Автор: Арнаут Александра Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Родничок"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО– Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Специфика деятельности воспитателя по предупреждению и преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 «Родничок»
Выступление
на семинаре для воспитателей
Тема: «Специфика деятельности воспитателя по
предупреждению и преодолению нарушений речи у
детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед:
А.Н.Арнаут
Сентябрь, 2018г.
Современные
исследования
развития
детей
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста
свидетельствуют
о
том,
что
уровень
нервно-
психического
и
речевого
развития
большинства
детей,
поступающих
в
детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у
детей
раннего
возраста
наблюдаются
в
развитии
тех
функций,
которые
формируются в данный сенситивный период. Прежде всего - это активная
речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции
наиболее
чувствительны
к
влиянию
неблагоприятных
биологических
факторов:
ухудшение экологической обстановки;
дефицит йода и фтора;
патологии беременности;
родовые травмы;
ослабленное здоровье детей;
недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных
функций, выявляются:
неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
снижение речевой культуры общества в целом.
Современный
ребенок,
продолжительное
время
находящийся
у
экрана
телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и
артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и
мимики, задерживая речевое развитие.
Характер
нарушений
произносительной
стороны
речи
детей,
поступающих
в
ДОУ,
свидетельствует
о
сбоях
формирования
речевой
системы
на
ранних
этапах
развития.
Часто
отмечаются
дефекты
произношения
звуков
раннего
онтогенеза:
([г],
[х],
[т],
[д]),
смягчение
согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту
и
способу
артикуляции,
так
и
по
акустическим
характеристикам,
что
свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха.
В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений
в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами:
Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой,
Е.А.
Стребелевой,
и
др.
Все
они
выделяют
следующие
направления
профилактической
и
развивающей
работы
с
детьми
раннего
возраста:
развитие
зрительного
и
слухового
восприятия,
эмоциональных
реакций,
нормализация
мышечного
тонуса
и
работы
органов
артикуляционного
аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с
предметами,
нормализация
дыхания,
развитие
понимания
речи
и
предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.
Отсутствие
профилактических
мер
по
предупреждению
речевых
нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению
нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,
речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.
Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную
необходимость
оптимизировать
организацию
работы
по
профилактике
речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста и
определить
основные направления работы:
1.
Формирование
моторной
сферы
-
нормализация
мышечного
тонуса
(общий
массаж,
физкультурные
занятия,
дифференцированный
массаж
лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и
пальцев
рук,
самомассаж
биологически
активных
точек);
формирование
кинестетического
и
кинетического
ощущения
ручных
и
артикуляторных
движений
(восприятие
схемы
тела,
формирование
пространственного
чувства,
пальчиковые
игры,
упражнения
на
определение
положения
губ,
языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной
моторики
(комплекс
игр);
развитие
зрительно-моторной
координации;
развитие навыков самообслуживания.
2 . Развитие
высших
психических
функций
-
сенсорно-перцептивной
деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной,
двигательной);
внимания
(зрительного,
слухового,
двигательного);
восприятия
(зрительного,
слухового);
мыслительной
деятельности
во
взаимосвязи
с
развитием
речи
(познавательной
активности,
наглядно-
действенного
и
наглядно-образного
мышления,
мыслительных
операций,
умения
действовать
целенаправленно);
творческих
способностей,
межанализаторного
взаимодействия;
формирование
ведущих
видов
деятельности
(предметной,
игровой);
обеспечение
устойчивой
положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Развитие импрессивной речи - понимания слов, обозначающих предметы,
действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций;
инструкций, вопросов, несложных текстов).
4 . Развитие экспрессивной речи - лексического запаса (называние слов,
обозначающих
предметы,
признаки,
действия
и
т.д.);
фразовой
речи,
звукопроизношения,
фонематических
процессов,
активизация
словаря,
совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в
активный
словарь,
формирование
речевого
и
предметно-практического
общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.
Речевые нарушения трудны в коррекции и требуют совместных усилий и
педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны – медицина не способна
вылечить
эти
дефекты,
а
обычные
методы
по
воспитанию
речи
безрезультатны.
