Автор: Калина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №415"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческой активности, инициативности, познавательного интереса у детей через организацию непосредственно образовательной деятельности, используя нетрадиционные методы взаимодействия с детьми»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческой активности, инициативности,
познавательного интереса у детей через организацию
непосредственно образовательной деятельности, используя
нетрадиционные методы взаимодействия с детьми».
Выполнил: Калина С.А. воспитатель МАДОУ« Детский сад №415» г. Нижний
Новгород
«В любом человеке могут
расцвести сотни неожиданных
талантов и способностей, если
ему просто предоставить для
этого возможность».
Д.Лессинг.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными,
догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче
говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить.
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях
дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять
их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во
время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному
выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать,
рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую
инициативу, творческую и познавательную активность.
Познавательная активность. Условия её формирования и развития.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное
стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.
Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности
характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к
выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску
решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к
окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта
познавательной деятельности.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для
познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие
условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как
утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии
окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и
разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать
условия для развития такой деятельности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают
достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:
Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития
интереса;
Включение занимательности в содержание занятий;
Создание проблемно-поисковых ситуаций;
Вовлечение в выполнение творческих заданий;
Интеграция разнообразной деятельности;
Организация экспериментирования;
Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка
к явлениям, предметам и видам деятельности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
В группе мы создали развивающую предметно-пространственную среду -
естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную,
насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде
возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.
Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность
дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление
самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то я посчитала
необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима
детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения
со сверстниками.
На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию
мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий,
происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит
для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными
видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги
недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает
саму игру.
Поэтому мы предоставляем возможность детям свободно использовать такие
материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал,
способствующие развитию игровых замыслов и творчества.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные
средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются
обучающие и развивающие игры. Познавательные игры «Чей малыш», «Где чей
дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото: буквы и цифры», «По следам
Немо», «Домино», пазлы и мн. др., вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают
их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяю играм с
правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в
школе. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть
интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без
участия взрослого.
Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения,
вниманиямы предлагаем детям ряд развивающих игр. Это «Лабиринты», «Найди
пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал,
квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти
игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по
описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.
Особое значение в своей работе мы придаем работе с художественной
литературой, знакомстве с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь
именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и
чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по
содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки,
детские энциклопедии.
Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы
работы как наблюдение, сравнение, обобщение, я организовала «Уголок природы», в
котором имеется комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка
природного материала.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к
оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть
одобрение своих действий. Поэтому почитала необходимым выделить место, где
ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным
составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому я
организовала несколько выставок детских поделок «Наше творчество
Таким образом, создав разнообразную предметно-развивающую среду, я считаю,
что способствовала формированию и развитию познавательного интереса.
Развитие познавательной активности на занятиях.
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, я старалась учесть главное, по
моему мнению, условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат
дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка.
Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка
заниматься математикой, если ему скучно?
Удивление – важная способность ребёнка: оно питает его познавательный
интерес. Чувство удивления можно вызвать новизной, необычностью,
неожиданностью, несоответствие чего-то предыдущим представлениям ребёнка.
Интерес как стимул познавательной деятельности является своеобразным трамплином
к познавательной активности, опорой для эмоциональной памяти, стимулом для
повышения эмоционального тонуса, способом мобилизации внимания и волевых
усилий ребёнка.
Я думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено
на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому
процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к
самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами
взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым
делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая
времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько
минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится,
когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с
взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые
ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью,
мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность
в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают
в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными
нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и
глубокие вопросы жизни.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные
обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать
себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого
познавательного интереса.
Чаще всего на занятиях я предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из
знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, я
предложила детям посетить сказочный теремок. Мы помогали мышке правильно
выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической
последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру
для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать
их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок.
