Автор: Гайсина Таслия Рафгатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка"
Населённый пункт: город Лангепас ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая разработка. Литературно – музыкальная гостиная.
Тема: "Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Раздел: дошкольное образование
Литературно – музыкальная гостиная.
Тема: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.
Цель:
Формирование
и
развитие
художественной
культуры личности
на
основе высших
гуманистических
ценностей
отношения
человечества
к
материнству
средствами
искусства
и
современных технологий.
Задачи:
1.
Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
2.
Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в
мировой культуре.
3.
Воспитывать
осознанное
чувство
уважения
к
матери,
внимательности
и
заботливости
отношений в семье.
Планируемый результат:
формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию
уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование
лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
формирование
художественного
вкуса,
активизирующего
творческое
воображение,
основанное на интеграции изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.
Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор,
компьютер.
Наглядный
и
музыкальный
материал:
репродукции
картин
С.Рафаэль
«Сикстинская
мадонна»,
В.Васнецов
«Богоматерь
с
младенцем»,
К.Петров-Водкин
«1918 год
в
Петрограде»,
О.Ренуар
«Мадам
Шарпантье
с
детьми»,
А.Дейнека
«Мать», иконы
–
Богоматерь
Казанская,
Тихвинская,
Владимирская;
Шуберт
«Аве
Мария»,
С.Рахманинов
«Богородице
Дево,
Радуйся»,
И.С.Бах «Прелюдия до мажор», английская детская песня «О маме», «Наши мамы самые красивые»,
П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».
План:
1.
Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.
2.
Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.
3.
Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.
Ход
Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.
Ведущий: Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада
видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.
Ведущий:
Предлагаю
провести
нашу
встречу
на
тему
«Образ
матери
в
музыке
и
изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)
Эпиграф
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!
Л.Рогожников
Ведущий:
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
об
отношениях
человечества
к
материнству
средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери.
Ведущий:
Хранительницей
семейного
очага
всегда
была
женщина.
Во
все
времена
ей
поклонялись
художники,
поэты,
музыканты.
Она
была
мечтой,
улыбкой,
радостью.
Давайте
задумаемся, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам.
Ведущий: «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят
матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом
«Родина».
Звучит Шуберт «Аве Мария».
Расул Гамзатов «Мама»
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – звон и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого созданья.
Резвая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!
Ведущий:: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет
человека самого близкого, дорогого, единственного.
Слайд №2. «Сикстинская мадонна».
Ведущий:Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо
и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем.
Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы
небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.
Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»
Афанасий Фет – читает родитель
Аве Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
В тихом предстань
Сновидении ей!
Аве Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Ведущий:В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей
матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой
культуры.
Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6
(В.Васнецов
«Богоматерь
с
младенцем»,
Богоматерь
Казанская,
Тихвинская,
Владимирская,
Владимирская 16 век).
Ведущий: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда
их не забудете. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому,
сомневающегося вдохновляет на подвиг.
Николай Рыленков – читает ребенок и родитель
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносила мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!
Ведущий: Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они
живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.
По-русски «мама»,
По-грузински «нана»,
А по-аварски ласково «баба»
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба!
А сейчас, ребята, давайте исполним песню «Здравствуй, мамин праздник», которая проникнута
теплотой и нежностью, безграничной благодарности к матери и праздничным, весенним
настроением.
«Здравствуй, мамин праздник» - 6 гр
Ведущий: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь –
каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно
единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».
Ведущий: Вот,
например,
картина
русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она
написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же
время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».
Ведущий:
И
эта
картина
«1918 год
в
Петрограде», тоже
написана
русским художником
Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.
Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».
Ведущий: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара
«Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что
играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.
Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.
Ведущий: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он
родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь
Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из
них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление,
игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с
названием «Мама». Слушание.
Ведущий:
Ребята,
какие
чувства
у
вас
возникли
во
время
слушания
музыки?
(мира,
спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).
Ведущий: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме,
и передал нам образ мамы через свою музыку.
Самостоятельная работа. Слайд № 11.
Ведущий: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на
экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите
картины, читаете стихи, посвящённые матери.
Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.
Ведущий: А теперь правильные ответы на экране. Да, я с вами согласна, что когда слушаешь
музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости,
спокойствия, любви, красоты, мира.
Ведущий: Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви.
Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и
сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде
они были впереди.
Ведущий: Сегодня я предлагаю послушать песню, которую исполнят ребята №4 «Пряничек
для мамочки»
Песня «Пряничек для мамочки» - 4 группа
Ведущий: О ком говорится в песне? (о наших мамах). Какая по характеру мелодия в песне?
(спокойная, медленная, нежная, мягкая).
Ведущий: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а
осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за
советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери.
Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.
1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)
2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)
3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)
4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)
5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)
Ведущий: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но
для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)
Ведущий: Давайте послушаем песню «Мамин день». Исполнение песни.
Песня «Мамин день»
Ведущий: А сейчас вам предлагаю каждому нарисовать свою маму.
Все рисуют, звучит спокойная музыка. Выставка.
Ведущий: Молодцы у вас очень красивые портреты получились.
Ведущий: А на прощание ребята вам подарят танец «Губки бантиком».
Танец «Губки бантиком».
Ведущий:
Безмерна
наша
ответственность
перед
матерями.
Так
давайте
же
будем
внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь
свет материнской любви. На этом наш вечер подошёл к концу все большое, до новых встреч в
музыкальной гостиной.