Напоминание

"Мир комнатных растений"


Автор: Новоселова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Звездочка" д⁄с №161
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир комнатных растений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Звездочка» структурное подразделение д/с № 161

ПРОЕКТ «МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Работу выполнила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Новоселова О.В.

г.Нижний Тагил 2018

Название проекта: «Мир комнатных растений».

Тематическое поле: Видовое многообразие комнатных растений.

Проблема:

Необходимость развития устойчивого познавательного интереса детей

при знакомстве с комнатными растениями и обогащению их жизненного

опыта в ходе решения практических задач по уходу за растениями. Чтобы

обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях живых

объектов природы, их структуре, необходима совместная деятельность

воспитателя и детей по построению моделей комнатных растений. Главным

свойством макета, как любой предметной модели, является то, что он,

отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, что

позволяет в удобной форме воспроизводить самые значимые стороны и

признаки макетируемого объекта. Данное свойство макетов мы считаем

возможным использовать при изучении комнатных растений, рассмотрении

мелких и хрупких частей растений без боязни их повреждения. Кроме того,

создание макета оранжереи комнатных растений отчасти позволит решить

вопрос присутствия в группе большого разнообразия цветущих растений без

противоречий действующему СанПину.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое

развитие».

Цель:

Развитие познавательных способностей старших дошкольников при

ознакомлении с комнатными растениями и формировании представлений об

их видовом разнообразии, способах ухода.

Задачи по интегрируемым областям:

«Познавательное развитие»

-

Расширять представления детей о комнатных растениях , их внешнем

виде.

-

Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их

части.

-

Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Формировать представление о том, чем полезны комнатные растения.

-

Учить детей задавать поисковые вопросы и делать простейшие выводы

из наблюдений.

«Социально-коммуникативное развитие»

-

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и

сверстниками в игровой деятельности природоведческого характера.

-

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную

отзывчивость, формировать готовность к совместной игровой

деятельности со сверстниками. Заинтересовать родителей проблемой

приобщения ребенка к познавательно-исследовательской деятельности.

-

Нацелить родителей на формирование у детей простейших способов

поиска дополнительной информации, обогащение их жизненного опыта в

ходе решения практических задач.

-

Укреплять, расширять и разнообразить взаимодействия детского сада и

семьи.

«Речевое развитие»

-

Продолжать знакомить детей с книжной культурой, детской и научной

литературой о комнатных растениях, учить воспринимать на слух тексты

различных жанров детской литературы.

-

Развивать творческие способности: поощрять желание использовать

читательский опыт в других видах деятельности (игровой,

продуктивной, при общении со взрослыми) в соответствии с

эмоциональными запросами.

-

Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими

названия комнатных растений и прилагательными, обозначающими

признаки и свойства предметов, обобщающими существительными.

«Художественно-эстетическое развитие»

-

Развивать навыки моделирования из бумаги и иных материалов.

-

Способствовать реализации простейшей самостоятельной

изобразительной деятельности детей.

-

Формировать интерес к оформлению книг о комнатных растениях, учить

подробно рассматривать иллюстрации и фотографии.

-

Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений словесного и изобразительного искусства, мира природы,

отображенного в рисунках, фотографиях.

«Физическое развитие»

-

Способствовать правильному формированию двигательной системы

организма, развитию координации движения.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, восприятие художественной

литературы и фольклора, коммуникативная, конструирование из разного

материала, включая бумагу, природный и иной материал, изобразительная,

игровая, элементарный бытовой труд.

Описание продукта, полученного в результате

реализации проекта:

-

Выставка детских работ «На окне растут цветы».

-

Презентация «Отгадай загадки про комнатные растения».

-

Картотека «Опыты для любопытных ребят», картотека игр «Комнатные

растения».

-

Папка-передвижка для родителей «Цветы в доме».

-

Книжка-раскладушка «Зеленые листочки, красивые цветочки».

-

Инсталляция «На моем окошке настоящий сад».

Тип проекта: Исследовательско-творческий.

Количество детей - участников проекта: 20 детей старшей группы.

Продолжительность проекта: 2 недели

Материально-технические ресурсы, необходимые для

реализации :

-

Подборка книг о комнатных растениях с иллюстрациями.

-

Демонстрационные наборы «Комнатные растения».

-

Картотека «Комнатные растения».

-

Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и

возможностью показа презентаций.

-

Изобразительные материалы .

-

Интернет-ресурсы: сайты с аудио сказками, загадками, стихами.

Форма проведения презентации: Презентация «На моем окошке

настоящий сад».

Ожидаемые результаты проектной

деятельности :

-

Дети умеют различать и называть

комнатные растения.

-

Узнали много нового о полезных свойствах комнатных растений,

овладели способами ухода за ними.

-

Дети освоили основные навыки макетирования, используют макеты

в игровой деятельности, отражают процесс ухода за растениями,

используют в декорировании помещения.

-

Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным

произведениям о комнатных растениях, рассматриванию живых объектов,

фотографий, иллюстраций.

-

Родители грамотно и творчески относятся к вопросам расширения

кругозора детей.

-

Повышение компетентности педагога в вопросах экологического

воспитания детей и технике художественного макетирования из бумаги,

появление новых методических разработок по ознакомлению

дошкольников с комнатными растениями.

Этапы проекта

Содержание

деятельности

Практические

материалы

I.Погружение

в проект:

-

обсуждение

темы

-

определение

мотивов

-

участия детей в

предстоящей

деятельности

1. Внести в группу

цветущую фиалку и

элементы её макета

(стебель, цветок,

листок, корень)

(Приложение №9),

провести наблюдение

«Цветущие растения

Уголка природы»

(Приложение №5)

2. Чтение (восприятие)

стихотворений

Н.Нищева «Катя

леечку взяла»,

Ю.Мориц «Цветок».

3. Рассмотреть с

воспитанниками

иллюстрации в книге

А. Плешаков

«Зеленые страницы», в

книгах,

принесенных из дома.

4. Провести НОД по

познавательно-

исследовательской

деятельности

«Дежурство в уголке

природы»

(О.А.Соломенникова

с.43).

1. Начало создание

коллекции макетов «На

моем окошке

настоящий

сад».

