Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Берлек"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Проект
Тема: "Влияние театрализованной деятельности на развитие креативной личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая группа:
1)воспитатель группы Петрова Т.Н.
2) учитель – логопед Ключникова И.С.
Тема проекта: «Влияние театрализованной деятельности на развитие креативной
личности ребенка»
Проблема:
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения
детей в детском саду, но она дает возможность не только изучать и познавать
окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать
удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения
задания. Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад,
они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и
удивляются. Чаще всего они увлечены компьютерами, и взрослые, чаще всего идут
на поводу у детей, приобретая компьютерные игры.
Чаще всего такие не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир
смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Тип проекта: творческий; по содержанию: «Ребенок, общество и его культурные
ценности»; детско-взрослый, где ребенок – исполнитель проекта; внутри одной
возрастной группы; долгосрочный.
Цель проекта:
найти
и
разработать новые технологии обучения и воспитания
детей. Как влияет театрализованная деятельность на развитие креативной личности
ребёнка.
Гипотеза:
если
в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
будем
использовать
сказку,
то
формирование
творческих
способностей
произойдет
быстрее и эффективнее.
Актуальность и социально-экономическая значимость
В
"Концепции
дошкольного
воспитания"
отмечается,
что
"искусство
является
уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни -
эмоциональной
сферы,
образного
мышления,
художественных
и
творческих
способностей". Искусство создаёт условия для стимулирования и сопереживания
персонажам художественных произведений; помогает реализации самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
уделять больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей. К
сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на
современных
мультфильмах.
У
большинства
родителей
нет
времени
сесть
с
ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением
взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет
собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а
также, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Тема проекта является актуальной, так как роль театра огромна в формировании
гармоничной, творческой личности ребенка.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в
том
числе.
Он
позволяет
решить
многие актуальные
проблемы
современной
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным
образованием
и
воспитанием
детей,
с
формированием
эстетического
вкуса,
с
нравственным
воспитанием,
развитием
речи
и
воспитанием
воли,
создавать
положительный
эмоциональный
настрой
и
нередко
–
выходить
через
игру
из
конфликтных
ситуаций.
В
игре,
в
частности
театрализованной,
ребенок
не
только
получает
информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих
отношений,
но
и
учится
жить
в
этом
мире,
строить
свои
отношения
с
окружающими.
Это
требует
творческой
активности
личности.
Важную
роль
в
жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и
реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние
человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в
различных
ситуациях.
Самый
короткий
путь
эмоционального
раскрепощения
ребенка
и
снятия
зажатости
–
обучение
чувствованию
и
художественному
воображению.
В
дошкольном
возрасте
такой
ведущей
деятельностью
является
игра.
Игрой
насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же
научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя?
Этому
поможет театр.
Дошкольники
очень
любят
игры,
напоминающие
театрализованное представление. Где одни дети – артисты, другие – зрители.
Театрализованная
деятельность
–
это
самая
эффективная
форма
воспитания,
способствующая
формированию
творческой
личности
ребёнка.
Она
понятна
ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную
игру
ребёнок
получает
больше
информации
об
окружающем
мире,
у
него
развивается
память
и
воображение,
он
переживает
различные
эмоциональные
состояния.
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие
в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует
у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме
того,
помогает
взрослым
установить
с
детьми
тесные
контакты
в
плане
сотрудничества,
являясь
для
педагога
в
то
же
время
эффективным
средством
раскрытия
ребенка
и
педагогического
воздействия
на
него.
Театрализованная
деятельность тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением
под музыку, слушанием и т.д. Велика роль театрализованной деятельности и в
речевом развитии
ребенка:
она
способствует
обогащению
словаря,
облегчает
ребенку процесс овладения грамматическим строем речи, помогает приобщить
детей к культуре речи и т.д. При этом в качестве приоритетного используется
деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности,
широко
используемой
в
процессе
воспитания и
всестороннего
развития
детей,
является театрализованная
деятельность,
которая
в
полной
мере
позволяет
реализовывать все принципы воспитания, а главное учит детей творчеству.
Воспитанию творческой личности
уделяют внимание современная педагогика и
психология.
