Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Русские народные колыбельные песни
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ».
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.
Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей
культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ установ-
ления особого рода контакта с малышом. Засыпая под пение матери, ребенок постепенно
начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он
начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни.
КИСКА, КИСКА, КИСКА, БРЫСЬ!
НА ДОРОЖКУ НЕ САДИСЬ.
НАША ДЕТОЧКА ПОЙДЕТ,
ЧЕРЕЗ КИСКУ УПАДЕТ!
ТРАВКА - МУРАВКА СО СНА ПОДНЯЛАСЬ,
ПТИЦА - СИНИЦА ЗА ЗЕРНА ВЗЯЛАСЬ.
ЗАЙКА - ЗА КАПУСТКУ, МЫШКА - ЗА КОРКУ,
ДЕТКИ - ЗА МОЛОЧКО.
Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колы-
белью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось запол-
ненным трудом в поле, в доме.
БАЮ, ПОБАЙ, КОЛЫБЕЛИ НЕ КАЧАЙ,
СПИ-ПОСПИ, ПОСКОРЕЙ РАСТИ!
ВЫРАСТЕШЬ БОЛЬШОЙ, СТАНЕШЬ В ЗОЛОТЕ ХОДИТЬ....
БУДЕШЬ ЖИТЬ - ПОЖИВАТЬ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ - РАБОТАТЬ:
СТАНЕШЬ ПШЕНИЧКУ ПАХАТЬ.
НА ПОЛОСКЕ ПАХАРЕК, В ТЕМНОМ ЛЕСЕ –
ЛЕСНИЧОК, СТАНЕШЬ ПТИЧКУ ЛОВИТЬ И
РОДИТЕЛЕЙ КОРМИТЬ.
Однако даже тяжелая летняя страда именуется в таких песнях веселой: без сожаления
поется о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы:
БУДЕШЬ РАНО РАЗБУЖАТЬ,
НА РАБОТУ ПОСЫЛАТЬ,
НА РАБОТУ НА ТАКУ, ДА НА ВЕСЕЛУЮ СТРАДУ.
Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных
удач и преуспевания (« Будешь в золоте ходить, злато- серебро носить»). Неужели в бед-
ных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет « парчовую
шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют
силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить род-
ное дитя:
ОТ ВСЕХ СКОРБЕЙ, ОТ ВСЕХ ПАКОСТЕЙ,
ОТ ЗЛО - ЧЕЛОВЕКА- СУПОСТАТА...
Сильна тревога матери и за здоровье ребенка. Слова колыбельных во здравие, как правило,
обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу - хранителю. Однако долгие годы на
Руси сохранялась языческая вера в темные силы, которые мать стремилась « обмануть»,
упоминая мнимую близкую смерть своего ребенка. Вот откуда такие странные слова колы-
бельных:
СПИ, ДИТЯ МОЕ МИЛО-
СЕГОДНЯ ВАНЮШКА ПОМРЕТ,
ЗАВТРА ПОХОРОНИМ... В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и успокоитель-
ная дрема часто выступают как двойники:
СОН- ТО ГОВОРИТ:
-
Я НАЙДУ - УСЫПЛЮ.
ДРЕМА- ТО ГОВОРИТ:
-
Я НАЙД У- УДРЕМЛЮ.
Иногда сон - это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому,
пока не набредет на колыбель. Сон, дрема желанны и для ребенка, и для матери. Они при-
носят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот.
В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мистически- магическими
представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нем спасительными для
ребенка являются дом, материнская опека и заступничество.
Своеобразный помощник матери в ее неустанных заботах- домашний кот. С образом кота
связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать
свои привычки ребенку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в
своих песнях за баюканье ребенка сулили в награду коту и « кусочек пирога», и « туесок
молочка», и другие подарки:
БАЮ ВЕРОЧКУ МОЮ.
ПРИДИ, КОТИК, НОЧЕВАТЬ,
МОЮ ДОЧЕНЬКУ КАЧАТЬ.
УЖ КАК Я ТЕБЕ, КОТУ,
ЗА РАБОТУ ЗАПЛАЧУ:
ДАМ КУСОК ПИРОГА
ДА КУВШИН МОЛОКА.
УЖ ТЫ ЕШЬ, НЕ КРОШИ,
БОЛЬШЕ, КОТИК, НЕ ПРОСИ!
Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям - гулям. Они приле-
тают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Не менее
часто в песнях упоминается детская колыбель - люлька. Попутно заметим, что в старину
она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно люлька,
представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на нее холстом. Люлька
подвешивалась к очепу - гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.
В заключение надо отметить, что в русском фольклоре характерным является соединение
колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки ( от слова «песто-
вать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) - это короткие рифмованные приговоры
нянюшек и матерей, ухаживающих за младенцем. Например, ребенок просыпается, его
гладят, приговаривая:
« ПОТЯГУШЕНЬКИ - НАРАСТУШЕНЬКИ,
РОТОК - ГОВОРУНЮШКИ,
РУКИ - ХВАТУНЮШКИ,
НОГИ - ХОДУНЮШКИ».
ЧАСТУШКИ.
Частушка - это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию
поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово « частушка» прои-
зошло от слова « часто». Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение,
как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонки-
ми выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страдания-
ми (« страдать»- любить). В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки.
Зимой - в чьей-нибудь избе, а летом - на околице, завалинке. Девушки приносили с собой
рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка. Говорят, что своим названи-
ем она обязана слову «балакать», то есть « болтать». Гармонь появилась значительно
позднее.
Любовь к частушкам сохранилась в народе и до наших дней. Их можно услышать не толь-
ко в сельской местности, но и в исполнении как самодеятельных, так и профес-сиональ-
ных артистов с подмостков сцены.