Автор: Скворцова Татьяна Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №49"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия по музыке
Тема: "Волшебный мир музыки П.И. Чайковского. Балет Щелкунчик"
Раздел: начальное образование
Схема конспекта внеклассного занятия
Педагог Скворцова Татьяна Александровна
Внеклассное занятие___музыка____Класс__3а____
Тема урока «Волшебный мир музыки П.И. Чайковского. Балет «Щелкунчик»
Планируемые результаты:
Предметные результаты: через деятельность детей познакомиться с жизнью и творчеством П.И. Чайковского, на примере музыкальной пьесы «Танец
феи Драже», подвести обучающихся к осознанию того, что музыка может обладать изобразительными возможностями – «рисовать» образы сказочных
героев, развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления.
Метапредметные результаты: формирование монологической и диалогической речи, контроль ранее изученного материала, планирование действий,
формирование технологической компетентности, умение структурировать материал, развитие навыков творческого мышления, приобретение учеником
опыта творческой деятельности при работе с музыкальным произведением, овладение приемами анализа.
Личностные результаты: развитие навыков устной речи, умение связно выражать свои идеи и мысли, развитие коммуникативных навыков, получение
опыта работы в парах, группе,
поиска совместных решений, выработка единого взгляда на проблему, учитывая свое собственное мнение, развитие
познавательных интересов, учебной мотивации.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки, карточки с датами, проектор, ноутбук, электронная и магнитная доски, краски, бумага формата
А4, портрет П.И. Чайковского, ноты «Времена года», фотография оркестрины, фото «Подснежник, настольная ёлочка с подарочками и конфетами
Этапы
урока, время
Планируемый
результат
Универсальные
учебные действия,
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приемы
1.Мотивацтон
но-целевой
(7)
Личностные УУД
Регулятивные
УУД
Регулятивные
УУД
Формирование
интереса (мотивации)
к учению
Организация
учащимися своей
учебной деятельности
Контроль усвоения
ранее изученного
материала. Поиск
выделение
необходимой
информации. Умение
строить логическое
-Здравствуйте, ребята!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-Сегодня мы на уроке обратимся к
музыке знаменитого русского
композитора. Рассмотрите
предметы, с именем какого
композитора они могут быть
связаны? (ноты «Времена года»,
Ученики внимательно слушают
стихотворение и корректируют свои
действия.
Ученики размышляют над
вопросом, вспоминая пройденный
материал. Один отвечает с места,
называет фамилию ИО композитора.
Фронтальный опрос
рассуждение
фотография оркестрины, фото
«Подснежник», настольная ёлочка с
подарочками и конфетами).
-Почему мы сегодня обращаемся к
творчеству П.И. Чайковского?
Ученики слушают вопрос,
высказывают свои предположения.
Демонстрационный
материал (логотип с
изображением
П.И. Чайковского)
Коммуникативные
УУД
Осуществлять
взаимный контроль.
-Да, я согласна. В 2015 году в
России и за её пределами весь
Ученики внимательно слушают,
анализируют информацию
Демонстрационный
материал (карточка с
2. Изучение
нового
материала
Личностные УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
Понимает и
раскрывает смысл
учения и приобретения
знаний на уроке
Воспроизводит
материал с опорой на
слайд
Понимает, что нужно
внимательно слушать
то, что говорят другие
- На одном из первых мест среди
композиторов, чьи произведения, по
свидетельству статистики, звучат
наиболее часто во всем мире, стоит
имя Петра Ильича Чайковского.
-Прочитайте информацию на слайде
и ответьте на вопросы
-Когда и где родился П.И.
Чайковский?
-Кем работал отец П.И.
Чайковского?
Рассказ учителя.
-Получив от матери, элементарные
знания о музыке, он уже в пять лет,
совершенно верно подбирал на
фортепьяно то, с чем его знакомил
заводной органчик - оркестрина,
который был в доме при этом
обнаруживал такую любовь к игре,
что когда ему запрещали бывать у
инструмента, продолжал на чем
попало перебирать пальцами.
Ученики внимательно слушают,
анализируют информацию
Отвечают на вопросы,
рассказывают биографию с опорой
на слайд.
Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в
Воткинске (Вятская губерния), в
семье начальника Камско-
Воткинского завода, горного
инженера И.П.Чайковского и
Александры Ассиер.
Ученики внимательно слушают,
анализируют информацию
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Коммуникативные
УУД
Коммуникативные
УУД
Вычленять из
звучащей речи
главное. Слушать
собеседника.