Получив письмо от колобка с просьбой о спасении, мы отправились в путь,
переходя от домика зайца к домику волка, медведя, лисы, помогая каждому выполнить
какое-либо задание, при этом усвоили образование числа 8. Находясь в постоянном
движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается
ненавязчиво, сам собою.
Постоянными «участниками» моих занятий являются Незнайка, Буратино, доктор
Айболит, кот Леопольд, лесные жители.
Так на занятиях я предлагаю детям такие виды заданий: построиться по росту,
сравнить длины сторон прямоугольных крышек столов для «покупки клеёнки» при
помощи мерки, накрыть кукольный стол для известного количества гостей и т. п.
провожу на занятиях игры-задания «Круг, овал, квадрат» (из предметных
картинок предлагаю выбрать те, которые по форме напоминают данные
геометрические фигуры), организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» предлагаю
определить форму товара и т. п.
На занятиях по развитию речи использую дидактические игры, такие как
«Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию», «Аукцион
слов», «Необычная песенка», «Эхо», «Рифмы», «Ветерок» и мн.др.
Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения
удерживать в памяти задания и осмысленно их решать, а также учитывая большой
интерес и обострённое внимание к слову, в ходе работы я стараюсь создавать
ситуации затруднения, поиска. Для этого использую такого рода задания:
- назовите громкие (тихие) слова, почему они так звучат;
- назовите слова, оканчивающиеся на –ок;
- какие из окружающих нас предметов начинаются со звука»к»;
- подбери к слову «мишка» похожие по звучанию слова; и мн. др.
Считаю, что обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в
контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых
знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают
решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В свою работу я внедряю интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку
предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах
деятельности, объединённых общей темой.
Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти
применение полученных ранее умений на практике.
Используем мы и такие методы, как анализ, синтез, сравнение, задачи на
группировку и классификацию, моделирование, метод вопросов, повторение и
решение логических задач.
Умение анализировать помогает усваивать знания осознанно.
Анализ как метод
бывает элементарным и каузальным (причинным). В процессе элементарного анализа
дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые
составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания,
помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают
картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося
дома.
Воспитатель
предлагает
назвать
признаки,
по
которым
дети
определили
профессию
этого
человека.
Такой
элементарный
анализ
является
необходимой
отправной
точкой
для
более
сложного
каузального
анализа.
Каузальный
анализ
позволяет
рассмотреть
причинные
связи
и
зависимости
между
признаками,
выявленными
в
элементарном
анализе.
Соответствующий
такому
анализу синтез
помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Так, продолжая
рассматривать
названную
выше
картину,
воспитатель
предлагает
детям
подумать,
зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой
высокий, зачем строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и
т. п. С помощью подобных вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений,
приучается задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не
изображено
на
картине
,
читать
между
строк,
приобретает
умения
делать
самостоятельные выводы.
Метод
анализа
и
синтеза
тесно
связан
с
методом,
или
методическим
приемом,
сравнения.
К. Д. Ушинский говорил: Все в жизни мы познаем не иначе, как через сравнение.
В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству.
Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры,
поступки, проявления чувств и др. Во всех случаях сравнение помогает образованию
конкретных,
ярких
представлений
и
чувств;
становится
более
эффективным
и
осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим
людям, к событиям и явлениям социального мира. При использовании этого важного
методического приема педагог в каждом конкретном случае должен определять, с
какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или сравнения по контрасту.
Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение
по подобию. Ребенку проще ответить на вопрос Чем отличается слон от волка?, чем
найти сходство между этими объектами.
Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку
и
классификацию.
Для
того
чтобы
группировать,
классифицировать
предметы,
явления,
требуются
умения
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные
признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес
к нему. Начинать следует с простых заданий, например: Разложи картинки на две
группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — все, что
нужно для работы врачу. С таким заданием справляются дети 4—5 лет. Подобные
задания решаются на разном содержании.