Если
ребенок
умеет
анализировать,
сравнивать,
наблюдать,
рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень
интеллекта.
Такой
ребенок
может
быть
одаренным
и
в
других
сферах:
художественной,
музыкальной,
сфере
социальных
отношений
(лидерство),
психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к
созданию новых идей.
Исходя
из
анализа
работ
отечественных
и
зарубежных
психологов,
которые
раскрывают
свойства
и
качества творческой
личности,
были
выделены
общие
критерии
творческих
способностей:
готовность
к
импровизации,
оправданную
экспрессивность,
новизну,
оригинальность,
легкость
ассоциирования,
независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Накопление
опыта
и
знаний
–
это
необходимая
предпосылка
для
будущей
творческой деятельности, а дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для
развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти
возможности,
во
многом
будет
зависеть
творческий
потенциал
уже
взрослого
человека.
Содержание
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития
художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на
развитие
художественно-творческих
способностей,
требует
определения
иной
технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном
педагогическом процессе.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети
чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий
мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в
различные
виды
театрализованной
деятельности,
способствуют
расширению
детского опыта.
«Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-
либо новое» (Л.С.Выготский).
Музыкальные сказки, просто сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий,
превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь
попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует
умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате
сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное -
новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Анализ ситуации
Интенсивное
изменение
окружающей
жизни,
активное
проникновение
научно-
технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать
более
эффективные
средства
обучения
и
воспитания
на
основе
современных
методов
и
новых
интегрированных
технологий.
Чтобы
выявить
актуальность
данной проблемы для дошкольного учреждения провели диагностику среди детей,
которое показало, что:
- у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и
деятельности;
-
у
63,4%
детей
отмечается
низкий
уровень
развития
творчества
в
речевой,
двигательной и продуктивной деятельности;
Задачи проекта:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу
по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческих способностей
3. Побуждать детей к фантазированию, умению вживаться в художественный образ,
учить перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой
научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно
возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н.
А.Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А.Медведевой,
Б. П. Никитин, В.Г. Петровой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, логопед.
Этапы и сроки проведения проекта
1.
Подготовительный (формирующий) – сентябрь 2015 г.
2.
Основной (практический) – октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.
3.
Заключительный – май 2016 г.
Управление и обеспечение проекта
1.
Создание предметно-пространственной
развивающей
среды,
которая
обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является
основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. В группе создаются
уголки
театрализованной
деятельности,
в
которых
будут
размещены:
реквизиты для разыгрывания сказок, сценок (набор кукол, ширмы, элементы
костюмов, маски, игровой материал).
2.
Создание эмоционально-благоприятной атмосферы, обогащение игрового
творчества детей:
- развитие речевого творчества, выразительности речи;
- развитие творчества в двигательной деятельности;
- работа над постановкой театрализованного представления, выразительное чтение
произведения и беседы о прочитанном, право свободного выбора и добровольного
участия в спектакле, работа над ролью;
- «творческая мастерская» (создание костюмов, декораций, привлечение родителей,
воспитателей).
3.
Составление плана работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников.
4.
Создание интереса у участников проекта.
Управление и обеспечение проекта:
В 2015 году дети перешли в старшую группу. Со средней группы я наблюдала за
детьми. Наблюдая во время игры, обратила внимание, что дети скованны, мало
эмоциональны. Постепенно были выделены основные трудности детей:
в передачи эмоционального состояния (мимикой, позой, жестом, движением), в
имитировании характерных действий персонажей (птички летают, лошадка скачет),
а самое главное, речь детей была очень пассивная, речевой инициативы детей во
время общения с взрослыми и другими детьми практически не наблюдалось.
Таким образом, решение работать над выбранной темой связано с проблемами,
стоящими перед моими воспитанниками, а именно: трудности в социализации,
межличностном
общении,
в
умении
регулировать
собственное
эмоциональное
состояние, в прочтении коротких стихов.
Оценка результатов проекта:
На протяжении первого месяца работы (в сентябре) начала заниматься с детьми
театральной деятельностью. И пришла к выводу, что необходимо развивать у
дошкольников
эстетические
чувства,
культуру
и
технику
речи,
творческие
способности.