Вот
здесь
на
помощь
и
приходит
учитель-логопед,
владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование
которых
базируется
на
знании
неврологических
основ
речи
и
учении
о
компенсаторных возможностях ребенка.
Современная наука среди факторов, способствующих нарушения речи у
детей, выделяет следующие причины.
1. Различная внутриутробная патология.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов.
3. Различные заболевания впервые годы жизни.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы.
6. Неблагоприятные социально – бытовые условия.
Как сказываются вышеперечисленные факторы на речевом развитии
детей, посещающих детский сад, можно отчетливо увидеть, сделав анализ
медицинской документации, речевой диагностики детей, социологических
карт семей воспитанников.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция уменьшения
количества детей с I группой здоровья, роста количества воспитанников,
имеющих II и III группы. Так, процент детей, поступивших с первой группой
колебается от 1% до 6 %; со второй группой от 65% до 76%; с третьей от 14%
до
30%.
Кроме
того,
в
анамнезе
у
92%
поступающих
детей,
имеются
различные неврологические отклонения, а 35% детей имеют неврологические
диагнозы
на
момент
поступления
в
ДОУ.
Такой
неврологический
фон,
несомненно,
сказывается
на
развитии
ребенка
в
целом,
и
речевом,
в
частности, в чем наглядно можно убедиться, проведя количественный анализ
ежегодной речевой диагностики детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных
направлений и содержания профилактической работы по предупреждению
нарушений
речи
у
детей
раннего
возраста.
Гораздо
легче
предотвратить
формирование
отклонений
в
развитии
речевых
функций,
чем
их
впоследствии устранить.
Анализ
литературы
по
теме
исследования
свидетельствуют
о
необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия
на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста.
Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой,
артикуляционной
моторики
параллельно
с
развитием
речи
будет
способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка
раннего возраста.
Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей
раннего
возраста
строиться
с
учетом
основных
положений
специальной
педагогики в области раннего вмешательства - раннее целенаправленное и
дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических
методик,
приемов,
средств
обучения;
более
глубокая
дифференциация
и
индивидуализация обучения.
Профилактика речевых нарушений представлена блоками:
1 . Диагностический
блок -
организация
комплексного
медико-психолого-
педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей
речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи.
Задачи:
изучение состояния речи детей
определение уровня развития речи (норма, задержка)
установление возможных причин недоразвития речи.
По
результатам
диагностики
логопедом
составляются
рекомендации,
намечается
план
профилактических
мероприятий
с
воспитателями,
родителями и детьми.
2 . Профилактический
блок
- предусматривает
оказание
педагогической
помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении
его
полноценности.
Понятие
«полноценность»
является
ключевым
профилактического блока и во многом определяет его задачи и наполнение.
Задачи, реализуемые в этом блоке:
формирование
информационной
готовности
педагогов
ДОУ
к
эффективной
работе
по
профилактике
речевых
нарушений
у
детей
раннего возраста;
оказание
педагогической
помощи
воспитанникам
в
нормальном
речевом
развитии
и
своевременное
преодоление
возрастных
специфических трудностей в речевой деятельности.
Реализация задач:
1.
Формирование
информационной
готовности
педагогов
ДОУ
к
эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего
возраста.
Решение
этой
задачи
осуществляется
через
формирование
у
педагогов
компетентностей:
о возрастных закономерностях речевого развития;
о
типичных
нарушениях
звукопроизношения
детей
и
причинах,
лежащих в их основе;
о
задачах,
формах,
методах
и
приёмах
диагностики,
профилактики
речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ;
А также умений:
наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
распознавать
предпосылки
формирования
нетипичных
вариантов
формирования звукопроизношения;
обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям
общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
методически
грамотно
планировать
и
проводить
работу
по
профилактике у детей нарушений звукопроизношения.
Формы
организации:
мастер-классы,
мини-лекции,
семинары-практикумы,
тренинги
и
т.д.
Темы:
«Орешек
на
ладошке»,
«Особенности
проведения
артикуляционной
гимнастики
с
детьми
раннего
возраста»,
«Приемы
стимуляции речевой активности» и др.
2.
Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом
развитии
и
своевременное
преодоление
возрастных
специфических
трудностей в речевой деятельности.
