Автор: Норченко Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Моу "СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи. Творческие изложение на основе прогнозирования текста."
Раздел: начальное образование
Развитие речи.
Творческие изложение на основе прогнозирования текста.
Развитие
речи
учащихся
было
и
остаётся
одной
из
важнейших
задач
начальной
школы.Развитие речи младших школьников – одно из важнейших направлений работы
учителя
в
начальной
школе.
Проблемой
развития
речи
занимались
многие
учёные
исследователи и методисты М.Р.Львов, Н.И.Жинкин, Н.И.Кустарева, Н.Е.Богуславская,
В.И.Капинос, А.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, С.К.Тивикова и др.
Определённую роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие
изложения, которые отличаются от других видов письменных пересказов как целями, так и
методикой
работы
и
предполагают
более
высокий
уровень
сформированности
коммуникативно-речевых умений у младших школьников.
Особенностью
творческих
изложений
является
их
нацеленность
на
эмоциональный
отклик учащихся, вступление с автором и своеобразный диалог с помощью текста и даже в
некоторое
соавторство,
что
повышает,
как
правило,
заинтересованность
детей
в
выполнении этого вида заданий.
Новый
вариант
проведения
творческих
изложений,
который
был
разработан
и
апробирован
творческой
группой
педагогов
под
руководством
заведующей
кафедрой
начального образования НИРО, кандидатом педагогических наук С.К.Тивиковой. Этот вид
работы можно было назвать – изложение на основе прогнозирования. Разработка этого
варианта была связана с реализацией коммуникативно-деятельного подхода к речевому
развитию
детей,
что
способствует
проявлению
их
речевой
активности.
Одним
из
источников
которой
является,
как
отмечал
психолог
Н.И.Житкин
–
это
работа
над
механизмами
образования
речи,
в
том
числе
над
механизмом
программирования
(упреждения) речевого высказывания.
Традиционно изложение представляет собой упражнение, которое во многом опирается на
механизм подражания, на языковую интуицию учащихся. Однако с помощью одной лишь
интуиции не удаётся решить проблему восприятия и воспроизведения авторской речи.
Изложение только в том случае способствует речевому развитию учащихся, если текст
будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а достаточно осознанно, с опорой
на определённую модель текста. Восприятие и воспроизведение текста изложения требует
использование различных видов работ. Работа над заголовком, выявление основной мысли
высказывания, выраженной с помощью определённых языковых средств, составление
плана способствует переводу речевого высказывания в «смысловые сгустки».
В своей работе авторы исходили из предложения, что структура текста в какой-то мере
«задаёт» структуру процесса его восприятия: при чтении или слушании текста возникает
определённая установка, направленная на прогнозирование дальнейшего высказывания,
т.е. на определение вероятности того или иного варианта развития речевого высказывания.
Одним из средств, способствующих усвоению текста на основе его прогнозирования,
является
постановка
перед
младшими
школьниками
вопросов,
которые
не
только
направляют
их
догадки
и
ожидания
относительно
дальнейшего
развития
текста,
используемых в нём языковых средств, но и активизируют мыслительную деятельность,
делают процесс понимания текста более эффективны.
Вопросы, задаваемые учащимися по тексту-образцу, можно разделить на три группы,
соответствующие основным этапам работы над изложением на основе прогнозирования
текста в ходе урока.
Задача
первой
группы
вопросов
–
направить
догадки
учеников
в
необходимое,
определяемое заголовком русло, повысить интерес к речевому высказыванию. Эта группа
вопросов
способствует
развитию
у
детей
умения,
ознакомившись
с
заголовком,
с
помощью
учителя
или
самостоятельно
задавать
себе
вопросы,
направленные
на
понимание предполагаемого содержания текста, его темы, основной мысли, жанра, типа,
стиля.
Если имеющийся заголовок текста не даёт возможности для такого многостороннего
прогнозирования, то он может быть заменен учителем (например, вместо нейтрального
заголовка «Кенгуру» даётся другой – «Удивительный зверь»).
Задача
второй
группы
вопросов
–
пошаговое
прогнозирование
текста
на
основе
постепенного
знакомства
учащихся
с
его
фрагментами
(словами,
словосочетаниями,
предложениями),
когда
возникающая
при
анализе
заголовка
установка
может
подтверждаться или изменяться.
По ходу чтения учитель периодически останавливается, чтобы задать учащимся вопросы,
позволяющие
строить
предположения
о
дальнейшем
речевом
оформлении
текста.
Несмотря
на
то
что
чтение
постоянно
прерывается
вопросами
учителя,
что
не
рекомендуется традиционной методикой обучающего изложения, такие характеристики
текста, как его целостность и связность, при подобном восприятии не нарушаются. Этот
этап
работы
способствует
развитию
не
только
понимания,
но
и
памяти
младших
школьников. Поскольку учащиеся целенаправленно прилагают усилия к осознанию текста,
то часто происходит его непроизвольное запоминание.
Однако,
чтобы
дать
возможность
детям
ещё
раз
вернуться
к
воспринятому
тексту,
выделить его основную мысль, понять принципы его построения, необходима третья
группа
вопросов
репродуктивного
характера,
предполагающая
работу
над
всем
прочитанным текстом в целом. На основе этих вопросов идёт составление таблицы по
исходному тексту, включающую в себя три основных раздела: «Кто? Что?», «Какой?
Как?», «Что делает? (Что делал?)». Таблица рисуется на доске и заполняется на основании
ответов учеников на вопросы учителя.
Первая графа позволяет выделить основные микротемы текста (имена существительные,
личные
и
указательные
местоимения,
контекстуальные
синонимы,
родовидовые
обозначения, однокоренные слова и др. речевые средства). Это помогает предупредить
одну
из
самых
распространённых
речевых
ошибок
в
изложениях
и
сочинениях
–
неоправданный повтор слова.
