Автор: Бургучева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №23"
Населённый пункт: п.Айхал Мирнинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Инновационные технологии в начальной
школе.
Автор:
Бургучева Г.И.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №23»
Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться
изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно
поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо
инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и
формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в
образовании остается острым и актуальным. Предлагаю вам статью об инновационных
технологиях современного урока, которая будет полезна учителям начальных классов.
Традиции и инновации в образовании
Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось
недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного
процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики),
огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество
направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях
как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории
деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал
преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.
Образование - это путь и форма становления целостного человека.
Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых
способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Человек XXI века должен уметь:
-ориентироваться на знания и использовать новые технологии;
-активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;
-рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;
-быть финансово грамотным;
-вести здоровый и безопасный образ жизни.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Образование
должно обеспечить формирование политической культуры демократической России –
подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе
людей.
Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы:
- к цели образования;
- к средствам обучения (как учить?);
- к технологиям обучения;
- к содержанию образования (чему учить?);
- к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?);
- к требованиям подготовки учителя.
Новая цель образования - это воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает
требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля,
изменения работы учителя и ученика.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего
обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические
технологии могут реализовываться только в инновационной школе. Нововведения, или
инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому
естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по
себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового
педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и
процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому
процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы
обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей и ученых: новые
идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно -
воспитательного процесса.
Педагогические инновации в современном школьном образовании
1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с
использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от
субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям
«ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда,
увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении
дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается
целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений
учащихся.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной
системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов
– развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
3.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством
образования школьников.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно
проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели,
школы в целом.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и
построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного
ученика.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в
дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых
мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных
учреждений.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникативные технологии;
- дидактическая многомерная технология;
- групповые технологии;
- МРО (технология модульного развивающего обучения)
- технология креативного мышления;
- система инновационной оценки портфолио
- компетентностный подход;
- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно
нужно выяснить, освоить);
-личностно-ориентированный подход.
Использование возможностей современных развивающих технологий позволит обеспечить
формирование базовых компетентностей современного человека:
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять
информацию для решения проблем);
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к
здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность).
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и
новые.
Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита
проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система
«консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых
групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в
учебно-воспитательный процесс школы.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом
применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя
из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей. Начальная
школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем
школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как
мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо
учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной
постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной
работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению
работать в коллективе. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие
ребёнка, его вхождение в жизнь общества.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности
определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с
новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в
образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького
человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в
мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой,
смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В
то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны
быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области
приложения своих возможностей.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом
ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и
самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы,
осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию,
коммуникацию.
Основными результатами Стандартов второго поколения являются:
-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание « умения учиться» - способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, саморегуляции.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения
должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения,
развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности,
сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал
себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных
образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного
инновационного образования – воспитание социально- активной личности.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, которые
способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную
деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы
исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с
применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое
мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых
мною мероприятий. Сегодня широкое распространение в начальной школе получают
личностно - ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика,
когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные
и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В
учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным
особенностям младшего школьника.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем
легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и
соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем
больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Л. Н. Толстой
Библиографический список
1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения)
С.Бадиев //Учитель.-2008. №6.-С.7-9
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы /
авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.