Напоминание

"Охрана животных"


Автор: Незаленова Галия Алимжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2051
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира по теме "Охрана

животных" 3 класс

Программа «Школа России» .

Задачи урока:

Образовательная:

выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные

мероприятия;

Развивающая:

обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного

включения учащихся в образовательный процесс;

развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность и

самостоятельность;

формировать культуру осмысленного чтения, адекватно понимать прочитанное,

сортировать информацию с точки зрения важности, “отсеивать” второстепенную,

критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Воспитывающая:

воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование у учителя: выставка книг об охране природы, компьютер, проектор и экран

для демонстрации презентации (Приложение 1), аудиозапись с песней А. Пахмутовой

“Беловежская Пуща” (Приложение 2).

Оборудование у учащихся: карточки с текстами, рабочая тетрадь, ножницы, клей.

Ход урока

I. Вызов:

А) - Разгадайте кроссворд .О каких животных идет речь? Слайд 2

1. Есть на речках лесорубы в серебристо – бурых шубах. Из деревьев, веток, глины

строят прочные плотины. (Бобры). Слайд 3

2. Свирепый, громадный, лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский

зверь. (Зубр) Слайд 4

На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый как грелка. Кто же это? (Белка)

Слайд 5

Шланг пожарный вместо носа, всех зверей сильнее он. Это, кто ребята спросят и

ответят сами (слон). Слайд 6

Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней

челюсти клыками – бивнями. (Морж) Слайд 7

Через море – океан плывет чудо- океан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (Кит)

Слайд 8

В двух – трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не

расстаются. (Журавль) Слайд 9

Очень ценный пушной зверек был на грани уничтожения. (Соболь) Слайд 10

Владыка Арктики. (Белый медведь) Слайд 11

-Какое ключевое слово получилось? Определите тему урока. (Охрана животных)

- Не правда ли прекрасны творения природы, ими б только восхищаться, поражаясь,

сколько щедра на выдумки природа. Если бы не тягостное обстоятельство – всем им

угрожает опасность – исчезновение с лица Земли. Слайд 11

-Давайте определим: почему одних животных становится меньше, а другие совсем

исчезают?

Б) Построение кластера:

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.

Чтобы этого не произошло, мы должны участвовать в охране природы. О каких

природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире, вы знаете?

- Элементы охраны природы существовали в России еще в глубокой древности. Наши

предки очень бережно относились к огромным деревьям, необычным камням и

источникам с чистой водой. Они объявляли эти достопримечательности священными и

охраняли их. В Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры и зубры.

Они строго охранялись от массовых посещений и охоты. Первым законом об охране лесов

считают грамоту великого князя Ивана III. В 17 веке был запрещен лов бобров

капканами. Император Петр 1 подписал указ о нестрелянии лосей в Санкт-

Петербургской губернии. В 1763 году введен закон, запрещающий весенне-летнюю охоту.

[3]

II. Осмысление

А) Чтение с пометками

- Сейчас вы познакомитесь с текстом и расширите свои знания по данной теме. Читая

текст, вам необходимо делать на полях пометки : v знаю, + новое, ? хочу узнать.

Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают?

Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько не брать у нее, все снова само собой

восстановится. Но просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые

находятся под угрозой. Угрозой является чрезмерная добыча, охота, коллекционирование,

хозяйственная деятельность. Но оказывается самая главная причина – это разрушение

мест обитания животных. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят

многих диких животных, для которых лес или река – дом. Во всем мире и в нашей стране

охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Под особой

охраной они находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране

животных и зоопарки. Когда в зоопарках и заповедниках животных станет много, их

переселят в другие места. Так удалось спасти бобра и зубра. В нашей стране принят

Закон об охране и использовании животного мира. Главной задачей этого закона

является: спасение животных, занесенных в Красную книгу.[4]

Б) Работа в парах

обсудите в парах: какая информация для вас оказалась новой? Выберите главное,

озвучьте.

В) Дополнение кластера

Какая информация показалась для вас известной, но не отражена в кластере?

Что новое вы узнали об охране природы?

Какая информация вам показалась интересной, и вы хотели бы узнать об этом

подробнее?

Что непонятно? О чем вы думали по-другому?

- Существует Красная книга нашего региона. (Показ книги [1]) Послушайте сообщения

ребят о животных, занесенных в Красную книгу Ямало-ненецкого автономного округа.

Г) Сообщения учащихся

1. Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго

– до 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда приходит пора медведице стать

матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения

медвежат. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша.

