Напоминание

"Посиделки у самовара"


Автор: Побойкина Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №117"
Населённый пункт: Иркутская обл. г Братск
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Посиделки у самовара"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект родительского собрания

«Посиделки у самовара»

с использованием нетрадиционных форм.

Цели:

расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных

жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

повышение активности родителей к использованию многовекового

опыта народа в воспитании собственных детей.

Задачи:

Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на

развитие детей.

Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми

фольклорными формами.

Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских

фольклорных произведений.

Способствовать использованию родителями фольклора в семейном

воспитании.

Сформировать у родителей позицию активного участника

педагогического процесса.

Предварительная работа:

Размещение объявления в приемной группы о собрании.

Подготовить пригласительные билеты родителям и педагогам на

родительское собрание в форме матрешки.

Оформить группу в стиле «Горницы».

Подготовить русский народный костюм для воспитателя.

Подготовить папку для родителей «Учите и играйте вместе с детьми»

Подготовить картотеку устного народного творчества.

Предварительное анкетирование «Народное искусство в жизни вашей

семьи» Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Подготовить буклеты для родителей «Фольклор – помощник в

воспитании». В буклете даны рекомендации для родителей как использовать

фольклор в развитии речи.

Подготовить листочки в форме лепестков для опроса на знание жанров

устного народного творчества.

Мультимедийная презентация (фото из режимных моментов с

использованием малых форм фольклора).

Мультимедийная подборка иллюстраций с фольклорным содержанием

для упражнения «Как помочь?»

Видео с участием детей (инсценировка сказки «Колобок»).

Подготовка выставки книг с фольклорным содержанием и книжек-

малышек, изготовленных родителями с детьми своими руками.

Подготовить медали для родителей «Знатоки русского фольклора».

Подборка русской народной музыки .

Подготовить иллюстрации потешек на стенде, карточки с порядковыми

номерами для литературной викторины «Узнай и назови».

Подготовить пословицы для литературной викторины «Закончи

пословицу».

Подготовить туесок со скороговорками.

Заготовки матрешек из бумаги для конкурса «Игрушка своими руками».

На столе приготовить наборы для росписи матрешек (краски, кисточки,

стаканчики с водой).

Подготовить консультацию для педагогов на тему «Использование

малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного

возраста»

Ход собрания.

Звучит русская народная мелодия (во время прихода гостей) «Барыня» в

исполнении оркестра народных инструментов.

Хозяюшка (комментирует приход каждого родителя-гостя фразами):

- Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

- Проходите, будьте как дома!

- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

-Гостю – почет, хозяйке – честь!

- Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

- Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли

места хватило!

(Гости рассаживаются на стульчики ) .

Все гости собрались.

Хозяюшка:

-На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущая:

-Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со

всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем

рядком да поговорим ладком и предлагаем вам для размышления вот такую

простую и сложную тему: «Фольклор в вашей семье». И так, что же мы

вкладываем в это понятие «устное народное творчество».

- Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги

высказывают свое мнение).

- Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? Чтобы Вам было

легче и интереснее вспоминать, я предлагаю Вам написать на вот этих вот

лепесточках жанры устного народного творчества, которые вы сможете

вспомнить. Даю Вам подсказку-количество листочков роздано неспроста, а

именно столько жанров существует, сколько лепестков мы Вам дали. Как

напишете свои варианты, будьте добры, сложить из полученных лепестков

чудесную русскую ромашку (родителям предлагается написать на листочках

жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

( Потешки

,

считалки

,

колыбельные песни,

прибаутки,

частушки,

дразнилки,

скороговорки,

пословицы,

поговорки,

загадки,

песни игровые и хороводные)

- Применяете ли Вы народный фольклор в общении с детьми дома?

(ответы родителей)

- Если да, то, какие жанры? Когда и как?

(ответы родителей)

- Почему дети эмоционально восприимчиво к фольклору? (Ласковый говорок

фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей -это и

поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к

нему, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического

творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Пестушки всегда

удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все

дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают

к себе близкие люди - это язык эмоционального общения. Интонация голоса в

одних случаях успокаивает его -это колыбельные песни, успокаивающие

ребенка, усыпляющие его , в других настраивает на смех и юмор. Интересное

содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают

внимание ребенка, доставляют ему радость.

- В чем ценность фольклорных произведений для детей? (учит добру,

отзывчивости, наблюдательности (наблюдения над природой и жизнью людей

) …. Нравственное воспитание:

бережное и эстетическое отношение к

природе;

любовь к малой родине;

развитие чувства юмора. Пословицы служат

воспитанию положительных идеалов – трудолюбию, смелости, честности,

чувства дружбы.

Дискуссия с родителями.

Хозяюшка:

-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому –

песенку, кому – потешку.

Ведущая объясняет и проводит конкурсы.

1. «Узнай и назови» (на выставочном стенде выставлены иллюстрации

потешек) Родители должны подобрать для каждой иллюстрации

соответствующие потешки и проговорить их.

2. творческий конкурс «Игрушка своими руками»

Хозяюшка:

-На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Ведущая: А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. Все вы знаете, что

нашу родину Россию символизирует игрушка матрешка, мы предлагаем Вам

почувствовать себя исконными русскими мастерицами прикладного

искусства и расписать по матрешке (Пригласить родителей к отдельно

стоящему столу, где все заранее подготовлено, дать мамам время для

росписи ).

3. «Туесок скороговорок» (приложение №1)

Ведущая: А сейчас мы проверим, насколько у Вас хорошо поставлена речь с

помощью скороговорок

- туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте -ка скорей да

скажите веселей. (пройти с туеском около каждого гостя, родитель достает

скороговорку из туеска «вслепую»).

4. «Закончи пословицу» (приложение №2)

Ведущая: Как часто Вы используете в своей речи пословицы, мы узнаем из

упражнения «Закончи пословицу»

Ведущая просит мам - «мастериц прикладного искусства» вернутся с

работами ко всем родителям и мы оцениваем работы.

Хозяюшка:

Всем нам здорово пришлось сегодня потрудится,

Умудрились мы и повеселиться.

- Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:

Угощайтесь на здоровье!

«С чая лихо не бывает!» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Чаепитие у самовара.

Ведущая: А пока мы с Вами расслабляемся, предлагаем посмотреть

презентацию с участием наших малышей (мультимедийное включение фото-

и видео).

Ведущая: Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда,

помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет

гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла

Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной

теме и на память о нашем вечере позвольте вручить Вам медали «Знатоков

русского фольклора» и буклеты с рекомендациями, которые вы возьмете на

столе.

Список литературы:

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957.

Липин Я., Шерстянкина Т.В. Тематические группы русских пословиц и

поговорок // Сборник Восточного Центра -2007

Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева - М.: Центрполиграф,

2010

Шинкарь Г. , Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми

младшего возраста // Дошкольное воспитание. -1990. -№10.

Интернет - источник.

Приложение №1

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

*****

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

*****

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

*****

Карл у Клары украл кораллы,

а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал у Клары кораллы,

то Клара не крала б у Карла кларнет

*****

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

*****

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

*****

Мыла Мила мишку мылом, Мыло Мила уронила, Уронила

Мила мыло — Мишку мылом не домыла

*****

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,

Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!

Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

*****

С одной сорокой — одна морока, сорок сорок — сорок морок.

*****

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Приложение №2

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В семье и каша гуще.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Куда мать, туда и дитя.

На что и клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Согласие да лад — в семье клад.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Хоть тесно, да лучше вместе.



В раздел образования