Напоминание

Интеграция в системе xудожественно – эстетического воспитания. Развитие xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.


Автор: Титаренко Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: консультация
Тема: Интеграция в системе xудожественно – эстетического воспитания. Развитие xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Консультация для воспитателей

Интеграция в системе xудожественно - эстетического воспитания. Развитие

xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов

деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.

Подготовила: О.А.Титаренко

В

настоящее

время

идет

интенсивное

развитие

дошкольного

образования

в

разных

направлениях:

повышается

интерес

к

личности

ребенка

дошкольного

возраста,

его

уникальности;

предъявляются

качественно

новые

требования

к

организации

образовательного

процесса,

направленного

на

физическое,

социально-личностное,

познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя

изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование -

традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные

общим

понятием

«продуктивная

деятельность

детей». Продуктивная

деятельность

деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только

репродуктивной

(например,

рисование

предмета

так,

как

научили),

но

и

творческой

(например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области

наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми

дошкольного возраста – развитие детского творчества.

Начинать

работу

по

приобщению

детей

к

изобразительному

искусству

и

развитию

творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный

период,

проживая

который,

ребенок

приобретает

умения,

которые

в

дальнейшем

позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-

чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений

становления современного дошкольного образования является интеграция.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в

смысл слова, в мир красок и звуков;

Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;

Развивают

эстетический

вкус,

умение

понимать

и

ценить

произведения

искусства;

Воздействуют

на

психические

процессы,

которые

являются

основой

формирования

художественно

творческих

и

музыкальных

способностей

ребенка.

Интеграция

дает

возможность

для

самореализации,

самовыражения,

творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция- одна из наиболее благоприятных форм развития творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста. Интегративный

подход

при

решении

образовательных

задач

вызывает

интерес,

способствует

снятию

перенапряжения,

перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность

каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование

лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях

по изодеятельность.

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать

содержание

области

«Художественное

творчество»

с

другими

областями

Программы.

Например,

с

образовательной

областью

«Познание»

-первичное

представление

о

деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов,

ведут

сравнение.

«Социализация»

-

б

еседы,

рассматривание

игрушек,

альбомов,

открыток.«Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и

сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное

творче ство.

«Коммуникация»

-т в о рч е с ко е

р а с с к а з ы в а н и е

о

н а р о д н ы х

промыслах.«Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики.

«Безопасность»-

беседы

о

правилах

использования

художественного

материала

и

оборудования.«Музыка»-

разучивание

и

исполнение

частушек,

песен

об

изделиях

Хохломы, Дымки и др.«Труд»-знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров

народного творчества.

Для реализации интеграции образовательных областей поставлены следующие задачи:

Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.

Обеспечить

условия

для

взаимосвязи

изобразительной

деятельности

с

другими

видами

совместной

деятельности,

свободной

деятельности

педагога

и

детей

в

едином педагогическом процессе.

Создать

условия

для

развития

творческой

активности

детей

в

изобразительной

деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).

Создать

условия

для

совместной

деятельности

детей

и

взрослых

(совместных

мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного

микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Интеграция

позволит

раскрыться

каждому

ребёнку

в

совместной

деятельности

с

взрослыми

и

сверстниками,

найти

применение

своих

способностей

в

создания

коллективного

и

индивидуального

творческого

продукта.

Важным

аспектом

является

представление результатов этой деятельности.

Поскольку

продуктивная

деятельность

наиболее

естественный

и

радостный

вид

деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые

разнообразные

положительные

качества:

самостоятельность,

доброжелательность,

жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых

проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь

яркими красками.

В процессе продуктивной деятельности:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

создаются

условия

для

поисковой

совместной

деятельности

дошкольников,

педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт;

развиваются творческие способности.

Поэтому

в

творческой

деятельности

более

эффективно,

с

одной

стороны,

закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании

нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае,

полезна интеграция разных видов деятельности.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто

быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как

математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям

познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как

равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи

обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у

другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей

конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает -

не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе

использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и

содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную

информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и

интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада,

ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино»

или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения

занятий,

сможет

более

эффективно

применить

их

в

своей

работе

для успешного

воспитания и развития дошкольников .



В раздел образования