2. Чтение

стихотворений

Н.Нищева «Катя

леечку взяла»,

Ю.Мориц

«Цветок».

3. Рассматривание

иллюстраций в книге

А.Плешаков «Зеленые

страницы» и

принесенных

из дома.

4. НОД «Дежурство в

уголке природы».

II. Выбор

идей, поиск

путей

решения

проблемы

5. Продемонстрировать

детям способы

устройства уголка

природы «Растения в

нашем уголке

природы», варианты

размещения

светолюбивых и

теневыносливых

растений.

6. Вовлечение

5. Обустройство уголка

природы, размещение

светолюбивых и

теневыносливых

растений.

6. Папка-передвижка

«Цветы в доме».

родителей в проектную

деятельность:

- попросить родителей

принести отростки

комнатных растений,

грунт, кашпо;

- подготовить

информационную

папку-

передвижку «Растения

в доме»;

- провести

анкетирование среди

родителей

«Растения в вашем

доме».(Приложение

№6)

III. Реализация идеи

7. Литературная

гостиная «Царство

домашних растений»:

- чтение (восприятие)

произведений Г.- Х.

Андерсен

«Дюймовочка»,

«Привередница»

русская народная

сказка,

Г. Ракова «Фиалка»,

«Аспидистра»,

«Фикус», «Бегония» и

др.,

Л. Пилипенко

«Аспарагус», «Алоэ»,

«Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не

понимаю»,

С. Каратов

«Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные

цветы»,

Ю. Лысаков «Кактус»,

Б. Ферпер «Бегония»,

Б. Пастернак «Герань»

и др.

7. Чтение (восприятие)

произведений в

литературной гостиной.

8. Книжка-раскладушка

«Зеленые листочки,

красивые цветочки»,

«Атлас комнатных

растений»,

фотографии,

иллюстрации в книгах.

9. Заученные наизусть

Стихотворения

«Бальзамин»

Е.Благинина,

«Катя леечку взяла»

Н.Нищева.

10. НОД «Мир

комнатных

растений».

Презентация «Отгадай

загадки про комнатные

растения».

Картотека «Опыты для

- отгадывание загадок

про комнатные

растения (Приложение

№2)

8. Изготовить и

рассмотреть с

воспитанниками

книжку-раскладушки

«Зеленые листочки,

красивые цветочки»,

«Атлас комнатных

растений»,

фотографий,

иллюстрации

журналах, в книгах,

принесенных из дома.

9. Заучивание наизусть

стихотворений:

Е. Благинина

«Бальзамин»,

Н. Нищева «Катя

леечку взяла».

10. Провести

познавательно-

исследовательскую

деятельность:

- НОД «Мир комнатных

растений»

(О.А.Соломенникова );

- просмотр

презентации «Отгадай

загадки

про комнатные

растения»;

- проведение

познавательно-

исследовательской

деятельности «Опыты

для любопытных

ребят»:

«С водой и без

воды»;

«Рост растения в

любопытных ребят».

(Приложение №1)

11. Выставка детских

работ

«На окне растут

цветы».

Рисование «Цветы на

окне».

Лепка «Горшочек с

комнатным растением»

12. Картотека

тематических игр,

упражнений.

13. Макеты комнатных

растений «Фиалка»,

«Сансевьера»,

«Кактус»,

«Циперус»,

«Аспидистра».

разных условиях»;

«Что потом?»;

«Зачем растения

вертятся?»;

«На свету и в

темноте»;

«Зачем растениям

нужен свет?».

(Приложение № 1)

11. Художественно-

продуктивная

деятельность:

- оформление выставки

детских работ «На окне

растут цветы»;

- НОД рисование

«Цветы на окне» (И.А.

Лыкова с.66);

- НОД лепка «Горшочек

с комнатным

растением»

(Т.Г. Казакова с.78).

12. Провести

словесные,

хороводные,

дидактические игры и

упражнения

природоведческой

тематики (Приложение

№ 3):

«Узнай растение», «Что

изменилось?»,

«Найди растение по

описанию», «Магазин

цветов», «Найди такой

же», «Чего не стало»,

«Найди, о чем

расскажу», «Большие и

маленькие», «Отгадай,

что за растение»,

«Найди похожее»,

«Цветовод», «Узнай

растение», «У кого

какой цветок»,«Опиши,

а мы отгадаем», «За

покупками в

магазин».

- хоровод «Цветы» сл.

и муз. М.

Картушинас.146)

(Приложение №4);

- логоритмические

упражнения «Говорит

цветку цветок», «Наши

красные цветки»,

«На окне растут цветы»

В.И. Ковалько с.52.

(Приложение №4)

13. Конструирование из

разного материала,

включая бумагу,

природный и иной

материал:

- макеты комнатных

растений «Фиалка»,

«Сансевьера»,

«Кактус», «Циперус»,

«Аспидистра».

IV. Презентация проекта

14. Провести

презентацию уголка

природы и макетов

комнатных растений

для родителей и гостей

группы «На моем

окошке настоящий

сад».

14. Презентация

проектной

деятельности «На моем

окошке настоящий

сад».

Литература

1.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.

– М.: ТЦ Сфера, 2014.

2.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-

ДИДАКТИКА», 2015.

3.

Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа.

Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные

пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015.

4.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –

М.; 1999.

5.

Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –

М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

6.

Рудик О.С. Развитие речи детей 5-6 лет в свободной

деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера,

20016.

7.

Соломенникова О.А. Ознакомление и природой в детском саду: Старшая

группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Приложение № 1

Познавательно-исследовательская деятельность

«Опыты для любопытных ребят»

Опыт «Рост растения в разных условиях»

Цель: Выявить условия для оптимального развития комнатного

растения. Оборудование: Два одинаковых отростка бальзамина, две

стеклянные ёмкости с питательным составом и чистой водой.

Содержание опыта: Одно растение помещено в чистую воду (образец

№1), а другое - в жидкость, обогащенную необходимыми веществами для

роста растений (образец №2). Через 7 дней у растения (образец №2) листья

твёрдые, а у растения (образец №1) листья побледнели, рост растения

прекратился, растут только корни.

Вывод: Растение лучше развивается в питательном веществе, а в

чистой воде они закончились через неделю, растение перестает

расти.

