Автор: Титаренко Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: консультация
Тема: Интеграция в системе xудожественно – эстетического воспитания. Развитие xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Консультация для воспитателей
Интеграция в системе xудожественно - эстетического воспитания. Развитие
xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов
деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.
Подготовила: О.А.Титаренко
В
настоящее
время
идет
интенсивное
развитие
дошкольного
образования
в
разных
направлениях:
повышается
интерес
к
личности
ребенка
дошкольного
возраста,
его
уникальности;
предъявляются
качественно
новые
требования
к
организации
образовательного
процесса,
направленного
на
физическое,
социально-личностное,
познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя
изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование -
традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные
общим
понятием
«продуктивная
деятельность
детей». Продуктивная
деятельность
–
деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только
репродуктивной
(например,
рисование
предмета
так,
как
научили),
но
и
творческой
(например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области
наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми
дошкольного возраста – развитие детского творчества.
Начинать
работу
по
приобщению
детей
к
изобразительному
искусству
и
развитию
творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный
период,
проживая
который,
ребенок
приобретает
умения,
которые
в
дальнейшем
позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-
чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.
При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений
становления современного дошкольного образования является интеграция.
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в
смысл слова, в мир красок и звуков;
Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
Развивают
эстетический
вкус,
умение
понимать
и
ценить
произведения
искусства;
Воздействуют
на
психические
процессы,
которые
являются
основой
формирования
художественно
–
творческих
и
музыкальных
способностей
ребенка.
Интеграция
дает
возможность
для
самореализации,
самовыражения,
творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.
Именно интеграция- одна из наиболее благоприятных форм развития творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста. Интегративный
подход
при
решении
образовательных
задач
вызывает
интерес,
способствует
снятию
перенапряжения,
перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность
каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование
лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях
по изодеятельность.
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать
содержание
области
«Художественное
творчество»
с
другими
областями
Программы.
Например,
с
образовательной
областью
«Познание»
-первичное
представление
о
деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов,
ведут
сравнение.
«Социализация»
-
б
еседы,
рассматривание
игрушек,
альбомов,
открыток.«Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и
сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное
творче ство.
«Коммуникация»
-т в о рч е с ко е
р а с с к а з ы в а н и е
о
н а р о д н ы х
промыслах.«Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики.
«Безопасность»-
беседы
о
правилах
использования
художественного
материала
и
оборудования.«Музыка»-
разучивание
и
исполнение
частушек,
песен
об
изделиях
Хохломы, Дымки и др.«Труд»-знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров
народного творчества.
Для реализации интеграции образовательных областей поставлены следующие задачи:
•
Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
•
Обеспечить
условия
для
взаимосвязи
изобразительной
деятельности
с
другими
видами
совместной
деятельности,
свободной
деятельности
педагога
и
детей
в
едином педагогическом процессе.
•
Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
изобразительной
деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
•
Создать
условия
для
совместной
деятельности
детей
и
взрослых
(совместных
мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
•
Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
•
Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного
микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Интеграция
позволит
раскрыться
каждому
ребёнку
в
совместной
деятельности
с
взрослыми
и
сверстниками,
найти
применение
своих
способностей
в
создания
коллективного
и
индивидуального
творческого
продукта.
Важным
аспектом
является
представление результатов этой деятельности.
Поскольку
продуктивная
деятельность
наиболее
естественный
и
радостный
вид
деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые
разнообразные
положительные
качества:
самостоятельность,
доброжелательность,
жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых
проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь
яркими красками.
В процессе продуктивной деятельности:
•
интегрируется содержание разных образовательных областей;
•
создаются условия для познавательной деятельности;
•
создаются
условия
для
поисковой
совместной
деятельности
дошкольников,
педагогов и родителей;
•
формируются коммуникативные качества;
•
расширяется социальный опыт;
•
развиваются творческие способности.
Поэтому
в
творческой
деятельности
более
эффективно,
с
одной
стороны,
закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании
нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае,
полезна интеграция разных видов деятельности.
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто
быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как
математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям
познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как
равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи
обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у
другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей
конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает -
не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе
использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и
содержание рассказа.)
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную
информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и
интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада,
ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино»
или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения
занятий,
сможет
более
эффективно
применить
их
в
своей
работе
для успешного
воспитания и развития дошкольников .