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки
и за счет усложнения основания для классификации. Например, детям предлагают
разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная
щетка, мяч, лыжи, карандаши. Дается задание отобрать предметы, которые будут
нужны девочке зимой, мальчику летом, и обосновать свое решение. Далее из этих же
предметов
дети
выбирают
те,
которые
нужны
для
игры,
для
того,
чтобы
быть
здоровыми, и т. д. Следует подчеркнуть, что прием классификации в большей мере
способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в
контексте
близкой
и
понятной
для
ребенка
задачи:
отобрать
предметы
для
тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или
занятия и т. п. В подобном случае дети чувствуют потребность в выполнении задания,
осознают его практическую целесообразность.
Проявлениям
самостоятельности,
творчества,
выдумки
содействует
метод
моделирования и конструирования.
Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного
учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их,
читать карту. Этим же целям служат и задания типа Составим маршрут предстоящей
экскурсии.
Для
моделирования
и
конструирования
можно
использовать
мелкий
строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Моделирование
и
конструирование
развивают
мышление,
воображение
и
готовят
ребенка
к
восприятию
карты
мира
и
глобуса.
Воздействие
на
повышение
познавательной
активности
оказывает
сочетание
в
данном
методе
словесного
объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности
задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны
по
тематике,
глубине,
мотивам.
В
целом
вопросы
ребенка
позволяют
судить
о
направленности
его
интересов.
Может
возникнуть
мысль,
что
детей
не
надо
специально
учить
задавать
вопросы,
они
без
того
любознательны.
Однако
как
правило,
на
занятиях
или
по
поводу
их
содержания
дети
не
задают
вопросов
воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в сложившемся у детей
стереотипе — на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них.
Воспитатель работает без обратной связи, не ставит детей в ситуацию активной
мыслительной деятельности.
Свободные
высказывания
дошкольников
расцениваются
как
дисциплинарные
нарушения, и поэтому у ребенка вскоре пропадает интерес к занятиям. Установка на
регламентированную активность сковывает его мысль, ставит в позицию исполнителя,
а не активного участника обсуждения вопросов, которым посвящено занятие. Такая
недооценка
мыслительных
возможностей
дошкольников,
боязнь
нарушения
дисциплины отрицательно сказываются на развитии интересов и любознательности
детей.
Приступая
к
обучению
детей
умению
задавать
вопросы,
воспитателю
следует
критически проанализировать свое собственное умение и прежде всего то, как и какие
вопросы он ставит перед детьми в беседах по поводу прочитанного, просмотренного,
наблюдаемого.
К
сожалению,
нетрудно
заметить,
что
преобладают
вопросы
репродуктивного,
а
не
проблемного
характера.
Воспитатель
требует
от
ребенка
повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Часто его вопросы
просто
не
имеют
смысла,
поскольку
ответ
на
них
слишком
прост
для
ребенка.
Например,
детям
старшей
группы
показывают
картину
с
домашними
животными
(Кошка с котятами). Задается традиционный вопрос: Кто изображен на картине? Этот
вопрос уместен для детей младшего возраста, но бесполезен для детей старшего. Им
нужны проблемные, причинные вопросы. Если воспитатель научит себя правильно
формулировать вопросы к детям, то ему станет понятнее и направление работы с
детьми.
. Детей
нужно
стимулировать
к
постановке
вопросов
на
занятиях
прямым
предложением (Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте,
я
постараюсь
ответить),
положительной
оценкой,
направленной
как
на
сам
факт
вопроса, так и на его удачную формулировку. В конце занятия можно оставлять 2—3
мин специально для вопросов детей. Если воспитатель это делает систематически,
дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы. Задача педагога
при этом — быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни ответить сразу (если
они касаются темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что это тема следующего
занятия и ребенок услышит ответ позже, на третьи предложить ответить кому-то из
детей или поручить ребенку поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом рассказать
всем. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень
важно, особенно для предстоящего обучения в школе, но от воспитателя требуются
такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать взрослым вопросы.
Метод повторения
Повторение — важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может
выступать как ведущий метод или методический прием.
