Напоминание

Наставничество как средство профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома.


Автор: Гордиенко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Ермаковский детский дом"
Населённый пункт: Ермаковское, Красноярский край, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Наставничество как средство профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома.
Раздел: среднее образование





Назад




Наставничество как средство профилактики

девиантного поведения воспитанников детского дома.

Доклад на семинаре КГКУ «Ермаковский детский дом»

«Введение новых способов работы с детьми»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к

сожалению, актуальна для нашего общества и нашего учреждения сегодня.

Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии

деятельности,

способной

стабилизировать

ситуацию

в

данном

направлении.

Сегодня

в

России

появилось

достаточно

много

литературы

по

проблемам подростков групп риска, в большинстве своем это издания,

описывающие представления о подростковой девиациях, видах и формах, в

них рассматриваются общие вопросы реабилитации и коррекции. Дети

группы

риска

это

та

категория

детей,

подростков,

которая

в

силу

определенных

обстоятельств

более

других

категорий

подвержена

негативным

внешним

воздействиям

со

стороны

общества

и

его

криминальных

элементов,

ставших

причиной

их

дезадаптации.

Им

необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном

мире.

Как помочь подростку группы риска социализироваться? Уже давно

известно,

что

традиционные

методы

воспитательного

воздействия

на

подростка

группы

риска

не

дают

желаемого

результата.

Поиск

эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная

проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и

личный пример, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои

силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти

приемы,

безусловно,

способствуют

социально-одобряемым

формам

поведения. Кто же может помочь подростку, оказавшемуся в группе риска?

Кто тот значимый взрослый или сверстник, наставник который может

понять,

принять,

помочь

направить?

Наш

детский

дом

внедряет

наставничество как эффективную форму работы с детьми по профилактике

девиантного

поведения,

и

составлению

индивидуальной

программы

развития и жизнеустройства с помощью технологии жизненного сценария

наставником и сопровождаемым ребенком.

Почему

наставничетво,

как

педагогическая

технология

имеет

право

на

изучение, внедрение и жизнь в нашем детском доме?

традиционные

методы

воспитательного

воздействия

на

подростка

группы риска не дают желаемого результата.

Такой

способ

общения

уже

наглядно

показывает

положительные

результаты – есть примеры близких отношений детей и взрослых,

сложившихся интуитивно.

Кто такой наставник

Наставник

это

волонтер,

сопровождающий

любого

человека,

нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной

ситуации. Волонтеры (в пер. с англ. Volunteer - доброволец) - это люди,

делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они

могут

действовать

либо

неформально,

работать

бесплатно

как

в

государственных,

так

и

в

частных

организациях

медицинской,

образовательной

сферы

или

социаль-ного

обеспечения,

либо

являться

членами

добровольческих

организаций.

Волонтерство

-

добровольная

работа за идею.

«Наставник

-

это,

прежде

всего социальный

аниматор,

который

может

совершенствовать,

строить

те

социальные

отношения,

которые

своими

смыслами

и

красотой

захватят,

привлекут

к

нравственным

ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник

- уважаемый

и

авторитетный

человек,

способный

к

осуществлению

связи

между

всеми

институтами

общества,

помощи

подростку

советом

и

делом,

содействию

в

решении

вопросов

его

жизнеустройства (бытового, трудового).

Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-

педагогической помощи и поддержки подростку группы риска.

Задачи наставника:

Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ

Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы

риска, необходимым для адаптации в обществе

Забота о быте подростка

Отслеживание социальных контактов

Формирование ближайшего окружения

Помощь в получении образования

Развитие кругозора

Правовая поддержка

Помощь в организации досуга

Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного

воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)

Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении

подростка

Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на

работе

Девиз

наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я». Задача

наставника: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо

показать

ему

«свет

в

конце

туннеля».

Другими

словами

подростку

необходимо

овладеть

социально-жизненными

навыками

для

успешной

социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка группы

риска

должна

быть

возможность

обратиться

за

помощью

к

значимому

человеку,

которым

чаще

является

сверстник

или

референтная

группа

сверстников, родители и учителя зачастую

этот

критический

период

для

подростка

группы

риска

не

являются

авторитетными. А, что если сверстник – девиант или референтная группа

сверстников

окажется

асоциальной?

Необходим

«социальный

аниматор»,

которым

станет

-

наставник.

Наставник

способный

стать

значимым

«взрослым»

для

подростка,

способный

найти

подход,

раскрыть

его

возможности

и

интересы,

сможет

оказать

социально-психолого-

педагогисескую

помощь

и

поддержку.

Обязательным

условием

во

взаимоотношении

подростка

и

наставника

является

- доверие. На основе

доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги

сотрудничества.

Наставничество в детском доме ценно и как часть

уклада жизни

учреждения,

как

способа

обеспечения

профилактики

деструктивного

поведения, возрождения позитивных нравственных жизненных оснований.

Наставник, в процессе индивидуальной работы, принимая подростка таким,

каким

он

есть,

может

помочь

своему

подопечному

разобраться

в

себе,

поверить в то, что среди этой сложной жизни он не один, его судьба не

безразлична, вселить уверенность в своих силах и заинтересованность в

приобретении знаний и определить перспективы на будущее.

Список литературы:

Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп

риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева,

И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-

Майкоп, 2006. – 180 с.

Гедзь Е.Н., Середенко Н.К. Профилактика девиантного поведения

подростков //Школьный психолог: Еженед. прил. к газете «Первое

сентября».-2004.- 29.-С.13-27.

Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для

психологов, педагогов, родителей. – Спб.: Питер, 2006. – 240 с.

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты, 2002. – 56 с.

Кузнецова И. Психологическая поддержка: Принципы работы с

детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог:

Еженед. прил. к газете «Первое сентября".-2000.- 29.-С.4.



В раздел образования