Напоминание

"Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста"


Автор: Коробицына Жанна Владимировна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста"
Раздел: среднее образование





Назад




Конфликтность

,

как

особенность

протекания

подросткового

возраста

Все

физиологические

особенности

подросткового

возраста

тесно

взаимосвязаны

с

развитием

психики.

Возникновение

психических

новообразований

связано

со

сложностями

его

перехода

из

состояния

детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего

школьного возраста, подростковый возраст кажется бурным и сложным. Это

возраст

самоутверждения

среди

сверстников,

протеста

и

бунта

против

старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе

идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане

формирования личности.

Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Анна

Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны,

считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным

интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни

они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают

в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же

внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в

жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они

колеблются

между

слепым

подчинением

избранному

ими

лидеру

и

вызывающим

бунтом

против

любой

власти».

(Кулагина

И.Ю.,

Колюцкий

В.Н., 2003).

Объединяясь в разного рода компании, находясь в процессе стихийно -

группового общения, подростки проявляют агрессивность, жестокость. У них

повышается тревожность. Но это общение, данная система отношений, в том

числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых

г р у п п ,

сч и т а е т с я

с л е д с т в и е м

н е

к а ко й - л и б о

г е н е т и ч е с ко й

предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает только

лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-

значимых

отношений

взрослых,

как

ситуация

совместного

переживания

непонятности ими.

В

подростковом

возрасте

у

детей

развивается

потребность

в

самостоятельности,

самореализации,

избавлении

от

опеки.

Но

не

все

взрослые

учитывают

в

отношениях

с

подростками

эти

особенности

личностного

становления.

Именно

поэтому

случаются

конфликты

в

отношениях родителей и детей подросткового возраста.

Критически

осмысливая

себя

и

находящихся

вокруг,

подросток

протестует против ханжества взрослых, их надуманной праведности, при

частой лживости действий. Подросток требует не просто внимания, но и

понимания,

доверия

взрослых.

Он

стремится

играть

определенную

социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших.

Многие взрослые занимают позицию диктаторов, чем препятствуют

развитию социальной активности подростка. В итоге между взрослыми и

подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который,

большинство подростков и прибегают к конфликтным формам поведения.

Следовательно,

в

подростковом

возрасте

в

силу

сложности

и

противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних

условий

их

развития

могут

возникать

ситуации,

которые

нарушают

нормальный

ход

личностного

становления,

создавая

объективные

предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.

У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних

ценностей

на

другие.

Подросток

старается

занять

новую

социальную

позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом

общественное

признание,

одобрение,

принятие

в

мире

взрослых

и

сверстников

становятся

для

него

жизненно

необходимым.

Лишь

их

присутствие

обеспечивает

переживание

подростком

чувства

собственной

ценности. Именно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как

правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его

принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.). ( Крутецкий В.А.

Психология подростка. – М., 1965.)

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа

поведения, с учетом направленности их личности.

Первую

группу

подростков

характеризует

устойчивый

комплекс

безнравственных, примитивных потребностей, рвение к потребительскому

времяпрепровождению,

изменение

ценностей

и

отношений.

Эгоцентризм,

равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отрицание авторитетов

являются типичными особенностями этих детей. Они эгоистичны, циничны,

ожесточены, грубы, неуравновешаны, грубы, задиристы. В их поведении

присутствует физическая агрессивность.

Вторую

группу

составляют

подростки

с

деформированными

потребностями, ценностями. Эти дети зарабатывают свой авторитет за счет

притеснения

слабых,

младших.

Их

характеризует

импульсивность,

интенсивная

смена

настроения,

лживость,

раздражительность.

У

них

извращены

представления

о

мужестве,

товариществе.

Им

доставляет

наслаждение чужая боль. Стремление к использованию физической силы

проявляется у них ситуативно и только против более слабых.

Третью

группу

подростков

характеризует

конфликт

между

деформированными

и

позитивными

потребностями,

ценностями,

отношениями,

взглядами.

Они

отличаются

односторонностью

интересов,

притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, триумфу,

апатичны.

В

их

поведении

господствуют

косвенная

и

вербальная

агрессивность.

К четвертой группе относятся подростки, которые отличаются слабо

деформированными

потребностями,

но,

в

то

же

время,

отсутствием

определенных

интересов

и

крайне

ограниченным

кругом

общения.

Они

безвольны,

подозрительны,

заискивают

перед

превосходящими

по

силе

товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их

поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. (Семенюк

Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)

На

сегодняшний

день

проблема

агрессивного

поведения

считается

одной из основных психолого-педагогических проблем. Психологи выделяют

следующие формы агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы

против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, обходными путями направленные на

другое лицо (слухи, злые шутки), либо ни на кого направленные взрывы

ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение отрицательных чувств как через

форму, так и через содержание словесных ответов.