Медвежата рождаются беспомощные, глаза у них не видят, уши не слышат, весит

медвежонок 800 грамм. Белый медведь питается рыбой, тюленями и молодыми

моржами, морскими зайцами. Во время выхода на сушу, звери кормятся леммингами,

яйцами птиц, падалью. Издавна люди охотились на белых медведей. Они использовали их

мясо в пищу, жир – в хозяйственных целях, шкуру для одежды. В результате началось

сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Белые

медведи занесены в Красную книгу. Сейчас численность белых медведей растет. Слайд

13

2. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит

символом красоты и любви, чистоты и нежности. Еще 600 лет назад эта птица была

провозглашена “ королевской птицей”. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Существует старая легенда о лебединой песни, которую поет птица перед своей

гибелью. Но это лишь легенда. Лебеди не относятся к певчим птицам. На севере лебеди

прилетают еще при снежном покрове и гнездятся по глухим, малодоступным озерам.

Ореол гнездования – гыданская тундра. Это чуткие и осторожные птицы. Гнезда они

сооружают из пуха и мха. В кладке лебедя от 2 до 6 яиц. Длительность насиживания 1

месяц. Птенцы с первого месяца кормятся самостоятельно растительной пищей. На

зимовку молодые улетают вместе с родителями. Лебедь – прекрасное и теперь редкое

животное, охота на него в нашей стране запрещена. [1]Слайд14

3. Береги природу! (выразительное чтение)

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б только птицы знали,

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

А в небе стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля, скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда мертвым небо стало

И – тишина в пустых лугах.

И может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, так уныло…

Опомнись, вздрогни человек.

Не долог на Земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем мы здесь себя прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферой зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой.

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу.

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой.

И шумным плеском родника.

И гроздями рябины тонкой.

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав.

3. Заподносибирский бобр – грызун больших размеров. Длина его тела – больше метра. В

прошлом северная граница распространения бобров доходила до полярного круга. К

настоящему времени численность в ЯНАО – неизвестна, поселения бобров сохранилось

лишь на Северном Урале. Они очень хорошо приспособлены к жизни в зимних условиях,

т.к. основной пищей является кора березы, а здесь ее предостаточно. Причиной

исчезновения бобра является браконьерство и развитие лесной промышленности.[1]

Слайд 15

Д) Физминутка “ Аисты – Лягушки” Учитель хлопает в ладоши, а учащиеся принимают

позу животных (1 хлопок – поза аиста: стойка на одной ноге с вытянутыми руками в

сторону; 2 хлопка – поза лягушки: присест на корточках с согнутыми руками в плечах; 3

хлопка – поворот вокруг своей оси.)

Е) Самостоятельная работа

- Одним из природоохранных мероприятий мы назвали – создание заповедников. На

Белорусской земле есть известный на весь мир Беловежский заповедник. Композитор

А.Пахмутова была восхищена красотой грациозных оленей и могучих зубров, которые

были практически уничтожены во время Великой Отечественной войны, поражена

богатством окружающей среды и за один вечер написала песню “Беловежская Пуща”,

которая стала гимном данного заповедника. Приложение 1. Учащимся предлагается

задание базового уровня: распределить животных по описанию. ( Ведется работа в

тетрадях А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” , 3 класс, с.52 №3). Задание повышенной

сложности: составить синквейн (пятистишье) на темы по выбору: “Животные”, “Охрана

животных”.

Ж) Проверка самостоятельной работы:

- Узнай по описанию, о каких животных идет речь:

-Это могучий морской зверь. Его длина более 3-х метров, а масса – пол тонны. У них есть

клыки, с помощью которых эти животные добывают пищу, защищаются и вылезают из

воды. ( Морж)

- Это близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина боле 3-х метров. Сильный,

ловкий и красивый зверь, живущий на востоке нашей страны. (Тигр)

- Это большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2-х метров. Она подолгу,

красиво парит высоко в небе, высматривая добычу. (Беркут)

- Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются

рачками, насекомыми, семенами водорослей (Фламинго)

- Это животное живет в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса

гусениц (Жук – красотел.)

III. Рефлексия:

- Зачитывание синквейнов:

Животные

Дикие, разные.

Линяют, питаются, размножаются.

Разнообразные животные населяют Землю.

Звери.

Охрана животных

Всемирная, постоянная.

Ведет учет, защищает, запрещает.

Благодаря ей – спасены многие виды животных.

Красная книга.

- Продолжи предложения Слайд 16:

Я сегодня успел….

Я сегодня узнал новое …

Если бы на Земле не было животных, то…

-Знания о животных, занесенных в красную книгу можно пополнить, прочитав книги

(показ детских книг, энциклопедий и дисков.)

- Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)

Б) Домашнее задание: обязательное – с.112-117; по выбору с.116№ 3

Литература

Красная книга Ямала. Изд. “Красный Севе”, Салехард, 2001 г.

Красная книга России. Изд. “Дрофа”, 2006 г.

Что такое? Кто такой? Изд. “Педагогика-пресс”, Москва.1992 г.

Начальная школа. Справочник школьника. Изд. “Слово”, Москва 1997.

Поделиться стран



В раздел образования