Автор: Незаленова Галия Алимжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2051
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира по теме "Охрана
животных" 3 класс
Программа «Школа России» .
Задачи урока:
Образовательная:
выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные
мероприятия;
Развивающая:
обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного
включения учащихся в образовательный процесс;
развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность и
самостоятельность;
формировать культуру осмысленного чтения, адекватно понимать прочитанное,
сортировать информацию с точки зрения важности, “отсеивать” второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Воспитывающая:
воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование у учителя: выставка книг об охране природы, компьютер, проектор и экран
для демонстрации презентации (Приложение 1), аудиозапись с песней А. Пахмутовой
“Беловежская Пуща” (Приложение 2).
Оборудование у учащихся: карточки с текстами, рабочая тетрадь, ножницы, клей.
Ход урока
I. Вызов:
А) - Разгадайте кроссворд .О каких животных идет речь? Слайд 2
1. Есть на речках лесорубы в серебристо – бурых шубах. Из деревьев, веток, глины
строят прочные плотины. (Бобры). Слайд 3
2. Свирепый, громадный, лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский
зверь. (Зубр) Слайд 4
На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый как грелка. Кто же это? (Белка)
Слайд 5
Шланг пожарный вместо носа, всех зверей сильнее он. Это, кто ребята спросят и
ответят сами (слон). Слайд 6
Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней
челюсти клыками – бивнями. (Морж) Слайд 7
Через море – океан плывет чудо- океан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Слайд 8
В двух – трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не
расстаются. (Журавль) Слайд 9
Очень ценный пушной зверек был на грани уничтожения. (Соболь) Слайд 10
Владыка Арктики. (Белый медведь) Слайд 11
-Какое ключевое слово получилось? Определите тему урока. (Охрана животных)
- Не правда ли прекрасны творения природы, ими б только восхищаться, поражаясь,
сколько щедра на выдумки природа. Если бы не тягостное обстоятельство – всем им
угрожает опасность – исчезновение с лица Земли. Слайд 11
-Давайте определим: почему одних животных становится меньше, а другие совсем
исчезают?
Б) Построение кластера:
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.
Чтобы этого не произошло, мы должны участвовать в охране природы. О каких
природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире, вы знаете?
- Элементы охраны природы существовали в России еще в глубокой древности. Наши
предки очень бережно относились к огромным деревьям, необычным камням и
источникам с чистой водой. Они объявляли эти достопримечательности священными и
охраняли их. В Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры и зубры.
Они строго охранялись от массовых посещений и охоты. Первым законом об охране лесов
считают грамоту великого князя Ивана III. В 17 веке был запрещен лов бобров
капканами. Император Петр 1 подписал указ о нестрелянии лосей в Санкт-
Петербургской губернии. В 1763 году введен закон, запрещающий весенне-летнюю охоту.
[3]
II. Осмысление
А) Чтение с пометками
- Сейчас вы познакомитесь с текстом и расширите свои знания по данной теме. Читая
текст, вам необходимо делать на полях пометки : v знаю, + новое, ? хочу узнать.
Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают?
Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько не брать у нее, все снова само собой
восстановится. Но просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые
находятся под угрозой. Угрозой является чрезмерная добыча, охота, коллекционирование,
хозяйственная деятельность. Но оказывается самая главная причина – это разрушение
мест обитания животных. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят
многих диких животных, для которых лес или река – дом. Во всем мире и в нашей стране
охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Под особой
охраной они находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране
животных и зоопарки. Когда в зоопарках и заповедниках животных станет много, их
переселят в другие места. Так удалось спасти бобра и зубра. В нашей стране принят
Закон об охране и использовании животного мира. Главной задачей этого закона
является: спасение животных, занесенных в Красную книгу.[4]
Б) Работа в парах
обсудите в парах: какая информация для вас оказалась новой? Выберите главное,
озвучьте.
В) Дополнение кластера
Какая информация показалась для вас известной, но не отражена в кластере?
Что новое вы узнали об охране природы?
Какая информация вам показалась интересной, и вы хотели бы узнать об этом
подробнее?
Что непонятно? О чем вы думали по-другому?
- Существует Красная книга нашего региона. (Показ книги [1]) Послушайте сообщения
ребят о животных, занесенных в Красную книгу Ямало-ненецкого автономного округа.
Г) Сообщения учащихся
1. Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго
– до 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда приходит пора медведице стать
матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения
медвежат. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша.
