Автор: Покрышкина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 14"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по познавательному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Как дикие животные к зиме готовятся ?»
Цель: Дать детям представления о подготовке диких животных к зиме.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить с детьми названия времен года и осенних месяцев, сезонных
изменениях в природе, признаки осени.
Систематизировать знания о диких животных, их жилищах, о том, чем они
питаются и как готовятся к зиме.
Развивающие:
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными
предложениями.
Закреплять умение употреблять существительные в родительном падеже
множественного числа, образование слов - антонимов.
Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
Прививать уважительное отношение к лесным жителям, любовь к природе,
умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, стихов и загадок о диких животных, рассматривание
иллюстраций, составление рассказов по картинкам.
Проведение дидактических игр: «Кто чем питается», « Чье жилище».
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «Дикие животные и их
жилища», картинки «Чем питаются дикие животные».
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные
готовятся к зиме, но в начале скажите мне, какое сейчас время года?
Ответы детей: Осень. Слайд № 1
Воспитатель: А после какого времени года наступает осень?
Ответы детей: Осень наступает после лета.
Воспитатель: Назовите мне осенние месяцы.
Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: (стихи о осенних месяцах)
В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
Воспитатель: А кто скажет, какая сейчас осень, ранняя или поздняя?
Ответы детей: Поздняя?
Воспитатель: А какие признаки поздней осени вы знаете?
Ответы детей: Листья все облетели, солнце светит, но греет слабо, идут
дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах.
Воспитатель: Осень - это то время, когда заканчивается тепло и наступают
холода. А после осени, какое время года наступит?
Ответы детей: Зима. Слайд № 2
Воспитатель: Зима это самое холодное время года, зимой диким животным
очень трудно в лесу: холодно, мало пищи, поэтому они готовятся к зиме.
Воспитатель, загадывает загадки и по мере отгадывания, показывает
изображение животных на мультимедийном оборудование.
Воспитатель:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Ответы детей: Медведь
.
Слайд № 3
Воспитатель:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
Ответы детей: Лиса. Слайд № 4
Воспитатель:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответы детей: Белка. Слайд № 5
Воспитатель:
Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел ...
Ответы детей: Волк Слайд № 6
Воспитатель:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответы детей: Заяц . Слайд №7
Воспитатель:
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Ответы детей: Ежик. Слайд №8
Воспитатель: Как можно называть этих животных?
Ответы детей: Это дикие животные.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому что эти животные живут в лесу, строят себе жилище,
сами добывают еду, заботятся о своих детенышах.
Дидактическая игра : «Кто где живет»
Где живет ёж и лиса? (в норке) – Слайд №9
Где живет белка? (в дубле) - Слайд №10
Где живет медведь? (в берлоге) – Слайд №11
Где живет волк? (в логове) Слайд №12
Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит) Слайд №13
Воспитатель: А теперь мы с вами отдохнем и сделаем зарядку:
«Звериная зарядка»
Раз – присядка, (Приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в
сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены
ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями
вверх.)
Воспитатель: А вы знаете чем питаются лесные звери ?
Игра в картинках: «Чем питаются дикие животные»
Еж питается - грибами, ягодами, червяками.
Белка питается - шишками, грибами, ягодами, молодыми побегами, орехами.
Волк питается - мясом: зайцами, овцами, лосями.
Лиса питается - мышами, рыбой.
Медведь питается - малиной, медом, различными злаками, корневищами,
рыбой, насекомыми.
Заяц питается - морковкой, капустой, травой, корой деревьев, веточками,
зимой замерзшими ягодами.
Воспитатель: А как выдумаете, все ли животные делают запасы на зиму?
Какие животные не запасают корм и почему?
Ответы детей: Нет не все. Медведи и ежики не запасают, они зимой спят.
Воспитатель: У каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как
они называются?
Дидактическая игра: « Кто у кого?»
У белки - бельчонок, а если много - бельчат. Слайд №14
У зайчихи - зайчонок, а если много - зайчат . Слайд №15
У медведицы - медвежонок, а если много - медвежат. Слайд №16
У лисицы - лисенок, а если много лисят. Слайд №17
У волчицы - волчонок, а если много - волчат.
Слайд №18
У ежихи - ежонок, а если много - ежат. Слайд №19
Воспитатель:
Дидактическая игра «Наоборот»
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
Ёж маленький, а медведь ……(большой)
Заяц зимой белый, а летом …….(серый)
У зайца задние лапы длинные, а передние ……(короткие)
У зайца хвост короткий, а уши ……(длинные)
У лисы хвост длинный, а у зайца……(короткий)
У лисы шерсть мягкая, а у волка ……(жёсткая)
Итог занятия: Каких вы знаете диких животных, почему они называются
дикими? Как они готовятся к зиме? Как нужно относиться к животным? Что
нового узнали?