Напоминание

Проектная деятельность как средство формирования успешного родителя в рамках сотрудничества ДОУ и семьи.


Автор: Блохина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детсад №22" г.Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство формирования успешного родителя в рамках сотрудничества ДОУ и семьи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность как средство формирования успешного

родителя в рамках сотрудничества ДОУ и семьи

Блохина Т.В., воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания

применить» - вот основной тезис современного понимания методов проекта, который

привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс

между академическими знаниями и прагматическими умениями (Л. А. Каменщикова)

В

статье

18

Закона

Российской

Федерации

«Об

образовании»

говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить

первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка в раннем возрасте».

Самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте,

безусловно, являлась, и будет являться в обозримом будущем семья. Но, к

сожалению,

аспект

взаимодействия

и

сотрудничества

семьи

и

ДОУ

«вечная»

проблема

дошкольной

педагогики.

А

естественный

механизм

формирования

успешного

родителя

в

современной

социокультурной

ситуации сильно ослаблен. Самостоятельность и независимость молодых

семей в решении вопросов воспитания ребенка приводит к ошибкам, которые

сложно

исправить.

На

сегодняшний

день

большинство

семей

озабочено

решением

проблем

экономического

характера.

Поэтому

желание

учиться

родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Кроме того. Не

секрет, что многие родители наших воспитанников не понимают значения

воспитательного

процесса,

который

осуществляет

дошкольно е

образовательное учреждение. Многие родители считают, что детский сад –

это место, где за детьми только присматривают, пока родители на работе.

Федеральный Закон «Об утверждении программы развития образования»

(2000г)

обязывает

педагогов

дошкольного

образования

развивать

разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как

система образования России на сегодня должна быть сориентирована на

реальные

запросы

потребителей

образовательных

услуг.

Родителям

мало

известны новые техники и технологии работы с семьей. И задача педагога

ДОУ – познакомить с ними и мам, и пап. Ведь деятельность взрослых в

интересах

дошкольника

будет

успешной

в

том

случае,

если

они

станут

союзниками и равноправными партнерами. Все это будет возможно, если

активно использовать современные интерактивные методики и технологии,

такие

как,

например,

педагогическое

проектирование.

Это

технология

позволит родителям лучше узнать своего ребенка, увидеть его в разных

ситуациях, принять осознанное участие в их образовании, воспитании и

развитии. Ведь основная цель взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников – создание единого образовательного пространства, в

котором все участники образовательного процесса (родители, дети, педагоги)

оказывают

непосредственное

влияние

друг

на

друга,

побуждают

к

саморазвитию и самовоспитанию. Включение родителей в образовательный

процесс через проектную деятельность способствует:

-систематическому

информированию

о

ходе

образовательного

процесса;

-обмену информацией между родителями и педагогами о самочувствии

и настроении ребенка, о его интересах;

- совместной работе над созданием ситуации успеха как для ребенка в

различных

видах

деятельности,

так

и

для

всех

участников

проектной

деятельности;

-

преодолению

различных

трудностей,

возникающих

в

процессе

педагогического проектирования;

-

выработке

совместного

плана

действий

для

достижения

положительных результатов деятельности;

-

стремлению

родителей

участвовать

в

жизни

детского

сада,

привносить в образовательный процесс свой опыт и жизненные ценности.

Используя

метод

проектов

в

работе

с

дошкольниками,

необходимо

помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества

не только

детей и воспитателей, но и родителей. А в некоторых случаях – и всего

персонала

дошкольного

учреждения.

Поэтому

тема

проекта,

его

форма,

подробный

план

реализации

разрабатываются

коллективно.

На

этапе

разработки

педагогами

содержания

различных

видов

деятельности,

связанных с темой проекта (занятий, игр, экскурсий, наблюдений и т.д.)

возникает потребность тщательно продумать и организовать развивающую

предметно-пространственную

среду

таким

образом,

чтобы

она

служила

«фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Необходимо привлечь к

этому процессу и семьи воспитанников. В процессе реализации проекта

необходимо решить несколько интересных, полезных, связанных с реальной

жизнью задач. Причем от всех участников требуется умение координировать

свои усилия. А чтобы добиться успеха, приходится добывать необходимые

знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Все шаги делаются

последовательно,

круг

проблем

расширяется,

и

по

мере

их

решения

расширяются

знания

и

умения

родителей

как

активных

участников

образовательного

процесса

в

различных

областях.

Здесь

в

полной

мере

раскрывается суть метода педагогического проектирования – прагматическое

применение и полнота смысла конкретной деятельности. Достижение цели

проекта требует

объединения знаний и умений родителей из различных

областей,

дает

им

возможность

проявить

себя

в

различных

видах

деятельности. Например, один из родителей прекрасно рисует, кто-то читает

стихи, кто-то обладает артистическими способностями, а кто-то с большим

удовольствием

просто

поиграет

с

детьми

на

прогулке

или

совместной

экскурсии.

И что очень важно, результат проектной

деятельности имеет

персональную

и

социальную

значимость:

рукотворные

игры

и

игрушки,

альбомы, книжки, макеты, коллекции и многое другое.

Таким

образом,

участие

семей

воспитанников

в

проектной

деятельности позволяет родителям:

- повышать педагогическую грамотность;

- направлять энергию в созидательное русло;

- развивать инициативность и любознательность;

- формировать креативные способности;

- получать мотивацию к саморазвитию и самообразованию;

- получить возможность для самовыражения;

- получить индивидуальную помощь в использовании тех или иных

информационных источников, дидактических пособий.

Педагог при этом выступает в роли помощника, партнера по общему

делу, консультанта. Он выполняет сложную задачу по созданию оптимальных

условий для формирования родительской компетентности. А компетентный

родитель, в свою очередь, способен осознанно сконструировать социальную

ситуацию развития личности ребенка как неповторимой индивидуальности.

Литература:

1.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г./Проекты в работе с

семьей. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера,2012.

2.

Н.В. Прейс. Эффективная форма взаимодействия с родителями

детей младшего дошкольного возраста. Проект «Главное – вместе!».

3.

Примерная

основная

образовательная

программа

дошкольного

образования «Мир открытий».// Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ Под общей ред. Л.

Г. Петерсон, И.А. Лыковой.



В раздел образования