Авторы: Баженова Екатерина Александровна, Матвеева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №233"
Населённый пункт: города Новокузнецка
Наименование материала: конспект
Тема: "Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного
возраста.
Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного
возраста.
В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные
изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных
стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «гендерное воспитание в
дошкольном возрасте», показался нам интересен. Ребёнок рождается с определённым
биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны
помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение
полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению
исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовки
мальчиков и девочек к взрослой жизни.
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с
адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения
являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от
17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Одним
из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное
воспитание. Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и
практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти
все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а
половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая
принадлежность. Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы
полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема
формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается
социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности,
понимающей свою роль в жизни общества. Одной из проблем является то, что изменился
традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и
набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют
взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и
мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих»,
свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта,
справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как
женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора
качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.
Социум даёт нам понять, что границы понимания мужского и женского поведения стираются.
Глядя на детей подросткового возраста, мы можем сделать выводы о том, что в современном
обществе все следят за модными тенденциями и идут в ногу со временем. Но мало кто обращает
внимание на то, что почти перестали прослеживаться различия, например в одежде, родители
закрывают глаза на то, как ребёнок общается с окружающими его людьми, на его манеры
поведения, говор, походку. Поэтому следует сказать о необходимости становления с раннего
дошкольного возраста понимания границ феминности и маскулинности в воспитании детей не
только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях, когда он
находится дома. Борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой,
общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли
представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт
мужественности и женственности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития
дошкольников является гендерное воспитание. Пол человека формируется прижизненно под
влиянием социального фактора. Гендерное воспитание - это относительно социально
контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации –
воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации
гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Под
половым поведением принято понимать поведение, свойственное представителю определённого
пола при выполнении им различных социальных ролей. Для успешного развития детей
необходимо чётко понимать, что воспитание должно проходить в правильно устроенной
предметно – ориентированной развивающей среде (соответствующие игрушки, уголки, различные
методические материалы, детская литература и т. д.). Старший дошкольный возраст, а именно 5-7
лет, является самым благоприятным периодом становления полоролевого поведения и усвоения
гендерного репертуара. В данном возрасте у детей наблюдается положительная динамика в
показателях, которые характеризуют уровень развития детей.
Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе
воспитания и образования человека. На процесс полоролевого воспитания влияет социум и
ближайшее окружение ребёнка – семья. Процесс формирования полоролевого поведения, а так
же формирование мужских и женских эталонов должен сопровождаться особым вниманием со
стороны взрослых, в частности педагогов. Существуют различные формы работы с детьми.
Например: чтение художественной литературы с элементами проявления маскулинных и
феминных моделей поведения героями, сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению
эталонами поведения мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях, а так же этические
беседы с целью развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и
специально подготовленные. Это могут быть:
Организованные занятия (групповые, индивидуальные, подгрупповые)
Этические беседы
Игры
Экскурсии
Самостоятельная работа детей
Решение моральных ситуаций
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются
устное народное творчество и художественная литература. При организации занятий мы
учитываем психологические особенности мальчиков и девочек, поэтому мы строим учебно -
воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок
будет успешен. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о
представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и
женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного
воспитания. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют, но
мы учитываем что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, и поэтому мы
не прерываем их игры, а лишь направляем в нужное русло. В дошкольном возрасте основным
видом деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит
усвоение детьми гендерного поведения. Правильно организованная среда даёт ребёнку
возможность примерить на себя роль и обязанности мужчины и женщины, а так же решение
различных бытовых ситуаций в игровой деятельности посредствам игрушек. Именно в сюжетно-
ролевой игре к концу дошкольного возраста, начинают отражаться человеческие
взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. А также психолого-педагогическое
условие – установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и
дошкольного учреждения. Все наши педагогические старания, не увенчаются успехом, если
родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Необходимо
тесное сотрудничество с родителями. Необходим определённый запас знаний, которым
воспитатель, работающими с детьми и родителями может поделиться. Передача знаний
родителям предполагает определённую компетентность педагогов по вопросу гендерного
воспитания детей.