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем

возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм

оппозиционная

манера

поведения,

традиционно

направленная против авторитета или руководства.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством

горечи, гнева на весь мир за действительные либо мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям,

которые основаны на убеждении, что окружающие желают причинить вред.

(А. Басс, А. Дарки)

Низкий уровень интеллектуального развития, неустойчивые интересы,

повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных

представлений

и

бедность

ценностных

ориентаций

все

это

черты

агрессивных

подростков.

Эмоциональная

грубость,

озлобленность

против

сверстников

и

окружающих

взрослых

так

же

является

показателями,

отличающими агрессивных детей. Данная группа подростков имеет крайнюю

самооценку,

которая

может

быть

как

максимально

позитивной,

так

и

максимально

негативной.

Они

отличаются

повышенной

тревожностью,

эгоцентризмом,

неумением

находить

выход

из

трудных

ситуаций.

Они

постоянно находятся в состоянии «защиты».

Для интеллектуально и социально развитых подростков агрессивность

становится

средством

поднятия

престижа,

показателем

с во е й

самостоятельности, взрослости. Чаще всего такие подростки находятся в

оппозиции по отношению к взрослым. Вокруг них собираются не очень

разборчивые в целях и средствах компании подростков.

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его

социальной среде. Огромное влияние оказывают малые группы, в которых

подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается

семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют отношения

между

членами

семьи.

Сегодня

в

нашем

обществе

имеется

серьезный

дефицит

позитивного

воздействия

на

растущих

детей.

(Корчагина

Ю.И.

Агрессивные дети// Здоровье детей.)

Функции семьи должны быть направлены на формирование у детей

чувства психологического комфорта, защищенности. В настоящее время в

семьях очень часто можно наблюдать жестокое обращение с подростками,

применение наказаний, в том числе физических. Другие родители «слепо»

любят

детей

и

переоценивают

их

и

недостаточно

контролируют.

Другие

наоборот

не

интересуются

делами

своего

ребенка,

а

третьи

стараются

принудить к послушанию.

Агрессивное

поведение

зафиксировано

у

подростков,

которые

встречаются с насилием дома или становятся жертвами насилия. Для этих

детей

подросткового

возраста

характерна

недостаточная

развитость

нравственных представлений, потребительское отношение, эмоциональная

грубость,

агрессивный

способ

самоутверждения.

У

них

наблюдается

повышенная внушаемость и подражательность.

Агрессивные формы поведения подростка провоцируют СМИ, разного

вида

«боевики»,

«детективы»

и

т.д.

С

помощью

проявления

агрессии

подросток делает себя взрослым в собственных глазах и демонстрирует свою

значимость, самоутверждается в группе, занимая в ней определенное место.

Нередко, такими группами становятся различные компании с асоциальной

направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются

как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы

педагогической конфликтологии)

Как следствие быстрого темпа развития самосознания и критического

мышления у подростка, изменяется эмоционально – ценностное отношение к

себе. Ребенок недоволен собой, но при этом самоуверен и робок, черств и

чувствителен,

развязен

и

застенчив.

(Семенюк

Л.М.

Психологические

особенности агрессивного поведения подростков.)

У

мальчиков

и

девочек

агрессивность

проявляется

по-разному.

У

мальчиков в подростковом возрасте наблюдается наибольшая агрессивностю

отличаются.

Они

проявляют

физическую

агрессию,

которая

с

возрастом

затухает, а у девочек, наоборот, с возрастом наблюдается рост этой формы

агрессии.

К

15-18

годам

у

мальчиков

происходит

всплеск

вербальной

агрессии.

При

уменьшении

косвенной

агрессии

у

мальчиков

идет

значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляется

у мальчиков во все возрастные периоды. (Корчагина Ю.И. Агрессивные дети//

Здоровье детей. )

Проанализировав

литературные

источники,

мы

выяснили,

что

в

подростковом

возрасте

наблюдается

повышенная

агрессивность

и

конфликтность.

Конфликтность

обусловлена

физиологиче скими

изменениями,

происходящими

в

данном

возрастном

периоде.

Но

конфликтное

поведение

подростков

нужно

и

можно

корректировать.

Практически все авторы убеждены, что подростковый кризис проходит у всех

детей по-разному. Это зависит от многих условий, таких как психолого-

педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье,

отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным

является

изучение

существующего

уровня

конфликтности

и

разработки

индивидуальных и групповых мер по осведомленности детей о стратегиях

поведения

в

конфликтах,

снижению

конфликтности

и

агрессивности

в

подростковом возрасте.



В раздел образования