Автор: Сухих Татьяна Ивановна
Должность: заведующая библиотекой
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин Белгородской области
Наименование материала: Проект в школьной библиотеке
Тема: "Животные- герои книг"
Раздел: среднее образование
Сухих Татьяна Ивановна
Приложение 7
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 14 VIII вида»
города Губкина Белгородской области
Проект
«
Животные
-
герои
книг
»
Автор проекта: Сухих Татьяна Ивановна
Сроки реализации: февраль - март 2015 года
Сухих Татьяна Ивановна
Губкин, 2015
1. Выдвижение проблемы
1. Анкетирование родителей (Приложение)
2. Беседа у книжной выставки: «Нас много, но мы разные»
План рассказа по теме
1.
Выдвижение проблемы (на основе анкетирования родителей)
2.
Сообщение темы проекта, целей и задач
3.
Знакомство с планом работы над проектом
4.
Рассказ о писателях, которые писали произведения о животных
5.
Обзор «Эти забавные животные»
6.
Викторина «Животные в зоопарке»
2. Пояснительная записка
Проблемы воспитания культуры чтения связаны не только со школой, но
и с семейным чтением. Уже во многих российских семьях книга не значится
в приоритетных духовных ценностях. А ведь одним из главных факторов
стимулирующих
чтение
детей,
является
читающая
семья
и
домашняя
книжная среда. Если родители не будут образцом своих детей, то всё будет
напрасным старанием. Первая детская книжка в руках мамы и папы, бабушки
и дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается
читатель.
Читатель
школьного
возраста
делает
первые
шаги
в
мир
большой
литературы.
Проводниками
для
детей
становятся
родители,
педагоги,
и,
конечно же, библиотекарь. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет
книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой,
уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени
зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в
школьном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его
жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к привлечению
детей с ограниченными возможностями здоровья к книге и чтению. Одним из
этих подходов
является проектная деятельность библиотеки совместно
с
родителями, учениками и педагогами, которая позволяет выявить основные
формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений;
выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости
систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения;
стимулировать
совместное
чтение,
обсуждение
пр оч ит а нно го ,
перечитывание; дать рекомендации
и заинтересовать сверстников чтением
понравившейся книги.
Сухих Татьяна Ивановна
Выдвигая
проблему
проекта,
было
проведено
анкетирование
родителей,
беседа с детьми у книжной выставки. Анализируя ответы детей и анкеты
родителей,
я
пришла
к
выводу
о
том,
что
ребята
перестали
читать
произведения
о
животных.
Исключением
являются
программные
произведения. Иногда дети затруднялись назвать животного по описанию из
книг. А ведь для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья развитие
речи
–
один
из
важных
компонентов
их
развития
и
подготовки
к
самостоятельной
жизни.
Но
интерес
к
тому,
чтобы
больше
узнать
о
животных, о писателях, которые пишут о животных, у ребят появился после
того,
как
я
провела
обзор
книг
у
выставки
и
викторину:
«Животные
в
зоопарке».
Ребята
с
удовольствием
решили
поучаствовать
в
проекте:
«Животные – герои книг», когда я познакомила их с целью проекта, с их
деятельностью
в
его
рамках.
Сразу
посыпались
вопросы,
которые
мы
обсуждали в каждом классе. Для педагогов была подготовлена презентация
проекта,
в
ходе
которого
они
получили
рекомендательные
списки
художественной
литературы
о
животных,
имеющейся
в
нашей
школьной
библиотеке. Педагогам также было предложено познакомить родителей с их
ролью в проекте на родительском собрании, куда я была приглашена.
Родителям я объяснила, что целью проекта является
повышение интереса
детей и родителей к художественной литературе о животных, повышение
компетентности
членов
семьи
в
вопросах
воспитания
грамотного
читателя. Проект поддержали все родители и дружно включились в работу.
3. Паспорт проекта
Вид проекта по доминирующей деятельности – исследовательский
Вид проекта по количеству исполнителей - групповой
Вид проекта по временным рамкам - краткосрочный (2 месяца)
Цель проекта: развитие познавательных интересов
к чтению и книгам о
животных, стимулирование детей к систематическому чтению, расширение
круга чтения учащихся, привлечение внимание детей к исследовательской
работе, повышение качества чтения школьников, развитие умения работать
в коллективе над темой исследования.
Задачи проекта:
1. Заинтересовать воспитанников
художественной литературой школьной
библиотеки
о
животных
по
рекомендательному
списку,
составленному
библиотекарем
2. Провести интересные мероприятия в рамках проекта
3. Реализация умений и навыков учащихся
4. Развитие их творческих способностей, повышение интереса к чтению,
5.Формирование самостоятельности в деятельности детей
6. Улучшение качества знаний.
Сухих Татьяна Ивановна
Методическое обеспечение:
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки» о животных
биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации
по организации различных форм работы с детьми по творчеству
писателей;
сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров о
животных;
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Роль учеников в проекте:
определяют цели и задачи;
находят пути их решения;
оценивают процесс и результаты проектирования;
учатся самостоятельности;
работают (воплощают свои решения в действительность);
Роль библиотекаря:
ставит перед участниками проблему;
организует и направляет поиск;
помогает в выборе решений;
рекомендует, наблюдает, поддерживает;
консультирует, знакомит с приёмами работы;
обеспечивает материальную базу;
организует презентацию проекта;
взаимодействует с родителями;
организует книжные тематические выставки;
обеспечивает программно-методическое обеспечение;
разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников;
проводит обучение педагогов на рабочем месте.
