Автор: Петрова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 434 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: публикация
Тема: «Организация тематических проектов в группе детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 434 "Родничок"
Подготовила воспитатель
Петрова И. В.
«Организация тематических проектов в группе детей раннего возраста»
В последние годы дошкольное образование переживает большие перемены. Выходят
новые нормативные документы, которые регламентируют образовательную деятельность в
детском
саду.
С
1
января
2014
года
вступил
в
силу
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
в
котором
отмечены
основные
принципы современного дошкольного образования. ФГОС ДО ставит задачи развития
детской
инициативы,
активности,
умения
сотрудничать
и
делать
выбор
на
основе
индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это возможно только при реализации
подхода, который определяется конкретными педагогическими технологиями. Одной из
таких
технологий
является
«Метод
проектов».
В
ходе
осуществления
проектной
деятельности
ребёнок
получает
возможность
экспериментировать,
быть
активным
и
самостоятельным,
выбирать
содержание
своей
деятельности,
взаимодействовать
с
взрослыми и сверстниками. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес
в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные
качества детей. В нашем детском саду метод проектов успешно используется уже давно, но
преимущественно в группах среднего и старшего возраста. Многие из педагогов младших
групп
считают,
что
данная
технология
для
детей
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста сложна. Я же решила опровергнуть их мнение и апробировать метод проектов в
группе
детей
раннего
возраста,
адаптировав
его
в
соответствии
с
возрастными
особенностями. Любая технология требует поэтапных действий.
Первым этапом работы над нашим проектом, был, конечно, выбор темы.
Как мы выбирали тему?
Выбор темы был определен большим интересом детей к новым куклам «би-ба-бо» в
театральном
центре.
Мы
пополнили
театральный
центр
героями
сказки
,
дети
сразу
заметили новые игрушки, охотно с ними играли, спорили кто кем будет, так у меня
возникла идея проведения данного проекта
.
И так, тема была определена-
« В гости
к сказке» . Следующий этап - метод трех
вопросов. Метод требует речевой активности детей. Они должны ответить на вопросы: что
мы знаем? что хотим узнать? где мы можем узнать? Конечно, у наших малышей словарный
запас еще не богат, и в такой деятельности они участвовали впервые. Но познакомившись
с игрушками , дети активно в ступили в диалог. Вместе с детьми мы ответили на все
вопросы. Одно из требований технологии – ответы детей фиксируются на большом листе
бумаги. А так как дети не умеют читать, я фиксировала ответы символами и рисунками,
знакомыми детям. Третий этап - это тематическое планирование по выбранной проблеме
на две недели (примерная продолжительность проекта), так называемая «паутинка».
В ясельной группе это, конечно, работа воспитателя. Я, учитывая интересы детей своей
группы,
запланировала
деятельность
по
всем
образовательным
областям.
Что-то
мне
подсказали родители. Особое внимание я уделала созданию тематической предметной
развивающей среды. Во всех развивающих центрах группы присутствовали материалы,
связанные с темой. В этом мне помогли родители. Они приносили из дома игрушки,
картинки и книги и все, что касалось этой темы. Мои малыши очень любят заниматься
творчеством,
поэтому
мной
был
подготовлен
разнообразный
материал.
В
результате
совместной деятельности у нас появились
персонажи из бумаги, пластилина, камней
другого
природного
материала.
Мы
рисовали
кисточками,
губками,
ладошками
и
ступнями.
Особый
интерес
у
детей
раннего
возраста
вызывает
театрализованная
деятельность.
Нами
были
изготовлены
шапочки
–
атрибуты
для
подвижной
игры
и
драматизации.
Конечно, умения детей ясельной группы не велики, поэтому многое приходилось делать
взрослым
(заготовки,
трафареты
и
другое).
Но
важно,
то
что
дети
трудились
с
удовольствием и радовались своему художеству. Так как проектная деятельность в данной
группе организована впервые, идей у меня было очень много. Но при выборе каждой
деятельности я анализировала, будет ли это интересно и доступно малышам. Наши детки
очень любят петь и танцевать. Во время проекта было разучено много потешек, песенок и
пальчиковых игр . Проект вызвал большой интерес и у родителей, ведь для них это тоже
было впервые. Они активно включились в реализацию проекта. Родители стали не только
источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе
работы над проектом, но и выступили непосредственными участниками образовательного
процесса,
обогатили
свой
педагогический
опыт,
испытали
чувство
сопричастности
и
удовлетворения
от
своих
успехов
и
успехов
ребенка.
В
результате
книжный
центр
наполнился книжками-малышками , авторами и иллюстраторами которых стали дети и их
родители. А сколько демонстрационного разнообразного материала появилось в группе по
данной теме. Совместно создали лепбук « В гостях у сказки» . Благодаря участию в
проекте
родители
сдружились,
в
группе
сформировался
дружный
коллектив
детей
и
взрослых. Завершающим этапом реализации проекта является презентация. И здесь тоже
активными
участниками
стали
родители.
Участие
наших
малышей
в
презентации
семейных проектов придумывали именно они, учитывая их способности. Было очень
интересно и весело. Все, и взрослые и дети, получили огромное удовольствие от участия в
этой
деятельности
и
ждут
новых
проектов.
Теперь
мы
уверены,
что
невозможность
организации проектной деятельности в младшей группе – это сложившийся стереотип.
Главное – это желание работать по-новому, чтобы было доступно и интересно детям, в бы
каком возрасте они не были.