Напоминание

«Роль сюжетно–ролевой игры в развитии дошкольника»


Автор: Титова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №462
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Роль сюжетно–ролевой игры в развитии дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.»

Если Вы обратите внимание, в играх детей, как правило, присутствуют сюжеты, взятые

ими из повседневных окружающих их ситуаций. Дети впитывают, копируют и переносят в

игру то, с чем сталкиваются в жизни, в первую очередь, в домашней атмосфере.

Отыгрывать, то есть, отражать или выражать через действие – это естественный

спонтанный процесс для детей. И в игровой деятельности обнаруживается богатый

материал внутреннего содержания ребенка. Это своего рода карта его внутреннего мира с

разнообразием ландшафтов и климатических зон. Поэтому игра становится незаменимым

универсальным инструментом в общении родителей с детьми. Особенно «говорящей»

бывает сюжетно - ролевая игра, которую ребенок может организовать просто с помощью

нескольких игрушек, или роли персонажей могут исполняться ребенком и его родными

или друзьями.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте многопланова и имеет свои виды и этапы

становления. Рассмотрим только один из моментов, а именно развитие личности

дошкольника в ролевой игре.

В онтогенезе ролевая игра развивается из предметной игры, предпосылкой её появления

становиться противоречие: ребенок обрёл после 3 лет некую самостоятельность (он сам

ходит, говорит, ест, изучает окружающий мир), но при этом ещё далеко не всё в этом мире

понимает (суть человеческих взаимоотношений, конфликтов, обязанностей, то есть того,

что нельзя пощупать), но видит присутствие этого в мире окружающих его взрослых. В

игре возникает желание овладевать этим миром, желание и возможность к совместной

жизни с взрослым, ребенок входит в жизнь и деятельность взрослых. Рамки семьи

расширяются до границ улицы, города. В этом мире ребенка интересуют, прежде всего,

взрослые люди, он открывает многообразие общественных и трудовых функций взрослых

и многообразие отношений: пациент-доктор, продавец-покупатель. Возникает активное

желание в ней участвовать.

Ребенок отождествляет себя с взрослым, что позволяет формировать субъективный

образец (в голове самого ребенка). Впервые становиться возможным контроль и

саморегуляция своих действий ребенком.

Хотелось бы остановиться на развивающем значении сюжетно-ролевой игры. Сначала на

аспектах, связанных с социализацией ребенка:

1. В сюжетно-ролевой игре присутствуют реальные коллективные взаимоотношения.

Сюжет придуман, он в области представлений, но отношения между детьми в этот момент

реальные: они их переживают на самом деле. Постепенно, это позволяет им учиться

контролировать поведение сначала других, а со временем и своё собственное. Управлять

своим поведением.

2. Ребенок учиться подчиняться желаниям других и оказывать помощь остальным, иначе

игра просто развалиться.

3. В личностной структуре ребёнка появляется соподчинение мотивов: когда его

ситуативные мотивы начинают уступать, более общим, высоким мотивам. Формируются

мотивы более высшего порядка, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей.

Так возникает иерархия мотивов личности. И параллельно идёт насыщение мотивов

специфическим человеческим содержание.

Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных

требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того

социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от

сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций.

Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об

окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в

игру.

Литература:

1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г

2. Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,

3. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и

родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002

4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г.

Зубанова.-М: Глобус, 2007.



В раздел образования