Напоминание

План–конспект интегрированного занятия в СРЕДЕ SMART NOTEBOOK по теме «Удивительный мир звуков»


Автор: Иванова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДОЦ "Бригантина" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: План–конспект интегрированного занятия в СРЕДЕ SMART NOTEBOOK по теме «Удивительный мир звуков»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор:

Иванова Т.Ю.

педагог дополнительного образования, 1 категория

Самара, 2017.

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО

ЗАНЯТИЯ

В

СРЕДЕ

SMART

NOTEBOOK

П О

ТЕМЕ

« УДИ В И ТЕЛ ЬН Ы Й

МИР

ЗВУКОВ»…………………………………………………………………..4

2.

ХОД ЗАНЯТИЯ……………………………………………………………5

2.1 Организационная часть………………………………………………..5

2.2 Основная часть…………………………………………………………5

2.3 Заключительная часть………………………………………………...11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «8 -13 слайды. «Узнайте и подпишите с помощью пера

морские образы»…………………………………………………………………15

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

«14

слайд

Динамическая

пауза.

Образная

гимнастика

«Цветные ворота». 15 слайд - Упражнения для глаз. 16 слайд. «Дельфины –

одни из самых удивительных млекопитающих на нашей земле». 17 слайд.

Дельфины с удовольствием обучаются»……………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «18 слайд Дельфины посылают звуковую волну, короткий

щелчок или импульс. Рисунок 2 – Свойство волн»…………………………17

2

ВВЕДЕНИЕ

Интегрированным называют занятие, которое направлено на раскрытие

целостной

сущности

определенной

темы

средствами

разных

видов

деятельности, Это инструмент освоения, открытия мира в разнообразных его

формах и проявлениях. Отметим, что специфика адаптивного образования

(не учащийся подстраивается под темп учебного процесса, а образование под

темп и способности обучающегося).

На занятиях дети находится в постоянном процессе открытия новых

знаний.

Например,

дети

дошкольного

возраста

знакомятся

с

основными

понятиями, такими как форма, цвет, звук и т.д. В процессе освоения новых

знаний

важен

плавный

переход

от

образного

к

словесно-логическому,

абстрактному мышлению.

На

занятиях

необходимо

использовать

принцип

популяризации,

т.е.

сведение трудных для понимания знания в различных научных областях к их

доступности

для

широкого

круга

людей.

Педагоги,

родители

могут

проследить

положительную

динамику

развития

интересов,

способностей

детей в различных областях знаний, их мотивацию к процессу обучения в

целом.

Учебный

материал

это

игры,

задания,

упражнения,

практикумы,

которые направлены на развитие образного и логического видов мышления,

формирование навыков восприятия, умения детей рассуждать, анализировать,

ставить

и

разрешать

проблемные

ситуации.

Образовательный

процесс

выстраивается не за счет все большего накопления информации, а за счет

углубления

знаний.

Формируются

метапредметные

(надпредметные),

универсальные знания, умения, навыки, междисциплинарные взаимосвязи. В

образовательном процессе используются различные виды памяти.

Следует

отметить,

что

в

дошкольном,

школьном

возрасте

система

интегрированных занятий помогает обогатить яркими красками занятия с

детьми, расширять сферу развития их интересов, способностей, таланта.

3

1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В СРЕДЕ SMART NOTEBOOK

ПО ТЕМЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Цель:

создание

благоприятных

условий

для

знакомства

детей

дошкольного,

школьного

возраста

с

информационно-коммуникативными

технологиями, волновыми, акустическими свойствами материи, звуков.

Задачи:

1)

знакомство с волновыми, акустическими свойствами материи, звуков.

2)

развитие интереса, мотивации к процессу обучения, интереса к научному

познанию окружающего мира.

3)

развитие интереса к популяризации знаний в области естественнонаучных

знаний, технического творчества.

4)

развитие умения логически рассуждать, составлять простые схемы.

5)

формирование метапредметных знаний о природе звука.

6)

формирование целостности восприятия окружающего мира.

7)

воспитание чувства любви к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, ПО SMART Notеbook10, музыкальные СД

диски.

Термины и понятия: звук, акустические свойства, волна, атмосфера,

звуковые

явления. Словарная работа: звуки, речь, природа, море, воздух,

вода, земля, дельфин, кит, морской конек, морская звезда, морская капуста,

краб, прилив.

4

2.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

2.1Организационная часть.

Педагог приветствует детей. «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами

познакомимся с удивительным миром звука.

1

слайд – «Удивительный мир звуков».

2

слайд – «Звуки окружающего мира».

Ребята,

скажите,

какие

звуки

живой

Природы

окружают

человека?

Ответы детей – это звуки, которые издают птицы, насекомые, животные,

человек. Назовите звуки природных явлений (журчание воды, шум волн, гром

и т.д.).

2.2 Основная часть.

3 слайд. «Человеку дан чудесный дар Природы – это дар речи». Педагог

активизирует внимание детей, что на первом месте - речь человека.

Для

детей

дошкольного,

школьного

возраста.