Медвежата рождаются беспомощные, глаза у них не видят, уши не слышат, весит
медвежонок 800 грамм. Белый медведь питается рыбой, тюленями и молодыми
моржами, морскими зайцами. Во время выхода на сушу, звери кормятся леммингами,
яйцами птиц, падалью. Издавна люди охотились на белых медведей. Они использовали их
мясо в пищу, жир – в хозяйственных целях, шкуру для одежды. В результате началось
сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Белые
медведи занесены в Красную книгу. Сейчас численность белых медведей растет. Слайд
13
2. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит
символом красоты и любви, чистоты и нежности. Еще 600 лет назад эта птица была
провозглашена “ королевской птицей”. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
Существует старая легенда о лебединой песни, которую поет птица перед своей
гибелью. Но это лишь легенда. Лебеди не относятся к певчим птицам. На севере лебеди
прилетают еще при снежном покрове и гнездятся по глухим, малодоступным озерам.
Ореол гнездования – гыданская тундра. Это чуткие и осторожные птицы. Гнезда они
сооружают из пуха и мха. В кладке лебедя от 2 до 6 яиц. Длительность насиживания 1
месяц. Птенцы с первого месяца кормятся самостоятельно растительной пищей. На
зимовку молодые улетают вместе с родителями. Лебедь – прекрасное и теперь редкое
животное, охота на него в нашей стране запрещена. [1]Слайд14
3. Береги природу! (выразительное чтение)
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б только птицы знали,
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля, скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда мертвым небо стало
И – тишина в пустых лугах.
И может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на Земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем мы здесь себя прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферой зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой.
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой.
И шумным плеском родника.
И гроздями рябины тонкой.
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав.
3. Заподносибирский бобр – грызун больших размеров. Длина его тела – больше метра. В
прошлом северная граница распространения бобров доходила до полярного круга. К
настоящему времени численность в ЯНАО – неизвестна, поселения бобров сохранилось
лишь на Северном Урале. Они очень хорошо приспособлены к жизни в зимних условиях,
т.к. основной пищей является кора березы, а здесь ее предостаточно. Причиной
исчезновения бобра является браконьерство и развитие лесной промышленности.[1]
Слайд 15
Д) Физминутка “ Аисты – Лягушки” Учитель хлопает в ладоши, а учащиеся принимают
позу животных (1 хлопок – поза аиста: стойка на одной ноге с вытянутыми руками в
сторону; 2 хлопка – поза лягушки: присест на корточках с согнутыми руками в плечах; 3
хлопка – поворот вокруг своей оси.)
Е) Самостоятельная работа
- Одним из природоохранных мероприятий мы назвали – создание заповедников. На
Белорусской земле есть известный на весь мир Беловежский заповедник. Композитор
А.Пахмутова была восхищена красотой грациозных оленей и могучих зубров, которые
были практически уничтожены во время Великой Отечественной войны, поражена
богатством окружающей среды и за один вечер написала песню “Беловежская Пуща”,
которая стала гимном данного заповедника. Приложение 1. Учащимся предлагается
задание базового уровня: распределить животных по описанию. ( Ведется работа в
тетрадях А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” , 3 класс, с.52 №3). Задание повышенной
сложности: составить синквейн (пятистишье) на темы по выбору: “Животные”, “Охрана
животных”.
Ж) Проверка самостоятельной работы:
- Узнай по описанию, о каких животных идет речь:
-Это могучий морской зверь. Его длина более 3-х метров, а масса – пол тонны. У них есть
клыки, с помощью которых эти животные добывают пищу, защищаются и вылезают из
воды. ( Морж)
- Это близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина боле 3-х метров. Сильный,
ловкий и красивый зверь, живущий на востоке нашей страны. (Тигр)
- Это большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2-х метров. Она подолгу,
красиво парит высоко в небе, высматривая добычу. (Беркут)
- Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются
рачками, насекомыми, семенами водорослей (Фламинго)
- Это животное живет в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса
гусениц (Жук – красотел.)
III. Рефлексия:
- Зачитывание синквейнов:
Животные
Дикие, разные.
Линяют, питаются, размножаются.
Разнообразные животные населяют Землю.
Звери.
Охрана животных
Всемирная, постоянная.
Ведет учет, защищает, запрещает.
Благодаря ей – спасены многие виды животных.
Красная книга.
- Продолжи предложения Слайд 16:
Я сегодня успел….
Я сегодня узнал новое …
Если бы на Земле не было животных, то…
-Знания о животных, занесенных в красную книгу можно пополнить, прочитав книги
(показ детских книг, энциклопедий и дисков.)
- Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)
Б) Домашнее задание: обязательное – с.112-117; по выбору с.116№ 3
Литература
Красная книга Ямала. Изд. “Красный Севе”, Салехард, 2001 г.
Красная книга России. Изд. “Дрофа”, 2006 г.
Что такое? Кто такой? Изд. “Педагогика-пресс”, Москва.1992 г.
Начальная школа. Справочник школьника. Изд. “Слово”, Москва 1997.
Поделиться стран