Напоминание

"Волшебный мир музыки П.И. Чайковского. Балет Щелкунчик"


Автор: Скворцова Татьяна Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №49"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия по музыке
Тема: "Волшебный мир музыки П.И. Чайковского. Балет Щелкунчик"
Раздел: начальное образование





Назад




Схема конспекта внеклассного занятия

Педагог Скворцова Татьяна Александровна

Внеклассное занятие___музыка____Класс__3а____

Тема урока «Волшебный мир музыки П.И. Чайковского. Балет «Щелкунчик»

Планируемые результаты:

Предметные результаты: через деятельность детей познакомиться с жизнью и творчеством П.И. Чайковского, на примере музыкальной пьесы «Танец

феи Драже», подвести обучающихся к осознанию того, что музыка может обладать изобразительными возможностями – «рисовать» образы сказочных

героев, развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления.

Метапредметные результаты: формирование монологической и диалогической речи, контроль ранее изученного материала, планирование действий,

формирование технологической компетентности, умение структурировать материал, развитие навыков творческого мышления, приобретение учеником

опыта творческой деятельности при работе с музыкальным произведением, овладение приемами анализа.

Личностные результаты: развитие навыков устной речи, умение связно выражать свои идеи и мысли, развитие коммуникативных навыков, получение

опыта работы в парах, группе,

поиска совместных решений, выработка единого взгляда на проблему, учитывая свое собственное мнение, развитие

познавательных интересов, учебной мотивации.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки, карточки с датами, проектор, ноутбук, электронная и магнитная доски, краски, бумага формата

А4, портрет П.И. Чайковского, ноты «Времена года», фотография оркестрины, фото «Подснежник, настольная ёлочка с подарочками и конфетами

Этапы

урока, время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

1.Мотивацтон

но-целевой

(7)

Личностные УУД

Регулятивные

УУД

Регулятивные

УУД

Формирование

интереса (мотивации)

к учению

Организация

учащимися своей

учебной деятельности

Контроль усвоения

ранее изученного

материала. Поиск

выделение

необходимой

информации. Умение

строить логическое

-Здравствуйте, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-Сегодня мы на уроке обратимся к

музыке знаменитого русского

композитора. Рассмотрите

предметы, с именем какого

композитора они могут быть

связаны? (ноты «Времена года»,

Ученики внимательно слушают

стихотворение и корректируют свои

действия.

Ученики размышляют над

вопросом, вспоминая пройденный

материал. Один отвечает с места,

называет фамилию ИО композитора.

Фронтальный опрос

рассуждение

фотография оркестрины, фото

«Подснежник», настольная ёлочка с

подарочками и конфетами).

-Почему мы сегодня обращаемся к

творчеству П.И. Чайковского?

Ученики слушают вопрос,

высказывают свои предположения.

Демонстрационный

материал (логотип с

изображением

П.И. Чайковского)

Коммуникативные

УУД

Осуществлять

взаимный контроль.

-Да, я согласна. В 2015 году в

России и за её пределами весь

Ученики внимательно слушают,

анализируют информацию

Демонстрационный

материал (карточка с

2. Изучение

нового

материала

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Понимает и

раскрывает смысл

учения и приобретения

знаний на уроке

Воспроизводит

материал с опорой на

слайд

Понимает, что нужно

внимательно слушать

то, что говорят другие

- На одном из первых мест среди

композиторов, чьи произведения, по

свидетельству статистики, звучат

наиболее часто во всем мире, стоит

имя Петра Ильича Чайковского.

-Прочитайте информацию на слайде

и ответьте на вопросы

-Когда и где родился П.И.

Чайковский?

-Кем работал отец П.И.

Чайковского?

Рассказ учителя.

-Получив от матери, элементарные

знания о музыке, он уже в пять лет,

совершенно верно подбирал на

фортепьяно то, с чем его знакомил

заводной органчик - оркестрина,

который был в доме при этом

обнаруживал такую любовь к игре,

что когда ему запрещали бывать у

инструмента, продолжал на чем

попало перебирать пальцами.

Ученики внимательно слушают,

анализируют информацию

Отвечают на вопросы,

рассказывают биографию с опорой

на слайд.

Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в

Воткинске (Вятская губерния), в

семье начальника Камско-

Воткинского завода, горного

инженера И.П.Чайковского и

Александры Ассиер.

Ученики внимательно слушают,

анализируют информацию

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Коммуникативные

УУД

Коммуникативные

УУД

Вычленять из

звучащей речи

главное. Слушать

собеседника.