Заинтересовавшись проблемой
развития
творческих
способностей
у
детей
дошкольного возраста, провела диагностику с детьми группы. В результате было
выявлено, что большинство детей затрудняются в передаче различных чувств, у
них не развито воображение, творческие способности, память, речь.
Первичная диагностика
Уровень % Передача
различных
чувств
Воображени
е
Творческие
способност
и
Память
Речь
Низкий
50%
64%
75%
60%
68%
Средний
30%
24%
12%
18%
12%
Высокий
20%
12%
13%
22%
20%
Вывод: Такие результаты объясняются следующими факторами:
недостаточностью развития эстетических чувств и анализаторных систем
организма ребенка;
недостаточной насыщенностью окружающей познавательной среды;
применением
традиционных
подходов
в
развитии
эстетической
и
эмоциональной отзывчивости.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим
миром
через
образы,
краски,
звуки,
а
умело,
поставленные
вопросы
заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
театрализованной
игры
незаметно
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи,
ее
интонационный
строй.
Исполняемая
роль,
произносимые
реплики
ставят
малыша
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъясняться.
У
него
улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Воспитанники учатся исполнять небольшие монологи и более развернутые
диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных
движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их,
находить
выразительные
средства
для
исполнения
роли.
Этому
способствуют
специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Занимаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции. Думаю, что
тем самым, незаметно для себя, дети включаются в театральные игры, что помогает
ребятам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На первом этапе становления результаты мониторинга показали, что некоторые
дети не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности.
Игры ребят
были
индивидуальные,
часто
носили
разрозненный
характер. Дети
учатся
объединяться
группами,
распределять
роли
между
собой
по
количеству
действующих персонажей в игру.
Для того, чтобы добиться результатов, в деятельность детей я ввожу различные
игровые упражнения, которые помогают развитию
интеллекта, познавательного интереса, расширяются знания об окружающем мире.
Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и
целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной
ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно.
Игры,
упражнения
и
этюды помогают активизировать
воображение
детей,
побуждать их к общению, речевому сопровождению своих действий. В таких
упражнениях
дети
то
украшают
торт, то превращаются в шаловливых волчат:
«Шьем кукле платье», «Доброе животное», «Лесные мышки», «Мы – художники»,
«Фруктовый сад», «Слушаем музыку»; обыгрывали этюды по стихам: «Жадный
пес», «Был у зайца дом», «Что за скрип».
Игры на превращения учат ребят выразительности, умению оживлять фантазию
и
воображение.
Чтобы
движение
доставляло
удовольствие
исполнителю
и
нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом, например, произвольно
напрягать
и
расслаблять
мышцы,
свободно
и
непроизвольно
пользоваться
движениями
рук.
Выразительными
должны
быть
так
же
кисти
и
пальцы.
Музыкальное сопровождение подбиралось соответственно содержанию игр.
По словам родителей, после театральных занятий их дети становятся более
эмоциональными,
более
раскрепощенными
и
выразительными.
Показали
свои
сказки для родителей, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам,
сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они
сами играют свои роли и ждут новых репетиций.
Заключение
Театрализованная деятельность становится значительным помощником в
решении
образовательных
задач.
Сюжет
музыкальных
сказок
позволяет
заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и
повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения
заданий.
Мои наблюдения и исследования по теме «Влияние театрализованной
деятельности
на
развитие
креативной
личности
дошкольников»
показали,
что
наградой
для
детей
является
торжественное
представление
педагогом
каждого
ребенка
зрителям
индивидуально,
как
главного
действующего
лица
данного
спектакля.
Поэтому
важнейшей
частью
методики
работы
с
детьми
является
заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять
удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.
Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это
необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику.
В результате проводимой работы у детей появилась возможность проявлять
свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные
образы.
Развивается речь, происходит обогащение словаря, что способствует
формированию и развитию коммуникативных навыков.
Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый
характер.
С
учётом
анализа
собственного
опыта
пришла
к
выводу,
что
система
проведённой
работы
должна
быть
наиболее
оптимальной,
адекватной
и
эффективной
практической деятельности с детьми и может быть использована
другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками
при проведении
театрализованной деятельности.