Опыт «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений (вода, свет, тепло)

Оборудование: Два одинаковых растения бальзамина, вода.

Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, почему растения не

могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть

вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива

растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость).

Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней. Через 5 дней у

цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды

листья и стебель потеряли упругость, пожелтел. Вывод: Растение без воды

жить не может.

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений.

Оборудование: Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из

картона. Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет

для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком

из картона. Через семь дней убрать колпак. Через семь дней, листья у

растения побелели. Вывод: Растение без света жить не может.

Опыт «Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как

происходит

процесс дыхания у растения.

Оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

Содержание опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать,

что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у

человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и

выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие

трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и

делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что

растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.

Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином,

ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок

пожелтел.

Вывод: Растения нуждаются в воздухе, дыхании.

Опыт «Что потом?»

Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Оборудование: Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за

растениями. Содержание опыта: Педагог предлагает письмо-загадку с

семенами, выясняет, во что превращаются семена. В месяца выращивают

растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои

зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием

символов, отражая основные этапы развития растения. Вывод: Семена

росток взрослое растение цветок.

Опыт: «Зачем растения вертятся?»

Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.

Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).

Опыт: Поставьте два растения рядом и в течение недели поливайте и

ухаживайте

за

растениями.

только

одно

растение

в

течение

недели

периодически поворачивайте, а другое растение – нет. Через неделю

сравните два растения. Что можно отметить?

(Растение, которое периодически поворачивали, стало зелёным, листочки

равномерно распределены вокруг стебелька. У другого растения листочки

смотрят в окно). Почему? (Потому что там солнышко. Листочки любят

свет. Бледные листочки позеленели на свету.) Почему? (Потому что

растения своими листочками тянутся к свету). Вывод: Растениям для роста

нужен свет.

Опыт: «Зачем растениям нужен свет?»

Цель: Показать, что для роста растения необходим сет.

Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).

Опыт: Возьмите одно растение в плошке и поставьте на окно и в

течение недели наблюдайте за листьями, какие они? (листочки яркие,

зелёные. смотрят на окно).

- Возьмите вторую плошку с растением и поместите в тёмное место. В

течение недели поливайте растение, ухаживайте за ним: рыхлите землю.

Через неделю внесите растение в комнату и поставьте на окно рядом со

второй плошкой.

- Сравните два растения, какие произошли изменения? (растение, которое

стояло на окне, не изменилось. оно очень зелёное. листочки яркие, головки

смотрят в окно. У растения, которое стояло в темноте, листочки изменились.

они стали очень бледными и пожелтели).

- У растения, которое стояло на окне, листочки зелёные.

- У растения, которое стояло в темноте, листочки стали бледными, вялыми.

- Почему? (растению, которое стояло в темноте, не хватало солнышка).

Вывод: Растениям для роста необходим солнечный свет.

Опыт «Почему нельзя поливать холодной водой?»

Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.

Материалы: три блюдца, семена фасоли, ёмкость с водой,

тряпочки.

Опыт: Перед опытом дети рассматривают семена. Определяют, когда

можно

семена

высаживать

на

грядку.

воспитатель

предлагает

детям

проверить, какой температурный режим нужен для роста семян фасоли?

- Возьмите три тряпочки, смочите в воде и поместите в них семена.

Разложите тряпочки с семенами на три блюдца. Первое блюдце поместите в

прохладное место. Второе блюдце поместите там, где комнатная

температура. Третье блюдце поместите у батареи. Свои наблюдения в

течение двух-трёх дней фиксируйте в таблице.

Вывод: - В первом блюдце семена только набухли. - Во втором блюдце

семена проклюнулись. - В третьем блюдце из семян появились ростки с

листочками потому, что третье блюдце стояло рядом с горячей батареей.

Приложение № 2

Загадки о комнатных растениях

У садовницы - первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…

(Бальзамин)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (сансевиерия)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ)

С горы на паутинках

Свисают паучки -

Зеленые пучки.

(Камнеломка)

Есть растение у нас,

Ананас - не ананас.

Жесткий лист дугой, сквозной

Точно гребень костяной.

(Цикас)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

Журавлиный нос

Нам духи принёс.

(Герань, или журавлиный нос.)

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит.

(Алоэ.)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(плющ)

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(фикус)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Герань)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

(Кактус)

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную -

Живую и зеленую.

(традесканция)

Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки, на них растут иголки.

(Опунция)

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк.

( Бальзамин)

- Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы о окне – словно шапка в огне.

(Герань.)

Круглый шарик

Словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне.

(Кактус.)

Вышла балерина:

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые.

(Фуксия)

Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)

Она пришла к нам из Китая,

Прижилась и , устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши!

(Китайская роза-гибискус)

Не подушка для иголок,

Не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках.

(Кактус)

Зелёное, колючее,

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк Вас застал в расплох,

Бежите Вы к нему со всех ног!

(Алоэ)

Приложение № 3

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают

представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес

детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с

комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям

дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи,

зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок,

запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает

его понимать и оценивать красивое.

Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части:

цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь

рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или

несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или

узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за

растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья.

Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное

отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение

выполнять работу по уходу за обитателями уголка.

С какими растениями рекомендуется знакомить детей. Похожими на

дерево, траву; неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными

цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими,

плотными листьями (аспидистра, фикус и др.); контрастными (традесканция,

рейнекия, драцена). Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Что дети должны делать по уходу за растениями. Поливать растения под

руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду

осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной

тряпочкой.

Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические

игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения:

«Найди такой же, найди пару», «Большие и маленькие» (к растению, у

которого большие листья, подобрать изображение контрастного растения с

маленькими листочками), «Один и много» (к растению с одним цветком

подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков), «Найди

все цветущие растения», «Найди растение с красными и белыми цветами»,

«Найди растение, похожее на травку, на дерево» и т. п. В таких играх

воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и учит их

несложному описанию внешнего вида растений и выделению каких-то

характерных признаков. Постепенно дети узнают, как правильно за ними

ухаживать. Это дает воспитателю возможность в середине года провести

занятие со всей группой.

«Узнай растение»

Дидактическая задача. Найти растение

по названию.