Огромную
роль
в
решении
этой
задачи
играет организация
воспитательной среды, способствующей созданию у детей потребности в
речи,
стимуляция
речевого
развития
в
соответствии
с
закономерностями
речевого онтогенеза.
Как
показывают
исследования, основа
формирования
речи
-
обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а
также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание
полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней
совместной
деятельности
ребенка
с
взрослыми
и
сверстниками
служит
наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов,
сопровождаемые
речью,
оказывают
положительное
влияние
на
развитие
речевых и умственных способностей детей.
Занятия
с
картинками
«Мои
первые
слова»,
«Мои
первые
предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов
«Игрушки»,
«Посуда»,
стимулируют
способность
к
подражанию
и
самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Важным
средством
профилактики
нарушений
речи
служит
создание
соответствующей
возрасту
детей
активной
речевой
среды:
правильная,
чистая
речь
взрослых,
чтение
произведений
художественной
литературы,
использование
фольклора
в
режимных
моментах,
планирование
игр
–
драматизаций и развлечений.
Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также
и на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно – психического и
физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы
и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в
этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов
речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.
Одно
из
направлений
деятельности
педагогов
- предупреждение
у
детей трудностей в речевом развитии посредством педагогических методов
и приемов.
Современные исследования нервно - психического развития детей раннего и
младшего дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания
профилактического
воздействия
на
детей
2
–
4
лет
посредством
использования специальных заданий, упражнений и игр.
Предупреждение
возможных
трудностей
формирования
фонематического
слуха
и
недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе
разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых
возможностей детей раннего возраста». Планирование представляет собой
систему специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания,
речевого
слуха,
элементов
фонетической
ритмики,
работу
с
картинкой,
упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.
Регулярное
проведение
артикуляционных
упражнений
способствует
развитию и укреплению мышц языка, губ.
Игры
со
звукоподражаниями
-
правильному
и
своевременному
формированию
гласных
и
согласных
звуков
раннего
онтогенеза,
развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой
голоса.
Включение
элементов
фонетической
ритмики
помогает
развитию
слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.
Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные
игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным
средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного
мозга.
Содержание
деятельности
воспитателей
и
специалистов
в
рамках
профилактического
блока
определяется
их
творческим
отношением
к
решению
программных
задач
с
учетом
возраста,
познавательных
потребностей
и
возможностей
развития
с
одной
стороны,
а
с
другой
–
пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования
речевых нарушений.
Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям
логопеда в группах необходимо создать условия:
оборудовать речевые уголки;
накопить
разнообразный
практический
материал
для
организации
речевых игр и занятий:
o
пособия для проведения артикуляционных упражнений;
o
игрушки для развития правильного речевого выдоха;
o
тематические альбомы;
o
игры для обогащения словарного запаса;
o
игры для формирования грамматического строя речи;
o
игры для развития фонематического слуха и др.
В
ФЗ
от
29.12.2012г.
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» отмечено -
детям, имеющим проблемы в развитии на основании
решения ТПМПК присваивается статус – ребенок о ОВЗ (ограниченные
возможности здоровья). На основании Закона об образовании в РФ№273 от
29.12.2012 года воспитанники с нарушением речи получают образование по
АОП адаптированной образовательной программе) ДОУ для детей с ТНР
(тяжелые
нарушения
речи).
Участниками
образовательных
отношений
являются воспитанник, родители, педагогические работники и специалисты,
(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог- психолог), осуществляющие
образовательную деятельность.
На основании Ст. 79 п.3 под специальными условиями для получения
образования
обучающимися
с
ОВЗ
понимаются
условия
обучения,
воспитания
и
развития
таких
обучающихся,
включающие
в
себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения,
воспитания; специальных учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения, предоставление услуг тьютера
(помощника), проведение групповых и которых невозможно или затруднено
освоение
образовательной
программы
воспитанниками
индивидуальных
коррекционных занятий, и другие условия, без с ОВЗ.
Таким
образом,
своевременно
проводимая
в
ДОУ
работа
по
профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно
сокращает
и
количество
детей,
состояние
речи
которых
в
старшем
дошкольном возрасте требует коррекции.