Напоминание

"Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации"


Автор: Роговец Светлана Изотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 75 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей

средней группы как условие успешной социализации»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им

представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление

мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом

направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников,

протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети

преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с

явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в

поисково- исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е.

способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и

взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с

помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных

заместителей, моделей);

Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской

деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие

и преобразующие действия;

Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности

по теме;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,

консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во

всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат

работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы

педагогического мастерства:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

самостоятельно выделять и ставить проблему, которую

необходимо решить;

предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы

поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса

ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме.

Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в

детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Научите ребенка любить живую природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и

превращений».

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-

лабораторию новыми материалами и инструментами.

Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности

детей.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации:

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей

средней группы как условие успешной социализации»;

«Требования к проведению наблюдений».

Открытый показ НОД «Удивительное рядом».

Анкета для педагогов:

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике

работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности

дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

План реализации

сроки

Форма работы

Содержание

Подготовительный. 1.Изучение проблемы в научно-методической работе.

2.Создание предметно- развивающей среды.

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на

изучение мотивации детского экспериментирования.

1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе,

создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей

на тему: « создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети,

педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.

Ноябрь

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития

детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Ноябрь - апрель

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей средней группы

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах,

системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный. Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ)

Май- июнь

«Круглый стол»

« Шаг за шагом»

« Хочу всё знать» «Эти удивительные камни»

«Мое дерево»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов».

Папка-передвижка для родителей и детей.

(поиск интересной информации о явлениях природы).

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей

группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются

дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:

специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки),

бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный

материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для

опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы,

фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены

дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать

следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.

Живая природа

2.

Неживая природа

3.

Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический

материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в

чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с

активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью

взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он

воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской

активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем

принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника:

развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие

взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую

атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою

познавательную активность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское

экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное

достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе

эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения

и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски

решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой

гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством

интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние

на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на

укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной

активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение

экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские

умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и

ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление,

выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные

факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы

для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать

определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие

(обогащение словарного запаса детей различными терминами,

закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на

вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего

высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,

умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку

зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой

природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию

познавательной активности старших дошкольников в процессе

экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития

познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми

проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и

экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в

организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей

с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе

экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить

присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,

первооткрывателем.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.

«Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» -

издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. –

«учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа

и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь

познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры

дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.



В раздел образования