Автор: Тяптина Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста
Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и
эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей
посредством действий актёра или группы актёров.
Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия
творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности
личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи,
воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них
развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение
видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена
на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение,
вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него
возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих
психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению
личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для
социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности,
корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления
скрытых талантов и потенций.
Роль театрализованной деятельности в развитии творческого
воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.
Значение театрализованной деятельности для развития творческого
воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность
позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку
задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой
детского художественного творчества является то, что ребенок активно
открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе.
В педагогической и психологической литературе встречаются разные
названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность,
театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные
представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная
деятельность и т.д.
Типической основой художественного творчества является
театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды
игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством.
Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.
Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя
считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.
Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к
деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он
оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений
детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой
основе своей содержит творческое начало и является сама по себе
художественной деятельностью.
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность
дошкольников - это специфический вид художественно-творческой
деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные
средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера,
сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и
разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к
театральной культуре.
Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к
театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а
сказочность усиливает привлекательность игры.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр»,
«сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные
представления по готовым сценариям».
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для
всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус,
творческие и декламационные способности, формируется чувство
коллективизма, развивается память.
Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а
значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее
поле для творчества детей: текст произведения для детей - только канва, в
которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли,
меняют концовку и т.д.
Было установлено, что театрализованные игры отличаются от
сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой
деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями,
которые имеют фиксированное содержание в виде литературного
произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем
театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как
интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Педагогической основой организации процесса театральной
деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия
детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это
восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами
театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на
две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.
К первой группе - режиссерским играм в детском саду можно отнести
настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или
взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль
игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него,
изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка
ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой,
игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация
выразительность, дикция.
У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские
игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется
содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее,
чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а
вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в
одной игре знания и сведения, полученные из разных источников.
Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число,
более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.
У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного
литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной
фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много
вымышленного.
Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия
творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности
личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи,
воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них
развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение
видеть необычные моменты в обыденном.