Напоминание

«Специфика деятельности воспитателя по предупреждению и преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста»


Автор: Арнаут Александра Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Родничок"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО– Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Специфика деятельности воспитателя по предупреждению и преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 «Родничок»

Выступление

на семинаре для воспитателей

Тема: «Специфика деятельности воспитателя по

предупреждению и преодолению нарушений речи у

детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед:

А.Н.Арнаут

Сентябрь, 2018г.

Современные

исследования

развития

детей

раннего

и

младшего

дошкольного

возраста

свидетельствуют

о

том,

что

уровень

нервно-

психического

и

речевого

развития

большинства

детей,

поступающих

в

детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у

детей

раннего

возраста

наблюдаются

в

развитии

тех

функций,

которые

формируются в данный сенситивный период. Прежде всего - это активная

речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции

наиболее

чувствительны

к

влиянию

неблагоприятных

биологических

факторов:

ухудшение экологической обстановки;

дефицит йода и фтора;

патологии беременности;

родовые травмы;

ослабленное здоровье детей;

недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных

функций, выявляются:

неблагоприятное речевое воспитание ребенка;

снижение речевой культуры общества в целом.

Современный

ребенок,

продолжительное

время

находящийся

у

экрана

телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и

артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и

мимики, задерживая речевое развитие.

Характер

нарушений

произносительной

стороны

речи

детей,

поступающих

в

ДОУ,

свидетельствует

о

сбоях

формирования

речевой

системы

на

ранних

этапах

развития.

Часто

отмечаются

дефекты

произношения

звуков

раннего

онтогенеза:

([г],

[х],

[т],

[д]),

смягчение

согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту

и

способу

артикуляции,

так

и

по

акустическим

характеристикам,

что

свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха.

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений

в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами:

Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой,

Е.А.

Стребелевой,

и

др.

Все

они

выделяют

следующие

направления

профилактической

и

развивающей

работы

с

детьми

раннего

возраста:

развитие

зрительного

и

слухового

восприятия,

эмоциональных

реакций,

нормализация

мышечного

тонуса

и

работы

органов

артикуляционного

аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с

предметами,

нормализация

дыхания,

развитие

понимания

речи

и

предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсутствие

профилактических

мер

по

предупреждению

речевых

нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению

нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,

речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную

необходимость

оптимизировать

организацию

работы

по

профилактике

речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста и

определить

основные направления работы:

1.

Формирование

моторной

сферы

-

нормализация

мышечного

тонуса

(общий

массаж,

физкультурные

занятия,

дифференцированный

массаж

лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и

пальцев

рук,

самомассаж

биологически

активных

точек);

формирование

кинестетического

и

кинетического

ощущения

ручных

и

артикуляторных

движений

(восприятие

схемы

тела,

формирование

пространственного

чувства,

пальчиковые

игры,

упражнения

на

определение

положения

губ,

языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной

моторики

(комплекс

игр);

развитие

зрительно-моторной

координации;

развитие навыков самообслуживания.

2 . Развитие

высших

психических

функций

-

сенсорно-перцептивной

деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной,

двигательной);

внимания

(зрительного,

слухового,

двигательного);

восприятия

(зрительного,

слухового);

мыслительной

деятельности

во

взаимосвязи

с

развитием

речи

(познавательной

активности,

наглядно-

действенного

и

наглядно-образного

мышления,

мыслительных

операций,

умения

действовать

целенаправленно);

творческих

способностей,

межанализаторного

взаимодействия;

формирование

ведущих

видов

деятельности

(предметной,

игровой);

обеспечение

устойчивой

положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи - понимания слов, обозначающих предметы,

действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций;

инструкций, вопросов, несложных текстов).

4 . Развитие экспрессивной речи - лексического запаса (называние слов,

обозначающих

предметы,

признаки,

действия

и

т.д.);

фразовой

речи,

звукопроизношения,

фонематических

процессов,

активизация

словаря,

совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в

активный

словарь,

формирование

речевого

и

предметно-практического

общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

Речевые нарушения трудны в коррекции и требуют совместных усилий и

педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны – медицина не способна

вылечить

эти

дефекты,

а

обычные

методы

по

воспитанию

речи

безрезультатны.

