Напоминание

"Животные- герои книг"


Автор: Сухих Татьяна Ивановна
Должность: заведующая библиотекой
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин Белгородской области
Наименование материала: Проект в школьной библиотеке
Тема: "Животные- герои книг"
Раздел: среднее образование





Назад




Сухих Татьяна Ивановна

Приложение 7

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 14 VIII вида»

города Губкина Белгородской области

Проект

«

Животные

-

герои

книг

»

Автор проекта: Сухих Татьяна Ивановна

Сроки реализации: февраль - март 2015 года

Сухих Татьяна Ивановна

Губкин, 2015

1. Выдвижение проблемы

1. Анкетирование родителей (Приложение)

2. Беседа у книжной выставки: «Нас много, но мы разные»

План рассказа по теме

1.

Выдвижение проблемы (на основе анкетирования родителей)

2.

Сообщение темы проекта, целей и задач

3.

Знакомство с планом работы над проектом

4.

Рассказ о писателях, которые писали произведения о животных

5.

Обзор «Эти забавные животные»

6.

Викторина «Животные в зоопарке»

2. Пояснительная записка

Проблемы воспитания культуры чтения связаны не только со школой, но

и с семейным чтением. Уже во многих российских семьях книга не значится

в приоритетных духовных ценностях. А ведь одним из главных факторов

стимулирующих

чтение

детей,

является

читающая

семья

и

домашняя

книжная среда. Если родители не будут образцом своих детей, то всё будет

напрасным старанием. Первая детская книжка в руках мамы и папы, бабушки

и дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается

читатель.

Читатель

школьного

возраста

делает

первые

шаги

в

мир

большой

литературы.

Проводниками

для

детей

становятся

родители,

педагоги,

и,

конечно же, библиотекарь. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет

книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой,

уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени

зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в

школьном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его

жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к привлечению

детей с ограниченными возможностями здоровья к книге и чтению. Одним из

этих подходов

является проектная деятельность библиотеки совместно

с

родителями, учениками и педагогами, которая позволяет выявить основные

формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений;

выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости

систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения;

стимулировать

совместное

чтение,

обсуждение

пр оч ит а нно го ,

перечитывание; дать рекомендации

и заинтересовать сверстников чтением

понравившейся книги.

Сухих Татьяна Ивановна

Выдвигая

проблему

проекта,

было

проведено

анкетирование

родителей,

беседа с детьми у книжной выставки. Анализируя ответы детей и анкеты

родителей,

я

пришла

к

выводу

о

том,

что

ребята

перестали

читать

произведения

о

животных.

Исключением

являются

программные

произведения. Иногда дети затруднялись назвать животного по описанию из

книг. А ведь для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья развитие

речи

один

из

важных

компонентов

их

развития

и

подготовки

к

самостоятельной

жизни.

Но

интерес

к

тому,

чтобы

больше

узнать

о

животных, о писателях, которые пишут о животных, у ребят появился после

того,

как

я

провела

обзор

книг

у

выставки

и

викторину:

«Животные

в

зоопарке».

Ребята

с

удовольствием

решили

поучаствовать

в

проекте:

«Животные – герои книг», когда я познакомила их с целью проекта, с их

деятельностью

в

его

рамках.

Сразу

посыпались

вопросы,

которые

мы

обсуждали в каждом классе. Для педагогов была подготовлена презентация

проекта,

в

ходе

которого

они

получили

рекомендательные

списки

художественной

литературы

о

животных,

имеющейся

в

нашей

школьной

библиотеке. Педагогам также было предложено познакомить родителей с их

ролью в проекте на родительском собрании, куда я была приглашена.

Родителям я объяснила, что целью проекта является

повышение интереса

детей и родителей к художественной литературе о животных, повышение

компетентности

членов

семьи

в

вопросах

воспитания

грамотного

читателя. Проект поддержали все родители и дружно включились в работу.

3. Паспорт проекта

Вид проекта по доминирующей деятельности – исследовательский

Вид проекта по количеству исполнителей - групповой

Вид проекта по временным рамкам - краткосрочный (2 месяца)

Цель проекта: развитие познавательных интересов

к чтению и книгам о

животных, стимулирование детей к систематическому чтению, расширение

круга чтения учащихся, привлечение внимание детей к исследовательской

работе, повышение качества чтения школьников, развитие умения работать

в коллективе над темой исследования.

Задачи проекта:

1. Заинтересовать воспитанников

художественной литературой школьной

библиотеки

о

животных

по

рекомендательному

списку,

составленному

библиотекарем

2. Провести интересные мероприятия в рамках проекта

3. Реализация умений и навыков учащихся

4. Развитие их творческих способностей, повышение интереса к чтению,

5.Формирование самостоятельности в деятельности детей

6. Улучшение качества знаний.

Сухих Татьяна Ивановна

Методическое обеспечение:

тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки» о животных

биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации

по организации различных форм работы с детьми по творчеству

писателей;

сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров о

животных;

детская художественная литература;

детская познавательная литература.

Роль учеников в проекте:

определяют цели и задачи;

находят пути их решения;

оценивают процесс и результаты проектирования;

учатся самостоятельности;

работают (воплощают свои решения в действительность);

Роль библиотекаря:

ставит перед участниками проблему;

организует и направляет поиск;

помогает в выборе решений;

рекомендует, наблюдает, поддерживает;

консультирует, знакомит с приёмами работы;

обеспечивает материальную базу;

организует презентацию проекта;

взаимодействует с родителями;

организует книжные тематические выставки;

обеспечивает программно-методическое обеспечение;

разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников;

проводит обучение педагогов на рабочем месте.

