Автор: Блохина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детсад №22" г.Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство формирования успешного родителя в рамках сотрудничества ДОУ и семьи.
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как средство формирования успешного
родителя в рамках сотрудничества ДОУ и семьи
Блохина Т.В., воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
применить» - вот основной тезис современного понимания методов проекта, который
привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс
между академическими знаниями и прагматическими умениями (Л. А. Каменщикова)
В
статье
18
Закона
Российской
Федерации
«Об
образовании»
говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте».
Самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте,
безусловно, являлась, и будет являться в обозримом будущем семья. Но, к
сожалению,
аспект
взаимодействия
и
сотрудничества
семьи
и
ДОУ
–
«вечная»
проблема
дошкольной
педагогики.
А
естественный
механизм
формирования
успешного
родителя
в
современной
социокультурной
ситуации сильно ослаблен. Самостоятельность и независимость молодых
семей в решении вопросов воспитания ребенка приводит к ошибкам, которые
сложно
исправить.
На
сегодняшний
день
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического
характера.
Поэтому
желание
учиться
родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Кроме того. Не
секрет, что многие родители наших воспитанников не понимают значения
воспитательного
процесса,
который
осуществляет
дошкольно е
образовательное учреждение. Многие родители считают, что детский сад –
это место, где за детьми только присматривают, пока родители на работе.
Федеральный Закон «Об утверждении программы развития образования»
(2000г)
обязывает
педагогов
дошкольного
образования
развивать
разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как
система образования России на сегодня должна быть сориентирована на
реальные
запросы
потребителей
образовательных
услуг.
Родителям
мало
известны новые техники и технологии работы с семьей. И задача педагога
ДОУ – познакомить с ними и мам, и пап. Ведь деятельность взрослых в
интересах
дошкольника
будет
успешной
в
том
случае,
если
они
станут
союзниками и равноправными партнерами. Все это будет возможно, если
активно использовать современные интерактивные методики и технологии,
такие
как,
например,
педагогическое
проектирование.
Это
технология
позволит родителям лучше узнать своего ребенка, увидеть его в разных
ситуациях, принять осознанное участие в их образовании, воспитании и
развитии. Ведь основная цель взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников – создание единого образовательного пространства, в
котором все участники образовательного процесса (родители, дети, педагоги)
оказывают
непосредственное
влияние
друг
на
друга,
побуждают
к
саморазвитию и самовоспитанию. Включение родителей в образовательный
процесс через проектную деятельность способствует:
-систематическому
информированию
о
ходе
образовательного
процесса;
-обмену информацией между родителями и педагогами о самочувствии
и настроении ребенка, о его интересах;
- совместной работе над созданием ситуации успеха как для ребенка в
различных
видах
деятельности,
так
и
для
всех
участников
проектной
деятельности;
-
преодолению
различных
трудностей,
возникающих
в
процессе
педагогического проектирования;
-
выработке
совместного
плана
действий
для
достижения
положительных результатов деятельности;
-
стремлению
родителей
участвовать
в
жизни
детского
сада,
привносить в образовательный процесс свой опыт и жизненные ценности.
Используя
метод
проектов
в
работе
с
дошкольниками,
необходимо
помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества
не только
детей и воспитателей, но и родителей. А в некоторых случаях – и всего
персонала
дошкольного
учреждения.
Поэтому
тема
проекта,
его
форма,
подробный
план
реализации
разрабатываются
коллективно.
На
этапе
разработки
педагогами
содержания
различных
видов
деятельности,
связанных с темой проекта (занятий, игр, экскурсий, наблюдений и т.д.)
возникает потребность тщательно продумать и организовать развивающую
предметно-пространственную
среду
таким
образом,
чтобы
она
служила
«фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Необходимо привлечь к
этому процессу и семьи воспитанников. В процессе реализации проекта
необходимо решить несколько интересных, полезных, связанных с реальной
жизнью задач. Причем от всех участников требуется умение координировать
свои усилия. А чтобы добиться успеха, приходится добывать необходимые
знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Все шаги делаются
последовательно,
круг
проблем
расширяется,
и
по
мере
их
решения
расширяются
знания
и
умения
родителей
как
активных
участников
образовательного
процесса
в
различных
областях.
Здесь
в
полной
мере
раскрывается суть метода педагогического проектирования – прагматическое
применение и полнота смысла конкретной деятельности. Достижение цели
проекта требует
объединения знаний и умений родителей из различных
областей,
дает
им
возможность
проявить
себя
в
различных
видах
деятельности. Например, один из родителей прекрасно рисует, кто-то читает
стихи, кто-то обладает артистическими способностями, а кто-то с большим
удовольствием
просто
поиграет
с
детьми
на
прогулке
или
совместной
экскурсии.
И что очень важно, результат проектной
деятельности имеет
персональную
и
социальную
значимость:
рукотворные
игры
и
игрушки,
альбомы, книжки, макеты, коллекции и многое другое.
Таким
образом,
участие
семей
воспитанников
в
проектной
деятельности позволяет родителям:
- повышать педагогическую грамотность;
- направлять энергию в созидательное русло;
- развивать инициативность и любознательность;
- формировать креативные способности;
- получать мотивацию к саморазвитию и самообразованию;
- получить возможность для самовыражения;
- получить индивидуальную помощь в использовании тех или иных
информационных источников, дидактических пособий.
Педагог при этом выступает в роли помощника, партнера по общему
делу, консультанта. Он выполняет сложную задачу по созданию оптимальных
условий для формирования родительской компетентности. А компетентный
родитель, в свою очередь, способен осознанно сконструировать социальную
ситуацию развития личности ребенка как неповторимой индивидуальности.
Литература:
1.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г./Проекты в работе с
семьей. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера,2012.
2.
Н.В. Прейс. Эффективная форма взаимодействия с родителями
детей младшего дошкольного возраста. Проект «Главное – вместе!».
3.
Примерная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования «Мир открытий».// Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ Под общей ред. Л.
Г. Петерсон, И.А. Лыковой.