Автор: Ножичкова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №30 "Буратино"
Населённый пункт: Нерюнгинский район п.Чульман
Наименование материала: Доклад
Тема: «Ребёнок и его эмоциональное благополучие в детском саду».
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Ребёнок и его эмоциональное
благополучие в детском саду».
Эмоциональное благополучие детей предусматривает удовлетворение потребности
в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и
педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклима-
та в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Та-
ким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребен-
ка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник».
Составляющие эмоционального благополучия.
1 Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его
быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чере-
дование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важ -
ны р е ж и м н ы е
м о м е н т ы.
2. Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально-нрав -
ственный опыт семьи: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение
к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения
с
о к р у ж а ю щ и м и
е г о
д е т ь м и
и
в з р о с л ы м и .
3. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрос -
лых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности
ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. Сотрудничество взрослого
и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку
определенные знания, умения и навыки.
4. Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и
привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует разви-
тию у детей эмоциональных качеств, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помо -
гает дальнейшему становлению самосознания.
5. Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональ-
ной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также
нервно-психическом состоянии детей. Психологическая поддержка – это один из приемов
педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоци -
ональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;
Эмоциональное благополучие обеспечивает ребенку доверительное и активное от -
ношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль и ориентацию на жизнен-
ный успех. Говоря об эмоциональном здоровье детей, уместно говорить и об эмоциональ-
ном здоровье педагогов. Ведь учеными доказано, что воспитывать эмоционально здорово-
го ребенка способен эмоционально благополучный взрослый.
Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и роди-
телей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических си-
стемах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стади-
ях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на
формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в
исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждении.
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является
правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, что -
бы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание пред -
метно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды,
способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной
сферы ребенка дошкольного возраста.
Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он са-
диться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на
диване. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребенку необходим глазной контакт с
родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким де-
тям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
Прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В
каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосно -
вения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрез-
мерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с
другими.
Жизненно важная потребность каждого ребенка. Ребенок должен чувствовать не-
поддельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готов-
ность прийти на помощь в нужный момент.
Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокой-
ство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в
безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок бо-
лее замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.
Ещё один важный компонент эмоционально-развивающей среды является группо-
вого оформление интерьера помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная ме-
бель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы).
Признаки здорового эмоционального состояния
От полутора до двух лет
• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные
реакции;
• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интона -
ций;
• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уеди -
нения;
• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других лю-
дей (особенно родителей);
• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоцио-
нальные состояния других (особенно родителей);
• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов для передачи эмоций и чувств.
От двух до трех лет
• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;
• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный от-
вет других людей;
• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
• пытается выражать свои чувства с помощью слов;
• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
• ищет подтверждения благополучия своего, и своих близких.
От трех до четырех лет
• все больше упражняется в управлении эмоциями;
• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ;
• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоцио-
нальном самовыражении;
• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приво -
дить к некоторой соревновательности и противоречиям, в отношениях с родителем того же
пола;
• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицатель-
ный) на сны.
От четырех до шести лет
• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной
форме (складывание пазлов);
• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения
эмоциональных затруднений;
• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям;
• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
От шести до семи лет
• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый вос-
торг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
• очень восприимчив, к эмоциональным травмам;
• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отно-
шение родителей к себе;
• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоот-
ношения со сверстниками;
• начинает проявлять любопытство к сверстникам, связанное с гениталиями;
• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
В настоящее время в нашем детском саду создаются следующие условия эмоцио-
нального благополучия детей и педагогов:
• «успешная адаптация» к условиям группы;
• диалог, обратная связь с родителями;
• развивающая среда группы, простроенная в соответствии с возрастом детей, обеспечива-
ющая их самовыражение;
• разумная занятость детей в течение дня;
• релаксационные упражнения, динамические паузы;
• знакомство с эмоциями и способами их выражения,
• настрой детей на интересный завтрашний день;
• проведение «утра радостных встреч»;
• упражнения для повышения самооценки и развития самосознания;
• демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза;
• личностные качества педагогов (чувство юмора, открытость, креативность…);
• профессиональные качества педагогов (методическая вооружённость, коммуникативная
компетентность, владение современными технологиями…);
• ориентация педагогов на собственный эмоциональный комфорт и саморегуляцию. кон-
фиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия,
осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-
профилактических мероприятий (закаливающие процедуры), психотренингов, снимающих
напряжение и стресс. Так же в своей работе можно применять элементы арт-терапии,
фитотерапии, музыкатерапии, ароматерапии, цветотерапии,сказкотерапиии, пальчиковые
гимнастики, игры на дыхание — это способ раскрытия внутренних сил человека, позволя-
ющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. Данные техники
эффективны в работе с дошкольниками.
Таким образом, подчеркивая важность эмоционального состояния дошкольни-
ков, следует отметить значимость работы в данном направлении.