Напоминание

"Из опыта воспитательной работы в хоровых классах начальной школы общеобразовательного учебного учреждения. Материалы педагогического опыта"


Автор: Разгуляева Ольга Гимновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: Г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта воспитательной работы в хоровых классах начальной школы общеобразовательного учебного учреждения. Материалы педагогического опыта"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы

«Гимназия № 28»

Материалы обобщения педагогического опыта

«Из опыта воспитательной работы в хоровых классах начальной школы

общеобразовательного учебного учреждения»

Автор: Разгуляева Ольга Гимновна,

преподаватель хоровых дисциплин

высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ.

Кострома, 2018 год

В

костромской

гимназии

28,

где

я

работаю

с

1982

года,

наряду

с

общеобразовательными дисциплинами, преподаются предметы музыкально-эстетического

цикла.

На

основании

этого

выпускникам,

кроме

аттестата

о

полном/основном

образовании,

вручается

также

свидетельство

об

окончании

музыкально-эстетического

отделения,

которое

является

в

нашей

школе

самостоятельным

структурным

подразделением.

В ходе сорокалетнего развития музыкально-эстетического отделения в гимназии

сложилась довольно эффективная система хорового воспитания: она представляет собою

целый алгоритм взаимодействия учеников и преподавателей, так как

рассчитана на 3

ступени согласно не только возрасту, но и вокальным компетенциям юного музыканта.

1 ступень: младшие хоры, то есть хоровые коллективы начальной школы /1 – 4

классы/, где каждый класс – отдельный хор;

2 ступень: кандидатский хор /5 – 6 классы/;

3 ступень: концертный хор « Благовест» /7 – 10 классы/,

школьный хор «Апрель» /

7 – 10 классы/.

Несомненно, положительный результат кропотливых трудов начинает сказываться на

третьей

ступени

обучения

хоровому

пению,

однако

нельзя,

как

нам

кажется,

недооценивать

истоков

любого

успеха,

ведь

именно

в

раннем

периоде

творчества

закладываются основы:

- формируются важнейшие певческие умения,

- вырабатываются навыки владения голосовым аппаратом,

-

воспитывается

аккуратность

в

обращении

с

этим

удивительным

природным

«инструментом»,

- прививается эстетический вкус.

Вот

почему

мне

представляется

крайне

важным

подчеркнуть

значение

ежеурочной

работы с хор-классами именно начального звена – причём работы, осуществляемой в

рамках функционирования общеобразовательного учреждения.

I.

Являясь

руководителем

двух

хоровых

классов

в

начальной

школе

(наполняемость

коллективов

составляет

30

и

29

человек),

трудно

не

почувствовать высокой степени

ответственности за результаты обучения, развития и воспитания детей, вверенных мне

с начала обучения в гимназии: личность ребёнка вообще, и в том числе – музыкальная, по-

своему формируется в условиях хорового пения.

(Перед рассказом об этом многоплановом взаимодействии поясню качественное

отличие комплектования учебных групп в средней «школе района», какою давно стала и

наша гимназия, ОТ подходов к этому в ДМШ или профильной студии.)

На этапе приема документов и зачисления желающих в 1 класс гимназии никакого

отбора будущих гимназистов по музыкальным данным не производится, а значит, классы

формируются без малейшего учёта того, насколько присущи ребёнку соответствующие

способности.

В этой связи становится вполне понятным, что на начало учебного года в каждом

классе рядом с хорошо интонирующими учащимися оказываются дети практически не

поющие, слабо координирующие голос со слухом, а также откровенные «гудошники». И

данное обстоятельство влечёт за собою определённые трудности в создании именно

коллектива, то есть в некоем постепенном, разумном, но по возможности интенсивном

«выравнивании» сил…

Итак, задача учителя хора на начальном этапе обучения заключается в обеспечении

оптимальных

условий

для

самовыражения

каждого

учащегося.

А

в

чём

же

оно

выражается?

Во-первых,

в

желании

педагога

дать

почувствовать

каждому

ребенку

равноценное

внимание, во-вторых, в умении снять моменты стеснения перед одноклассниками за свою

неудачу на первых порах, в-третьих, подарить радость совместного творчества. Согласно

нашим с коллегами наблюдениям, только в такой атмосфере способна зародиться любовь

к хоровому пению.