Знакомство

с

стихотворением

А.

Шибаева

«В

день

солнечный

июльский».

Ребята,

внимательно послушайте стихотворение. С чем поэт сравнивает русский

язык?

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

(А. Шибаев)

5

Ответы детей. «В день солнечный июльский Цветы, цветы вокруг!…

Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой Деревья

до небес! Могуч язык мой русский, Как этот русский лес. И радости, и в

грусти — Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина,

родной». Посмотрите, на фото1 изображены «Луг с цветами, тропинка».

Фото 1- «Луг с цветами, тропинка».

Педагог предлагает детям послушать звуковую волну слов «волна, луг,

лес, тропинка».

3

слайд

педагог

читает

текст.

Задание

для

школьников:

«Прочитайте текст» (ученик в роли «учителя»).

«Дар речи — один из самых удивительных человеческих способностей.

Мы

настолько

привыкли

постоянно

пользоваться

этим

чудесным

даром

природы, что даже не замечаем, насколько он совершенный, сложный и

загадочный.

Ребята,

слушайте

внимательно,

давайте

проследим,

что

сначала

рожается, а что потом?

У человека рождается мысль, чтобы озвучить ее, он произносит слова.

Акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки

его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и, тотчас же, все

эти

мысли

и

чувства

становятся

доступными

этому

человеку,

он

6

постигает их потаенный смысл и значение? Как же это происходит? Какие

законы акустики, физиологии, психологии лежат в основе этого обыденного

для нас чуда природы?»

5 слайд – «Повторение». Что же сначала рождается, а что потом.

У человека рождается мысль.

Чтобы озвучить ее, он произносит слова.

Акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все

оттенки его речи и чувств,

Посмотрите, пожалуйста, на рисунок 1 – мысль, слова, акустическая

волна, оттенки, речи, чувства. Правильно ли мы указали стрелками, что

сначала появляется, а что потом?

Мысль

Слова

Акустическая волна

Оттенки речи

Чувства.

Рисунок 1 – Мысль, слова, акустическая волна, оттенки, речи, чувства

Игра «Узнайте звуки природы». Звучит релаксационная музыка «Песня

дельфина для будущего ребенка». Дети должны назвать, какие звуки они

услышали,

звуки

каких

млекопитающих

они

узнали?

(Дельфины,

киты).

Молодцы, ребята! Атмосфера занятия насыщается позитивностью.

6 слайд. Наверняка, все видели волны на поверхности пруда или озера,

то есть на воде, и как они ударяются о берег. Задание: рисование с помощью

пера «Цветные волны».

Сначала

педагог

подает

пример,

а

затем

ученики,

по

желанию,

рисуют разноцветные волны, обращает внимание детей, что волны бывают

различной длины.

Ребята, звук - это такая же волна, только она …видимая? Или …

невидимая?

Невидимая: мы ее не видим, потому что она "перемещается" в воздухе.

7

Как мы слышим звуки?

Посмотрите,

на

рисунке

2

изображено,

как

человек

воспринимает

звуки.

Рисунок 2 – Восприятие человека

Внутри

уха

есть

такая

мембрана,

которая

называется

барабанная

перепонка.

Звуковая

волна

ударяется

в

барабанную

перепонку,

которая

передает

сигнал

дальше

в

мозг

(внутри

уха

она

соединена

с

тремя

маленькими

косточками

-

молоточком,

стремечком

и

наковальней).

Барабанная перепонка прогибается и опять возвращается в свое положение, а

наш мозг улавливает эти изменения и узнает звук.

7 слайд – Игра «Загадка – для ума зарядка». Задание: педагог читает

загадки для детей дошкольного возраста. «Прочитайте загадку» (ученик в

роли «учителя»). Дети школьного возраста, по желанию, читают загадки на

интерактивной доске, отгадывают.

Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывёт,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не даёт!

От него волна бежит,

Ну конечно это…

(Кит)

Прыгают, резвятся по волнам,

8

Словно шлют приветы нам.

В глубине морских пучин смело плавает…

(Дельфин)

Есть лошадка, что не пашет,

И-го-го она не скажет,

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?…

(Морской конек)

Не кузнец, а с клещами?

(Краб)

В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан - наш дом родной,

В нем немало миль.

В шторм идем большой стеной,

Утихаем в штиль.

(Волны)

Поднимается вода

И закроет берег вскоре.

Это спутник наш, Луна,

Так притягивает море.

(Прилив)

Каждый, кто бывал на море

С ярким зонтиком знаком

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь.

9

(Медуза)

Посмотрите! Под водой

Вырос целый сад.

Он накормит нас с тобой,

Попадет в салат.

(Морская капуста)

8 – 13 слайды.

«Узнайте, назовите или подпишите с помощью пера

морские образы».

14 слайд. Динамическая пауза. Образная гимнастика «Цветные ворота».

На рисунке 2 – «Цветные ворота».

Рисунок 2 – «Цветные ворота».

