Автор: Карасева Людмила Вячеславовна
Должность: преподаватель психолого–педагогических дисциплин
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа в процессе изучения модуля «Классное руководство»
Раздел: среднее профессиональное
Статья по теме: «Формирование профессиональных компетенций у
студентов педагогического колледжа в процессе изучения модуля
«Классное руководство»
По гипотезе Л.С. Выготского,
знания являются не конечной целью
обучения, а средством развития обучающихся.
В современных условиях
подготовки специалиста в педагогическом колледже - это положение является
актуальным. Так как в процессе своей педагогической деятельности студенты
должны
будут
решать
множество
задач,
соответствующих
их
профессиональным
функциям.
Одним
из
компонентов
профессиональной
подготовки
педагога
является
деятельностный
компонент,
отраженный
в
содержании общих и профессиональных компетенций. Рабочая программа
профессионального модуля является частью основной профессиональной
образовательной
программы
(ППССЗ)
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и относится к
укрупненной группе
44.00.00. Образование и педагогические науки
в
части освоения основного вида профессиональной деятельности: Классного
руководства и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
проводить
педагогическое
наблюдение
и
диагностику,
интерпретировать
полученные результаты; определять цели и задачи, планировать внеклассную
работу; проводить
внеклассные
мероприятия;
анализировать
процесс
и
результаты проведения внеклассных мероприятий; определять цели и задачи,
планировать
работу
с
родителями;
обеспечивать
взаимодействие
с
родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания;
анализировать
результаты
работы
с
родителями;
координировать
деятельность
сотрудников
образовательного
учреждения,
работающих
с
классом.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности
и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
педагогического
наблюдения,
диагностики
и
интерпретации
полученных
результатов;
анализа
планов
и
организации
деятельности
классного
руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и
задач,
планирования
деятельности
классного
руководителя; планирования,
организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и
задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком,
изучения
особенностей
семейного
воспитания;
наблюдения,
анализа
и
самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий
в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической
практики,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
Формирование
профессиональных
компетенций
строится
на
основе
приобретенных
и
применяемых
в
процессе
практической
деятельности
профессиональных знаний и умений, практического опыта, ориентировано на
умение
студентов
решать
возникающие
педагогические
задачи
в
деятельности
классного руководителя. Знания, получаемые в колледже по
междисциплинарному
курсу
«Теоретические
и
методические
основы
деятельности классного руководителя», в этом случае являются средством
формирования умений и навыков, средством развития студентов. Учебный
материал
по
предмету
достаточно
объемный
и
сложный,
дидактические
единицы которого отражают основные компоненты содержания и специфику
деятельности
классного
руководителя,
такие
как:
организация
воспитательной
работы
в
классе,
взаимодействие
с
родителями,
взаимодействие с сотрудниками.
Программу междисциплинарного курса условно можно разделить на
следующие
разделы:
теоретические
основы
деятельности
классного
руководителя, где проходятся понятие классного руководителя, направления
его
деятельности,
концепции
деятельности
классного
руководителя,
изучается
нормативно-правовая
основа
деятельности
классного
руководителя,
т.е.
прослеживается
дидактическая
единица
знать
теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
Наибольшую сложность представляет изучение нормативно-правовых основ
деятельности
классного
руководителя.
Наблюдения
за
студентами
при
изучении
данной
темы,
показывают,
что
для
них
работа
с
документами
является сложным видом работ, требующим максимальной концентрации
внимания.
Для
этого
используются
наводящие
вопросы,
требующие
нахождения ответа в документе. Также опираясь на опыт своей работы, хочу
отметить, что необходимо очень подробно разобрать с ними на учебном
занятии
один
из
документов,
например
«Должностную
инструкцию
классного руководителя в контексте ФГОС», на следующих занятиях, в ходе
учебной практики, где необходимо знакомится с документами, данный вид
учебных заданий будет проводить намного легче.
При
преподавании
междисциплинарного
курса
целесообразно
использовать
такой
вид
учебных
заданий
как
решение
педагогических
ситуаций.
Педагогические
ситуации
на
уроках
и
для
решения
дома
подбираются
исходя
из
уровня
подготовленности
студентов
и
осознания
учебного материала. Так, например, применяются задачи, в которых, есть
готовое решение,
и
студенту нужно определить, правильно ли оно было
выбрано.
Но
наиболее
важным
является
момент
обоснования
выбора:
«Почему вы так считаете?». Обоснованность ответа показывает не только
знание обучающимися учебного материала, но и умение его применять. На
более высоком уровне
подготовки студентов, им
предлагаются задачи с
открытым концом, в котором спроектировать решение ситуации может сам
обучающийся, в зависимости от его знаний и опыта. Использование этого
типа
заданий
позволяет
формировать
общую
компетенцию,
связанную
с
осуществлением поиска, анализа и оценки информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач. Кроме данной компетенции
формируются
другие
компетенции
такие
как:
определять
цели
и
задачи,
планировать
внеклассную
работу.
Такой
подход
позволяет
студентам
не
только
решать задачи своего уровня педагогической компетенции, но и
подниматься выше на качественно новую ступень. В тоже время следует
отметить, что задачи даются с усложнением, что позволяет студентам идти в
своей учебно-практической деятельности от простого и доступного к более
сложному.
