Напоминание

Русские народные колыбельные песни


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Русские народные колыбельные песни
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ».

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей

культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ установ-

ления особого рода контакта с малышом. Засыпая под пение матери, ребенок постепенно

начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он

начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни.

КИСКА, КИСКА, КИСКА, БРЫСЬ!

НА ДОРОЖКУ НЕ САДИСЬ.

НАША ДЕТОЧКА ПОЙДЕТ,

ЧЕРЕЗ КИСКУ УПАДЕТ!

ТРАВКА - МУРАВКА СО СНА ПОДНЯЛАСЬ,

ПТИЦА - СИНИЦА ЗА ЗЕРНА ВЗЯЛАСЬ.

ЗАЙКА - ЗА КАПУСТКУ, МЫШКА - ЗА КОРКУ,

ДЕТКИ - ЗА МОЛОЧКО.

Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колы-

белью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось запол-

ненным трудом в поле, в доме.

БАЮ, ПОБАЙ, КОЛЫБЕЛИ НЕ КАЧАЙ,

СПИ-ПОСПИ, ПОСКОРЕЙ РАСТИ!

ВЫРАСТЕШЬ БОЛЬШОЙ, СТАНЕШЬ В ЗОЛОТЕ ХОДИТЬ....

БУДЕШЬ ЖИТЬ - ПОЖИВАТЬ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ - РАБОТАТЬ:

СТАНЕШЬ ПШЕНИЧКУ ПАХАТЬ.

НА ПОЛОСКЕ ПАХАРЕК, В ТЕМНОМ ЛЕСЕ –

ЛЕСНИЧОК, СТАНЕШЬ ПТИЧКУ ЛОВИТЬ И

РОДИТЕЛЕЙ КОРМИТЬ.

Однако даже тяжелая летняя страда именуется в таких песнях веселой: без сожаления

поется о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы:

БУДЕШЬ РАНО РАЗБУЖАТЬ,

НА РАБОТУ ПОСЫЛАТЬ,

НА РАБОТУ НА ТАКУ, ДА НА ВЕСЕЛУЮ СТРАДУ.

Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных

удач и преуспевания (« Будешь в золоте ходить, злато- серебро носить»). Неужели в бед-

ных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет « парчовую

шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют

силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить род-

ное дитя:

ОТ ВСЕХ СКОРБЕЙ, ОТ ВСЕХ ПАКОСТЕЙ,

ОТ ЗЛО - ЧЕЛОВЕКА- СУПОСТАТА...

Сильна тревога матери и за здоровье ребенка. Слова колыбельных во здравие, как правило,

обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу - хранителю. Однако долгие годы на

Руси сохранялась языческая вера в темные силы, которые мать стремилась « обмануть»,

упоминая мнимую близкую смерть своего ребенка. Вот откуда такие странные слова колы-

бельных:

СПИ, ДИТЯ МОЕ МИЛО-

СЕГОДНЯ ВАНЮШКА ПОМРЕТ,

ЗАВТРА ПОХОРОНИМ... В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и успокоитель-

ная дрема часто выступают как двойники:

СОН- ТО ГОВОРИТ:

-

Я НАЙДУ - УСЫПЛЮ.

ДРЕМА- ТО ГОВОРИТ:

-

Я НАЙД У- УДРЕМЛЮ.

Иногда сон - это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому,

пока не набредет на колыбель. Сон, дрема желанны и для ребенка, и для матери. Они при-

носят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот.

В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мистически- магическими

представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нем спасительными для

ребенка являются дом, материнская опека и заступничество.

Своеобразный помощник матери в ее неустанных заботах- домашний кот. С образом кота

связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать

свои привычки ребенку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в

своих песнях за баюканье ребенка сулили в награду коту и « кусочек пирога», и « туесок

молочка», и другие подарки:

БАЮ ВЕРОЧКУ МОЮ.

ПРИДИ, КОТИК, НОЧЕВАТЬ,

МОЮ ДОЧЕНЬКУ КАЧАТЬ.

УЖ КАК Я ТЕБЕ, КОТУ,

ЗА РАБОТУ ЗАПЛАЧУ:

ДАМ КУСОК ПИРОГА

ДА КУВШИН МОЛОКА.

УЖ ТЫ ЕШЬ, НЕ КРОШИ,

БОЛЬШЕ, КОТИК, НЕ ПРОСИ!

Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям - гулям. Они приле-

тают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Не менее

часто в песнях упоминается детская колыбель - люлька. Попутно заметим, что в старину

она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно люлька,

представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на нее холстом. Люлька

подвешивалась к очепу - гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.

В заключение надо отметить, что в русском фольклоре характерным является соединение

колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки ( от слова «песто-

вать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) - это короткие рифмованные приговоры

нянюшек и матерей, ухаживающих за младенцем. Например, ребенок просыпается, его

гладят, приговаривая:

« ПОТЯГУШЕНЬКИ - НАРАСТУШЕНЬКИ,

РОТОК - ГОВОРУНЮШКИ,

РУКИ - ХВАТУНЮШКИ,

НОГИ - ХОДУНЮШКИ».

ЧАСТУШКИ.

Частушка - это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию

поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово « частушка» прои-

зошло от слова « часто». Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение,

как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонки-

ми выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страдания-

ми (« страдать»- любить). В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки.

Зимой - в чьей-нибудь избе, а летом - на околице, завалинке. Девушки приносили с собой

рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка. Говорят, что своим названи-

ем она обязана слову «балакать», то есть « болтать». Гармонь появилась значительно

позднее.

Любовь к частушкам сохранилась в народе и до наших дней. Их можно услышать не толь-

ко в сельской местности, но и в исполнении как самодеятельных, так и профес-сиональ-

ных артистов с подмостков сцены.



В раздел образования