И.п. – о.с., руки вдоль туловища. 1- вдох, руки поднять медленно через

стороны

верх,

сомкнуть

пальцы

рук

(представить

вокруг

себя

красивые

цветные с узорами ворота, круглое солнце). 2 - на долю секунды задержать

дыхание. 3 - опустить руки.

15

слайд.

Упражнения

для

глаз

с

использованием

геометрических

фигур. Расширение зрительной активности, снятие утомления на занятии.

На рисунке 3 – геометрические фигуры, назовите их.

Рисунок 3 – Геометрические фигуры

10

Изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, треугольник и

т.д.).

Во

время

физминутки

дается

задание

последовательно

перемещать

взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры

(цвета) педагогом. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.

16 слайд. «Дельфины – одни из самых удивительных млекопитающих

на нашей земле». Они слышат неслышимые звуки. Они «видят» ушами.

Их язык — это язык эмоций. У них есть чему поучиться нам.

17 слайд. Создается впечатление, что дельфины только и делают,

что играют. Дельфины с удовольствием обучаются.

18 слайд. В водной среде звук распространяется еще лучше, чем в

воздухе: чуть ли не в 5 раз быстрее и на значительно большее расстояние.

Дельфины

посылают

звуковую

волну,

короткий

щелчок

(или

локационный импульс), который они издают весьма рациональным способом

-

при

помощи

сложного

лабиринта

воздушных

каналов

и

мешков,

расположенных

в

верхней

части

головы

над

черепной

коробкой.

Эти

импульсы,

необычайно

короткие

и

резкие

как

ударный

молоточек

(длительность - стотысячные доли секунды).

Дельфины излучают их узким направленным пучком как луч фонарика.

Наткнувшись на препятствие от предметов, звуковой луч-импульс в виде

эха возвращается обратно к дельфину, неся в себе информацию о свойствах

предмета.

2.3 Заключительная часть.

Педагог подводит итог занятия: «Мы познакомились с удивительным миром

звуков (с их волновой природой, акустическими свойствами) на примере

дельфинов.

Разгадывали

загадки

про

морских

обитателей.

Узнали

о

коммуникативных качествах дельфинов, об удивительных способностях к

обучению. Вывод педагога: атмосфера Земли (воздух, вода, земля) является

универсальной

средой, в

которой передаются звуки, протекают звуковые

явления.

11

Педагог отмечает радостное настроение детей, желание заниматься,

благодарит, поощряет детей: «Молодцы ребята!». Игра «Ручеек».

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Болотов,

Б.В.

Здоровье

человека

в

нездоровом

мире

Текст

/

Б.В.

Болотов. – СПб.: Питер, 2006. – 480с.

2.

Клюкин,

И.

Удивительный

мир

звука

[Текст]

/

И.

Клюкин.--

Л.:

Судостроение, 1978.--168 с.

3.

Матвеева, Н.М. К.Д. Ушинский о воспитании [Текст]/ Н.М.Матвеева.-

М.: Школьная пресса, 2003.- 192с.

4.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной

школе [Текст]:Методические рекомендации по преодолению перегрузки

учащихся

/

Е.А,

Менчинская.-

М.:Вентана

–Граф,

2008.-112с.-

(Педагогическая мастерская).

5.

Морозов, В. Занимательная биоакустика [Текст] /

В.Морозов. – М.:

Знание, 1987. – 208 с.

6.

Селевко

Г.К.

Технологии

развивающего

образования

[Текст]

/

Г.К.

Селевко М.: НИИ школьных технологий. 2005.- 192 с.

7.

Упражнения

для

развития

мышления,

воображения

и

памяти

школьников:

Учебно-методические

материалы

по

возрастной

и

педагогической психологии для студентов педагогических отделений

ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с.

8.

Шибаев, А. Язык родной, дружи со мной [Текст] / А. Шибаев. – СПб:

Детское время, 2017. – 128 с.

9.

Щербакова А.А., Барышева Т.А . Игровые технологии в эстетическом

воспитании младших школьников // Креативный ребенок. Диагностика

и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С.

196-263.

13

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

8 -13 слайды. «Узнайте и подпишите с помощью пера морские образы».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

14 слайд Динамическая пауза. Образная гимнастика «Цветные ворота».

15 слайд - Упражнения для глаз. 16 слайд. «Дельфины – одни из самых

удивительных млекопитающих на нашей земле». 17 слайд. Дельфины с

удовольствием обучаются.

14 слайд Динамическая пауза. Образная гимнастика «Цветные ворота».

15 слайд. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур.

16 слайд. «Дельфины – одни из самых удивительных млекопитающих на

нашей земле». 17 слайд. Дельфины с удовольствием обучаются

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

18 слайд Дельфины посылают звуковую волну, короткий щелчок или

импульс. Рисунок 2 – Свойство волн

18 слайд Дельфины посылают звуковую волну, короткий щелчок (или

локационный импульс), Дельфины излучают их узким направленным пучком

как луч фонарика. Задание: разукрасить цветом.

Рисунок 2 – Свойство волн



В раздел образования