Данным
методическим
приемом
обеспечивается
движение
мыслительной
деятельности
студента
от
простого
воспроизведения
материала,
к
самостоятельным
умозаключениям.
Со п о с т а вл яя
педагогические явления, данные в задаче, у студентов развивается умение
обобщать,
систематизировать,
сопоставлять
и
т.
д.
Поэтому
важными
становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и
переработки
учебной
информации,
развитие
познавательных
сил
и
творческого потенциала обучающихся. При преподавании предмета встает
проблема подбора практических заданий,
их разработка с учетом разного
уровня сложности и формируемых компетенций.
Большое значение для формирования профессиональных компетенций
в
области
деятельности
классного
руководителя
является
педагогическая
практика по модулю. В ходе учебной практики студенты учатся: выбирать
методы
педагогической
диагностики
личности
(индивидуальности)
обучающихся,
развития
группы,
составлять
программу
педагогического
наблюдения, проводить его и анализировать результаты; формулировать цели
и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей;
планировать
деятельность
классного руководителя; определять цели и задачи, деятельности классного
руководителя;
планировать,
организовывать
и
проводить
внеурочных
и
внеклассные
мероприятия;
использовать
разнообразные
методы,
формы,
средства
воспитания;
осуществлять
самоанализ,
самоконтроль
при
проведении мероприятий и так далее.
Все эти дидактические единицы формируются при выполнении разного
рода заданий на учебной практике на втором курсе на базе 11 классов и на
третьем
на
базе
9
классов.
Так
студенты
подбирают
самостоятельно:
педагогические ситуации, рисунки семьи, продукты детской деятельности,
видеофрагменты, фильмы или по предложенным преподавателем. После их
анализа
выполняют
определенное
задание:
составить
вопросы
к
беседе,
спланировать
работу
с
родителями,
подобрать
способы
педагогической
поддержки и т. д. Опыт моей работы показывает, что наибольшую трудность
у
студентов
вызывает
работа
по
видеофрагментам
и
составление
аналитических
справок.
Параллельно
с
учебной
практикой
проходит
производственная практика в области деятельности классного руководителя,
где
студенты
уже
самостоятельно
выполняют
разное
содержание
работ.
Наиболее
оптимальным
является
такое
планирование
тем
учебной
и
производственной практики, при котором на учебной практике разбираются
диагностические
методики,
а
на
производственной
студенты
могут
их
провести.
Такая
параллель
позволяет
закреплять
полученные
знания,
формировать
практический
опыт
и
профессиональные
компетенции.
Целесообразно, чтобы и учебную и производственную практику на втором
курсе, соответственно третьем курсе вел один преподаватель, так создается
пространство
единства
требований
и
отсутствия
разночтений.
Основная
нагрузка
по
формированию
профессиональных
компетенций
в
области
деятельности
классного
руководителя
ложится
на
производственную
практику на третьем и соответственно четвертом курсах.
Производственная
практика
организуется
таким
образом,
что
определенные учебным планом 4 часа студенты проводят в школе, выполняя
объем работы в области деятельности классного руководителя. Для этого
мною
было
составлено
содержание
практики,
дневник
практики,
куда
заносится содержание деятельности студентов в соответствии с планом и
требованиями
конкретной
воспитательной
ситуации
в
классе.
Следует
отметить, что необходимо заранее обсудить в школе по какому расписанию
будут учится младшие классы, чтобы поставить в расписание в колледже
одновременно четыре часа практики, которая будет проходить на базе школы,
за исключением каникул. Время каникул можно использовать для проведения
таких учебных заданий как подбор материалов для семинара, методического
объединения классного руководителя и проведение фрагмента мероприятия.
В
тоже
время
нужно
отметить,
что
в
данный
фрагмент
до
15
минут
необходимо
уложить
все
основные
моменты
методического
объединения.
Данные временной отрезок выбран так как с одной стороны в это время
модно показать основные моменты работы,
а с другой стороны в рамках
демонстрационного
экзамена
именно
это
время
дается
на
демонстрацию
задания.
На
учебных
занятиях
по
междисциплинарному
курсу
внимание
уделяется
не
только
формированию
системы
профессиональных
знаний,
развитию мышления, но и всей совокупности профессиональных качеств
личности.
Таким
образом,
в
процессе
изучения
курса
решаются
задачи
развития
вс ей
совокупно сти
каче ств
лично сти
студент а,
е е
профессионального
самосовершенствования,
развития
общих
и
профессиональных компетенций. Конечно же, преподавание одного предмета
не решит
проблемы профессионального развития личности обучающихся.
Однако
следует
отметить,
что
в
развитии
личности
каждый
предмет
раскрывает определенную сторону окружающего мира, профессиональной
компетентности и играет свою роль в развитии общих и профессиональных
компетенций. В заключение хочется сказать, что комплексное использование
учебных заданий
в процессе преподавания междисциплинарного курса и
прохождения
студентами
педагогической
практики
позволяет
не
только
формировать
у
студентов
общие
и
профессиональные
педагогические
компетенции, но и приучает их к самостоятельному принятию решений в
своей практической деятельности, нести ответственности за свой выбор.
Автор: преподаватель Карасева Л.В.