Автор: Разгуляева Ольга Гимновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: Г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта воспитательной работы в хоровых классах начальной школы общеобразовательного учебного учреждения. Материалы педагогического опыта"
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы
«Гимназия № 28»
Материалы обобщения педагогического опыта
«Из опыта воспитательной работы в хоровых классах начальной школы
общеобразовательного учебного учреждения»
Автор: Разгуляева Ольга Гимновна,
преподаватель хоровых дисциплин
высшей квалификационной категории,
Почётный работник общего образования РФ.
Кострома, 2018 год
В
костромской
гимназии
№
28,
где
я
работаю
с
1982
года,
наряду
с
общеобразовательными дисциплинами, преподаются предметы музыкально-эстетического
цикла.
На
основании
этого
выпускникам,
кроме
аттестата
о
полном/основном
образовании,
вручается
также
свидетельство
об
окончании
музыкально-эстетического
отделения,
которое
является
в
нашей
школе
самостоятельным
структурным
подразделением.
В ходе сорокалетнего развития музыкально-эстетического отделения в гимназии
сложилась довольно эффективная система хорового воспитания: она представляет собою
целый алгоритм взаимодействия учеников и преподавателей, так как
рассчитана на 3
ступени согласно не только возрасту, но и вокальным компетенциям юного музыканта.
1 ступень: младшие хоры, то есть хоровые коллективы начальной школы /1 – 4
классы/, где каждый класс – отдельный хор;
2 ступень: кандидатский хор /5 – 6 классы/;
3 ступень: концертный хор « Благовест» /7 – 10 классы/,
школьный хор «Апрель» /
7 – 10 классы/.
Несомненно, положительный результат кропотливых трудов начинает сказываться на
третьей
ступени
обучения
хоровому
пению,
однако
нельзя,
как
нам
кажется,
недооценивать
истоков
любого
успеха,
ведь
именно
в
раннем
периоде
творчества
закладываются основы:
- формируются важнейшие певческие умения,
- вырабатываются навыки владения голосовым аппаратом,
-
воспитывается
аккуратность
в
обращении
с
этим
удивительным
природным
«инструментом»,
- прививается эстетический вкус.
Вот
почему
мне
представляется
крайне
важным
подчеркнуть
значение
ежеурочной
работы с хор-классами именно начального звена – причём работы, осуществляемой в
рамках функционирования общеобразовательного учреждения.
I.
Являясь
руководителем
двух
хоровых
классов
в
начальной
школе
(наполняемость
коллективов
составляет
30
и
29
человек),
трудно
не
почувствовать высокой степени
ответственности за результаты обучения, развития и воспитания детей, вверенных мне
с начала обучения в гимназии: личность ребёнка вообще, и в том числе – музыкальная, по-
своему формируется в условиях хорового пения.
(Перед рассказом об этом многоплановом взаимодействии поясню качественное
отличие комплектования учебных групп в средней «школе района», какою давно стала и
наша гимназия, ОТ подходов к этому в ДМШ или профильной студии.)
На этапе приема документов и зачисления желающих в 1 класс гимназии никакого
отбора будущих гимназистов по музыкальным данным не производится, а значит, классы
формируются без малейшего учёта того, насколько присущи ребёнку соответствующие
способности.
В этой связи становится вполне понятным, что на начало учебного года в каждом
классе рядом с хорошо интонирующими учащимися оказываются дети практически не
поющие, слабо координирующие голос со слухом, а также откровенные «гудошники». И
данное обстоятельство влечёт за собою определённые трудности в создании именно
коллектива, то есть в некоем постепенном, разумном, но по возможности интенсивном
«выравнивании» сил…
Итак, задача учителя хора на начальном этапе обучения заключается в обеспечении
оптимальных
условий
для
самовыражения
каждого
учащегося.
А
в
чём
же
оно
выражается?
Во-первых,
в
желании
педагога
дать
почувствовать
каждому
ребенку
равноценное
внимание, во-вторых, в умении снять моменты стеснения перед одноклассниками за свою
неудачу на первых порах, в-третьих, подарить радость совместного творчества. Согласно
нашим с коллегами наблюдениям, только в такой атмосфере способна зародиться любовь
к хоровому пению.
Ребёнка не должна смущать разница в способностях со сверстником. Каждому важно
ощущать весомость собственного вклада, а предвкушение удовольствия от согласованного
звучания мелодии становится со временем важнее, чем ошибка, замечание, усталость…
Однажды прочно уяснив эти закономерности, всегда с первого занятия начинаю приучать
детей к тому, что отметка по хору выставляется на основе целого комплекса
оценок
преподавателем заинтересованности ученика в разных моментах урока. Каждый вскоре
начинает понимать:
природные музыкальные данные – далеко не главный
критерий
оценки.
