Напоминание

Консультация для родителей и педагогов "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"


Автор: Кустова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: д⁄с "Золотая рыбка" Управления дошкольных подразделений филиала ООО "Газпром добыча Уренгой"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей и педагогов "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о

времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,

сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не

просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка

раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко

сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к

содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки

становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и

изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной

силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудно отрицать

роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной

речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас,

помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но

помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу

устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Не

достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,

нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные

ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их

месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Для того, чтобы

ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно

использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо

помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной

монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из

них.

«Встречи героев».

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать

последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по

желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из

сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили

герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в

сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с

другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече?

Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться

друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры».

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает

лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После

прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на

понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он

вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.

Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по

одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход

событий.

«Новые сказки».

Основными задачами данной игры является развитие творческого

воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку.

Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит

действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому:

изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке

«Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в

кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или

бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр».

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь

ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно

использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в

достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед

ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно

убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет

пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую

картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая

последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо

рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка».

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным

картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,

последовательность событий сказки. Выберите для игры любую

прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы,

которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить

героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и

лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а

он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается

в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного

предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала

курочку взамен на лапоть. Вот лишь несколько интересных игр, которые

помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то

бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят

никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в

ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он

сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то

ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание

каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Сказки

развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие

способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить

их к школе.

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Новый Уренгой 2018г



В раздел образования