Сотрудничать со
сверстниками
Сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Принятие решения.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в монологической и
диалогической речи
Однажды увлекшись этим,
обрезался на стекле оконной раме,
он так сильно ранил свою руку. Это
происшествие оказало большую
роль в жизни Чайковского. Родители
решили серьезно отнестись к
музыкальному развитию ребенка.
Была приглашена учительница
музыки - Мария Марковна
Пальчикова.
-За всю жизнь было создано
множество произведений. С одним
из произведений мы сегодня
познакомимся.
События этого произведения
происходят в новогоднюю ночь.
(Загадка)
Главный герой - Смешной человечек
с огромным ртом умеет щелкать
твердые орехи.
- Правильно. Сегодня мы
обращаемся к замечательному
балету «Щелкунчик» Чайковского.
-О чём рассказывает в этом
произведении композитор?
- Молодцы! Посмотрите, какие
сказочные события происходят в
этом балете. Но, к сожалению,
музыку всего балета на уроке мы не
успеем послушать. Обратимся к
Ученики внимательно слушают и
выдвигают предположения.
Ученики отвечают на заданный
вопрос (балет «Щелкунчик»)
Ученики рассказывают кратко
содержание балета
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд8.
Выстраивать
ассоциативный ряд
Фронтальный опрос
музыке хозяйки Сахарного дворца –
Феи Драже.
-Прослушайте пьесу. Определите
настроение музыки, какие
музыкальные краски использовал?
- Молодцы! Для создания образа
Феи Драже Чайковский использовал
инструмент который увидел во
Франции.
Ученики внимательно слушают и
дают описание прослушанному
произведению (легкая, прозрачная,
хрустальная, сказочная, загадочная,
таинственная)
Видеофрагмент
Слайд 9
3.Первичное
осмысление и
закрепление
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
Выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в монологической и
диалогической речи
-Обратимся к плану. 4 пункт -
выполнение творческого задания.
- А сейчас я предлагаю поработать в
группе и вам самим побывать в
роли писателей. Отправной точкой
вашего рассказа будет момент, когда
праздник закончился, гости
разошлись, и Маша уложила
Щелкунчика спать. А вот что
произошло дальше……
Какую историю сочините вы?
Опишите ее словами.
Время, отведённое вам на это
задание 5 минут (песочные часы).
Не забывайте правила работы в
группе.
Распределите роли в группе
(Выдать листы и ручки).
Не забывайте композицию сюжета
(на доску
Размышляют над вопросом,
отвечают на вопрос
Ребята распределяют роли в группе.
Работают над созданием своей
истории.
Ученики составляют и записывают
историю согласно композиции
Слайд 10
Регулятивные
УУД
Организация
учащимися своей
учебной деятельности
Умение выступать на
публике
Учитель. Контролирует работу
учащихся, оказывает помощь по
мере надобности.
-Сюжеты придуманы?
-А теперь постройте свою историю
при помощи демонстрационного
набора «Лего».
-Я вижу, работы готовы. А теперь
выберите тех, кто озвучит ваши
рассказы герои , автор
сюжета: завязка - кульминация –
развязка
Ученики работают в группах с
демонстрационным набором «Лего».
Ребята озвучивают свои работы у
доски
Работа в группах
Демонстрация работ
4.Рефлексия
Регулятивные
УУД
Предметные УУД
Личностные УУД
Познавательные
УУД
Осознание качества и
уровня работ
Самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действий.
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Ориентация на
понимание причин
успехов учебной
деятельности,
сотрудничество со
сверстниками
Рефлексия способов
условий действий,
контроль, оценка
процесса результатов
деятельности
Подведем итог урока. Продолжите
фразу
1.
сегодня я узнал…
2.
было интересно…
3.
было трудно…
4.
я понял, что…
5.
теперь я могу…
6.
я почувствовал, что…
7.
я научился…
8.
у меня получилось …
9.
я смог…
10.
я попробую…
11.
меня удивило…
12.
урок дал мне для жизни…
13.
мне захотелось…
-Ребята, а какую работу можно
выполнить, используя ваши
иллюстрации?
- -Спасибо за работу. Мне было
сегодня с вами очень интересно.
На вопросы по желанию
вызываются отвечать ученики.
Ученики предлагают варианты
выполнения творческой работы
Индивидуальный опрос с
места (Метод опроса
«Солнышко»)
Слайд 11.