Автор: Гордиенко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Ермаковский детский дом"
Населённый пункт: Ермаковское, Красноярский край, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Наставничество как средство профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома.
Раздел: среднее образование
Наставничество как средство профилактики
девиантного поведения воспитанников детского дома.
Доклад на семинаре КГКУ «Ермаковский детский дом»
«Введение новых способов работы с детьми»
Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к
сожалению, актуальна для нашего общества и нашего учреждения сегодня.
Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии
деятельности,
способной
стабилизировать
ситуацию
в
данном
направлении.
Сегодня
в
России
появилось
достаточно
много
литературы
по
проблемам подростков групп риска, в большинстве своем это издания,
описывающие представления о подростковой девиациях, видах и формах, в
них рассматриваются общие вопросы реабилитации и коррекции. Дети
группы
риска
–
это
та
категория
детей,
подростков,
которая
в
силу
определенных
обстоятельств
более
других
категорий
подвержена
негативным
внешним
воздействиям
со
стороны
общества
и
его
криминальных
элементов,
ставших
причиной
их
дезадаптации.
Им
необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном
мире.
Как помочь подростку группы риска социализироваться? Уже давно
известно,
что
традиционные
методы
воспитательного
воздействия
на
подростка
группы
риска
не
дают
желаемого
результата.
Поиск
эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная
проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и
личный пример, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои
силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти
приемы,
безусловно,
способствуют
социально-одобряемым
формам
поведения. Кто же может помочь подростку, оказавшемуся в группе риска?
Кто тот значимый взрослый или сверстник, наставник который может
понять,
принять,
помочь
направить?
Наш
детский
дом
внедряет
наставничество как эффективную форму работы с детьми по профилактике
девиантного
поведения,
и
составлению
индивидуальной
программы
развития и жизнеустройства с помощью технологии жизненного сценария
наставником и сопровождаемым ребенком.
Почему
наставничетво,
как
педагогическая
технология
имеет
право
на
изучение, внедрение и жизнь в нашем детском доме?
традиционные
методы
воспитательного
воздействия
на
подростка
группы риска не дают желаемого результата.
Такой
способ
общения
уже
наглядно
показывает
положительные
результаты – есть примеры близких отношений детей и взрослых,
сложившихся интуитивно.
Кто такой наставник
Наставник
–
это
волонтер,
сопровождающий
любого
человека,
нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации. Волонтеры (в пер. с англ. Volunteer - доброволец) - это люди,
делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они
могут
действовать
либо
неформально,
работать
бесплатно
как
в
государственных,
так
и
в
частных
организациях
медицинской,
образовательной
сферы
или
социаль-ного
обеспечения,
либо
являться
членами
добровольческих
организаций.
Волонтерство
-
добровольная
работа за идею.
«Наставник
-
это,
прежде
всего социальный
аниматор,
который
может
совершенствовать,
строить
те
социальные
отношения,
которые
своими
смыслами
и
красотой
захватят,
привлекут
к
нравственным
ценностям и выборам проблемного ребенка».
Наставник
- уважаемый
и
авторитетный
человек,
способный
к
осуществлению
связи
между
всеми
институтами
общества,
помощи
подростку
советом
и
делом,
содействию
в
решении
вопросов
его
жизнеустройства (бытового, трудового).
Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-
педагогической помощи и поддержки подростку группы риска.
Задачи наставника:
Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ
Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы
риска, необходимым для адаптации в обществе
Забота о быте подростка
Отслеживание социальных контактов
Формирование ближайшего окружения
Помощь в получении образования
Развитие кругозора
Правовая поддержка
Помощь в организации досуга
Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного
воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)
Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении
подростка
Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на
работе
Девиз
наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я». Задача
наставника: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо
показать
ему
«свет
в
конце
туннеля».
Другими
словами
подростку
необходимо
овладеть
социально-жизненными
навыками
для
успешной
социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка группы
риска
должна
быть
возможность
обратиться
за
помощью
к
значимому
человеку,
которым
чаще
является
сверстник
или
референтная
группа
сверстников, родители и учителя зачастую
этот
критический
период
для
подростка
группы
риска
не
являются
авторитетными. А, что если сверстник – девиант или референтная группа
сверстников
окажется
асоциальной?
Необходим
«социальный
аниматор»,
которым
станет
-
наставник.
Наставник
способный
стать
значимым
«взрослым»
для
подростка,
способный
найти
подход,
раскрыть
его
возможности
и
интересы,
сможет
оказать
социально-психолого-
педагогисескую
помощь
и
поддержку.
Обязательным
условием
во
взаимоотношении
подростка
и
наставника
является
- доверие. На основе
доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги
сотрудничества.
Наставничество в детском доме ценно и как часть
уклада жизни
учреждения,
как
способа
обеспечения
профилактики
деструктивного
поведения, возрождения позитивных нравственных жизненных оснований.
Наставник, в процессе индивидуальной работы, принимая подростка таким,
каким
он
есть,
может
помочь
своему
подопечному
разобраться
в
себе,
поверить в то, что среди этой сложной жизни он не один, его судьба не
безразлична, вселить уверенность в своих силах и заинтересованность в
приобретении знаний и определить перспективы на будущее.
Список литературы:
Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп
риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева,
И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-
Майкоп, 2006. – 180 с.
Гедзь Е.Н., Середенко Н.К. Профилактика девиантного поведения
подростков //Школьный психолог: Еженед. прил. к газете «Первое
сентября».-2004.- 29.-С.13-27.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для
психологов, педагогов, родителей. – Спб.: Питер, 2006. – 240 с.
Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты, 2002. – 56 с.
Кузнецова И. Психологическая поддержка: Принципы работы с
детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог:
Еженед. прил. к газете «Первое сентября".-2000.- 29.-С.4.