II.
Говоря
о
личной
мотивации
участника
хора,
радостных
эмоциях,
явно
способствующих успехам, не могу не сказать о том, до какой степени хороший настрой на
хоровое пение может порадовать нас. Ведь в рамках общеобразовательного процесса
гимназисты
относительно
хора,
как
обязательной
учебной
дисциплины,
не
имеют
широкой свободы выбора: хор – это не кружковая группа по интересам, а школьный урок,
предусмотренный учебным планом и отражённый в расписании… Представив это, вы
легко
оцените важность стараний и педагогов, и концертмейстеров по созданию
доброй атмосферы на занятиях, репетициях, концертах.
Узнать ученика, почувствовать его настроение и уважительно отнестись к любому
высказыванию на обсуждаемую тему трудно, но возможно. А комментировать детские
версии
научилась
не
в
жестко-оценочной
форме
(правильно
–
неправильно),
а
в
равноправном диалоге. В этих условиях обучающиеся стремятся быть «услышанными»,
высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои мнения. При этом оцениваются не
только результаты, но и процесс их достижения. Также часто использую создание ситуации
выбора, предлагая условия для свободного высказывания и поиск вариантов выполнения
одного и того же задания. (Например, детям поручено критически оценить исполнение
педагогом фрагмента песни и квалифицировать ошибку.)
III. Хоровые классы начальной школы – это, в нашем понимании, база для налаживания
и
исправности всего механизма хорового воспитания гимназии. Сегодня я глубоко
убеждена в том, что в начальной школе не может быть итоговых оценок по хору ниже
«хорошо» и «отлично». Отметка приобретает здесь в большей степени поощрительное и
стимулирующее значение. При этом допустимо оценивать не столько результат, сколько
добросовестное участие в совместной деятельности.
Прямая обязанность руководителя детского хора, на мой взгляд, – совершенствовать
способы своей работы с хоровым коллективом в таком русле, чтобы они служили целям
и музыкально-образовательным, и воспитательным в широком смысле слова.
Бесспорно, на юных певцов оказывают колоссальное воздействие следующие факторы:
- совместный поиск путей перевоплощения в образы, вдохновения,
- развитие фантазии,
- осмысление выразительных средств музыки.
И
роль
учителя
в
формировании
индивидуального
видения,
чувствования
идеи
произведения
учащимися
первостепенна.
Помочь
ребятам
логически
осмыслить
литературный текст, постоянно выявлять для них тесную взаимосвязь поэзии и музыки –
также задача педагога.
Вот
почему
через
правильно
подобранный
репертуар
происходит
воздействие
на
воспитание коллектива, повышение уровня личной культуры каждого участника.
IV. В приближении учащихся к творческой деятельности я поставила перед собою цель
предоставить ребятам максимум возможностей для самореализации в творческой
деятельности и тем самым помочь развитию лучших качеств их личности.
Вот почему ходе работы над песней нельзя забывать и о формировании у обучающихся
общечеловеческих идеалов посредством анализа содержания вокального произведения. В
современном мире влияние хорового пения на нравственность общества остаётся
по-
прежнему значимым. Песня заметно воздействует на идеологию подрастающего поколения.
Человек с младенчества впитывает эмоциональные, эстетические впечатления ото всего в
мире. Я тоже стараюсь учить их видеть прекрасное в обыденном. Так, дети, поющие в хоре,
где обозначаются определённые художественно-исполнительские перспективы, выполняют
их
параллельно
с
решением
пусть
маленьких,
но
значительных
для
них
задач,
художественных и жизненных.
У многих учеников гимназии (и, наверное, они не оригинальны) недостаточно развиты
самостоятельность, волевая сфера, пунктуальность. Участие детей в хоровой деятельности
пробуждает и культивирует эти качества. Ведь умение ребёнка организовать себя в малом:
приготовить
партитуру,
соблюдать
тишину,
правильно
выстроиться
–
тренирует
самодисциплину. А певческие труды, ожидание времени своего выступления закаливают
как физически, так и морально. И всё это происходит под руководством и с помощью
педагога.
