Напоминание

«С чего начинать обучение грамоте?»


Автор: Юзенко Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№30 "Буратино"
Населённый пункт: Нерюнгринский район П. Чульман
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «С чего начинать обучение грамоте?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«С чего начинать обучение

грамоте?»

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но

когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями

в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени

для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения.

В 4-5 лет практически всем нормально развивающимся детям становится доступен путь в

письменность – путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова.

. Многие родители предъявляют большие требования к педагогам, желая, чтобы их

ребенок с первых же занятий обучения чтению и грамоте уже читал. Часто приходится

слышать от них реплики, типо: «мы уже долго занимаемся, а до сих пор не читаем», или

«когда ребенок начнет читать?», или «я дома научила читать ребенка сама, а вы за год не

научили». Родители выхватывают ключевое слово «обучение чтению», а остальное не

берут во внимание. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из

каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов (называть

по порядку звуки, из которых состоят слова). Программа по обучению чтению в первом

классе требует в подготовительный (добукварный) период учиться слышать звуки,

различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать

слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова

из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения

на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая

послоговым, а затем слитным способом чтения. За 10 учебных часов в первом классе

научить этому сложно. Это одна из причин, почему в детском саду мы занимаемся

подготовкой к обучению грамоте. Кроме того, к сожалению, без этих знаний и умений

дети, довольно бегло читая, зачастую не понимают содержания текста, не могут

пересказать прочитанное (так называемое неосознанное, механическое чтение), не слышат

и не умеют выделять звуки, что, в конечном итоге, приводит к неграмотному письму.

Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не

знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные

методические ошибки. Например: - Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет

процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное

знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и

особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные

фонетикофонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения

звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют

восприятие текста; - Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной

транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого

различения ребенком понятий «звук» и «буква».

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству

и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период

обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется

безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки

звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении

ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно

выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова

очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает

много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа

обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод

звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы

научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала

обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр.

Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в

слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. Дошкольник может освоить

звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом –

интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом

слове (например, СССон, сОООн, соННН).

Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и согласными

звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный

гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к

определению полного звукового состава слов.

Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная

задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка

слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.

После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно

считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и

начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского

чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно,

тренироваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две

задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд

ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения.

Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова. Не торопитесь

усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен

быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно

читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.



В раздел образования