Автор: Бородай Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: конспект кружковой деятельности
Тема: "Знакомство с народными промыслами родного края".
Раздел: дошкольное образование
Конспект кружковой деятельности на тему:
«Знакомство с народными промыслами родного края»
для детей среднего дошкольного возраста.
Г.В. Бородай, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№25», г. Орёл
Цель: Обогащать знания детей о народных промыслах. Формировать любовь к родному
краю.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству (глиняные,
соломенные, тряпичные игрушки, глиняная посуда, вышивка, кружево, народный костюм,
деревянная посуда).
2. Знакомить с фольклором Орловской области
3. Вызвать желание к самостоятельной творческой деятельности по мотивам русского
народного творчества.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей на народные изделия.
Оборудование:
Изделия народного промысла (глиняные плешковские и чернышенские игрушки,
соломенные, тряпичные игрушки, глиняная посуда, образцы узоров орловского списа,
рушники, кружево, народный костюм, деревянная посуда хохломская). Диск
«Музыкальное наследие Орловского края».
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций с народными промыслами.
Знакомство с малыми фольклорными формами родного края.
Занятие проводится в мини-музее народного быта «Горенка».
Ход деятельности:
Воспитатель: ( перед входом в музей) Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Скажите, а вы были когда нибудь в музее?
- А в каком?
- Что вы там интересного видели? (ответы детей)
- А хотите, мы сегодня с вами побываем в музее?
Вы должны знать, что в каждом музее есть правила поведения.
- А как вы думаете, как нужно вести себя в музее? (ответы детей)
1) Вести себя культурно, не шуметь.
2) Не трогать руками экспонаты, без разрешения.
3) Если вы что- то взяли посмотреть, то нужно положить экспонат на место. Не
ломать, не забирать домой.
4) Задавать вопросы можно и нужно.
5) Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас в наш мини- музей народного быта «Горенка».
Проходите, пожалуйста. (звучит запись музыки И.Тамарин. «Праздничная музыка»)
- В нашем мини- музее есть очень много различных предметов, которые называются
экспонатами. ( напомнить детям, что руками ничего не трогать!)
Когда люди собираются идти в музей, они уже не много знают о тех предметах, которые
там находятся из газет, книг, по телевизору, из рассказов знакомых…
- Дети, а почему «Горенка» называется мини- музей? (ответы детей) Потому, что он
маленький, здесь находится небольшое количество предметов.
- Давайте внимательно посмотрим вокруг. Что находится на полке? ( посуда) Что тут есть
из посуды? (тарелки, миски, ложки) Из чего сделана эта посуда? (из дерева, значит она
деревянная )
Раньше у людей не было такой посуды, как у нас сейчас. И мастера- умельцы делали
посуду из глины или из дерева. А что бы она была красивой, они разукрашивали её
красками, рисовали на ней яркие узоры. Скажите, какой цвет у этой посуды? (чёрный,
жёлтый, красный, зелёный) Какой узор? ( яркий) Из каких элементов состоит узор? ( из
красных ягод, из золотистых цветков и листочков…) Эта роспись называется Хохломская
(дети повторяют название), от названия села Хохлома, что находиться в Нижегородской
области.
Физкультурная минутка:
Каждый бутончик наклониться рад
На право, на лево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались быстро в цветочном букете.
Воспитатель: А давайте посмотрим, что находится на другой полке? ( игрушки)
- Расскажу я вам историю. Давным - давно, когда не было ещё таких игрушек, как у вас
сейчас, люди (мамы, папы, бабушки, дедушки) для своих детей, внуков делали игрушки
своими руками. Они хотели, чтобы дети тоже чем- то играли в свободное от дел время. Так
придумали игрушки из глины (плешковские, чернышенские), фигурки из соломы,
тряпичные куклы. Чтобы игрушки были интересными, они разукрашивали их яркими
узорами, украшали. ( показать изделия народных мастеров)
- Скажите, а что ещё есть в нашем мини- музее? (одежда, деревянная утварь, глиняная
посуда, рушники, кружевные изделия…)
- Скажите, кто же всё это сделал, ребята? ( люди, умельцы, мастера) Правильно, всё это
сделано руками людей. Как можно назвать такие руки? (золотые, умелые, трудовые) Они
создают настоящие чудеса!
Русский народ даже придумал пословицы про таких людей:
Умелые руки не знают скуки.
В умелых руках и работа спориться.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Скажите, вам понравилось в
нашем мине- музее народного быта «Горенка»? Что узнали нового? С какими народными
промыслами познакомились? Что больше всего понравилось из изделий народных
мастеров и почему? (ответы детей)
Надеюсь, что теперь вместе с родителями, вы будете посещать музеи своего родного
города с таким же большим интересом и удовольствием!