Позицию учителя, который становится другом, наставником, вдохновителем в раскрытии
детьми своих талантов, я считаю самой мудрой. При этом учитель музыки без малейшей
ревности
должен
поощрять
любое
проявление
одарённости
учащегося,
участие
в
различных кружках и секциях. А отслеживание успехов учащихся в различных сферах
должно
быть
достоянием
общественности.
Это
даёт
возможность
каждому
ребенку
развивать
природные
способности,
проявлять
инициативу,
самоутверждаться
и
даже
профессионально ориентироваться.
V. Какие методики или технологии используются нами сегодня на уроках – вряд
ли важно: не в терминологии суть.
*
Поэтому формы
взаимодействия
на
уроках
хора
традиционные,
но
действенные
настолько, насколько этого хотят учитель и дети:
-
слуховые
(слушание
музыкального
материала,
прослушивание
голосового
показа,
аудиозаписей, сольфеджирование);
- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия);
- наглядные (рисунки, иллюстрации);
- практические (разучивание песен и игр, показ рисунка мелодии, обозначение метра и
размера движениями).
*
Комплекс творческих
заданий
знаком
всем,
но
от
этого
не
становится
менее
интересным:
- размышление о характере музыки и содержании поэтического текста;
- песни в картинках (рисование);
- подбор иллюстраций к прослушанным произведениям.
* Приёмы активизации вокалистов тоже обычные:
- пение;
- голосовые игры,
- речевые упражнения;
- словесное высказывание о музыке;
- соответствующий возрасту и приоритетам поколения подбор репертуара.
Однако всё это по-прежнему работает. Возможно, поэтому ученики начальных классов с
заметным
желанием
принимают
участие
в
школьных
акциях,
концертах
и
других
мероприятиях.
И
здесь
успеху,
несомненно,
способствует
тесное
сотрудничество
с
классными руководителями школы, учителями-предметниками, заместителем директора по
ВР,
родителями
учащихся.
Совместные
выступления,
проведение
праздников
и
тематических
мероприятий
в
классе
с
участием
родителей
начинают
у
детей
ассоциироваться с удовольствием творчества, радостью доброго общения.
Кроме общешкольных, праздники проводятся в каждом классе. Их неизменными
участниками являются родители учеников. Душевные, тёплые
вечера, позволяющие
проявляться
творческим
способностям
и
душевным
качествам
взрослых
и
детей,
сплачивают
коллектив
и
укрепляют
семейные
отношения,
запоминаются
всем:
«За
чашечкой чая», «Праздник бабушек и мам», «Из бабушкиного сундучка», «Мой папа
самый…», «Моя дружная семья», «Праздник Осени»...
Совместно с учителями и воспитателями начальной школы мы ежегодно готовим и
проводим праздники в классах: «Прощание с букварем», «До свиданья, Первый Класс!»,
Праздник
посвященный
творчеству
Ефима
Честнякова,
Спортивный
праздник,
«Прощание с начальной школой» и другие.
Сотрудничество
педагогов
общеобразовательного
и
музыкально-эстетического
отделений – важное условие эффективности воспитательной работы в гимназии. Хоровые
классы являются обязательными участниками общешкольных дел. Традиционными у нас
являются
такие
общешкольные
мероприятия,
как: (День знаний, День учителя, День
матери,
Новогодние
праздники,
День
памяти,
День
науки,
День
гимназии,
Хоровые
встречи). На этапе подготовки и в ходе проведения их сливаются воедино мысли и
чувства детей, педагогов и родителей, и такие «моменты истины» усиливают общее
воспитывающее воздействие.
Итак, хоровое пение – искусство особое, оно предусматривает согласованное исполнение
художественных произведений:
так глубина чувства и истинность мысли, вложенных
авторами в песню, выражаются в единении людей, сплочённых в монолитный духовный
организм.
Как
же
установить
разумное
соотношение
приёмов
обучения
и
психологического
воздействия на маленьких вокалистов? Каков должен быть удельный вес упражнений в
ремесле и сколько к ним «добавлять» педагогики?
Нам давно ясно, что это неразделимо и арифметически неисчислимо… Как в музыке,
хочется гармонизировать процесс взаимодействия. А значит, и в работе своей я стараюсь
соблюдать баланс: равноценное сочетание воспитательной работы и учебной деятельности,
думается, основан во многом на интуиции, человеческом и преподавательском опыте,
постоянном наблюдении. Всё это нужно не просто для добротного выступления: главное –
это
помогает
мне
сплотить
учащихся,
пробудить
способность
к
взаимовыручке,
сопереживанию,
искреннему
одобрению
друг
друга.
Вот
залог
развития
хорового
коллектива в верном направлении.