Игровые действия. Соревнование, кто

быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно

объяснить, как узнать его.

Ход игры. Растения( несколько видов

одного семейства) стоят на своих

постоянных местах. Воспитатель

говорит всем детям: «Я назову

комнатное растение, а вы должны

найти его, показать и рассказать, по

какому признаку определили. Кто

быстрее это сделает, получит фишку

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Запомнить

расположение, найти изменения в их

расположении.

Игровые действия. Поиски

изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает

воспитатель, нельзя.

Оборудование 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят

на столе в один ряд. Воспитатель

просит рассмотреть и запомнить

расположение растений, закрыть

глаза. В это время педагог меняет

местами. «А теперь откройте глаза и

скажите, что изменилось, каких

растения переставлены? Покажите,

где они стояли раньше?

«Какого растения не стало? »

(игра с живыми растениями)

Цель: развивать память, воображение

дошкольников, систематизировать

знания детей по теме «Целебные

растения».

Ход игры: На столик выставляется

четыре или пять растений. Дети их

запоминают. Воспитатель предлагает

детям закрыть глаза и убирает одно из

растений. Дети открывают глаза и

вспоминают, какое растение стояло

ещё. Можно с каждым разом

увеличивать количество растений на

столе.

«Назовите растение»

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать

растения (второе слева или пятое

справа и т. д.) . Затем условие игры

меняется («На каком месте алоэ? » и

т. д.)

Можно задавать вопросы:

- Назовите растения с прямыми

стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем

ещё отличаются растения друг от

друга?

- На что похожи листья фиалки? На

что похожи листья фикуса и т. д.?

«Найди такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы

по сходству.

Игровое действие. Дети находят

изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как

воспитатель меняет растения местами,

нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят

3 – 4 одинаковых растения в

определенной последовательности,

например фикус, цветущая герань,

аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей

хорошо рассмотреть, как стоят

растения, и закрыть глаза. В это время

он меняет местами растения на одном

столе. А затем просит детей

переставить горшочки так, как они

стояли прежде, сравнивая их

расположение с порядком растений на

другом столе.

После некоторых повторений можно

провести игру с одним набором

растений (без зрительного контроля).

«Найди по описанию растение»-1

Дидактическая задача. Найти

растение по описанию.

Игровые действия. Поиск растения

по описанию отличительных

признаков.

Правило. Назвать растение можно

только после его описания.

Оборудование. 5-6 растений, из них

несколько названий одного

семейства, но разных

видов( пеларгония душистая и

зональная )

Ход игры. Воспитатель расставляет

растения так, чтобы дети хорошо

видели особенности одного и того же

названия ( скажем , традесканции),

после чего называет отличительные

признаки каждого растения. Дети

внимательно слушают рассказ, затем

показывают загаданное растение.

«Найди по описанию растение»-2

Дидактическая задача. Найти растение

по описанию.

Игровые действия. Поиск растения по

описанию отличительных признаков.

«Чего не стало?»

Дидактическая задача.

Назвать растение по памяти (без

зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого

Правило. Назвать растение можно

только после его описания.

Оборудование. 5-6 растений, из них

несколько названий одного семейства,

но разных видов( пеларгония душистая

и зональная )

Ход игры. Воспитатель кому-либо из

детей выбрать и описать комнатное

растение. Педагог напоминает

последовательность описания: прежде

надо сказать, если ли ствол и ветки.

Затем вспомнить какие они( прямо

стоят, вьются, свисают, тонкие,

толстые), описать листья, их форму,

поверхность( гладкий, негладкий,

мохнатый), окраску(темно-зеленый,

светло-пестрый, с полосками и т.п.)

растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение

убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2 – 3

хорошо знакомых детям по прежним

играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает

малышам посмотреть, какие растения

стоят на столе, а потом закрыть глаза.

В это время один педагог одно

растение убирает. Когда дети откроют

глаза, педагог спрашивает: «Какого

растения не стало?». Если получен

правильный ответ, растение ставят на

место, и игра повторяется с другим

предметом.

«Где спряталась матрешка?»

Дидактическая задача. Найти предмет

по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной

игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель

прячет матрешку, нельзя.

Оборудование. На столе расставляют

4 – 5 растений.

Ход игры. Детям показывают

маленькую матрешку, которая

«захотела поиграть с ними в прятки».

Воспитатель просит детей закрыть

глаза и в это время прячет игрушку за

одно из растений. Затем дети

открывают глаза. «Как же найти

матрешку? - спрашивает воспитатель. –

Сейчас я расскажу вам, куда она

спряталась». И педагог говорит, на что

похоже растение, за которым

«Магазин цветов»

Содержание занятий. Вспомнить

вместе с детьми названия растений,

их частей, отличительные признаки

некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать,

найти и назвать предметы по

характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать

растение, не говоря, как оно

называется.

Ход игры. На столе расставляют

комнатные растения так, чтобы детям

хорошо было видно каждое. Это

«Магазин цветов». Покупатели не

называют растение а только

описывают его. Продавец должен

узнать и назвать его, а затем выдать

покупку.

«спряталась» матрешка (на дерево,

травку), описывает его стебель, листья

(форму, величину, поверхность), цветы,

их количество, окраску. Дети слушают,

а затем указывают растение и называют

его.

« Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задача. Найти растение

по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание

растений по загадке – описанию.

Правило. Сначала надо найти растение,

о котором расскажут, а потом назвать

его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно

из растений, находящихся в групповой

комнате. Дети должны найти его по

описанию, а если оно им знакомо, то

назвать. Те растения, названия которых

дети еще не знают, воспитатель

называет сам.

При описании следует использовать

общепринятые термины: «форма

листа», «окраска цветов» и т.д. Это

поможет детям выделить

отличительные и общие признаки

растения.

«Где растут цветы»

Содержание занятий. Дети должны

усвоить, что цветы на клумбах,

комнатные растение выращивают для

красоты. Цветы дарят людям на

праздники, когда идут в гости. Цветы

приносят радость. Их можно купить в

цветочном магазине. Рассказать, что

цветы бывают полевые, лесные,

садовые, комнатные. У них разные

стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать

растения по месту произрастания,

описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного

произрастания или картинки с их

изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все

предложение растения и определяют,

к какому виду они относятся.

