Напоминание

"Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"


Автор: Гайсина Таслия Рафгатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка"
Населённый пункт: город Лангепас ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая разработка. Литературно – музыкальная гостиная.
Тема: "Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель:

Формирование

и

развитие

художественной

культуры личности

на

основе высших

гуманистических

ценностей

отношения

человечества

к

материнству

средствами

искусства

и

современных технологий.

Задачи:

1.

Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

2.

Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в

мировой культуре.

3.

Воспитывать

осознанное

чувство

уважения

к

матери,

внимательности

и

заботливости

отношений в семье.

Планируемый результат:

формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию

уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование

лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

формирование

художественного

вкуса,

активизирующего

творческое

воображение,

основанное на интеграции изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор,

компьютер.

Наглядный

и

музыкальный

материал:

репродукции

картин

С.Рафаэль

«Сикстинская

мадонна»,

В.Васнецов

«Богоматерь

с

младенцем»,

К.Петров-Водкин

«1918 год

в

Петрограде»,

О.Ренуар

«Мадам

Шарпантье

с

детьми»,

А.Дейнека

«Мать», иконы

Богоматерь

Казанская,

Тихвинская,

Владимирская;

Шуберт

«Аве

Мария»,

С.Рахманинов

«Богородице

Дево,

Радуйся»,

И.С.Бах «Прелюдия до мажор», английская детская песня «О маме», «Наши мамы самые красивые»,

П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

План:

1.

Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.

2.

Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.

3.

Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.

Ход

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Ведущий: Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада

видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Ведущий:

Предлагаю

провести

нашу

встречу

на

тему

«Образ

матери

в

музыке

и

изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Ведущий:

Сегодня

мы

с

вами

поговорим

об

отношениях

человечества

к

материнству

средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери.

Ведущий:

Хранительницей

семейного

очага

всегда

была

женщина.

Во

все

времена

ей

поклонялись

художники,

поэты,

музыканты.

Она

была

мечтой,

улыбкой,

радостью.

Давайте

задумаемся, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам.

Ведущий: «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят

матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом

«Родина».

Звучит Шуберт «Аве Мария».

Расул Гамзатов «Мама»

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его:

Мама!

Ведущий:: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет

человека самого близкого, дорогого, единственного.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Ведущий:Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо

и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем.

Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы

небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет – читает родитель

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Ведущий:В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей

матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой

культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6

(В.Васнецов

«Богоматерь

с

младенцем»,

Богоматерь

Казанская,

Тихвинская,

Владимирская,

Владимирская 16 век).

Ведущий: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда

их не забудете. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому,

сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Николай Рыленков – читает ребенок и родитель

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

Ведущий: Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они

живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.

По-русски «мама»,

По-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба»

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

А сейчас, ребята, давайте исполним песню «Здравствуй, мамин праздник», которая проникнута

теплотой и нежностью, безграничной благодарности к матери и праздничным, весенним

настроением.

«Здравствуй, мамин праздник» - 6 гр

Ведущий: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь –

каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно

единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Ведущий: Вот,

например,

картина

русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она

написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же

время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Ведущий:

И

эта

картина

«1918 год

в

Петрограде», тоже

написана

русским художником

Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Ведущий: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара

«Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что

играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Ведущий: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он

родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь

Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из

них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление,

игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с

названием «Мама». Слушание.

Ведущий:

Ребята,

какие

чувства

у

вас

возникли

во

время

слушания

музыки?

(мира,

спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).

Ведущий: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме,

и передал нам образ мамы через свою музыку.

Самостоятельная работа. Слайд № 11.

Ведущий: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на

экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите

картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.

Ведущий: А теперь правильные ответы на экране. Да, я с вами согласна, что когда слушаешь

музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости,

спокойствия, любви, красоты, мира.

Ведущий: Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви.

Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и

сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде

они были впереди.

Ведущий: Сегодня я предлагаю послушать песню, которую исполнят ребята №4 «Пряничек

для мамочки»

Песня «Пряничек для мамочки» - 4 группа

Ведущий: О ком говорится в песне? (о наших мамах). Какая по характеру мелодия в песне?

(спокойная, медленная, нежная, мягкая).

Ведущий: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а

осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за

советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери.

Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)

2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)

3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)

Ведущий: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но

для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)

Ведущий: Давайте послушаем песню «Мамин день». Исполнение песни.

Песня «Мамин день»

Ведущий: А сейчас вам предлагаю каждому нарисовать свою маму.

Все рисуют, звучит спокойная музыка. Выставка.

Ведущий: Молодцы у вас очень красивые портреты получились.

Ведущий: А на прощание ребята вам подарят танец «Губки бантиком».

Танец «Губки бантиком».

Ведущий:

Безмерна

наша

ответственность

перед

матерями.

Так

давайте

же

будем

внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь

свет материнской любви. На этом наш вечер подошёл к концу все большое, до новых встреч в

музыкальной гостиной.



В раздел образования