Вторая графа даёт возможность охарактеризовать основные образы героев. В неё могут
быть включены не только слова, взятые из текста – образца, но и предложенные детьми в
соответствии с основной мыслью и стилем речи.
Третья графа позволяет восстановить ход событий, опираясь на глаголы, наиболее ярко
характеризующие
развитие
действия
в
данном
тексте,
его
структуру.
Это
делает
необязательным составление плана.
Введение трёх групп вопросов не только позволяет управлять процессом понимания и
прогнозирования
текста,
но
и
способствует
запоминанию
языковых
средств,
содержащихся в данном тексте.
Итак, изложение на основе прогнозирования текста предполагает следующие этапы:
1.Введение
в
тему.
Актуализация
знаний
учащихся,
необходимых
для
написания
изложения.
2.Работа
над
заголовком
текста,
представляющая
собой
прогнозирование
возможного
содержания, структуры текста, в некоторых случаях – языковых средств.
3.Чтение
учителем
текста
изложения
по
фрагментам.
Постановка
в
хорде
чтения
вопросов,
направленных
на
дальнейшее
прогнозирование
текста,
сопоставление
вариантов, предлагаемых детьми с авторским.
4.Работа
над
основными
микротемами
текста
–
образца.
Составление
таблицы,
включающей в себя три графы: персонажи, их характеристики, их действия.
5.Орфографическая подготовка: слова и словосочетания, трудные для написания.
6.Вторичное целостное чтение текста учителем.
7.Написание изложения.
8.Самопроверка учащимися написанного (можно использовать таблицу).
Приведу пример работы над изложением на основе прогнозирования текста по
Г.Скребицкому «Где же приятель?»
Урок изложения на основе
прогнозирования текста
3 класс
Где же приятель
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Передним сидела
большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял
это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи.
Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул, потряс ею. Он с
удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель.
Задачи: Обучение учащихся написанию изложения на основе метода прогнозирования
текста; развитие умения прогнозировать содержание текста по его заголовку;
формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и
воспроизведение речевого высказывания: умение прогнозировать тему и основную мысль,
жанр и структуру текста, языковые особенности, предупреждение некоторых речевых
ошибок.
Ход урока:
1.
Актуализация знаний учащихся о различных жанрах и типах текста, о требованиях
к написанию изложения.
2.
Работа над заголовком текста.
3.
Необходимо выяснить с детьми какой будет стиль и тип текста. (художественный,
повествование)
Учитель. Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Где же приятель?»
(название написано на доске). Ребята, как вы думаете, о чём этот текст? О ком здесь идёт
речь? Что могло происходить?
Дети. О приятеле, который потерялся. О двух друзьях, которые играют. Один ищет
другого.
У. Как называется игра, когда один ищет другого? Правильно, прятки.
Могут ли наши герои играть в прятки? Как вы думаете, чем друг отличается от приятеля?
Д. Друг один, а приятелей может быть много.
У. В каком произведении два приятеля могут играть в прятки?
Д. Наверное, в рассказе.
У. Если текст так называется, то какой скорее характер текста – повествование, описание
или рассуждение?
Д. Наверное, повествование.
Чтение текста изложения по фрагментам.
У. Сейчас я буду читать текст изложения. Мы сравним с ним наши предположения и
посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на
основе заголовка. Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что могло
произойти дальше.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Передним
сидела большая….
Д. Бабочка, лиса, медведица, лягушка…
лягушка. Она только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка…
У. Что сделала лягушка?
Д. Испугалась, прыгнула в сторону.
Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за
Д. За игру.
Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до
Д. До болота.
Так они добрались до лужи.
Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок…
Д. Начал ловить её в луже. Тоже прыгнул в лужу.
Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел, куда
девался его новый приятель.
4.
Составление таблицы по тексту. Работа над основными микротемами.
Кто? Что?
Какой? Как?
Что делает?
медвежонок
мишка
отправился бродить
остановился
протянул
принял
сделал скачок
сунул
отдёрнул
потряс
посмотрел
лягушка
сидела
очнулась
сделала
прыгнула
5.
Орфографическая подготовка учащихся.
Учитель обращает внимание детей на написание трудных слов (отправился,
очнулась, протянул, отдёрнул, потряс, приятель)
Слова и словосочетания могут быть прочитаны орфоэпически и орфографически.
6.
Вторичное целостное чтение текста учителем.
7.
Написание текста изложения.
8.
Самопроверка учащимися написанного
Детские изложения.
На свете жил медвежонок. Он отправился бродить по полянке. Вдруг мишка
увидел на пеньке большую лягушку, которая недавно отошла от зимней спячки.
Медвежонок с удивлением посмотрел на лягушку и протянул ей лапу.
Лягушка отпрыгнула в сторону. Мишка принял это за игру и прыгнул за ней. Так они
допрыгали до лужи.
Лягушка прыгнула в воду. Мишка сунул в лужу лапу, отдёрнул, потряс ею. Он был
очень удивлён, куда делся его новый приятель.
На следующий день медвежонок встретил ту же самую лягушку, которая вчера
скрылась в воде. Но больше не стал прыгать за ней.
(Денис М.)
Упреждение или прогнозирование текста может проводиться и в устном варианте на
уроках
литературы
при
восприятии
и
воспроизведении
художественных
и
научно-
познавательных текстов.
Методика
проведения
изложения
на
основе
прогнозирования
текста
обеспечивает
естественный
переход
к
следующей
группе
упражнений
–
написанию
различных
сочинений. Применение прогнозирования текста мотивирует речевую деятельность детей,
способствует
коммуникативно-деятельностному
подходу
к
обучению,
оптимизации
интеллектуальной активности учащихся.