Роль педагогов и воспитателей ГПД:
взаимодействует со специалистами;
взаимодействует с родителями;
Сухих Татьяна Ивановна
организует воспитательно-образовательную деятельность;
оформляет развивающее пространство.
Деятельность педагогов:
-
ежедневное чтение художественных произведений о животных, проведение
бесед
по
содержанию
произведения,
формирование
у
ребенка
умения
высказывать собственное мнение о прочитанном;
- развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
- вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной
литературой о животных, учить детей проявлять любовь и заботу к
животным, осознавать их роль в человеческой жизни;
Деятельность родителей :
- ежедневное чтение детям художественных произведений о животных;
- следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о
литературе, о пользе чтения;
- заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в
памяти содержание прочитанного;
- учить ребенка описывать героя-животного
Технические средства проекта:
- Музыкальный центр – SAMSUNG;
- Компьютер – LG;
- Мультимедийная установка.
Основное содержание проекта
Этапы проекта
Вид деятельности
Ответственные
I
Подготовительный
1. Постановка проблемной темы
а) Анкетирование по теме проекта
б) Рассказ о проекте у книжной
выставки «Нас много, но мы разные»
2. Презентация проекта
3. Подготовка рекомендательного
списка художественной литературы
школьной библиотеки о животных
Зав.
библиотекой
Сухих Т.И.
II Основной
1.Выбор литературы группами по
Классные
Сухих Татьяна Ивановна
списку (3-4 произведения)
2. Чтение выбранных произведений на
классных часах, в ГПД, с родителями,
индивидуально.
3. Пересказ и беседа по прочитанному
(в ГПД, с родителями,
индивидуально)
4. Просмотр документальных
фильмов, мультфильмов с участием
животных, описанных в
произведениях.
5. Рисование «Любимое животное»
6. Подготовка сообщений о животных
и выступление перед группой
7. Проведение викторин о животных в
группах
8. «Стихотворные пятиминутки»
(чтение стихотворений о животных)
9. «Проба пера» - сочинение сказок о
животных (в ГПД, с родителями,
индивидуально)
10. Сбор фотографий обучающихся и
их родителей с животными
11. Разучивание пословиц и поговорок
о животных.
руководители,
воспитатели
ГПД, родители,
обучающиеся
Учителя,
родители,
обучающиеся
Обучающиеся
Родители
Воспитатели
ГПД
Родители,
обучающиеся,
классные
руководители,
воспитатели
ГПД
III Заключительный
1.Конкурс рисунков «Любимое
животное»
2. Фото - выставка «Я и мой питомец»
3. Выпуск буклетов, дайджестов о
писателях, которые писали животных.
4. Анализ читательских формуляров
(книговыдача по проекту)
5. Внеклассное мероприятие в
группах
6. Оформление сочинённых сказок в
книжку-самоделку
7. Презентация результатов работы
Зав.
библиотекой
Сухих Т.И.
Кл.
руководители,
воспитатели
ГПД
Зав.
библиотекой
Сухих Т.И.
Сухих Татьяна Ивановна
Календарный план проекта
№
п/п
Вид деятельности
Сроки
1
Анкетирование по теме проекта
2.02-9.02
2
Рассказ о проекте у книжной выставки «Нас
много, но мы разные»
9.02-13.02
3
Презентация проекта
2.02.
4
Подготовка рекомендательного списка
художественной литературы школьной
библиотеки о животных
2.02.
5
Выбор литературы группами по списку (3-4
произведения)
9.02-13.02
6
Чтение выбранных произведений на
классных часах, в ГПД, с родителями,
индивидуально.
В течение проекта
7
Пересказ и беседа по прочитанному
произведению (в ГПД, с родителями,
индивидуально)
В течение проекта
8
Просмотр документальных фильмов,
мультфильмов с участием животных,
описанных в произведениях.
В течение проекта
9
Рисование «Любимое животное»
16.02-20.02
10
Подготовка сообщений о животных и
выступление перед группой
24.02-27.02
11
Проведение викторин о животных в группах
В течение проекта
12
«Стихотворные пятиминутки» (чтение
стихотворений о животных)
В течение проекта
13
Разучивание пословиц и поговорок о
животных.
В течение проекта
14
«Проба пера» - сочинение сказок о
животных (в ГПД, с родителями,
индивидуально)
2.03-10.03
15
Сбор фотографий обучающихся и их
родителей с животными
В течение проекта
16
Конкурс рисунков «Любимое животное»
10.03-13.03
17
Фото - выставка «Я и мой питомец»
10.03-13.03
18
Выпуск буклетов, дайджестов о писателях,
В течение проекта
Сухих Татьяна Ивановна
которые писали животных
19
Анализ читательских формуляров
(книговыдача по проекту)
10.03-13.03
20
Внеклассное мероприятие в группах
16.03-20.03
21
Оформление сочинённых сказок в книжку-
самоделку
16.03-20.03
22
Презентация результатов работы
2.04
Ожидаемые результаты:
увеличение книговыдачи по произведениям о животных
создание творческого отчёта по теме в виде презентации;
оформление фото - выставки;
оформление выставки рисунков,
создание книжки-самоделки по сказкам, сочинённых в группах
создание буклетов о животных, презентаций о животных