Автор: Чуприна Раиса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Ласточка"
Населённый пункт: ст.Новорождественская Тихорецкий район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Долгосрочный детско–взрослый проект "Безопасная дорога детства"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 16
«Ласточка» станицы Новорождественской муниципального
образования Тихорецкий район
Долгосрочный
детско-взрослый
проект на тему:
«Безопасная дорога детства»
Воспитатель – Чуприна Р.А.
2018г.
Содержание.
1.
Описание
2.
Введение
3.
Цель проекта
4.
Задачи проекта
5.
Актуальность мероприятия
6.
Предполагаемые результаты
7.
Содержание проекта
8.
Реализация проекта
9.
Итог мероприятия
Всероссийский профессиональный заочный конкурс методических
разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций
2
«Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?»
Проект, направленный на
совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми
дошкольного возраста по профилактике безопасности на дороге.
Организация работы с дошкольниками 4-7 лет
Выполнила воспитатель:
Чуприна Раиса Алексеевна
Проект
«Безопасная дорога детства»
3
Чуприна Раиса Алексеевна
Тема: совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми дошкольного
возраста по профилактике безопасности на дороге.
Вид проекта: познавательно - образовательный, творческий, информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-
транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят
улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из
них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим
ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на
улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Ответственность за
воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на
родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и
то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе
непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями возникла
необходимость разработать и реализовать на практике проект «Безопасная дорога
детства»
Проблема: Дети мало знают о правилах поведения на дороге и в общественном
транспорте.
Цель проекта: сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного
поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию
образовательных областей.
Ведущая образовательная область данного проекта - «Социально-коммуникативное
развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и
расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах
сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений
в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном проекте, где у детей
формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге
в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным
переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и
значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта. Дети продолжают
знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Участники: воспитатели группы, дети, родители.
4
Актуальность.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности
движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой
проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания,
полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии
становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с
правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта
работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение,
уверенность в своих действиях.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма
принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в
данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой
ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного
учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как
дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из
сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного
движения.
Содержание проекта.
Задачи решались в следующих образовательных областях:
• О.о «Познавательное развитие», познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар),
односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также
перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и
их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств
различного назначения (общественный, специальный транспорт);
• О.о «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность
воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка,
аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой
по данной теме);
• О.о «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов
безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в
стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для
формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
• О.о «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том
числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
5
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о
правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении,
сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Предполагаемый результат
1. Формирование у детей навыков культуры поведения на дороге и в общественном
транспорте появление новых знаний о правилах дорожного движения.
2. Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной
грамоте, и безопасному поведению на дороге.
3. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в
вопросах безопасности дорожного движения.
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап
1. Подборка дидактических игр по безопасности дорожного движения.
2. Подборка художественной литературы, стихов, загадок по правилам дорожного
движения.
3. Подборка папок – передвижек и тематических папок по правилам безопасного
поведения на дорогах и в общественном транспорте.
4. Беседы «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Что
такое проезжая часть дороги», «Как переходить улицу», «Знаешь ли ты сигналы
светофора?», «Посмотри направо, посмотри налево».
5. Экскурсия на перекрёсток .
6. Изготовление материалов и атрибутов в уголок безопасности дорожного
движения в помещении игровой комнаты группы.
7. Консультации для родителей «Детское автокресло – покупать или нет», «Причины
несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах», «Профилактика дорожно-
транспортного травматизма», «Поведение в общественном транспорте».
Основной этап
Чтение художественной
литературы: А. Дорохов «Зеленый… Желтый…Красный!», А.
Душлов «Моя улица», М. Кривич «Школа пешехода», Я. Пишумов «Самый лучший
переход», А. Северный «Светофор», загадки.
Дидактические игры: «Угадай - ка», «Угадай какой знак», «Собери светофор».
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Будь
внимателен», «Красный, жёлтый, зелёный»
Игра – драматизация: «Путешествие в деревню».
Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы», «Дядя Стёпа –
милиционер», «школа Аркадия Паровозова», «Можно и нельзя».
Сюжетно – ролевые игры: «Постовой и пешеходы», «Водители».
Художественное творчество: «Пешеходный переход», «Жезл
постового» (лепка); «Светофор наш лучший друг» (аппликация); «Грузовик», «Дорога на
моей улице»(рисование); раскраски «Транспорт».