Ребёнка не должна смущать разница в способностях со сверстником. Каждому важно

ощущать весомость собственного вклада, а предвкушение удовольствия от согласованного

звучания мелодии становится со временем важнее, чем ошибка, замечание, усталость…

Однажды прочно уяснив эти закономерности, всегда с первого занятия начинаю приучать

детей к тому, что отметка по хору выставляется на основе целого комплекса

оценок

преподавателем заинтересованности ученика в разных моментах урока. Каждый вскоре

начинает понимать:

природные музыкальные данные – далеко не главный

критерий

оценки.

II.

Говоря

о

личной

мотивации

участника

хора,

радостных

эмоциях,

явно

способствующих успехам, не могу не сказать о том, до какой степени хороший настрой на

хоровое пение может порадовать нас. Ведь в рамках общеобразовательного процесса

гимназисты

относительно

хора,

как

обязательной

учебной

дисциплины,

не

имеют

широкой свободы выбора: хор – это не кружковая группа по интересам, а школьный урок,

предусмотренный учебным планом и отражённый в расписании… Представив это, вы

легко

оцените важность стараний и педагогов, и концертмейстеров по созданию

доброй атмосферы на занятиях, репетициях, концертах.

Узнать ученика, почувствовать его настроение и уважительно отнестись к любому

высказыванию на обсуждаемую тему трудно, но возможно. А комментировать детские

версии

научилась

не

в

жестко-оценочной

форме

(правильно

неправильно),

а

в

равноправном диалоге. В этих условиях обучающиеся стремятся быть «услышанными»,

высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои мнения. При этом оцениваются не

только результаты, но и процесс их достижения. Также часто использую создание ситуации

выбора, предлагая условия для свободного высказывания и поиск вариантов выполнения

одного и того же задания. (Например, детям поручено критически оценить исполнение

педагогом фрагмента песни и квалифицировать ошибку.)

III. Хоровые классы начальной школы – это, в нашем понимании, база для налаживания

и

исправности всего механизма хорового воспитания гимназии. Сегодня я глубоко

убеждена в том, что в начальной школе не может быть итоговых оценок по хору ниже

«хорошо» и «отлично». Отметка приобретает здесь в большей степени поощрительное и

стимулирующее значение. При этом допустимо оценивать не столько результат, сколько

добросовестное участие в совместной деятельности.

Прямая обязанность руководителя детского хора, на мой взгляд, – совершенствовать

способы своей работы с хоровым коллективом в таком русле, чтобы они служили целям

и музыкально-образовательным, и воспитательным в широком смысле слова.

Бесспорно, на юных певцов оказывают колоссальное воздействие следующие факторы:

- совместный поиск путей перевоплощения в образы, вдохновения,

- развитие фантазии,

- осмысление выразительных средств музыки.

И

роль

учителя

в

формировании

индивидуального

видения,

чувствования

идеи

произведения

учащимися

первостепенна.

Помочь

ребятам

логически

осмыслить

литературный текст, постоянно выявлять для них тесную взаимосвязь поэзии и музыки –

также задача педагога.

Вот

почему

через

правильно

подобранный

репертуар

происходит

воздействие

на

воспитание коллектива, повышение уровня личной культуры каждого участника.

IV. В приближении учащихся к творческой деятельности я поставила перед собою цель

предоставить ребятам максимум возможностей для самореализации в творческой

деятельности и тем самым помочь развитию лучших качеств их личности.

Вот почему ходе работы над песней нельзя забывать и о формировании у обучающихся

общечеловеческих идеалов посредством анализа содержания вокального произведения. В

современном мире влияние хорового пения на нравственность общества остаётся

по-

прежнему значимым. Песня заметно воздействует на идеологию подрастающего поколения.

Человек с младенчества впитывает эмоциональные, эстетические впечатления ото всего в

мире. Я тоже стараюсь учить их видеть прекрасное в обыденном. Так, дети, поющие в хоре,

где обозначаются определённые художественно-исполнительские перспективы, выполняют

их

параллельно

с

решением

пусть

маленьких,

но

значительных

для

них

задач,

художественных и жизненных.

У многих учеников гимназии (и, наверное, они не оригинальны) недостаточно развиты

самостоятельность, волевая сфера, пунктуальность. Участие детей в хоровой деятельности

пробуждает и культивирует эти качества. Ведь умение ребёнка организовать себя в малом:

приготовить

партитуру,

соблюдать

тишину,

правильно

выстроиться

тренирует

самодисциплину. А певческие труды, ожидание времени своего выступления закаливают

как физически, так и морально. И всё это происходит под руководством и с помощью

педагога.

