Автор: Титова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №462
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Роль сюжетно–ролевой игры в развитии дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.»
Если Вы обратите внимание, в играх детей, как правило, присутствуют сюжеты, взятые
ими из повседневных окружающих их ситуаций. Дети впитывают, копируют и переносят в
игру то, с чем сталкиваются в жизни, в первую очередь, в домашней атмосфере.
Отыгрывать, то есть, отражать или выражать через действие – это естественный
спонтанный процесс для детей. И в игровой деятельности обнаруживается богатый
материал внутреннего содержания ребенка. Это своего рода карта его внутреннего мира с
разнообразием ландшафтов и климатических зон. Поэтому игра становится незаменимым
универсальным инструментом в общении родителей с детьми. Особенно «говорящей»
бывает сюжетно - ролевая игра, которую ребенок может организовать просто с помощью
нескольких игрушек, или роли персонажей могут исполняться ребенком и его родными
или друзьями.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте многопланова и имеет свои виды и этапы
становления. Рассмотрим только один из моментов, а именно развитие личности
дошкольника в ролевой игре.
В онтогенезе ролевая игра развивается из предметной игры, предпосылкой её появления
становиться противоречие: ребенок обрёл после 3 лет некую самостоятельность (он сам
ходит, говорит, ест, изучает окружающий мир), но при этом ещё далеко не всё в этом мире
понимает (суть человеческих взаимоотношений, конфликтов, обязанностей, то есть того,
что нельзя пощупать), но видит присутствие этого в мире окружающих его взрослых. В
игре возникает желание овладевать этим миром, желание и возможность к совместной
жизни с взрослым, ребенок входит в жизнь и деятельность взрослых. Рамки семьи
расширяются до границ улицы, города. В этом мире ребенка интересуют, прежде всего,
взрослые люди, он открывает многообразие общественных и трудовых функций взрослых
и многообразие отношений: пациент-доктор, продавец-покупатель. Возникает активное
желание в ней участвовать.
Ребенок отождествляет себя с взрослым, что позволяет формировать субъективный
образец (в голове самого ребенка). Впервые становиться возможным контроль и
саморегуляция своих действий ребенком.
Хотелось бы остановиться на развивающем значении сюжетно-ролевой игры. Сначала на
аспектах, связанных с социализацией ребенка:
1. В сюжетно-ролевой игре присутствуют реальные коллективные взаимоотношения.
Сюжет придуман, он в области представлений, но отношения между детьми в этот момент
реальные: они их переживают на самом деле. Постепенно, это позволяет им учиться
контролировать поведение сначала других, а со временем и своё собственное. Управлять
своим поведением.
2. Ребенок учиться подчиняться желаниям других и оказывать помощь остальным, иначе
игра просто развалиться.
3. В личностной структуре ребёнка появляется соподчинение мотивов: когда его
ситуативные мотивы начинают уступать, более общим, высоким мотивам. Формируются
мотивы более высшего порядка, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей.
Так возникает иерархия мотивов личности. И параллельно идёт насыщение мотивов
специфическим человеческим содержание.
Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных
требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того
социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от
сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций.
Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об
окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в
игру.
Литература:
1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
2. Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
3. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и
родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г.
Зубанова.-М: Глобус, 2007.