Автор: Роговец Светлана Изотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 75 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом
направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников,
протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети
преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с
явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в
поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных
заместителей, моделей);
Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской
деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
Изучение научно-педагогической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности
по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,
консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во
всероссийских Интернет-конкурсах;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат
работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы
педагогического мастерства:
умение анализировать научно-методическую литературу;
умение применять полученные знания на практике;
активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
самостоятельно выделять и ставить проблему, которую
необходимо решить;
предлагать возможные варианты решения;
исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы
поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса
ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме.
Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в
детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Научите ребенка любить живую природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и
превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-
лабораторию новыми материалами и инструментами.
Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности
детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»;
«Требования к проведению наблюдений».
Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике
работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности
дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации
сроки
Форма работы
Содержание
Подготовительный. 1.Изучение проблемы в научно-методической работе.
2.Создание предметно- развивающей среды.
Сентябрь- октябрь
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на
изучение мотивации детского экспериментирования.
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе,
создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей
на тему: « создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».
Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети,
педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.
Ноябрь
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития
детского экспериментирования.
Основной.
Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)
Ноябрь - апрель
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах,
системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Заключительный. Практические выходы
(открытые просмотры, выставка работ)
Май- июнь
«Круглый стол»
« Шаг за шагом»
« Хочу всё знать» «Эти удивительные камни»
«Мое дерево»
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
Создание «копилки опытов и экспериментов».
Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
Создание мини-музея камней
Создание коллекции гербария.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей
группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются
дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки),
бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный
материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для
опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы,
фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены
дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать
следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
2.достаточность;
3.доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1.
Живая природа
2.
Неживая природа
3.
Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический
материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в
чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с
активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью
взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской
активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем
принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника:
развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие
взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую
атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою
познавательную активность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское
экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное
достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения
и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски
решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой
гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством
интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние
на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на
укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение
экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские
умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и
ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление,
выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные
факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы
для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать
определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие
(обогащение словарного запаса детей различными терминами,
закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на
вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего
высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку
зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой
природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию
познавательной активности старших дошкольников в процессе
экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития
познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми
проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и
экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в
организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей
с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе
экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,
первооткрывателем.
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.
«Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» -
издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. –
«учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа
и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь
познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры
дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.