Сравнивают по внешнему виду,

описывают, группируют.

«Найти такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы

по сходству.

Игровые действия. Поиск похожего

предмета.

Правило. Показать узнанное растение

«Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Описать и

назвать признаки растения в ответ на

вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление

загадки для взрослого.

можно только по сигналу воспитателя,

выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения,

расставленные на двух столах или

фотографии с изображением растений.

Ход игры. Воспитатель показывает

какое-либо растение на одном из слов

(фото), описывает его характерные

особенности, а затем предлагает

ребенку найти такое же растение в

группе.

Правила. Называть загадываемое

растение нельзя. Отвечать на вопросы

правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к

детям, спиной к комнатным

растениям, стоящим на столе. Одного

ребенка воспитатель просит выбрать

и показать детям растение, которое он

должен потом узнать по описанию

ребят. Педагог задает им вопросы о

наличии стебля, форме и окраске

листьев (называет оттенки зеленого

цвета), о поверхности листа (гладкий,

не гладкий), о том, есть ли цветы,

сколько их на ветке, какой они

окраски. Например: «На что похоже –

на дерево или травку? Ствол толстый,

прямой? Листья большие, как огурец?

Темно – зеленые, блестящие?» Узнав

растение, воспитатель называет и

показывает его.

«Загадай, мы отгадаем»

Дидактическая задача. Описать

предметы и найти по описанию.

Оборудование. На стол ставят 3 – 4

растения.

Игровое действие. Загадывание и

отгадывание загадок о растениях.

Правило. Описывать растение нужно,

не называя его.

Ход игры. Один ребенок выходит за

дверь. Он – водящий. Дети

договариваются, о каком растении и

что будут говорить. Водящий

возвращается, и дети описывают ему

задуманное. Внимательно прослушав

рассказ, водящий должен назвать и

показать растение.

«Продайте то, что назову»

Дидактическая задача. Найти предмет

по названию.

Игровые действия. Выполнение

ролей покупателя и продавца.

Правила. Покупатель должен назвать

рас-тение, но не показывать его.

Продавец на-ходит растение по

названию.

Оборудование. Подобрать комнатные

рас-тения, полевые и садовые цветы.

Разложить и расставить их на столе.

Ход игры. Один ребенок –

продавец,осталь- ные – покупатели.

Покупатели называют растения,

которые хотят купить, продавец

находит их и выдают покупку. В

случае затруднения. Покупатель

может назвать признаки растения.

«Отгадайте, что за растение»

Дидактическая задача.

Описать предмет и узнать его по

описанию.

Игровые действия.

Загадывание и отгадывание загадок о

растениях.

Правила. Назвать растение можно

только после описания его

отличительных признаков. Описывать

в принятом порядке.

Ход игры. Растения стоят на своих

обычных местах. Воспитатель

предлагает кому – либо из детей

выбрать одно из них и описать так,

чтобы все дети узнали и смогли

сказать, что это за растение. Педагог

напоминает дошкольникам

последовательность описания: прежде

всего надо сказать, есть ли ствол и

ветки. Затем, вспомнить, какие они

(прямо стоят, вьются, свисают, тонкие

или толстые), описать листья, их

форму, поверхность (гладкий,

негладкий), окраску (темно-, светло –

зеленый, пестрый, с полосками,

пятнышками). Далее надо

остановиться на том, есть ли цветы,

сколько их на цветоножке, как

окрашены. Когда дети угадают

растение, можно предложить им найти

в групповой комнате представителей

растений данного вида.

«Где спрятано растение?»

Дидактическая задача. Запомнить

расположение предметов, найти

изменения в их расположении.

Игровые действия. Поиски

изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает

воспитатель, нельзя.

Оборудование. Для первой игры

нужно 4 – 5 растений, для

последующих – до 7 – 8.

Ход игры. Комнатные растения

ставят на столе в один ряд. Всех

детей, сидящих полукругом,

воспитатель просит хорошо

рассмотреть и запомнить растения и

их расположение, а затем закрыть

глаза. В это время педагог меняет

растения местами (вначале два

растения, а затем два - три). «А

теперь откройте глаза и скажите, что

изменилось, - предлагает он. – Какие

растения переставлены? Покажите,

где они стояли раньше». (Дети

показывают.)

Приложение № 4

Картотека подвижных игр.

Хороводная игра «Мы на луг ходили».

Цель. Развивать познавательный интерес музыкальный слух, чувство ритма,

умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

Воспитывать любовь к живой природе.

Подвижная игра «На цветочной полянке»

Цель: Развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

ориентироваться в пространстве, координацию движений, быстроту реакции;

цветовое восприятие, внимание, память, связную речь.Воспитывать любовь к

растениям, дружеские взаимоотношения в игре.

Проведение игры.

В разных углах зала размещаются цветы (жёлтые, красные, розовые, голубые)

на «полянке».

Каждый ребёнок получает лепесток, и занимает место вокруг цветка

соответствующего цвета, присев на корточки.

Слова:

«В поле выросли цветы, (Дети медленно встают),

Распустили лепестки. (Поднимают свои лепестки вверх),

Вдруг повеял ветерок, (Покачивают руками вправо-влево),

Закружился лепесток. (Покружились на месте),

Ветерок их оторвет. (Разлетелись врассыпную)

И на землю вновь вернёт. (Вернулись к своему цветку).

Усложнение.

Перемещать цветы в разные места, в то время, когда дети бегают по залу.

Поменяться детям лепестками и продолжить игру.

Подвижная игра «Клумба».

Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

ориентироваться в пространстве, координацию движений; цветовое

восприятие, внимание, память.

Воспитывать любовь к растениям, дружеские взаимоотношения в игре.

Правила игры.

На пол, на одной стороне зала разложены обручи разного цвета — это

«клумбы». В каждую «клумбу» садится ребёнок – «цветок». Под красивое

классическое музыкальное произведение имитируют рост цветов, выходят из

обруча и танцует под музыку в другой стороне зала. По окончании музыки

возвращается в свою «клумбу».