Позицию учителя, который становится другом, наставником, вдохновителем в раскрытии

детьми своих талантов, я считаю самой мудрой. При этом учитель музыки без малейшей

ревности

должен

поощрять

любое

проявление

одарённости

учащегося,

участие

в

различных кружках и секциях. А отслеживание успехов учащихся в различных сферах

должно

быть

достоянием

общественности.

Это

даёт

возможность

каждому

ребенку

развивать

природные

способности,

проявлять

инициативу,

самоутверждаться

и

даже

профессионально ориентироваться.

V. Какие методики или технологии используются нами сегодня на уроках – вряд

ли важно: не в терминологии суть.

*

Поэтому формы

взаимодействия

на

уроках

хора

традиционные,

но

действенные

настолько, насколько этого хотят учитель и дети:

-

слуховые

(слушание

музыкального

материала,

прослушивание

голосового

показа,

аудиозаписей, сольфеджирование);

- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия);

- наглядные (рисунки, иллюстрации);

- практические (разучивание песен и игр, показ рисунка мелодии, обозначение метра и

размера движениями).

*

Комплекс творческих

заданий

знаком

всем,

но

от

этого

не

становится

менее

интересным:

- размышление о характере музыки и содержании поэтического текста;

- песни в картинках (рисование);

- подбор иллюстраций к прослушанным произведениям.

* Приёмы активизации вокалистов тоже обычные:

- пение;

- голосовые игры,

- речевые упражнения;

- словесное высказывание о музыке;

- соответствующий возрасту и приоритетам поколения подбор репертуара.

Однако всё это по-прежнему работает. Возможно, поэтому ученики начальных классов с

заметным

желанием

принимают

участие

в

школьных

акциях,

концертах

и

других

мероприятиях.

И

здесь

успеху,

несомненно,

способствует

тесное

сотрудничество

с

классными руководителями школы, учителями-предметниками, заместителем директора по

ВР,

родителями

учащихся.

Совместные

выступления,

проведение

праздников

и

тематических

мероприятий

в

классе

с

участием

родителей

начинают

у

детей

ассоциироваться с удовольствием творчества, радостью доброго общения.

Кроме общешкольных, праздники проводятся в каждом классе. Их неизменными

участниками являются родители учеников. Душевные, тёплые

вечера, позволяющие

проявляться

творческим

способностям

и

душевным

качествам

взрослых

и

детей,

сплачивают

коллектив

и

укрепляют

семейные

отношения,

запоминаются

всем:

«За

чашечкой чая», «Праздник бабушек и мам», «Из бабушкиного сундучка», «Мой папа

самый…», «Моя дружная семья», «Праздник Осени»...

Совместно с учителями и воспитателями начальной школы мы ежегодно готовим и

проводим праздники в классах: «Прощание с букварем», «До свиданья, Первый Класс!»,

Праздник

посвященный

творчеству

Ефима

Честнякова,

Спортивный

праздник,

«Прощание с начальной школой» и другие.

Сотрудничество

педагогов

общеобразовательного

и

музыкально-эстетического

отделений – важное условие эффективности воспитательной работы в гимназии. Хоровые

классы являются обязательными участниками общешкольных дел. Традиционными у нас

являются

такие

общешкольные

мероприятия,

как: (День знаний, День учителя, День

матери,

Новогодние

праздники,

День

памяти,

День

науки,

День

гимназии,

Хоровые

встречи). На этапе подготовки и в ходе проведения их сливаются воедино мысли и

чувства детей, педагогов и родителей, и такие «моменты истины» усиливают общее

воспитывающее воздействие.

Итак, хоровое пение – искусство особое, оно предусматривает согласованное исполнение

художественных произведений:

так глубина чувства и истинность мысли, вложенных

авторами в песню, выражаются в единении людей, сплочённых в монолитный духовный

организм.

Как

же

установить

разумное

соотношение

приёмов

обучения

и

психологического

воздействия на маленьких вокалистов? Каков должен быть удельный вес упражнений в

ремесле и сколько к ним «добавлять» педагогики?

Нам давно ясно, что это неразделимо и арифметически неисчислимо… Как в музыке,

хочется гармонизировать процесс взаимодействия. А значит, и в работе своей я стараюсь

соблюдать баланс: равноценное сочетание воспитательной работы и учебной деятельности,

думается, основан во многом на интуиции, человеческом и преподавательском опыте,

постоянном наблюдении. Всё это нужно не просто для добротного выступления: главное –

это

помогает

мне

сплотить

учащихся,

пробудить

способность

к

взаимовыручке,

сопереживанию,

искреннему

одобрению

друг

друга.

Вот

залог

развития

хорового

коллектива в верном направлении.



В раздел образования