Напоминание

"Инновационные технологии в начальной школе."


Автор: Бургучева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №23"
Населённый пункт: п.Айхал Мирнинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Инновационные технологии в начальной

школе.

Автор:

Бургучева Г.И.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №23»

Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться

изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно

поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо

инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и

формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в

образовании остается острым и актуальным. Предлагаю вам статью об инновационных

технологиях современного урока, которая будет полезна учителям начальных классов.

Традиции и инновации в образовании

Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось

недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного

процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики),

огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество

направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях

как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории

деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал

преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.

Образование - это путь и форма становления целостного человека.

Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых

способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Человек XXI века должен уметь:

-ориентироваться на знания и использовать новые технологии;

-активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;

-рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;

-быть финансово грамотным;

-вести здоровый и безопасный образ жизни.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования,

ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Образование

должно обеспечить формирование политической культуры демократической России –

подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе

людей.

Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы:

- к цели образования;

- к средствам обучения (как учить?);

- к технологиям обучения;

- к содержанию образования (чему учить?);

- к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?);

- к требованиям подготовки учителя.

Новая цель образования - это воспитание, социально-педагогическая поддержка

становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного, компетентного гражданина России.

Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает

требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля,

изменения работы учителя и ученика.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего

обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические

технологии могут реализовываться только в инновационной школе. Нововведения, или

инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому

естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по

себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового

педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и

процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому

процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы

обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей и ученых: новые

идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно -

воспитательного процесса.

Педагогические инновации в современном школьном образовании

1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с

использованием метода проектов;

б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от

субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям

«ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда,

увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении

дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается

целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.

В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений

учащихся.

2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной

системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.Личность ребенка в этой

технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов

– развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

3.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством

образования школьников.

Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно

проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели,

школы в целом.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и

построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного

ученика.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в

дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых

мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных

учреждений.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое;

- коммуникативное обучение;

- проектная технология;

- игровые технологии;

- диалог культур;

- информационно-коммуникативные технологии;

- дидактическая многомерная технология;

- групповые технологии;

- МРО (технология модульного развивающего обучения)

- технология креативного мышления;

- система инновационной оценки портфолио

- компетентностный подход;

- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания

узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно

нужно выяснить, освоить);

-личностно-ориентированный подход.

Использование возможностей современных развивающих технологий позволит обеспечить

формирование базовых компетентностей современного человека:

-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять

информацию для решения проблем);

-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к

здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную

образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и

конкурентоспособность).

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и

новые.

Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита

проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система

«консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых

групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в

учебно-воспитательный процесс школы.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом

применения педагогических инноваций в процессе обучения.

Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя

из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей. Начальная

школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем

школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как

мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо

учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной

постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной

работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению

работать в коллективе. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие

ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности

определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с

новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в

образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького

человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в

мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой,

смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В

то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны

быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области

приложения своих возможностей.

Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом

ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и

самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы,

осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию,

коммуникацию.

Основными результатами Стандартов второго поколения являются:

-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов

действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитание « умения учиться» - способности к самоорганизации с целью решения

учебных задач;

-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,

познавательной, саморегуляции.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения

должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения,

развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности,

сформировать потребность учиться и саморазвиваться.

Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал

себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».

Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных

образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного

инновационного образования – воспитание социально- активной личности.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, которые

способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную

деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы

исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с

применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое

мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых

мною мероприятий. Сегодня широкое распространение в начальной школе получают

личностно - ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика,

когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные

и групповые формы работы на уроке.

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В

учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным

особенностям младшего школьника.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем

легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и

соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем

больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Л. Н. Толстой

Библиографический список

1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения)

С.Бадиев //Учитель.-2008. №6.-С.7-9

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы /

авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.



В раздел образования