Мини-развлечение. «Цветы»

Закреплять знания о внешнем виде комнатных и садовых цветов. Развивать

быстроту, ловкость, красоту движений, эстетические чувства, целостное

восприятие, умение из количества искусственных цветов собрать букет.

Поддерживать у ребят радостное настроение в процессе совместной

деятельности. Воспитывать любовь к живой природе.

Содержание развлечения:

Конкурс «Лучший букет из искусственных цветов».

Чтение стихов о комнатных растениях.

Загадывание загадок о комнатных растениях

Складывание комнатных растений из элементов.

Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета

«Щелкунчик».

Исполнение песни о цветах.

Физкультминутки

«На окне в горшочках»

Цель: развивать координацию движения, умение согласовывать свои движения

с речью; мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки,

Повернут листочки,

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

«Цветы»

Цель: развивать координацию движения, умение согласовывать свои движения

с речью.

Наши нежные цветки распускают лепестки

(Стоя на носочках, руки вверх, соединены тыльными сторонами кистей рук; 1

руки в стороны, 2 в исходное положение).

Ветер чуть дышит, лепестки колышут

(Стоя ноги на ширине плеч, руки вверх, 1-4 покачивание из стороны в сторону).

Тихо засыпают, стебель наклоняют

(Ноги на ширине ступни, руки вверх, 1 — наклон вперед, руками коснуться

ноги, 2 — в исходное положение).

Пальчиковые игры

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

«Наши алые цветы»

Ладони соединены в форме тюльпана.

Наши алые цветы распускают лепестки

(Медленно разгибаются пальцы из кулачков. Производятся плавные

покачивания кистями рук).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивание кистями рук вправо-влево).

Наши алые цветы закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

(Медленное сжимание пальцев в кулачки, приобретая вновь форму бутона, и

производятся покачивания головкой цветка).

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас растёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком»,

поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Этюд «Цветок»

Цель: Развивать пластику движения, координацию, моторику пальцев.

Познавательный интерес, воображение, умение выражать чувство радости.

Обогатить активный словарь названиями цветов.

Превращение семени в росток. Взрослое растение с закрытым бутоном.

Раскрытие цветка.

Психогимнастика «Я растение»

Выполняется под медленную прекрасную музыку.

Закройте глаза и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение,

которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое,

беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.

Растение начинает расти (дети медленно поднимаются), листики поднимаются

к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует себя хорошо (руки

опускают). Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами?

Приложения № 5

Опытно – практическая деятельность.

Наблюдения и беседы.

Цель:

Знакомить с комнатными растениями, расширять знания об их биологических

особенностях (внешнем виде, строении, размножении), развивать активный

познавательный интерес, восприятие, образную память, логическое мышление,

связную речь. Сформировать навыки по уходу за растениями. Воспитывать

желание вырастить растения своими руками, видеть красоту живой природы.

«Что растёт у нас у нас в уголке природы?»

«Части растения»

«Как поливать растения»

«Как протирать растения»

«Когда поливать растение»

Наблюдение «Для чего растению нужны корешки?»

Наблюдение «Кому в горшочке тесно?»

Наблюдение «Цветущие растения Уголка природы»

Цель: познакомить с цветущими комнатными растениями Уголка природы.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с названиями комнатных растений: герань (пеларгония душистая,

зональная), бегония (вечноцветущая, пестролистная), бальзамин (султанский),

фуксия (гибридная). Расширять знания о внешнем виде, строение растения.

Формировать понятие комнатные растения — это растения, которые растут в

земле, горшочках на окне. Они очищают воздух, создают уют. Закрепить

приёмы по уходу за растениями.

Развивающие:

Развивать активный познавательный интерес, мышление, восприятие,

эстетические чувства, речь, память.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, желание бережно ухаживать за комнатными

растениями. Относиться к растениям с любовью, нежностью.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Активизация словаря: комнатное растение, ухаживать, лейка, тёплая вода,

поливать.

Обогащение словаря: цветущие растения, герань, аспидистра, фуксия, бутон.

Предварительная работа:

наблюдение, уход за комнатными растениями уголка природы, чтение

стихотворений, рассматривание иллюстраций; проведение дидактических,

подвижных игр.

Ресурсное обеспечение: комнатные растения, лейки с водой, фартуки.

Ход НОД:

Организационный момент:

Педагог:

предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к

нему, где растут комнатные растения в горшках.

Беседа

Вопросы к детям:

Что растёт у нас в горшочках?

Комнатные растения.

Сколько их, много или мало?

Много.

Какие комнатные растения?

Красивые!

Они хорошо цветут и приятно пахнут.

Рассматривание растений. Педагог обращает внимание детей на цветущие

растения – герань, бальзамин, фуксию. Дети находят листья, стебли, цветки и

нераспустившиеся цветки — бутоны. Определяют цвет, величину, форму.

Ребята любуются ими, нюхают, трогают, гладят, восхищаются.

Физкультминутка «Цветы»

Совместная практическая деятельность педагога и ребят.

Педагог

За растениями нужно ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю в

горшочке, подкармливать удобрениями, пересаживать. Растениям необходимо

много солнечного света и тепло. Тогда они будут хорошо расти, развиваться,

очищать воздух и радовать нас.

Вопрос.

Что нам нужно для поливки? Указывает на лейку.

Лейка с тёплой водой.

Предлагает детям полить растения. Напоминает правила поливки.

Итог (Рефлексия)

Педагог:

С какими комнатными растениями мы познакомились? Где растут наши

растения? Как за ними надо ухаживать? Какое растение вам больше всего

понравилось?

Наблюдение «Комнатное растение бегония вечноцветущая».

Цель: знакомить с цветущим комнатным растением бегонией.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с названием комнатного растения (бегония — вечноцветущая).

Расширять представление о внешнем виде, строение (Стебли — висячие,

тонкие; листья зелёного цвета, наощупь гладкие; контур листа

округлый. Цветы розового цвета, собраны в соцветие), отличительных

особенностях (Цветёт круглый год). Формировать умения по уходу за

комнатными растениями.

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, активный познавательный интерес, речь,

память, сенсорное восприятие, эстетические чувства.

Воспитательные:

воспитывать любовь растениям, желание замечать их красоту, называть

ласковыми словами; заботиться о них.