Воспитатель,
понимающий
природу
памяти,
будет
беспрестанно
прибегать
к
повторениям
не
для
того,
чтобы
починить
разваливающееся,
но
для
того,
чтобы
укрепить и вывести на нем новый этаж. (К. Д. У ш и н с к и й ).
Возможны три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с
социальной
действительностью. Прямое повторение — от детей требуется умение
повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той
форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии
материала.
Примером
может
служить
повторное
рассматривание
одной
и
той
же
картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного
произведения, репродуктивные вопросы в беседе и др. Подобное повторение возможно
и полезно в конце занятия, когда нужно закрепить только что полученные знания.
Элемент такого повторения может служить и опорным, отправным моментом при
переходе
к
новым
знаниям.
Этот
вид
повторения
не
предполагает
творческого
отношения к усваиваемому материалу, поэтому его используют наряду с другими
видами.
Применение знаний в сходной ситуации. Данная форма повторения основана на
ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых
объектов, предметов. На что похож этот предмет? Какую сказку русского народа
напоминает вам украинская сказка Рукавичка? На прошлом занятии мы говорили о
музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу
принадлежит этот музыкальный инструмент? — подобные вопросы заставляют детей
вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми. Такая форма повторения
приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию
выводов, повышает познавательную активность.
Дополните данную группу другими видами и докажите их принадлежность к группе,
повышающей познавательную активность детей.
Повторение на опосредованном уровне — третья форма повторения. К усвоенным
ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно
не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы. Например,
дети узнали об особенностях зрения у человека и разных животных. В дальнейшем
воспитатель,
опираясь
на
приобретенные
детьми
знания,
предлагает
решить
логическую задачу: кто лучше всех справится с заданиями увидеть в темноте; увидеть
с очень большой высоты; прочитать в книге интересный рассказ? Чтобы решить такую
логическую задачу, ребенку нужно восстановить в памяти обобщения, сделанные при
ознакомлении с органами зрения человека и каждого животного в отдельности. К
подобному типу повторения стимулирует и воображаемая ситуация.
Решение логических задач
Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода,
направленного на повышение познавательной активности
Проблемное
обучение
как
необходимое
условие
развития
познавательных интересов.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом:
он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и
решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении
деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер,
предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по
решению новых для него проблем.
Я считаю, что необходимым условием проблемного обучения дошкольников
является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет
необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку
использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия.
Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае
ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценить
как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с
детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения
задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его
эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно
реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера
эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при
решении той или иной задачи, радость познания.
Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации в своей работе.
На занятии по формированию элементарных математических представлений
ставлю цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего
(мерки). Рассказываю детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту
сокровищ. Демонстрирую рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в
левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Говорю по секрету,
что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый
ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте,
другой утверждает, что одна из них выше. При этом одни указывают на верхнее
изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь
гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы
определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть
использованы(ёлочки нарисованы).
Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставлено
задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешаю
попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок,
приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предлагаю использовать
полоску бумаги как мерку, показываю как правильно её использовать. Дети довольны:
помогли гномам. Делаем выводы.
Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как
поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может
формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней
противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае
проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной
деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по
небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс
у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается
процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс
поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую
схему создания проблемной ситуации:
Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными
эмоциями)
Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане
порождается интерес, мотивация к решению)
Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и
разочарование)
Находим решение (радость, восторг)
Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного
ответа)
Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный,
неоднотипный. Я считаю, что нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать
возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ –
самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как
первооткрывателя.
Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
1.
Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти
дороги домой.
2.
С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а
некоторые остаются. Почему?
3.
Как хлеб на стол «пришёл»?
4.
Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?
5.
Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И
т.п.
Математика.
1.
Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять
множества?
2.
Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
3.
Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного
героя?
4.
Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
5.
Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).
6.
Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните
девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).
7.
Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить.
И т.п.
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
1.
Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой –
зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
2.
Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой
формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
3.
Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат
голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не
потерялись» в «воде»?
4.
Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать,
что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
5.
При конструировании зданий можно предложить детям украсить
прилегающую территорию.
6.
Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог
проплыть корабль.
7.
Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
Художественная литература, развитие речи.
1.
После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты
поступил на месте литературного персонажа.
2.
Предложить придумать свой конец сказки.
3.
Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию
словами.
4.
Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
5.
Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать
по памяти младшему брату, что видел.
6.
Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное
произведение, о чём оно.
7.
Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать
автор.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на
предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности,
гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных
задач. Например, я использую следующие:
Ситуации на транспорте.
Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты
будешь делать? Почему?
Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём.
В квартире пожар. Что ты будешь делать?
Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что
потом?
Подводя итог, можно сделать выводы:
1.Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2.Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3.Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-
следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной
информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4.Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной
ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5.Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как
сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6.Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7.Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление
свободно и самостоятельно.
Исследовательские методы обучения как средства развития
познавательной активности.
К исследовательским методам обучения относятся:
Наблюдение
Эксперимент, опыт
Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он
применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы
наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой
внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и
мышления.
Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые
стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят
аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его,
сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
Для развития наблюдательности и внимания я провожу следующие упражнения:
«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые
игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше
вспомнит)
«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)
«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых
геометрических фигур)
«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.
Организовываю наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и
неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом
уголке (развитие комнатных растений, огород на окне, аквариумные рыбки), труд
людей разных профессий (экскурсии).
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется
практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических
действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить
самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять,
отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных я использую,
например, такого вида:
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами
и их свойствами. Я проводила с детьми следующие эксперименты:
Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на
ощупь, по запаху, на вкус и т.п.
Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния,
текучесть и т.д.
Свойства песка и глины.
Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
Свойства бумаги, её виды.
Что нужно растению для жизни.
Наблюдение за этапами развития растения.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в
календаре природы.
Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного
человека или группы детей)
Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).
Приведу пример эксперимента «Как вода исчезает». Мы брали разные предметы:
губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, блюдце. Аккуратно ложкой поливали их водой.
Отмечали, какие предметы впитывают воду, какие нет, какие предметы впитывают
воду лучше. Наливали воду в блюдце, отмечали уровень воды фломастером, оставляли
на несколько дней, отмечали новый уровень. Пришли к выводу, что вода не могла
впитаться, она «улетела» в воздух в виде маленьких частиц (испарилась).
Таким образом, могу отметить, что непосредственный контакт ребёнка с
предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать
больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять,
сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными
словами, формировать познавательную активность.
Развитие творческого мышления дошкольников.
Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться.
Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач.
И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой
жизни.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного
подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих
действий.
Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые
пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему
организму.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными
мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно
адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет
учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.
Предлагая детям творческие задания, я стараюсь учитывать следующие
дидактические принципы:
Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем
действии предоставляю ребёнку право выбора)
Принцип открытости. (предоставляю ребёнку возможность работать с
открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)
Принцип деятельности. (любое творческое задание включает практическую
деятельность)
Принцип обратной связи. (я могу регулярно контролировать процесс)
Принцип идеальности. (творческие задания не требуют специального
оборудования, могут быть частью любого занятия)
В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и
изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству – это
творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из
них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при
решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является
первым шагом в формировании творческих способностей человека.
Я использую следующие виды творческих заданий:
"Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые
шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово), «Волшебный стул»
(севшему на волшебный стул все говорят комплименты), «Мой смешной портрет»,
«Угадай, кто я?» (элементы пантомимы), «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах),
«Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах), «Самый страшный страх» (рисуем
его и избавляемся) и мн.др.
При проведении игр обязательно использую положительную оценку, что
способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.
Основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не
поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир
вместе с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы,
позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте
окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и
обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты
думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не
иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории.
Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее
общение – это всегда общение «навырост».
6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не
отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность
ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте
условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.