Напоминание

«Ребёнок и его эмоциональное благополучие в детском саду».


Автор: Ножичкова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №30 "Буратино"
Населённый пункт: Нерюнгинский район п.Чульман
Наименование материала: Доклад
Тема: «Ребёнок и его эмоциональное благополучие в детском саду».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

«Ребёнок и его эмоциональное

благополучие в детском саду».

Эмоциональное благополучие детей предусматривает удовлетворение потребности

в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и

педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклима-

та в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Та-

ким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребен-

ка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник».

Составляющие эмоционального благополучия.

1 Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его

быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чере-

дование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важ -

ны р е ж и м н ы е

м о м е н т ы.

2. Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально-нрав -

ственный опыт семьи: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение

к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения

с

о к р у ж а ю щ и м и

е г о

д е т ь м и

и

в з р о с л ы м и .

3. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрос -

лых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности

ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. Сотрудничество взрослого

и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку

определенные знания, умения и навыки.

4. Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и

привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует разви-

тию у детей эмоциональных качеств, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помо -

гает дальнейшему становлению самосознания.

5. Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональ-

ной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также

нервно-психическом состоянии детей. Психологическая поддержка – это один из приемов

педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоци -

ональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;

Эмоциональное благополучие обеспечивает ребенку доверительное и активное от -

ношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль и ориентацию на жизнен-

ный успех. Говоря об эмоциональном здоровье детей, уместно говорить и об эмоциональ-

ном здоровье педагогов. Ведь учеными доказано, что воспитывать эмоционально здорово-

го ребенка способен эмоционально благополучный взрослый.

Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и роди-

телей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических си-

стемах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стади-

ях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на

формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в

исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждении.

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является

правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, что -

бы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание пред -

метно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды,

способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной

сферы ребенка дошкольного возраста.

Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он са-

диться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на

диване. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребенку необходим глазной контакт с

родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким де-

тям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

Прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В

каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосно -

вения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрез-

мерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с

другими.

Жизненно важная потребность каждого ребенка. Ребенок должен чувствовать не-

поддельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готов-

ность прийти на помощь в нужный момент.

Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокой-

ство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в

безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок бо-

лее замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.

Ещё один важный компонент эмоционально-развивающей среды является группо-

вого оформление интерьера помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная ме-

бель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы).

Признаки здорового эмоционального состояния

От полутора до двух лет

• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные

реакции;

• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интона -

ций;

• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уеди -

нения;

• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других лю-

дей (особенно родителей);

• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоцио-

нальные состояния других (особенно родителей);

• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов для передачи эмоций и чувств.

От двух до трех лет

• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;

• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный от-

вет других людей;

• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;

• пытается выражать свои чувства с помощью слов;

• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;

• ищет подтверждения благополучия своего, и своих близких.

От трех до четырех лет

• все больше упражняется в управлении эмоциями;

• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ;

• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоцио-

нальном самовыражении;

• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приво -

дить к некоторой соревновательности и противоречиям, в отношениях с родителем того же

пола;

• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;

• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицатель-

ный) на сны.

От четырех до шести лет

• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной

форме (складывание пазлов);

• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения

эмоциональных затруднений;

• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям;

• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет

• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый вос-

торг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

• очень восприимчив, к эмоциональным травмам;

• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отно-

шение родителей к себе;

• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоот-

ношения со сверстниками;

• начинает проявлять любопытство к сверстникам, связанное с гениталиями;

• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.

В настоящее время в нашем детском саду создаются следующие условия эмоцио-

нального благополучия детей и педагогов:

• «успешная адаптация» к условиям группы;

• диалог, обратная связь с родителями;

• развивающая среда группы, простроенная в соответствии с возрастом детей, обеспечива-

ющая их самовыражение;

• разумная занятость детей в течение дня;

• релаксационные упражнения, динамические паузы;

• знакомство с эмоциями и способами их выражения,

• настрой детей на интересный завтрашний день;

• проведение «утра радостных встреч»;

• упражнения для повышения самооценки и развития самосознания;

• демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза;

• личностные качества педагогов (чувство юмора, открытость, креативность…);

• профессиональные качества педагогов (методическая вооружённость, коммуникативная

компетентность, владение современными технологиями…);

• ориентация педагогов на собственный эмоциональный комфорт и саморегуляцию. кон-

фиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия,

осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-

профилактических мероприятий (закаливающие процедуры), психотренингов, снимающих

напряжение и стресс. Так же в своей работе можно применять элементы арт-терапии,

фитотерапии, музыкатерапии, ароматерапии, цветотерапии,сказкотерапиии, пальчиковые

гимнастики, игры на дыхание — это способ раскрытия внутренних сил человека, позволя-

ющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. Данные техники

эффективны в работе с дошкольниками.

Таким образом, подчеркивая важность эмоционального состояния дошкольни-

ков, следует отметить значимость работы в данном направлении.



В раздел образования