6
Строительные игры: «Улицы нашего города», «Гаражи для больших и маленьких
машин», «Парковка».
Обобщающий этап
1. Выставка детских рисунков «Мы-за безопасность на дороге»
2. Создание мини – библиотеки «Всё о правилах дорожного движения».
3. Буклеты и памятки для родителей «Азбука пешехода», «О правилах безопасности на
дороге», анкетирование.
4. Фотовыставка «Я езжу в авто кресле и это очень хорошо»
Проект ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса
в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители,
воспитатель – родители.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка,
раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою
очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Работа с родителями.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями
(законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию
педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и
методов :
- консультации в виде информационных карт
-совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной
среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для
центра «ПДД»;
- беседы, раздача буклетов
- демонстрации видео роликов
- папки-передвижки
Для активизации родителей используются следующие методы:
Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма.
Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного
поведения.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.
Обращение к опыту родителей.
Привлечение к активной деятельности.
Результаты работы с детьми.
В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и
любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой.
И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной
среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями,
удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на
дорогах.
7
Результативность опыта
Проделанная работа по проекту дала определенный результат .
1. У детей сформировались навыки культуры поведения на дороге и в общественном
транспорте они знают и соблюдают правила дорожного движения.
2. Повысилась заинтересованность родителей в проблеме обучения детей дорожной
грамоте, и безопасному поведению на дороге.
3. Активизировалась совместная деятельность детского сада и семьи в
вопросах безопасности дорожного движения.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. У
детей значительно повысился уровень знаний о правилах безопасного поведения на
дорогах и в общественном транспорте, что в дальнейшем положительно скажется на
их безопасной жизнедеятельности
8
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ПДД . Данный материал может быть
полезен педагогам дошкольного образования и родителям. Конспект позволяет в игровой
форме вспомнить Правила дорожного движения, провести разъяснительную работу по
теме безопасности на дороге.
ТЕМА «Школа пешехода»
Активизация словаря- закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар,
названия дорожных знаков.
Методы и приемы: - игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание,
объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать
знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход,
остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и
детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить
их с изображением.
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки»,
«Правила перехода улиц и дорог»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я
бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора»,
Б.Житков «Светофор»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша
улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Материал:
Дорожные знаки, макет светофора, шаблоны , карты-схемы.
Ход занятия
“Дорогие ребята! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить
дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать,
где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам
ориентироваться на улице, при переходе улицы.
Игра с мячом.
Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос
и возвращаете мяч.
— По дороге кто идет? Пешеход.
— Кто машину ведет? Водитель.
— Сколько глаз у светофора? Три глаза.
-Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит? Подожди.
— Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит? Можете идти.
— Идут наши ножки…По пешеходной дорожке.
— Где мы автобус ждем? На остановке.
— Где играем в прятки? На детской площадке.
Здорово! На все вопросы ответили правильно.
9
Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать
загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так,
начинаем.
Загадки по ПДД:
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. ("Велосипедная дорожка".)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
Правило 1.
“Дорога только для машин”
Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.
Вот на улицу выходим,
И к дороге мы подходим,
По асфальту шуршат шины,
Едут разные машины.
-По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается. Дорогу можно только переходить
в указанном месте.
Правило 2.
“Иди только по тротуару”
Тротуар для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти!
— Ребята, где вы идете с мамой из детского сада? (ответы детей)
Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару?
Правило 3. “Будь внимательным!”
Разве можно так, подружки!
Где ваши глаза и ушки!
10
От такого поведенья
Может быть немало бед:
Ведь дорога не для чтенья
И не место для бесед!
— Для чего нужно быть внимательным на дороге?
Правило 4 “Берегите свою жизнь”
Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!
Вдруг сорветесь – и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться…
— Что еще нельзя делать на дороге?
— Скажите, где разрешено детям играть.
— Сегодня на занятии мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные
знаки. Вы уже стали большими ребятами, предстоит летняя пора, затем вы пойдете в
школу. Вы должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в
проблемных ситуациях на дорогах, шалости оставлять за порогом дома. Старайтесь быть
предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам
людям.
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители,
Вы должны хорошо знать
И строго соблюдать
Правила дорожного движения!
11