Автор: Кустова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: д⁄с "Золотая рыбка" Управления дошкольных подразделений филиала ООО "Газпром добыча Уренгой"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей и педагогов "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о
времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,
сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не
просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка
раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко
сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к
содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки
становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и
изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной
силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудно отрицать
роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной
речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас,
помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но
помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу
устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Не
достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,
нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные
ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их
месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Для того, чтобы
ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно
использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо
помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной
монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из
них.
«Встречи героев».
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать
последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по
желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из
сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили
герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в
сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с
другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече?
Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться
друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры».
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает
лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После
прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на
понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он
вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.
Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по
одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход
событий.
«Новые сказки».
Основными задачами данной игры является развитие творческого
воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку.
Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит
действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому:
изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке
«Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в
кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или
бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр».
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь
ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно
использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в
достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед
ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно
убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет
пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую
картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо
рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка».
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным
картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,
последовательность событий сказки. Выберите для игры любую
прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы,
которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить
героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и
лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а
он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается
в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного
предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала
курочку взамен на лапоть. Вот лишь несколько интересных игр, которые
помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то
бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят
никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в
ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он
сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то
ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание
каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Сказки
развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие
способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить
их к школе.
Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
Новый Уренгой 2018г