Вот

здесь

на

помощь

и

приходит

учитель-логопед,

владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование

которых

базируется

на

знании

неврологических

основ

речи

и

учении

о

компенсаторных возможностях ребенка.

Современная наука среди факторов, способствующих нарушения речи у

детей, выделяет следующие причины.

1. Различная внутриутробная патология.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов.

3. Различные заболевания впервые годы жизни.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

6. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Как сказываются вышеперечисленные факторы на речевом развитии

детей, посещающих детский сад, можно отчетливо увидеть, сделав анализ

медицинской документации, речевой диагностики детей, социологических

карт семей воспитанников.

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция уменьшения

количества детей с I группой здоровья, роста количества воспитанников,

имеющих II и III группы. Так, процент детей, поступивших с первой группой

колебается от 1% до 6 %; со второй группой от 65% до 76%; с третьей от 14%

до

30%.

Кроме

того,

в

анамнезе

у

92%

поступающих

детей,

имеются

различные неврологические отклонения, а 35% детей имеют неврологические

диагнозы

на

момент

поступления

в

ДОУ.

Такой

неврологический

фон,

несомненно,

сказывается

на

развитии

ребенка

в

целом,

и

речевом,

в

частности, в чем наглядно можно убедиться, проведя количественный анализ

ежегодной речевой диагностики детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных

направлений и содержания профилактической работы по предупреждению

нарушений

речи

у

детей

раннего

возраста.

Гораздо

легче

предотвратить

формирование

отклонений

в

развитии

речевых

функций,

чем

их

впоследствии устранить.

Анализ

литературы

по

теме

исследования

свидетельствуют

о

необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия

на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста.

Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой,

артикуляционной

моторики

параллельно

с

развитием

речи

будет

способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка

раннего возраста.

Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей

раннего

возраста

строиться

с

учетом

основных

положений

специальной

педагогики в области раннего вмешательства - раннее целенаправленное и

дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических

методик,

приемов,

средств

обучения;

более

глубокая

дифференциация

и

индивидуализация обучения.

Профилактика речевых нарушений представлена блоками:

1 . Диагностический

блок -

организация

комплексного

медико-психолого-

педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей

речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи.

Задачи:

изучение состояния речи детей

определение уровня развития речи (норма, задержка)

установление возможных причин недоразвития речи.

По

результатам

диагностики

логопедом

составляются

рекомендации,

намечается

план

профилактических

мероприятий

с

воспитателями,

родителями и детьми.

2 . Профилактический

блок

- предусматривает

оказание

педагогической

помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении

его

полноценности.

Понятие

«полноценность»

является

ключевым

профилактического блока и во многом определяет его задачи и наполнение.

Задачи, реализуемые в этом блоке:

формирование

информационной

готовности

педагогов

ДОУ

к

эффективной

работе

по

профилактике

речевых

нарушений

у

детей

раннего возраста;

оказание

педагогической

помощи

воспитанникам

в

нормальном

речевом

развитии

и

своевременное

преодоление

возрастных

специфических трудностей в речевой деятельности.

Реализация задач:

1.

Формирование

информационной

готовности

педагогов

ДОУ

к

эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего

возраста.

Решение

этой

задачи

осуществляется

через

формирование

у

педагогов

компетентностей:

о возрастных закономерностях речевого развития;

о

типичных

нарушениях

звукопроизношения

детей

и

причинах,

лежащих в их основе;

о

задачах,

формах,

методах

и

приёмах

диагностики,

профилактики

речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ;

А также умений:

наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;

распознавать

предпосылки

формирования

нетипичных

вариантов

формирования звукопроизношения;

обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям

общего и речевого развития детей среды в ДОУ;

методически

грамотно

планировать

и

проводить

работу

по

профилактике у детей нарушений звукопроизношения.

Формы

организации:

мастер-классы,

мини-лекции,

семинары-практикумы,

тренинги

и

т.д.

Темы:

«Орешек

на

ладошке»,

«Особенности

проведения

артикуляционной

гимнастики

с

детьми

раннего

возраста»,

«Приемы

стимуляции речевой активности» и др.

2.

Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом

развитии

и

своевременное

преодоление

возрастных

специфических

трудностей в речевой деятельности.

