирпичик) -
и эти же геометрические фигуры маленького
размера.
14.Форма - «Волшебная коробочка» (кубики и треугольники)
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя
выбор
из
двух
заданных
форм,
проталкивая
геометрические
фигуры
в
соответствующие отверстия.
Материал:
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им
по размеру кубики и треугольники.
15.Форма - «Волшебная коробочка» (кирпичики и шарики)
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя
выбор
из
двух
заданных
форм,
проталкивая
геометрические
фигуры
в
соответствующие отверстия.
Материал:
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им
по размеру кирпичики и шарики.
16.Форма – Величина - «фигурки»
Цель:
Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств предметов величины
и формы.
Материал:
Геометрический куб с фигурками
17.Цвет – «цветные палочки»
Цель:
Учить
детей
обращать
внимание
детей
на
цвет
предмета,
устанавливать
сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова:
«цвет», «такой», «не такой», «разные».
Материал:
Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.
18.Цвет – «цветные палочки»
Цель:
Учить детей фиксировать внимание на цвете предмета, выбирать предметы
одного
заданного
цвета
из
четырех
возможных,
закреплять
умение
группировать предметы по цвету.
Материал:
Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.
19.Цвет – «курочка и цыплята»
Цель:
Продолжать
фиксировать
внимание
детей
на
том,
что
цвет
является
признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал:
Коробка с мозаикой (или конструктора), где помещены 6 элементов желтого
цвета и один белого.
20.Цвет – «Угостим медведя ягодой»
Цель:
Учить
детей
выбирать
предметы
донного
цвета,
из
нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика: 10 –элементов красного цвета и по 5 –элементов желтого и зеленого
цвета.
21.Цвет – «найди солнышко»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика
22.Цвет – «посади травку»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика
23.Цвет – «облачко на небе»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал: Мозаика
24.Цвет – «поставь букет цветов в саду»
Цель:
Учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные
предметы по цвету.
Материал:
4- вазы (желтого, зеленого, красного, синего цветов) с бумажными цветами
того же цвета
25.Цвет – «помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель:
Продолжать учить детей группировать однородные предметы и соотносить
разнородные предметы по цвету.
Материал:
Рисунки матрешек 4-х разных цветов, бусины, палочки.
26.Цвет – «разноцветные бусы для…»
Цель:
Закрепить у детей умение группировать однородные предметы и соотносить
разнородные предметы по цвету.
Материал:
По 4-е белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) и
шнур (или мягкая проволока) Научить детей чередовать предметы по цвету.
27.Цвет – «огоньки ночью»
Цель:
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношение к цвету как
к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору
заданного цвета. Обучать технику нанесения мазка способом примакивания.
Материал:
Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист
28.Цвет – «снежинки»
Цель:
Продолжать подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета
(из 4-х предложенных) отношение к цвету как к важному закрепить технику
нанесения мазка способом примакивания.
Материал:
Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист
29.Цвет – «елочки и грибочки»
Цель:
Обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая, что
цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их
обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.
Материал:
Коробка
с
мозаикой,
где
помещены:
10-ть
элементов
зеленого
и
10-ть
элементов красного цвета.
30.«Рождественский сапожок»
Цель:
Формировать
у
детей
чувство
удовлетворения
и
радости
от
процесса
получения и преподнесения подарков; развивать интерес к аппликации; учить
прикладывать на бумаге приготовленные педагогом фигуры и наклеивать их.
Материал:
Сапожок Деда Мороза, заготовки сапожков, цветных фигурок (по количеству
детей), клеящий карандаш.
31.«Зерна для курочки, яблоки для ежика»
Цель:
Продолжать
формировать
у
детей
чувство
удовлетворения
и
радости
от
процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки
работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и
круговыми движениями, сплющивания).
Материал:
Игрушки: курочка, ежик, пластилин
32.«Козлику капуста, кролику морковка»
Цель:
Продолжать
формировать
у
детей
чувства
удовлетворения
и
радости
от
процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки
работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и
круговыми движениями, сплющивания.
Материал:
Сапожок Деда Мороза, игрушки: козлик, зайка, пластилин
33.Цвет – «теремок»
Цель:
Продолжать
обращать
внимание
детей
на
цветовые
свойства
предмета,
показывая,
что цвет является признаком разных предметов и может быть
использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.
Материал:
Коробка с мозаикой, где помещены: квадрат – белый, треугольник – красный
(по 5-6 предметов, по количеству детей)
34.Цвет – «разноцветные шары»
Цель:
Учить детей соотносить предметы по цвету.
Материал:
Заготовка - аппликация (для каждого ребенка) («веревочки разных цветов» -
найти для них свой шарик)
35.Величина-Цвет «Тучка большая, дождевая»
Цель:
Учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику
рук,
формировать
интерес
к
изобразительной
деятельности.
Продолжать
учить правильно держать кисть, пользоваться красками (гуашью)
Материал:
Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, кисти, краски.
36.Величина-Цвет «Выросли цветочки»
Цель:
Продолжать учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую
моторику
рук,
формировать
интерес
к
аппликационной
деятельности.
Продолжать учить правильно, пользоваться клеем.
Материал:
Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, клей карандаш, заготовка –
ромашек.