Автор: Коробицына Жанна Владимировна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста"
Раздел: среднее образование
Конфликтность
,
как
особенность
протекания
подросткового
возраста
Все
физиологические
особенности
подросткового
возраста
тесно
взаимосвязаны
с
развитием
психики.
Возникновение
психических
новообразований
связано
со
сложностями
его
перехода
из
состояния
детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего
школьного возраста, подростковый возраст кажется бурным и сложным. Это
возраст
самоутверждения
среди
сверстников,
протеста
и
бунта
против
старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе
идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане
формирования личности.
Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Анна
Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны,
считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным
интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни
они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают
в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же
внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в
жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они
колеблются
между
слепым
подчинением
избранному
ими
лидеру
и
вызывающим
бунтом
против
любой
власти».
(Кулагина
И.Ю.,
Колюцкий
В.Н., 2003).
Объединяясь в разного рода компании, находясь в процессе стихийно -
группового общения, подростки проявляют агрессивность, жестокость. У них
повышается тревожность. Но это общение, данная система отношений, в том
числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых
г р у п п ,
сч и т а е т с я
с л е д с т в и е м
н е
к а ко й - л и б о
г е н е т и ч е с ко й
предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает только
лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-
значимых
отношений
взрослых,
как
ситуация
совместного
переживания
непонятности ими.
В
подростковом
возрасте
у
детей
развивается
потребность
в
самостоятельности,
самореализации,
избавлении
от
опеки.
Но
не
все
взрослые
учитывают
в
отношениях
с
подростками
эти
особенности
личностного
становления.
Именно
поэтому
случаются
конфликты
в
отношениях родителей и детей подросткового возраста.
Критически
осмысливая
себя
и
находящихся
вокруг,
подросток
протестует против ханжества взрослых, их надуманной праведности, при
частой лживости действий. Подросток требует не просто внимания, но и
понимания,
доверия
взрослых.
Он
стремится
играть
определенную
социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших.
Многие взрослые занимают позицию диктаторов, чем препятствуют
развитию социальной активности подростка. В итоге между взрослыми и
подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который,
большинство подростков и прибегают к конфликтным формам поведения.
Следовательно,
в
подростковом
возрасте
в
силу
сложности
и
противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних
условий
их
развития
могут
возникать
ситуации,
которые
нарушают
нормальный
ход
личностного
становления,
создавая
объективные
предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.
У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних
ценностей
на
другие.
Подросток
старается
занять
новую
социальную
позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом
общественное
признание,
одобрение,
принятие
в
мире
взрослых
и
сверстников
становятся
для
него
жизненно
необходимым.
Лишь
их
присутствие
обеспечивает
переживание
подростком
чувства
собственной
ценности. Именно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как
правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его
принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.). ( Крутецкий В.А.
Психология подростка. – М., 1965.)
Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа
поведения, с учетом направленности их личности.
Первую
группу
подростков
характеризует
устойчивый
комплекс
безнравственных, примитивных потребностей, рвение к потребительскому
времяпрепровождению,
изменение
ценностей
и
отношений.
Эгоцентризм,
равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отрицание авторитетов
являются типичными особенностями этих детей. Они эгоистичны, циничны,
ожесточены, грубы, неуравновешаны, грубы, задиристы. В их поведении
присутствует физическая агрессивность.
Вторую
группу
составляют
подростки
с
деформированными
потребностями, ценностями. Эти дети зарабатывают свой авторитет за счет
притеснения
слабых,
младших.
Их
характеризует
импульсивность,
интенсивная
смена
настроения,
лживость,
раздражительность.
У
них
извращены
представления
о
мужестве,
товариществе.
Им
доставляет
наслаждение чужая боль. Стремление к использованию физической силы
проявляется у них ситуативно и только против более слабых.
Третью
группу
подростков
характеризует
конфликт
между
деформированными
и
позитивными
потребностями,
ценностями,
отношениями,
взглядами.
Они
отличаются
односторонностью
интересов,
притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, триумфу,
апатичны.
В
их
поведении
господствуют
косвенная
и
вербальная
агрессивность.
К четвертой группе относятся подростки, которые отличаются слабо
деформированными
потребностями,
но,
в
то
же
время,
отсутствием
определенных
интересов
и
крайне
ограниченным
кругом
общения.
Они
безвольны,
подозрительны,
заискивают
перед
превосходящими
по
силе
товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их
поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. (Семенюк
Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
На
сегодняшний
день
проблема
агрессивного
поведения
считается
одной из основных психолого-педагогических проблем. Психологи выделяют
следующие формы агрессивных реакций:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы
против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, обходными путями направленные на
другое лицо (слухи, злые шутки), либо ни на кого направленные взрывы
ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение отрицательных чувств как через
форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем
возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм
–
оппозиционная
манера
поведения,
традиционно
направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством
горечи, гнева на весь мир за действительные либо мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям,
которые основаны на убеждении, что окружающие желают причинить вред.