Сотрудничать со

сверстниками

Сотрудничество в

поиске и сборе

информации.

Принятие решения.

Умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

в монологической и

диалогической речи

Однажды увлекшись этим,

обрезался на стекле оконной раме,

он так сильно ранил свою руку. Это

происшествие оказало большую

роль в жизни Чайковского. Родители

решили серьезно отнестись к

музыкальному развитию ребенка.

Была приглашена учительница

музыки - Мария Марковна

Пальчикова.

-За всю жизнь было создано

множество произведений. С одним

из произведений мы сегодня

познакомимся.

События этого произведения

происходят в новогоднюю ночь.

(Загадка)

Главный герой - Смешной человечек

с огромным ртом умеет щелкать

твердые орехи.

- Правильно. Сегодня мы

обращаемся к замечательному

балету «Щелкунчик» Чайковского.

-О чём рассказывает в этом

произведении композитор?

- Молодцы! Посмотрите, какие

сказочные события происходят в

этом балете. Но, к сожалению,

музыку всего балета на уроке мы не

успеем послушать. Обратимся к

Ученики внимательно слушают и

выдвигают предположения.

Ученики отвечают на заданный

вопрос (балет «Щелкунчик»)

Ученики рассказывают кратко

содержание балета

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд8.

Выстраивать

ассоциативный ряд

Фронтальный опрос

музыке хозяйки Сахарного дворца –

Феи Драже.

-Прослушайте пьесу. Определите

настроение музыки, какие

музыкальные краски использовал?

- Молодцы! Для создания образа

Феи Драже Чайковский использовал

инструмент который увидел во

Франции.

Ученики внимательно слушают и

дают описание прослушанному

произведению (легкая, прозрачная,

хрустальная, сказочная, загадочная,

таинственная)

Видеофрагмент

Слайд 9

3.Первичное

осмысление и

закрепление

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Выделение и

осознание учащимися

того, что уже усвоено

Умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

в монологической и

диалогической речи

-Обратимся к плану. 4 пункт -

выполнение творческого задания.

- А сейчас я предлагаю поработать в

группе и вам самим побывать в

роли писателей. Отправной точкой

вашего рассказа будет момент, когда

праздник закончился, гости

разошлись, и Маша уложила

Щелкунчика спать. А вот что

произошло дальше……

Какую историю сочините вы?

Опишите ее словами.

Время, отведённое вам на это

задание 5 минут (песочные часы).

Не забывайте правила работы в

группе.

Распределите роли в группе

(Выдать листы и ручки).

Не забывайте композицию сюжета

(на доску

Размышляют над вопросом,

отвечают на вопрос

Ребята распределяют роли в группе.

Работают над созданием своей

истории.

Ученики составляют и записывают

историю согласно композиции

Слайд 10

Регулятивные

УУД

Организация

учащимися своей

учебной деятельности

Умение выступать на

публике

Учитель. Контролирует работу

учащихся, оказывает помощь по

мере надобности.

-Сюжеты придуманы?

-А теперь постройте свою историю

при помощи демонстрационного

набора «Лего».

-Я вижу, работы готовы. А теперь

выберите тех, кто озвучит ваши

рассказы герои , автор

сюжета: завязка - кульминация –

развязка

Ученики работают в группах с

демонстрационным набором «Лего».

Ребята озвучивают свои работы у

доски

Работа в группах

Демонстрация работ

4.Рефлексия

Регулятивные

УУД

Предметные УУД

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Осознание качества и

уровня работ

Самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения действий.

Поиск и выделение

необходимой

информации.

Ориентация на

понимание причин

успехов учебной

деятельности,

сотрудничество со

сверстниками

Рефлексия способов

условий действий,

контроль, оценка

процесса результатов

деятельности

Подведем итог урока. Продолжите

фразу

1.

сегодня я узнал…

2.

было интересно…

3.

было трудно…

4.

я понял, что…

5.

теперь я могу…

6.

я почувствовал, что…

7.

я научился…

8.

у меня получилось …

9.

я смог…

10.

я попробую…

11.

меня удивило…

12.

урок дал мне для жизни…

13.

мне захотелось…

-Ребята, а какую работу можно

выполнить, используя ваши

иллюстрации?

- -Спасибо за работу. Мне было

сегодня с вами очень интересно.

На вопросы по желанию

вызываются отвечать ученики.

Ученики предлагают варианты

выполнения творческой работы

Индивидуальный опрос с

места (Метод опроса

«Солнышко»)

Слайд 11.



В раздел образования