Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе."


Автор: Норченко Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Моу "СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить

написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов. Первым шагом в этой работе является

введение нового слова.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей

детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-

орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов,

правописание которых правилами не проверяется.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти

слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная,

требующая от современного учителя большой творческой работы.

При обучении грамотному письму необходимо учитывать факторы формирования орфографической

зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи

доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно,

и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем

надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому

он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает.

Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи

упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как

можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного

слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет,

орфографическое чтение. Проговаривание так, как надо писать.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе использования разнообразных

приёмов:

орфографическое чтение;

связь с ассоциативным образом;

письмо с постукиванием;

опорные схемы;

письмо по памяти;

комментированное письмо;

выборочное письмо;

зрительный диктант;

скоростное письмо;

дидактические игры.

Новизна предлагаемых приёмов состоит в том, что все эти виды упражнений дают положительные

результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматически и

становится частью орфографического навыка.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием

словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные

слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Существует много способов работы со словарными словами. Разные авторы предлагают различные

интересные способы работы над непроверяемой орфограммой. Я предлагаю рассмотреть самые

интересные из существующих премов.

1. Составление ассоциограммы .Психологи утверждают, что информация, подкреплённая

эмоциями, фиксируется в памяти лучше. У детей вырабатывается большое внимание к слову, его

составу, этимологии.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова-подсказки или мини-

сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось и дети были

уверены, какую именно букву писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах

не делают. Со временем запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.

Алгоритм по составлению ассоциограммы:

Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной позиции, и

сочинить мини-сказку к придуманному образу.

Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом,

придумать яркий рисунок ассоциограммы и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

Можно одновременно использовать пункт 1 и 2, опираясь на зрительную и слуховую память.

Очень интересен детям рассказ об этимологии того слова, которое нужно запомнить. Стоит

один раз заинтересовать, как говорили раньше, или, как говорят в другом языке, то в работе со

следующим словом они уже ждут, происхождение слова. А обычно корень из прошлого славянского

языка или другого языка содержит объяснение написания той буквы, которую надо запомнить.

Для лучшего запоминания слова с непроверяемой буквой я придумала интерактивную игру

«Лишняя - ошибка». Следуя китайской пословице «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу

запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда». Раздаю детям карточки с буквами

этого слова и ошибкой. Дети пытаются сложить слово без подсказок – уже идет мыслительный

процесс, общение друг с другом, споры, они переставляют друг друга сами. Если не могут сложить

слово, я предлагаю задать мне наводящий вопрос, например, они спрашивают: Какая первая буква,

последняя. Когда слово разгадано, приходит время постановки правильной буквы или ошибки.

Оказывается, буква лишняя. Теперь надо доказать, какая. Смотрим в орфографический словарь.

Отрабатывается навык работы со словарем. Далее можно работать с этим словом. Это и

звукобуквенный анализ, и составление предложений, и работа с пословицами, или соедини

несоединимое: например, составь предложение со словами картина, молоко, сорока. Развивается

бурная фантазия. Когда этот способ «Лишняя ошибка» отработан, он занимает на уроке 2-3 минуты.

Задать условие – найти зверя , растение, явление природы. Например, заяц, малина, ветер.

Составить с ними предложение, объединив их в одном. Получается веселое предложение,

повышающее настроение на уроке. Записать, подчеркнуть орфограммы.

Шифровка. С помощью алфавита зашифровать словарное слово. Например, первая буква

алфавита(а), буква между К и М(л), буква после У(ф), буква перед б(а), послеБ(в), буква й, но без

шапочки(и), буква между С и У(т) – алфавит. Подчеркнуть орфограмму. Решается задача

запоминания, ориентации в алфавите, занимательность.

2.Обращение к этимологии слова

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает

запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово

«белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт»

(вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть.

Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок

материи.

3.Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко

запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя

петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом

костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка

дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай;

дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких

слов-помощников.

4.Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с

безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» ( или с какой-нибудь другой), а затем –

слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме

«Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина,

комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет,

сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

5.Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её

запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа).И

наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных,

составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория

(трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой

вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию

сложных слов.

6.Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность),

необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот

несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые

обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций.

Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут

возникать на уроках русского языка.

Игра «В букву».

Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик».

Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока

учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.

Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:

КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д

Е Т Ь Л

Н (Тетрадь, пенал).

Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные

(сахар, карандаш, вечер, берег...).

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город,

горизонт).

И, наоборот, можно дать конец слова:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ

ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

Игра «Догадайся, что за слово».

ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО

Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16

(билет) (яблоко)

О О

О О

о О

О О

О О

7.

Графический приём.

Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем

и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.

а).Картинки:

ассоциация по смыслу:

л...пата ...гурец яг...да

м...рковь ябл...ко

ассоциация по смежности и сходству:

м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая

сковорода.

букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый

ёжик.

Шифровки - ребусы.

У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная

память. 2.Фонематический приём.

Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные.

Пенал. Открыли пенал, а там - пена.

Ужинали ужи. В космос построили мост.

Данные виды заданий способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют процессы

изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.

Ужин. Космос (т).

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся

интерес

к

изучению

этих

слов

и

способствует

их

прочному

и

успешному

запоминанию.

Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах

упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и

безошибочно применяет в практике.

Прогнозирование результатов.

Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один

из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с

непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в

словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение

грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм,

используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.

Предполагаемый уровень обучения.

уровень - знания. Рассчитанный на простое запоминание и воспроизведение изученного материала.

уровень - понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? что будет?»,

умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи.

уровень - применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять

свои и чужие ошибки.

Предполагаемые результаты обучения - дети должны узнавать словарные слова в тексте, уметь

правильно их писать и находить ошибочные написания.

Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми

написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных

программой, но и многих других.

А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему

учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение

слов.

Выводы

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать

ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение

новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся

умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Практические советы и рекомендации начинающим учителям:

включить работу со словарными словами в каждый урок;

предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный

диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);

объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;

выписать из словаря слова по теме "Школа" и др.;

найти слова в словаре и объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в

произношении и написании его возможна;

составить этимологический кроссворд.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы

ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать

выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.



В раздел образования