Педагог предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, какого

они цвета, посчитать, сколько их, пахнут ли цветы, какие листочки (большие,

маленькие).

Наблюдение «Знакомство с комнатными растениями (колеус, бальзамин,

герань)».

Формировать понятие «комнатные растения». Расширять знания: растут дома

в горшочках, для них созданы жизненно важные условия (свет, тепло, водный

режим, почвенное питание). Комнатные растения очищают воздух, создают

уют, украшают комнату, радуют, восхищают. Эти растения не могут жить на

улице — они погибнут. Уточнить названия: колеус, бальзамин, герань.

Познакомить с народными названиями – «крапивка» (колеус похож на

травянистое растение крапиву); «огонёк» (красный цветок напоминает огонёк)

или «Ванька — мокрый» (любит обильный полив), «Недотрога» (созревшие

семена при прикосновении к ним растрескиваются и разлетаются в стороны);

«Журавлиный нос» (семечко похоже на клюв журавля).

Наблюдение «Как поливать растения?»

Цель: знакомить с поливом — способом ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о способе ухода за комнатными растениями –

поливе, его значении в улучшении роста. Создать условия для ознакомления с

правильным поливом растения. Познакомить с приёмами: правильно держать

лейку, не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение,

вся земля в горшочке должна быть мокрой. Лишнюю воду из поддона сливать.

По окончании работы ставить лейку на место.

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, активный познавательный интерес, речь,

память.

Воспитательные:

воспитывать желание бережно ухаживать за комнатными растениями,

относиться к ним с любовью, называть ласковыми словами.

Наблюдение «Когда надо поливать комнатное растение?»

Цель:

познакомить с приёмами определения сухости почвы в горшочке комнатного

растения на ощупь, на цвет.

Задачи:

Образовательные:

формировать представление о значение влаги, как одного из условий роста

растений. Знакомить с избирательным подходом к поливу растений приёмом

осязания (сырая земля – липкая, тёмного цвета; сухая земля – сухая, светлого

цвета).

Развивающие:

развивать активный познавательный интерес, логическое мышление, память,

сенсорный опыт, речь.

Воспитательные:

воспитывать желание бережно ухаживать за комнатными растениями,

относиться к ним с любовью, добром.

Наблюдение. Опрыскивание комнатных растений (фикус, бегонии,

фуксия).

Цель:

Знакомить с приёмами ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

расширять представления о жизни растительных объектов, о необходимости

содержания их в чистоте и поддержании водного режима. Сформировать

умения удалять пыль с растений, увлажнять их при помощи опрыскивания из

пульверизатора.

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, активный познавательный интерес, речь,

память.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение, желание ухаживать за растениями.

Активизация словаря: комнатное растение, фикус, бегония, фуксия, ухаживать,

пересыхание.

Обогащать словаря: опрыскивать, пульверизатор.

Наблюдение. «Рыхление почвы»

Цель: знакомить с новым приёмом ухода — рыхлением почвы – «сухой

поливкой».

Задачи:

Образовательные:

формировать представления о потребности растения в рыхление почвы. При

рыхлении почвы, она становится мягкой, и кислород свободно поступает к

корням растения. Рыхлить почву нужно неглубоко, около стенок горшка, чтобы

не повредить корни растения. Растение насыщается кислородом и хорошо

растёт, развивается, пышно цветёт, приобретает красивый внешний вид.

Знакомить с инструментом для рыхления — рыхлителем.

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, активный познавательный интерес,

мышление, речь, память.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, желание бережно ухаживать за комнатными

растениями, относиться с любовью.

Наблюдение «У растения есть листья, стебель, цветок, корень»

Цель: знакомить со строением комнатного растения.

Задачи:

Образовательные:

формировать представления о растении — живом организме, его строение,

внешнем виде. Имеет: листья, стебли, цветки, корень. Стебли бывают толстые,

тонкие; прямые, висячие, ползучие. С помощью листьев оно дышит и пьет

воду, когда растение опрыскивают. Корни находятся в земле, ими растение

всасывает влагу и питательные вещества.

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес, речь, память.

Воспитательные:

воспитывать желание бережно ухаживать за комнатными растениями,

относиться к ним с любовью.

Наблюдение. «Рассматривание растений примулы и фикуса»

Цель:

знакомить детей с комнатным растениями примулой и фикусом.

Задачи:

Образовательные:

расширять представление об отличительных особенностях внешнего вида.

Закрепить понятие — растение живое: оно растет и развивается, становится

большим, красивым. Ему нужны необходимые условия — вода, почва, тепло,

много света.

Формировать навыки по уходу за комнатными растениями примулой, фикусом.

Развивающие:

развивать активный познавательный интерес, наблюдательность, мышление,

речь, память.

Воспитательные:

воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к комнатным

растениям, трудолюбие.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Активизация словаря: комнатное растение, ухаживать, поливать.

Обогащение словаря: фикус, примула, плотный, кожистые, опушённые.

Предварительная работа:

Наблюдение, уход за комнатными растениями уголка природы, чтение

стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Ресурсное обеспечение: комнатные растения, клеёнки, лейки с водой, фартуки.

Ход НОД:

Организационный момент:

Педагог:

Обращает внимание ребят на расположенные на столе новые комнатные

растения — примулу и фикус. Предлагает их рассмотреть, потрогать. Ребята

описывают характерные особенности внешнего вида каждого растения.

Примула.

Беседа

Вопросы к детям:

На что похожа примула?

На траву.

У примулы есть стебель?

Нет.

Как растут листья?

Они растут из земли.

Они растут на черешках. Какие листья?

Длинные.

Узкие.

Какого цвета листья у примулы?

Листочки тёмно- зелёного цвета.

Какие они наощупь?

Рассматривание растения. Дети трогают листья, нежно гладят.

Они мягкие, опушённые.

Какого цвета цветки?

Цветы розового цвета.

Большие или маленькие?

Маленькие.

В чём растёт примула?

В горшочке.

Физкультминутка «Наши алые цветы»

Беседа

Вопросы к детям:

На что похож фикус? На дерево или траву?

На дерево.

Как вы узнали?

У него большой и высокий ствол.

Ствол плотный. Какие у него листья?

