Напоминание

"Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей младшего возраста культурно–гигиенических навыков"


Автор: Касьяненко Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Ромашка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей младшего возраста культурно–гигиенических навыков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей

младшего возраста культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки, являются важной частью культуры

поведения, ребенок должен понимать необходимость в опрятности, чистоте,

гигиене.

Задача

взрослого,

в

том

числе

и

воспитателя

дошкольного

учреждения, привить ребенку культурно-гигиенические нормы.

В

современной

дошкольной

педагогике

широкое

применение

в

воспитании культурно-гигиенических навыков нашло использование малых

фольклорных форм.

Под малыми фольклорными формами в детском саду

подразумевают – народные сказки, песни, частушки, потешки, пословицы,

поговорки.

Фольклор

тесно

связан

с

бытом

и

охватывает

все

стороны

жизнедеятельности народа, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в

воспитании культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения.

В

раннем

и

младшем

дошкольном

возрасте

дети

только

начинают

проявлять самостоятельность в самообслуживании, поэтому интерес ребенка

к

бытовым

действиям,

впечатлительность

от

происходящего

дают

возможность

взрослым

быстро

научить

ребенка

определенной

последовательности операций, из которых складывается каждое действие,

приемам, которые помогают выполнять задание эффективно. Если же этот

момент

упустить,

неправильные

действия

автоматизируются

и

ребенок

привыкнет к неряшливости, небрежности.

Воспитатель

в

работе

по

формированию

культурно-гигиенических

навыков у дошкольников должен использовать фольклор, так как он отражает

деятельность

и

быт

людей

многих

поколений,

а

этого,

как

правило,

современным детям не хватает. Малые формы фольклора окрашивают речь

педагога, делая ее красочной, а также они оживляют повседневные дела

дошкольников. Фольклор можно использовать в течение всего дня, особенно

в режимных моментах.

1

В

дошкольной

педагогике

малые

формы

фольклора

незаменимое

средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности детей. Прибаутки и потешки вызывают радость у детей, в

них, взрослый, используя образный язык народного творчества, выражает

свою заботу, нежность, веру в ребенка.

Чтение

фольклорных

произведений

требует

от

взрослого

большого

мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся

традицией,

потешки,

песенки

произносятся

просто,

ласково,

весело,

эмоционально,

близко

к

живой

разговорной

речи.

Чтение

малых

фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой,

увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно

совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так,

например,

чтение

потешки

«Сорока

белобока»

проводится

в

виде

своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый

держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как

бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один

пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

Потешка должна соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Самых

маленьких

детей,

в

первую

очередь,

знакомят

с

произведениями

устного

народного

творчества.

На

втором

году

жизни

расширяется

знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребенку

читали сокращенный текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то

теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения.

Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми

текстами

«Пальчик-мальчик». Так,

воспитателю

нельзя

забывать,

что

словарный запас детей младшего дошкольного возраста невелик, реальный

мир

воспринимается

своеобразно.

Интонация,

с

которой

произносятся

потешки воспитателем, должна быть понятна детям, а удачно подобранная

потешка помогает во время кормления, умывания, одевания и т. д.

2

Малые формы фольклора используемые при формировании навыков

самообслуживания и гигиены, сопровождаются показом трудового действия.

Так, например, обучая детей мыть руки, заворачивать рукава, намыливать

руки, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей

повторить

действия.

Чтобы

вызвать

радостное

настроение,

сопровождая

процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке –

ладошки,

а

пальчики

Антошке».

Все

это

помогает

малышам

запоминать

последовательность процедуры и веселую потешку.

Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику,

позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать

свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например,

при чтении потешки «Расти, коса» воспитатель предлагает кому – либо из

детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. Как ласково при

этом

приговаривает.

Подобные

«живые

картинки»

позволяют

правильно

понять и эмоционально передать содержание потешек «Водичка, водичка»,

«Глубоко – не мелко, кораблик в тарелке», «У котенка в чашке было много

кашки»,

«Я

обед

съедаю

сам»

и

т.

