Напоминание

"Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста."


Авторы: Баженова Екатерина Александровна, Матвеева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №233"
Населённый пункт: города Новокузнецка
Наименование материала: конспект
Тема: "Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного

возраста.

Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного

возраста.

В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные

изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных

стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «гендерное воспитание в

дошкольном возрасте», показался нам интересен. Ребёнок рождается с определённым

биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны

помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение

полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению

исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовки

мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с

адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения

являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от

17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Одним

из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное

воспитание. Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и

практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти

все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а

половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая

принадлежность. Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы

полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема

формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается

социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности,

понимающей свою роль в жизни общества. Одной из проблем является то, что изменился

традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и

набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют

взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и

мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих»,

свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта,

справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как

женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора

качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Социум даёт нам понять, что границы понимания мужского и женского поведения стираются.

Глядя на детей подросткового возраста, мы можем сделать выводы о том, что в современном

обществе все следят за модными тенденциями и идут в ногу со временем. Но мало кто обращает

внимание на то, что почти перестали прослеживаться различия, например в одежде, родители

закрывают глаза на то, как ребёнок общается с окружающими его людьми, на его манеры

поведения, говор, походку. Поэтому следует сказать о необходимости становления с раннего

дошкольного возраста понимания границ феминности и маскулинности в воспитании детей не

только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях, когда он

находится дома. Борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой,

общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли

представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт

мужественности и женственности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития

дошкольников является гендерное воспитание. Пол человека формируется прижизненно под

влиянием социального фактора. Гендерное воспитание - это относительно социально

контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации –

воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации

гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Под

половым поведением принято понимать поведение, свойственное представителю определённого

пола при выполнении им различных социальных ролей. Для успешного развития детей

необходимо чётко понимать, что воспитание должно проходить в правильно устроенной

предметно – ориентированной развивающей среде (соответствующие игрушки, уголки, различные

методические материалы, детская литература и т. д.). Старший дошкольный возраст, а именно 5-7

лет, является самым благоприятным периодом становления полоролевого поведения и усвоения

гендерного репертуара. В данном возрасте у детей наблюдается положительная динамика в

показателях, которые характеризуют уровень развития детей.

Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе

воспитания и образования человека. На процесс полоролевого воспитания влияет социум и

ближайшее окружение ребёнка – семья. Процесс формирования полоролевого поведения, а так

же формирование мужских и женских эталонов должен сопровождаться особым вниманием со

стороны взрослых, в частности педагогов. Существуют различные формы работы с детьми.

Например: чтение художественной литературы с элементами проявления маскулинных и

феминных моделей поведения героями, сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению

эталонами поведения мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях, а так же этические

беседы с целью развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек.

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и

специально подготовленные. Это могут быть:

Организованные занятия (групповые, индивидуальные, подгрупповые)

Этические беседы

Игры

Экскурсии

Самостоятельная работа детей

Решение моральных ситуаций

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются

устное народное творчество и художественная литература. При организации занятий мы

учитываем психологические особенности мальчиков и девочек, поэтому мы строим учебно -

воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок

будет успешен. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о

представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и

женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного

воспитания. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют, но

мы учитываем что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, и поэтому мы

не прерываем их игры, а лишь направляем в нужное русло. В дошкольном возрасте основным

видом деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит

усвоение детьми гендерного поведения. Правильно организованная среда даёт ребёнку

возможность примерить на себя роль и обязанности мужчины и женщины, а так же решение

различных бытовых ситуаций в игровой деятельности посредствам игрушек. Именно в сюжетно-

ролевой игре к концу дошкольного возраста, начинают отражаться человеческие

взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. А также психолого-педагогическое

условие – установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и

дошкольного учреждения. Все наши педагогические старания, не увенчаются успехом, если

родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Необходимо

тесное сотрудничество с родителями. Необходим определённый запас знаний, которым

воспитатель, работающими с детьми и родителями может поделиться. Передача знаний

родителям предполагает определённую компетентность педагогов по вопросу гендерного

воспитания детей.



В раздел образования