Автор: Иванова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 208
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование лексико–грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых приемов"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
(из опыта работы)
Я работаю воспитателем в комбинированной логопедической группе.
Хочу
представить
вам
свою
работу
по
формированию
лексико-
грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с
использованием игровых приемов.
Все
дети
нашей
группы
имеют
системные
нарушения
речи.
Это
выражается
в
недо статочно сти
словаря,
не с ф орм ированно сти
фонематического восприятия, звукопроизношения, связной речи и лексико-
грамматических
конструкций.
Поэтому
основной
целью
коррекционной
работы является коррекция речевых нарушений.
В своей работе я использую различные педагогические технологии.
Одними из основных являются - Здоровьесберегающие технологии.
Сюда входит:
•
дыхательная гимнастика
•
пальчиковая и мимическая гимнастика
•
динамические паузы в сочетании с речевым материалом
•
Су-джок терапия
•
гимнастика для глаз
•
самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры.
Новаторством
в
своей
работе
я
считаю
использование
информационно-коммуникационной технологии.
Использование средств ИКТ помогает:
в подборе иллюстративного материала к занятиям и для
оформления информационных стендов.
в подборе дополнительного познавательного материала
в знакомстве со сценариями и организации праздников и
других мероприятий.
в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками
других педагогов.
в оформлении групповой документации, отчетов.
Ни для кого не секрет, что для ребенка-дошкольника игра является
основным видом деятельности.
1
Как сказал Сухомлинский В.А.: «Игра – это огромное светлое окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
Игровые
технологии
очень
эффективны
в
коррекции
речевых
нарушений у дошкольников. Именно в ходе игры выстраивается система
взаимоотношений
ребенка
с
внешним
миром,
развиваются
психические
функции, среди которых речь занимает основное место.
Еще К.Д.
Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает
новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими
для выражения собственных мыслей и чувств.
Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и
предложений составляют суть грамматического строя языка.
Чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная
речь. Эта взаимосвязь крайне важна при овладении ребенком грамотным
письмом, так как для усвоения и применения многих грамматических правил
нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это
возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном
понимании лексического, смыслового значения каждого слова.
Деткам
с
речевыми
отклонениями
трудно
усваивать
программу
детского
сада,
а
в
дальнейшем
им
тяжело
при
обучении
в
школе.
Это
проявляется при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут
последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения,
воспроизводить
содержание
текстов
из
учебников,
они
испытывают
трудности при написании изложений, сочинений.
Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР является одной из актуальных проблем речевого развития.
Целью
своей
работы
я
определила:
формирование
лексико-
грамматических категорий у детей дошкольного возраста, через игровую
деятельность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
•
активизировать речевую деятельность
•
уточнить и расширить словарь по теме
•
совершенствовать грамматический строй речи
•
развивать связную речь.
2
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3
направлениям:
1.
накопление словаря,
2.
формирование фразы,
3.
включение её в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации
словарного
запаса
у
детей,
дети
знакомятся
со
словоизменением
и
словообразованием.
Формирование словаря начинается с ознакомления с предметами и их
изображениями,
действий
с
ними,
а
также
совместная
деятельность,
где
широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов,
игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек»,
посылка,
домик,
где
живут
игрушки,
и
т.
п.
Слова,
с
которыми
детки
знакомятся
-
закрепляются,
активизируются
в
процессе
игр,
бытовой
деятельности, общения со взрослыми.
Дальнейшее
развитие
словаря
осуществляется
по
мере
углубления
знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами.
Вводятся обобщающие понятия в соответствии с лексическими темами.
Таким
образом,
содержание
словарной
работы
опирается
на
постепенное
расширение,
углубление
и
обобщение
знаний
детей
о
предметном мире.
Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется в
процессе
непосредственно-образовательной
деятельности
по
речевому
развитию, познавательно-исследовательской деятельности, в индивидуальной
работе, а также во время прогулок и экскурсий.
По степенно
дети
знакомятся
с
элементарными
формами
словообразования.
Упражнения
в
самостоятельном
образовании
форм
существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном
тематическом материале.
Здесь
можно
использовать
игры:
«Назови
ласково»,
«Какой,
какая,
какие?», «Один-много» и др.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя
языка является основой для формирования разных типов предложения.
3
Составляя
предложения
по
описанию
различных
действий,
по
содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Значительную
помощь
в
формировании
лексико-грамматических
конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является
неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения
компетентности
родителей
проводятся
открытые
показы
непосредственно
образовательной
деятельности,
индивидуальные
беседы-консультации,
обучающие семинары-практикумы и другие виды работы.
В
группе
разработана
и
представлена
коллекция
игр,
заданий
и
упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в
обучающем
процессе.
Родители
могут
воспользоваться
подбором
практического
материала,
который
включает
в
себя
грамматические,
словарные задания, задания на развитие мелкой моторики и т.д.
Периодически коллекция пополняется благодаря оригинальным идеям,
предложениям
самих
родителей.
Многие
родители
делятся
своим
накопленным материалом.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном
всей
сложной
системой
практической
грамматики.
Этот
уровень
практического
владения
языком
является
очень
высоким,
что
позволяет
ребенку
в
школьном
возрасте
перейти
к
осознанию
грамматических
закономерностей при изучении русского языка.
Использование
дидактических
игр,
создание
различных
игровых
приемов:
вызывает огромный интерес, оживление, радость у детей,
поддерживает положительный эмоциональный настрой,
а
также
в
течение
длительного
времени
позволяет
удерживать
работоспособность
на
высоком
уровне
даже
у
детей
с
неустойчивым вниманием,
обеспечивает
легкое
и
быстрое
усвоение
программного
материала.
стимулирует мышление детей,
повышает мотивацию их к обучению.
4