Огромную

роль

в

решении

этой

задачи

играет организация

воспитательной среды, способствующей созданию у детей потребности в

речи,

стимуляция

речевого

развития

в

соответствии

с

закономерностями

речевого онтогенеза.

Как

показывают

исследования, основа

формирования

речи

-

обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а

также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание

полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней

совместной

деятельности

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками

служит

наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов,

сопровождаемые

речью,

оказывают

положительное

влияние

на

развитие

речевых и умственных способностей детей.

Занятия

с

картинками

«Мои

первые

слова»,

«Мои

первые

предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов

«Игрушки»,

«Посуда»,

стимулируют

способность

к

подражанию

и

самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным

средством

профилактики

нарушений

речи

служит

создание

соответствующей

возрасту

детей

активной

речевой

среды:

правильная,

чистая

речь

взрослых,

чтение

произведений

художественной

литературы,

использование

фольклора

в

режимных

моментах,

планирование

игр

драматизаций и развлечений.

Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также

и на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно – психического и

физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы

и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в

этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов

речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.

Одно

из

направлений

деятельности

педагогов

- предупреждение

у

детей трудностей в речевом развитии посредством педагогических методов

и приемов.

Современные исследования нервно - психического развития детей раннего и

младшего дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания

профилактического

воздействия

на

детей

2

4

лет

посредством

использования специальных заданий, упражнений и игр.

Предупреждение

возможных

трудностей

формирования

фонематического

слуха

и

недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе

разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых

возможностей детей раннего возраста». Планирование представляет собой

систему специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания,

речевого

слуха,

элементов

фонетической

ритмики,

работу

с

картинкой,

упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.

Регулярное

проведение

артикуляционных

упражнений

способствует

развитию и укреплению мышц языка, губ.

Игры

со

звукоподражаниями

-

правильному

и

своевременному

формированию

гласных

и

согласных

звуков

раннего

онтогенеза,

развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой

голоса.

Включение

элементов

фонетической

ритмики

помогает

развитию

слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.

Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные

игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным

средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного

мозга.

Содержание

деятельности

воспитателей

и

специалистов

в

рамках

профилактического

блока

определяется

их

творческим

отношением

к

решению

программных

задач

с

учетом

возраста,

познавательных

потребностей

и

возможностей

развития

с

одной

стороны,

а

с

другой

пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования

речевых нарушений.

Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям

логопеда в группах необходимо создать условия:

оборудовать речевые уголки;

накопить

разнообразный

практический

материал

для

организации

речевых игр и занятий:

o

пособия для проведения артикуляционных упражнений;

o

игрушки для развития правильного речевого выдоха;

o

тематические альбомы;

o

игры для обогащения словарного запаса;

o

игры для формирования грамматического строя речи;

o

игры для развития фонематического слуха и др.

В

ФЗ

от

29.12.2012г.

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» отмечено -

детям, имеющим проблемы в развитии на основании

решения ТПМПК присваивается статус – ребенок о ОВЗ (ограниченные

возможности здоровья). На основании Закона об образовании в РФ№273 от

29.12.2012 года воспитанники с нарушением речи получают образование по

АОП адаптированной образовательной программе) ДОУ для детей с ТНР

(тяжелые

нарушения

речи).

Участниками

образовательных

отношений

являются воспитанник, родители, педагогические работники и специалисты,

(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог- психолог), осуществляющие

образовательную деятельность.

На основании Ст. 79 п.3 под специальными условиями для получения

образования

обучающимися

с

ОВЗ

понимаются

условия

обучения,

воспитания

и

развития

таких

обучающихся,

включающие

в

себя

использование специальных образовательных программ и методов обучения,

воспитания; специальных учебных пособий и дидактических материалов,

специальных технических средств обучения, предоставление услуг тьютера

(помощника), проведение групповых и которых невозможно или затруднено

освоение

образовательной

программы

воспитанниками

индивидуальных

коррекционных занятий, и другие условия, без с ОВЗ.

Таким

образом,

своевременно

проводимая

в

ДОУ

работа

по

профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно

сокращает

и

количество

детей,

состояние

речи

которых

в

старшем

дошкольном возрасте требует коррекции.



В раздел образования