Напоминание

"Формирование лексико–грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых приемов"


Автор: Иванова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 208
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование лексико–грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых приемов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

(из опыта работы)

Я работаю воспитателем в комбинированной логопедической группе.

Хочу

представить

вам

свою

работу

по

формированию

лексико-

грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с

использованием игровых приемов.

Все

дети

нашей

группы

имеют

системные

нарушения

речи.

Это

выражается

в

недо статочно сти

словаря,

не с ф орм ированно сти

фонематического восприятия, звукопроизношения, связной речи и лексико-

грамматических

конструкций.

Поэтому

основной

целью

коррекционной

работы является коррекция речевых нарушений.

В своей работе я использую различные педагогические технологии.

Одними из основных являются - Здоровьесберегающие технологии.

Сюда входит:

дыхательная гимнастика

пальчиковая и мимическая гимнастика

динамические паузы в сочетании с речевым материалом

Су-джок терапия

гимнастика для глаз

самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры.

Новаторством

в

своей

работе

я

считаю

использование

информационно-коммуникационной технологии.

Использование средств ИКТ помогает:

в подборе иллюстративного материала к занятиям и для

оформления информационных стендов.

в подборе дополнительного познавательного материала

в знакомстве со сценариями и организации праздников и

других мероприятий.

в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками

других педагогов.

в оформлении групповой документации, отчетов.

Ни для кого не секрет, что для ребенка-дошкольника игра является

основным видом деятельности.

1

Как сказал Сухомлинский В.А.: «Игра – это огромное светлое окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

Игровые

технологии

очень

эффективны

в

коррекции

речевых

нарушений у дошкольников. Именно в ходе игры выстраивается система

взаимоотношений

ребенка

с

внешним

миром,

развиваются

психические

функции, среди которых речь занимает основное место.

Еще К.Д.

Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает

новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими

для выражения собственных мыслей и чувств.

Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и

предложений составляют суть грамматического строя языка.

Чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная

речь. Эта взаимосвязь крайне важна при овладении ребенком грамотным

письмом, так как для усвоения и применения многих грамматических правил

нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это

возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном

понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Деткам

с

речевыми

отклонениями

трудно

усваивать

программу

детского

сада,

а

в

дальнейшем

им

тяжело

при

обучении

в

школе.

Это

проявляется при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут

последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения,

воспроизводить

содержание

текстов

из

учебников,

они

испытывают

трудности при написании изложений, сочинений.

Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи

у детей с ОНР является одной из актуальных проблем речевого развития.

Целью

своей

работы

я

определила:

формирование

лексико-

грамматических категорий у детей дошкольного возраста, через игровую

деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

активизировать речевую деятельность

уточнить и расширить словарь по теме

совершенствовать грамматический строй речи

развивать связную речь.

2

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3

направлениям:

1.

накопление словаря,

2.

формирование фразы,

3.

включение её в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации

словарного

запаса

у

детей,

дети

знакомятся

со

словоизменением

и

словообразованием.

Формирование словаря начинается с ознакомления с предметами и их

изображениями,

действий

с

ними,

а

также

совместная

деятельность,

где

широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов,

игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек»,

посылка,

домик,

где

живут

игрушки,

и

т.

п.

Слова,

с

которыми

детки

знакомятся

-

закрепляются,

активизируются

в

процессе

игр,

бытовой

деятельности, общения со взрослыми.

Дальнейшее

развитие

словаря

осуществляется

по

мере

углубления

знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами.

Вводятся обобщающие понятия в соответствии с лексическими темами.

Таким

образом,

содержание

словарной

работы

опирается

на

постепенное

расширение,

углубление

и

обобщение

знаний

детей

о

предметном мире.

Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется в

процессе

непосредственно-образовательной

деятельности

по

речевому

развитию, познавательно-исследовательской деятельности, в индивидуальной

работе, а также во время прогулок и экскурсий.

По степенно

дети

знакомятся

с

элементарными

формами

словообразования.

Упражнения

в

самостоятельном

образовании

форм

существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном

тематическом материале.

Здесь

можно

использовать

игры:

«Назови

ласково»,

«Какой,

какая,

какие?», «Один-много» и др.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя

языка является основой для формирования разных типов предложения.

3

Составляя

предложения

по

описанию

различных

действий,

по

содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном.

Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Значительную

помощь

в

формировании

лексико-грамматических

конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является

неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения

компетентности

родителей

проводятся

открытые

показы

непосредственно

образовательной

деятельности,

индивидуальные

беседы-консультации,

обучающие семинары-практикумы и другие виды работы.

В

группе

разработана

и

представлена

коллекция

игр,

заданий

и

упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в

обучающем

процессе.

Родители

могут

воспользоваться

подбором

практического

материала,

который

включает

в

себя

грамматические,

словарные задания, задания на развитие мелкой моторики и т.д.

Периодически коллекция пополняется благодаря оригинальным идеям,

предложениям

самих

родителей.

Многие

родители

делятся

своим

накопленным материалом.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном

всей

сложной

системой

практической

грамматики.

Этот

уровень

практического

владения

языком

является

очень

высоким,

что

позволяет

ребенку

в

школьном

возрасте

перейти

к

осознанию

грамматических

закономерностей при изучении русского языка.

Использование

дидактических

игр,

создание

различных

игровых

приемов:

вызывает огромный интерес, оживление, радость у детей,

поддерживает положительный эмоциональный настрой,

а

также

в

течение

длительного

времени

позволяет

удерживать

работоспособность

на

высоком

уровне

даже

у

детей

с

неустойчивым вниманием,

обеспечивает

легкое

и

быстрое

усвоение

программного

материала.

стимулирует мышление детей,

повышает мотивацию их к обучению.

4



В раздел образования