Автор: Кузнецова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №45 "Ягодка"
Населённый пункт: Новокуйбышевск, Самарская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Математика – это интересно"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Математика — это интересно.»
Формирование элементарных математических представлений у детей— это
средство развития их умственных, познавательных способностей. Стремление
познать окружающий мир присуще каждому
человеку, есть оно и в каждом ребенке.
С первых дней жизни ребенок попадает в
мир предметов, явлений, воспринимает
большое количество не только предметов, но
и звуков, движений. У малыша формируются
хаотические, неупорядоченные
представления о количестве.
Обучение дошкольников
началам математики должно отводится важное место. Взрослые зачастую
спешат дать ребенку набор готовых знаний, который он впитывает как губка.
Однако, всегда ли это дает ожидаемый результат? Основное усилие и педагогов и
родителей должно быть направлено на, чтобы воспитывать у дошкольника
потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению
трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитывать и
прививать интерес к математике.
Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в
группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не
учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к
усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о
натуральном числе.
Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в
сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают
первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают
знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, узнавать
модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые
сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного
года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети
знакомятся с шаром, кубом. Для развития навыков обследования формы и
накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с
досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное
значение придается обучению малышей приемам обследования фигур
(обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом
за движение руки). Детей учат ориентироваться в пространственных
направлениях (на, над, под), а также во времени, правильно употреблять слова
утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным
повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал.
На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не
более 2 – 3 раз. Педагог во время занятия следит за состоянием детей, так как
утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей
младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок
усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями
педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с
дидактическим материалом.
Большое значение придаётся работе детей с
дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно
сложные действия в определенной последовательности (предметы на
картинки). При этом происходит формирование логического мышления.
Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас,
облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и
обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание. С первой
образовательной совместной деятельности у детей младшей группы
начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё
место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок
должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать
показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы. В
построении занятия и в повседневной жизни широко используются
дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне образовательной
деятельности, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические
представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку,
например, в работе по развитию ориентировки в пространстве.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с теми детьми, которые в
силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.
Для более успешного усвоения знаний ребёнком, мы предлагаем вам
родители следующие математические игры:
Игра «Разложи по цвету»
Цель. Продолжать знакомство детей с
шестью цветами спектра и их названиями.
Учить сравнивать предметы по цвету путем
прикладывания их друг к другу. Развивать
зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование. Коробка с разноцветными
выемками, предметы вкладыши
соответствующего цвета, мешочки по
количеству участников.
Словарь. Названия цветов спектра.
Ход игры
Воспитатель вносит коробку и мешочки с одинаковым количеством
разноцветных вкладышей. Дети по очереди достают вкладыши из своего
мешочка, рассматривают их и находят в коробке ячейку такого же цвета. Каждый
вкладыш попадает в свою ячейку. В случае неправильного выбора игрок
пропускает ход. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других закончатся
вкладыши.
Примечания. Основа для игры - коробка из-под конфет с круглыми ячейками.
Ячейки разделите на сектора по цветам. На дно каждой ячейки приклейте метку
из цветной самоклеющейся бумаги. В качестве вкладыша используйте
пластиковую капсулу от шоколадных яиц, выкрасив ее краской.
Игра «Найди отличия»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их
сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Задачи игры: Продолжать развивать умение последовательно рассматривать.
Продолжать знакомить с цветами спектра: красным, жёлтым, зелёным, голубым,
синим, белым, чёрным. Развивать умения считать. Развивать внимание, память,
мышление. Активизировать речь детей.
Форма организации: индивидуальная или
подгрупповая.
Игра «Что лишнее?»
Цель – Учить детей замечать ошибки в
использовании предметов, развивать
наблюдательность, внимание, умение
доказывать правильность своих суждений.
Игровое правило – закрывать карточкой
только ту картинку, которая лишняя.
Различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные
палочки…
Игра «Большой - маленький»
Цель - учить детей
различать формы геометрических фигур,
размер геометрических фигур большой,
маленький.
Для закрепления количественных
представлений детей предлагаем
следующие игры:
«Что бывает по 2?»
Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.
На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок
поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают
только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ
играющий берёт со стола 2 палочки.
Правила игры:
1. Если ответ неправильный – палочки
брать нельзя.
2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает
самостоятельно.
3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда
играющие сравнивают приёмом приложения
палочки и определяют победителя.
Игру можно упростить: называть предметы, которых
может быть 2: огурцы, карандаши и т. д. Усложнить: называть
то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека,
ножек у табурета. Когда ребёнок познакомится с другими
числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по
3, по 4».
«Поручения»
Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному
числу.
Взрослый называет знакомое ребёнку число,
ребёнок приносит такое же количество игрушек.
Затем число называет ребёнок, а поручение
выполняет взрослый. Правильность выполнения
задания проверяет тот, кто его дал. За каждое
правильно выполненное поручение играющий
получает фишку (мелкий предмет). После игры
сравнивают количество набранных фишек и
определяют победителя.