Автор: Павлова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №9
Населённый пункт: г.Вязьма Смоленской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Экологическая игра «Что? Где? Когда?» на тему: «Знаешь ли ты природу?» (старшая группа)
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
на тему: «Знаешь ли ты природу?»
(старшая группа)
Составила воспитатель:
Павлова Н.Г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-
эстетическое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-
коммуникативная».
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательная, конструктивная.
Цель - Закрепить знания детей о живой и неживой природе. Развивать быстроту реакции,
сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Задачи:
-Развивать умение наблюдения, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в
речи.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность.
-Активизировать и обобщать словарь детей.
-Продолжать знакомить детей с окружающим миром.
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе,
желание заботиться о ней;
Предварительная работа:
1. Рассматривание карты мира.
2. Заучивание поговорок о природе и ее окружении, стихотворений, загадок.
3. Чтение художественной литературы.
4. Наблюдения в природе во время прогулок.
Ход игры.
Организационный момент (Дети стоят в кругу)
Воспитатель:
- Давайте с вами поздороваемся.
- Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
- Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
-Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.
-Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
-Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
-Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
- А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я приветствую вас на нашей игре «ЧТО? ГДЕ?
КОГДА?», тема которой - «Знаешь ли ты природу?». Воспитатель: Готовы мы сегодня
поиграть?
Готовы вместе о природе рассуждать?
В игре принимают участие две команды: «Ежата» и «Бельчата».
Команды приветствуют друг друга и каждая команда читает свой девиз.
Приветствие команды «Ежи».
Мы команда ежей
Нет смелей нас и дружней.
Вам желаем не зевать
Вместе с нами побеждать.
Приветствие команды «Бельчата».
Быстрые и шустрые,
Нету нас прыгучей!
Нам сегодня побеждать
Выпадает случай.
Достойно будем мы играть
Свою команду представлять.
-Сейчас я познакомлю вас с правилами игры:
1. В игре нельзя подсказывать друг другу.
2. Тот, кто знает правильный ответ на вопрос, должен поднять руку и ответить полным
ответом.
3. Если игрок не ответил на вопрос, ответить может другой игрок этой команды.
4. Каждый правильный ответ оценивается фишкой.
Итак, мы начинаем нашу игру.
-С
давних
пор
люди
любили природу.
Сажали
деревья,
оберегали
животных,
в
заповедниках
разводили
исчезающих
животных.
Удивительно
богат
и
разнообразен
растительный и животный мир нашей области. Усилиями работников леса сохранены
такие животные, как кабан, лось, косуля, заяц. Каждый из нас должен бережно относиться
к природе.
Но
чтобы
беречь природу, нужно ее знать. Сегодня в нашей игре ребята
покажут свои знания о природе.
Первый раунд.
Вопросы для команды «Ежи».
1. Куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? Почему?
Дети:( в гору:
у
зайца
передние
лапы
короче,
задние
длиннее,
задними
лапами
он
отталкивается и ему легче бежать в гору.)
2. Какой зверь сушит себе грибы на деревьях?
Дети: (на деревьях сушат грибы белки)
3. Листья каких деревьев краснеют осенью?
Дети: (краснеют листья рябины, осины, клена.)
4. Как называется домик для птиц сделанный руками человека?
Дети: (Этот домик называется скворечник.)
5. Какие бывают птицы?
Дети: (Перелетные птицы: ласточка, журавль, грач, скворец, соловей.) (Зимующие птицы
это: снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны).
Вопрос команде «Бельчата»:
1. Как готовятся к зиме муравьи?
Дети: (муравьи закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются сами в кучку.)
2. Какие цветы расцветают весной первыми?
Дети: (первыми весной расцветают подснежники, мать-и-мачеха)
3. Какие деревья растут у нас на участке?
Дети: (у нас на участке растут: рябина, ива, каштан.)
4. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Дети:( Это кукушка).
5. Какие лекарственные травы вы знаете?
Дети: (Одуванчик, календула, зверобой, шалфей.)
Молодцы, ребята, правильно ответили на все вопросы.
Второй раунд.
Ребята, посмотрите какой интересный «черный ящик», в нем что-то лежит, а чтобы узнать
что в нем лежит необходимо отгадать загадку.
«Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
Не человек, а расскажет
Об исчезающих растениях и животных».
Ответ: «Красная книга»
Да, ребята, правильно а для чего нужна «Красная книга»?
Дети:
В «Красную книгу» занесены животные и растения, которые исчезают, которых
осталось мало и они охраняются государством.
Третий раунд.
Вы знаете, что в нашем лесу растет много грибов. Скажите, на какие группы мы можем
разделить грибы. (Съедобные и несъедобные). Сейчас предлагаю вам ребята отправиться в
лес за грибами.
Физкультминутка.
Дети утром рано встали…
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли
(ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз – два – три,
И в лукошко набери!
(наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(потягивание – руки вверх)
Три часа в лесу бродили
(ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь-
Сели дети отдохнуть.
(садятся на места)
Команде «Ежи» нужно собрать в корзину съедобные грибы, а команде «Бельчата» -
несъедобные. Приступайте к выполнению задания.
Молодцы! Все справились с заданием правильно.
Четвертый раунд.
Мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Из нескольких картинок выбрать лишнюю и
сказать, почему она лишняя.
Слайды.
Пятый раунд. «Нарисуй».
Узнай время года по стихотворению.
а) Завтра утром в лес пойдём.
И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)
б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)
в) И светла, и широка наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)
г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)
Шестой раунд. Конкурс капитанов.
Ведущий:
Все
знают,
что природу надо беречь, но не все люди соблюдают правила
поведению в природе. Давайте проверим, знают ли наши дети правила поведения на
природе.
Игра «Верю – не верю»
Если ведущий говорит правильно – дети говорят «ВЕРЮ», если нет «НЕ ВЕРЮ» -
следовать правилам или нет.
- Разоряйте птичьи гнёзда!
-Не разрушайте муравейник!
- Оставляйте мусор в лемму и бейте стекла!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Обязательно забирайте животных домой!
- Не рвите дикие цветы!
- Обязательно острым ножиком сделайте надпись не дереве!
- Оставьте мусор в лесу!
- Не разжигайте костер в лесу без взрослых!
- Не шумите в лесу!
-Обязательно попробуйте все грибы, которые растут!
Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал:
«Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами
жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы, а человеку нужда Родина. И
охранять, природу, значит охранять Родину».Человек многим обязан природе, если мы не
будем беречь и охранять природу, то в скором времени всё живое вокруг погибнет.
Дети читают стихи о природе.
НАША ЗЕМЛЯ
Весной расцветёт вся земля,
Деревья, цветы и поля,
Будут птицы в садах щебетать,
Изумительный мир прославлять.
А мы, что сделать с вами смогли,
Чтоб сохранить красоту всей земли?
Чтоб планета стала светлей-
Это зависит от нас, от людей!
Как хорошо, если каждый из нас.
Куст посадит хотя бы хоть раз.
Цветам поможет расти,
И земля наша будет цвести!
Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
В природе столько красоты (В. Чижов)
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
***
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!
Подведение итогов.
Поздравление победителей. Вручение подарков.