(А. Басс, А. Дарки)
Низкий уровень интеллектуального развития, неустойчивые интересы,
повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных
представлений
и
бедность
ценностных
ориентаций
–
все
это
черты
агрессивных
подростков.
Эмоциональная
грубость,
озлобленность
против
сверстников
и
окружающих
взрослых
так
же
является
показателями,
отличающими агрессивных детей. Данная группа подростков имеет крайнюю
самооценку,
которая
может
быть
как
максимально
позитивной,
так
и
максимально
негативной.
Они
отличаются
повышенной
тревожностью,
эгоцентризмом,
неумением
находить
выход
из
трудных
ситуаций.
Они
постоянно находятся в состоянии «защиты».
Для интеллектуально и социально развитых подростков агрессивность
становится
средством
поднятия
престижа,
показателем
с во е й
самостоятельности, взрослости. Чаще всего такие подростки находятся в
оппозиции по отношению к взрослым. Вокруг них собираются не очень
разборчивые в целях и средствах компании подростков.
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его
социальной среде. Огромное влияние оказывают малые группы, в которых
подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается
семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют отношения
между
членами
семьи.
Сегодня
в
нашем
обществе
имеется
серьезный
дефицит
позитивного
воздействия
на
растущих
детей.
(Корчагина
Ю.И.
Агрессивные дети// Здоровье детей.)
Функции семьи должны быть направлены на формирование у детей
чувства психологического комфорта, защищенности. В настоящее время в
семьях очень часто можно наблюдать жестокое обращение с подростками,
применение наказаний, в том числе физических. Другие родители «слепо»
любят
детей
и
переоценивают
их
и
недостаточно
контролируют.
Другие
наоборот
не
интересуются
делами
своего
ребенка,
а
третьи
стараются
принудить к послушанию.
Агрессивное
поведение
зафиксировано
у
подростков,
которые
встречаются с насилием дома или становятся жертвами насилия. Для этих
детей
подросткового
возраста
характерна
недостаточная
развитость
нравственных представлений, потребительское отношение, эмоциональная
грубость,
агрессивный
способ
самоутверждения.
У
них
наблюдается
повышенная внушаемость и подражательность.
Агрессивные формы поведения подростка провоцируют СМИ, разного
вида
«боевики»,
«детективы»
и
т.д.
С
помощью
проявления
агрессии
подросток делает себя взрослым в собственных глазах и демонстрирует свою
значимость, самоутверждается в группе, занимая в ней определенное место.
Нередко, такими группами становятся различные компании с асоциальной
направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются
как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы
педагогической конфликтологии)
Как следствие быстрого темпа развития самосознания и критического
мышления у подростка, изменяется эмоционально – ценностное отношение к
себе. Ребенок недоволен собой, но при этом самоуверен и робок, черств и
чувствителен,
развязен
и
застенчив.
(Семенюк
Л.М.
Психологические
особенности агрессивного поведения подростков.)
У
мальчиков
и
девочек
агрессивность
проявляется
по-разному.
У
мальчиков в подростковом возрасте наблюдается наибольшая агрессивностю
отличаются.
Они
проявляют
физическую
агрессию,
которая
с
возрастом
затухает, а у девочек, наоборот, с возрастом наблюдается рост этой формы
агрессии.
К
15-18
годам
у
мальчиков
происходит
всплеск
вербальной
агрессии.
При
уменьшении
косвенной
агрессии
у
мальчиков
идет
значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляется
у мальчиков во все возрастные периоды. (Корчагина Ю.И. Агрессивные дети//
Здоровье детей. )
Проанализировав
литературные
источники,
мы
выяснили,
что
в
подростковом
возрасте
наблюдается
повышенная
агрессивность
и
конфликтность.
Конфликтность
обусловлена
физиологиче скими
изменениями,
происходящими
в
данном
возрастном
периоде.
Но
конфликтное
поведение
подростков
нужно
и
можно
корректировать.
Практически все авторы убеждены, что подростковый кризис проходит у всех
детей по-разному. Это зависит от многих условий, таких как психолого-
педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье,
отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным
является
изучение
существующего
уровня
конфликтности
и
разработки
индивидуальных и групповых мер по осведомленности детей о стратегиях
поведения
в
конфликтах,
снижению
конфликтности
и
агрессивности
в
подростковом возрасте.