Автор: Сыщук Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Аннинская СОШ №3
Населённый пункт: п.г.т. Анна, Воронежская область
Наименование материала: авторская статья
Тема: Использование технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в обучении учащихся по ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Сыщук Л. В.
Использование технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина
– В.В.Давыдова в обучении учащихся по ФГОС НОО
МБОУ Аннинская СОШ №3 (п.г.т. Анна, Воронежская область)
Какой
учитель
не
задавал
себе
вопроса:
«Ну,
почему
так?
Я
замечательно спланировал урок. Провел его успешно. Почему на следующий
день они ничего не знают? Они что меня совсем не понимают?» И так
каждый раз…
Действительно, работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни
старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое:
только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И
только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда
мы запоминаем на 90%.
Скорее всего, эта мысль и послужила толчком к моему переходу на
обучение
детей
по
технологии
развивающего
обучения Д.Б.Эльконина
–
В.В.Давыдова. Учитывая, что технология мало кого привлекала, естественно
и обеспечение программы было недостаточным. Приходилось самой шаг за
шагом вместе с детьми постигать премудрости программы.
В настоящее время эта система вызвала особый интерес. Это связано
прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции
модернизации
российского
образования,
принятой
Правительством
РФ,
стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям
и задачам развивающего обучения.
Обучая детей по технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
позволяет мне, прежде всего, сформировать у ребенка основы рефлексивного
(теоретического)
мышления,
учебной
самостоятельности,
поисковой
активности и ответственности младшего школьника в учебной деятельности
в
условиях
качественного,
эффективного
и
здоровьесберегающего
образования.
Работая
по
данной
системе,
приходится
полностью
менять
свои
взгляды на свою работу и работу детей. В основу заложен деятельностный
подход. Чего в прочем сейчас и требуют новые федеральные стандарты
второго
поколения.
Никто
не
поспорит,
что
рассказать
наизусть
гораздо
проще, чем составить рассказ на заданную тему. Так и учителю в новых
условиях приходится не учить урок, а его сопровождать. Большая часть
деятельности на уроке должна быть отдана детям.
В
системе
Д.Б.
Эльконина
-
В.В.
Давыдова
невозможно
написать
конспект урока. Должен быть многовариативный план. Трудно предусмотреть
какой-то один вариант развития событий на уроке, нужно прогнозировать
несколько
возможных
вариантов
развития
событий
в
зависимости
от
создавшейся
ситуации.
Нужно
быть
по
возможности
готовым
к
любому
“непредвиденному” повороту урока. Соблюдаются только этапы урока:
1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой,
рефлексия своего состояния).
2. Создание “ситуации успеха” (демонстрация детьми знаний, полученных
ранее).
3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта” (разрыв между
тем, что дети уже хорошо знают и умеют и тем, что пока им неизвестно).
4. Постановка учебной задачи.
5. Решение учебной задачи.
6. Контроль и оценка найденного способа (работа в группах).
7. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной
цели.
8. Определение следующего шага в движении.
9. Домашнее задание.
Это
позволяет
наполнить
урок
новыми
подходами
к
организации
деятельности учащихся на каждом его этапе.