д.

Малыши

осуществляют

самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игру

и в повседневную деятельность.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают,

занимаются

различными

делами.

Благодаря

применению

малых

форм

фольклора, жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука,

однообразие,

монотонность.

У

ребенка

при

этом

развиваются

память,

внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения,

то дополнительно развивается координация и ловкость.

Песенки-потешки

приносят

радость,

вызывают

у

детей

желание

повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в

общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать

ведущего, а колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят

ребенка ко сну, убаюкивают.

3

В работе с детьми используются одни и те же потешки, но необходимо

их чередовать, а не повторять одну и ту же. Во время режимных моментов,

например,

во

время

умывания

потешки

учат

детей

не

бояться

воды,

прививают

детям

культурно-гигиениче ские

навыки

и

на в ыки

самообслуживания. Так, во время гигиенических процедур, можно рассказать

детям соответствующую данному виду процедуры, потешку, спросить: «Где у

них личико? Где глазки? Где носик и ротик?». Дети покажут, охотнее будут

умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть. Подбирая устный

материал,

нужно

обращать

внимание

на

то,

чтобы

он

был

прост

по

содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в

процессе умывания.

Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить

детей,

рассказывая

потешку,

такой

метод

настроит

детей

на

бодрящую

гимнастику

после

сна.

Не

всегда

дети

любят

причесываться,

заплетать

косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса»,

эта

же

потешка

призывает

детей

к

послушанию.

Используют

огромное

количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери

спят», «Спи, усни дитя Ванюшенька», «Баю-баю, баю-бай ты собачка не

лай…» и др.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них

хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке». С

использованием

фольклора

развиваю

двигательную

активность

детей:

«Большие ноги шли по дороге», «Скачет зайка маленький около завалинки ».

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был» дети воспринимают мальчика –

пальчика

как

существо

трудолюбивое,

доброжелательное,

заботящееся

о

своих младших братьях.

Потешкой

можно

корректировать

эмоции

детей.

Так,

успокаивая

плачущего

друга,

ребенок

приговаривает:

«Не

плачь,

не

плачь,

куплю

калач…».

Широко

используют

на

практике

игры-забавы:

«Солнышко-

4

солнышко, загляни в окошечко», «Дождик – дождик, полно лить, малых

детушек мочить» и др.

Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в

группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего

знакомства с ним можно использовать потешки, подставляя в ее текст нужное

имя. В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности,

используются игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогают найти

общий

язык

с

детьми

нерешительными,

плохо

идущими

на

контакт.

С

помощью потешек можно отвлечь ребенка, успокоить, втянуть ребенка в игру.

В

адаптационный

период

потешка

является

незаменимым

помощником

педагога,

она

помогает

установить

контакт

с

ребенком,

вызвать

у

него

положительные эмоции, симпатию к воспитателю.

Фольклор

помогает

воспитывать

положительное

отношение

к

режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др.

Режимные процессы необходимо сопровождать приговорками, маленькими

стишками, прибаутками. При организации гимнастики можно привлечь детей

«веселым» бубном.

Используются потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей

положительные

эмоции,

желание

есть:

«Умница

Ксюшенька

ешь

кашу

сладкую, мягкую, пушистую, вкусную, душистую», «Это ложка, это чашка в

чашке вкусненькая кашка. Ложка в чашке побывала, кашки вкусненькой не

стало!» и др.

Таким образом, использование малых форм фольклора в формировании

культурно-гигиенических

навыков

дошкольников

поможет

решить

многие

педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей, развить их

фантазию. Целенаправленное и систематическое использование малых форм

фольклора в работе с детьми дошкольного возраста поможет им овладеть

первоначальными

навыками

самообслуживания

и

гигиены

в

младшем

возрасте и совершенствовать эти умения на протяжении всего пребывания в

детском саду.

5



В раздел образования