Роль педагогов и воспитателей ГПД:

взаимодействует со специалистами;

взаимодействует с родителями;

Сухих Татьяна Ивановна

организует воспитательно-образовательную деятельность;

оформляет развивающее пространство.

Деятельность педагогов:

-

ежедневное чтение художественных произведений о животных, проведение

бесед

по

содержанию

произведения,

формирование

у

ребенка

умения

высказывать собственное мнение о прочитанном;

- развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

- вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной

литературой о животных, учить детей проявлять любовь и заботу к

животным, осознавать их роль в человеческой жизни;

Деятельность родителей :

- ежедневное чтение детям художественных произведений о животных;

- следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о

литературе, о пользе чтения;

- заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в

памяти содержание прочитанного;

- учить ребенка описывать героя-животного

Технические средства проекта:

- Музыкальный центр – SAMSUNG;

- Компьютер – LG;

- Мультимедийная установка.

Основное содержание проекта

Этапы проекта

Вид деятельности

Ответственные

I

Подготовительный

1. Постановка проблемной темы

а) Анкетирование по теме проекта

б) Рассказ о проекте у книжной

выставки «Нас много, но мы разные»

2. Презентация проекта

3. Подготовка рекомендательного

списка художественной литературы

школьной библиотеки о животных

Зав.

библиотекой

Сухих Т.И.

II Основной

1.Выбор литературы группами по

Классные

Сухих Татьяна Ивановна

списку (3-4 произведения)

2. Чтение выбранных произведений на

классных часах, в ГПД, с родителями,

индивидуально.

3. Пересказ и беседа по прочитанному

(в ГПД, с родителями,

индивидуально)

4. Просмотр документальных

фильмов, мультфильмов с участием

животных, описанных в

произведениях.

5. Рисование «Любимое животное»

6. Подготовка сообщений о животных

и выступление перед группой

7. Проведение викторин о животных в

группах

8. «Стихотворные пятиминутки»

(чтение стихотворений о животных)

9. «Проба пера» - сочинение сказок о

животных (в ГПД, с родителями,

индивидуально)

10. Сбор фотографий обучающихся и

их родителей с животными

11. Разучивание пословиц и поговорок

о животных.

руководители,

воспитатели

ГПД, родители,

обучающиеся

Учителя,

родители,

обучающиеся

Обучающиеся

Родители

Воспитатели

ГПД

Родители,

обучающиеся,

классные

руководители,

воспитатели

ГПД

III Заключительный

1.Конкурс рисунков «Любимое

животное»

2. Фото - выставка «Я и мой питомец»

3. Выпуск буклетов, дайджестов о

писателях, которые писали животных.

4. Анализ читательских формуляров

(книговыдача по проекту)

5. Внеклассное мероприятие в

группах

6. Оформление сочинённых сказок в

книжку-самоделку

7. Презентация результатов работы

Зав.

библиотекой

Сухих Т.И.

Кл.

руководители,

воспитатели

ГПД

Зав.

библиотекой

Сухих Т.И.

Сухих Татьяна Ивановна

Календарный план проекта

п/п

Вид деятельности

Сроки

1

Анкетирование по теме проекта

2.02-9.02

2

Рассказ о проекте у книжной выставки «Нас

много, но мы разные»

9.02-13.02

3

Презентация проекта

2.02.

4

Подготовка рекомендательного списка

художественной литературы школьной

библиотеки о животных

2.02.

5

Выбор литературы группами по списку (3-4

произведения)

9.02-13.02

6

Чтение выбранных произведений на

классных часах, в ГПД, с родителями,

индивидуально.

В течение проекта

7

Пересказ и беседа по прочитанному

произведению (в ГПД, с родителями,

индивидуально)

В течение проекта

8

Просмотр документальных фильмов,

мультфильмов с участием животных,

описанных в произведениях.

В течение проекта

9

Рисование «Любимое животное»

16.02-20.02

10

Подготовка сообщений о животных и

выступление перед группой

24.02-27.02

11

Проведение викторин о животных в группах

В течение проекта

12

«Стихотворные пятиминутки» (чтение

стихотворений о животных)

В течение проекта

13

Разучивание пословиц и поговорок о

животных.

В течение проекта

14

«Проба пера» - сочинение сказок о

животных (в ГПД, с родителями,

индивидуально)

2.03-10.03

15

Сбор фотографий обучающихся и их

родителей с животными

В течение проекта

16

Конкурс рисунков «Любимое животное»

10.03-13.03

17

Фото - выставка «Я и мой питомец»

10.03-13.03

18

Выпуск буклетов, дайджестов о писателях,

В течение проекта

Сухих Татьяна Ивановна

которые писали животных

19

Анализ читательских формуляров

(книговыдача по проекту)

10.03-13.03

20

Внеклассное мероприятие в группах

16.03-20.03

21

Оформление сочинённых сказок в книжку-

самоделку

16.03-20.03

22

Презентация результатов работы

2.04

Ожидаемые результаты:

увеличение книговыдачи по произведениям о животных

создание творческого отчёта по теме в виде презентации;

оформление фото - выставки;

оформление выставки рисунков,

создание книжки-самоделки по сказкам, сочинённых в группах

создание буклетов о животных, презентаций о животных



В раздел образования