Автор: Астахова Ирина Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ № 238
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка по проектной деятельности
Тема: "Необитаемый остров"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №238 Г. Новокузнецк
Методическая разработка по проектной деятельности в
старшей группе
Тема: «Необитаемый остров»
Воспитатель: Астахова И.И.
Новокузнецк 2018г
Тема: «Необитаемый остров»
Проблема: «Поиск выхода из экстремальной ситуации».
Игровая
мотивация: «Кораблекрушение
около
необитаемого
острова».
Цель:
активизация
мышления
в
процессе
разрешения
специально
моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1)
развивать поисковую деятельность детей:
— способность
к
определению
задач
на
основе
поставленной
проблемы;
— умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой
выбор;
— умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях,
придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
2)
развивать способность к созданию задуманного продукта;
3)
совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
— экспериментирования с объектами неживой природы;
— создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими
деталями, элементами.
4)
активизировать речь;
5)
совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия:
Коммуникативные игры
Приветствие
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад, (Идём по кругу)
В нём полным – полно ребят, (Идём в обратную сторону)
Может сто, а может двести!(Идём в круг)
Хорошо, когда мы вместе! (Идём из круга)
Все на месте, все ли тут?
Повернулись, оглянулись (По тексту)
И друг другу улыбнулись!
Приветствие песенка с движениями и пальчиковая гимнастика
Солнышко встало и утро настало,
Солнышко встало и утро настало!
Привет, братец Федя, буди соседей.
Вставай большак, вставай указка,
Вставай серёдка, вставай сиротка
И крошка Митрошка, привет, ладошка!
Игры в кругу
Игра
с
мячиками
на
развитие
ритма
движения
с
рецитацией
стихотворения
Как по морю – океану
Наш кораблик плыл упрямо.
За кормою пенный след,
Берегов в помине нет!
Приглашение
Сегодня мой помощник тот, кто находится справа от меня. Помощник
капитана раздаст подушки.
Игра «Связующая нить»
По кругу передаётся клубок ниток (жгут).
Ты катись, катись клубок с запада и на восток,
С севера и на юг, возвратишься, сделав круг.
Нитки мы соберём, в море шумное войдём.
Все мы вместе, все сейчас, все глаза закрыли – раз!
( представляем море, чаек, дельфинов, корабль, морскую гладь).
На счёт «два» дети открываю т глаза.
-Что видели? Что представляли?
Игра «Море»
Держать в руках нитки, изображать шумное море, спокойное море,
шторм.
1.
Введение в игровую ситуацию: дети и родители отправляются в
плавание и терпят бедствие. Бурей их выбрасывает на необитаемый остров.
Определение проблемы: действия в экстремальной ситуации.
2.
Постановка задач:
1)
переждать бурю;
2)
подать сигнал бедствие;
3)
определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу,
построить жилье);
3.
Определение
конечного
продукта. Воспитатель
спрашивает
детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную
ситуацию,
не
растерялся
и
выжил,
пока
не
прибудут
спасатели.
(Обсуждаются предложенные детьми варианты. Решают схематически
изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».).
4. Поэтапное решение проблемы. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Бурей нас выбросило на берег. Идет сильный дождь, на
море шторм. Как нам переждать бурю?
Дети: Нужно:
а)
спрятаться в пещере;
б)
укрыться под деревьями;
в)
укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.
Воспитатель: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы
оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?
Дети: На острове.
Как позвать помощь?:
— громко покричать;
— зажечь на самом высоком месте костер;
— поднять кусок яркой ткани на длинной палке;
— выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово
«SOS» — «спасите!»;
— написать записку, положить в бутылку, закупорить ее и бросить как
можно дальше в море.
Краткое
описание
вариантов
работы
в
различных
Центрах
активности. Детям и взрослым (в зависимости от того, кто из взрослых
пришёл к детям на занятие) раздаются конверты. В них название центра
и краткое описание работы.
Воспитатель:
на
нашем
острове
очень
много
места,
нам
следует
разделиться на группы, и каждая группа будет работать по своему плану. Так
мы сможем друг другу помочь выжить в трудной ситуации.
Центр книги (знаний). Центр грамоты
Обследовать
остров, соблюдая
осторожность.
Перечислить
правила безопасного поведения. Зарисовать своё передвижение с помощью
плана – карты острова, определив на нём родники, водоёмы, пригодные для
питья; места для отдыха и охоты;
Оповестить родных о кораблекрушении. Написать письмо и
отправить его бутылочной почтой.
Центр творчества
Изготовить
примитивные
орудия
труда. Дети
выбирают
острые ракушки, камни, пробуют заточить палку камешком.
Цент строительства
Придумать и зарисовать разные типы жилья.
Построить
из
подручных
материалов
жильё
(материал,
газета,
спортивное
оборудование).
Придумывают
и
зарисовывают
виды
жилья
(шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)
Центр науки
Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна
для питья, нужно поискать родниковую или
озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья
на
о ст рове,
то
какую
воду
м ож н о
использовать
для
питья
и
приготовления
пищи?
Предлагают
варианты:
собрать
дождевую воду или снег на вершине горы.
«Можно ли такую воду сразу пить?» — «Нет.
Она
грязная».
Проделывают
опыт
по
фильтрации
воды
и
талого
снега.
Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.
Использовать для дезинфекции марганцевый калий в небольшом количестве.
Придумывают условное обозначение для данных операций. Зарисовывают
схему опытов.
Цент кулинарии
Н а й т и
п и щ у —
поиск
знакомых
съедобных
растений.
Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками,
рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор
птичьих яиц.
Игра «Угадай по запаху» — определить продукты питания по
запаху.
Центр выживания
Добыть огонь.
Как
на
острове
можно
добыть
огонь
без
спичек
или
зажигалки?
Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички —
просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки,
добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие
ветки и растения для костра.
По сигналу дети и взрослые собираются на свои места, принеся с собой
готовые результаты работы.
Анализ деятельности
Каждая подгруппа презентует свою работу.
Примерные вопросы для реализации принципа рефлективности
Трудно одному выжить на необитаемом острове?
Если знать основы выживания и не паниковать, можно спастись?
Что бы вы посоветовали тем, кто выходит в открытое море?
Слышится звук самолета. Дети привлекают его внимание, размахивая
яркими косынками, рубашками и т.п. Самолет сбрасывает записку о том, что
помощь
близка.
В
записке
говориться
о
том,
что
потерпевших
кораблекрушение могут взять на борт самолёта только с воды. Необходимо
выйти в открытое море. Как это сделать? Подвести детей и родителей к
мысли, что нужно всем вместе сделать плот.
Центр движения
Гимнастические палки, верёвки.
Совместная работа по строительству плота
Воспитатель: Прощай, наш необитаемый остров – пора домой!
Звучит музыка.