Дети подходят, бережно трогают ствол, гладят листья.

Большие и маленькие.

Какого цвета?

Зелёного.

Гладкие.

Блестящие.

Кожистые.

В чём растёт фикус?

В большом горшке.

Педагог:

Растения, которые растут в горшочке, в комнате — называются комнатными.

Вопросы к детям:

Комнатные растения примула отличают друг от друга?

Примула маленькая, похожа на траву.

Фикус большой, похож на дерево.

Совместная практическая деятельность педагога и детей.

Педагог:

Чтобы наши комнатные растения были в хорошем состоянии, росли,

развивались, цвели, им нужны условия — вода, почва, тепло, много света.

Предлагает детям полить комнатные растения. Напоминает правила полива

Совместная деятельность педагога и ребят.

Итог (Рефлексия)

Педагог:

С какими комнатными растениями мы познакомились? Как за ними надо

ухаживать? Какие комнатные растения вам понравились?

Совместная практическая деятельность

«Мытьё комнатных растений»

Цель: расширять знания о комнатных растениях.

Задачи:

Образовательные: знакомить с комнатным растением аспидистра (дружная

семейка), внешним видом (зелёные, большие, широкие, плотные, кожистые

листья на длинных черешках, их много. Листья дружно растут из горшочка).

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес, речь.

Сформировать умения протирать влажной тряпочкой растения, поливать его из

лейки.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение, желание ухаживать за растениями.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Активизация словаря: аспидистра, листья широкие, плотные, кожистые,

ухаживать, поливать, протирать.

Обогащение словаря: дружная семейка, черешки.

Предварительная работа:

Наблюдение, уход за комнатными растениями уголка природы, чтение

стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Ресурсное обеспечение: тряпочки, тазики с водой, растения, клеёнки, лейки с

водой, фартуки.

Ход НОД:

Организационный момент:

Педагог:

Предлагает внимательно рассмотреть комнатное растение, просит детей

назвать его (аспидистра).

Беседа

Вопросы к детям:

Какие листья у растения:

Большие и маленькие

Овальной формы

Тёмно- зелёного цвета.

Похоже растение на дерево или на траву?

На траву.

Педагог:

У этого растения листья на длинных черешках, их много и все растут из земли

очень дружно, поэтому имеет название дружная семейка.

Рассматривание растения. Педагог просит детей потрогать, погладить листья.

Ответить на вопрос:

Какие они наощупь?

Кожистые, гладкие, блестящие.

Физкультминутка «На окошке в горшочках»

Педагог:

Посмотрите, ребята, какая аспидистра грустная. У неё на листьях скопилась

пыль.

Вопрос к детям.

Как помочь растению дружная семейка?

Надо мыть листья.

Сегодня мы будем протирать листья влажной тряпочкой. Ведь на каждом

листике и его черешке собирается пыль и поэтому растению трудно дышать.

Давайте протрём листья, что бы они стали чистыми.

Показ

Берём тряпочку, мочим её в тазике с тёплой водой, отжимаем. Затем расправив

влажную тряпочку, возьмём её в правую руку. Ладонь левой руки подставим

под лист растения и осторожно протираем лист сверху, не повредив его, в

одном направлении от черешка к концу сверху. Далее поворачиваем лист и

бережно протираем его снизу.

Ребята под руководством педагога протирают листья влажной тряпочкой.

Поливают растение водой из лейки. Педагог напоминает правила полива.

Возьмём лейку обеими руками: правой рукой за ручку, левой – за носик.

Воду льём между стеблями растений и краем горшка.

Итог (Рефлексия)

Педагог:

Как называется наше комнатное растение? Вот какое у нас стало чистое,

ухоженное! Теперь дружная семейка очень красивая и весёлая.

Опытно-экспериментальная деятельность

Какую воду любят растения?

Для чего нужен растению свет?

Опрыскивание растений.

Приложение № 6

Анкета для родителей.

Ф.И.О

……………………………………………………………………………………

Ф.И.О

ребенка…………………………………………………………………………….

1.

Обращает ли ребенок внимание на комнатные растения: подходит,

наблюдает, интересуется, задает вопросы, участвует в уходе за ним,

проявляет равнодушие (нужное подчеркните).

2.

Любуетесь ли Вы с ребенком своими растениями?..................................Как

часто?.........................................

3.

Посмотрите свои растения, в каком состоянии они находятся. Все ли

растения здоровые и сильные или же есть слабые и

хилые?.................................................................................................................

........................................................

4.

Назовите внешние признаки благополучия

растения?.............................................................................................................

.......................................................

5.

Какие наблюдения за растениями Вы проводите с

ребенком?............................................................................................................

............................

6.

Учите ли Вы ребенка понимать состояние растений, «сочувствовать» и

помогать им ?............................................................................................

7.

Ухаживая за растениями, что вы делаете вместе с

ребенком?............................................................................................................

..............................

8.

Смотрите ли Вы с ребенком телевизионные передачи о природе?

Какие?..................................................................................................................

..

9.

Читаете ли Вы книги и журналы о

растениях?...........................................................................................................

...................

10.Рисует ли ребенок с натуры комнатные растения?.......

Роль комнатных растений в работе с детьми

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее

распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не

только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и

административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах

промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в

улучшении среды, окружающей человека.

Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают

содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают

кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на

микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают

запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное

воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства

человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя

интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда

бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит

случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их

природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

Композиция из тропических растений высоко декоративные и

долговременно функционирующие композиции можно создать, лишь учитывая

специфику интерьеров различного функционального назначения

(архитектурные особенности, микроклиматический режим, цели и задачи

оформления), подбирая для них соответствующие виды растений и

оптимальные формы их размещения.

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют

особую роль: они являются не только украшением помещения, но и

действенным средством воспитания и образования детей. Правильно

организованная с комнатными растениями работа расширяет представления

детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за

растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное

отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего

мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени

проводят в закрытом помещении.

Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды

цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют

растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие

аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия,

тисе ягодный).

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно

применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают

подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных

полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и

«цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми - это не только

украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве.

Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует

размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними.

Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и

комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В

зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно

содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких

растений.



В раздел образования