Автор: Степанова Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героев Свири"
Населённый пункт: Г. Лодейное Поле
Наименование материала: Урок–исследование
Тема: "Что такое периметр прямоугольника?"
Раздел: начальное образование
Урок – исследование « Что такое периметр многоугольника?»
Учитель МКОУ « ЛСОШ №3 имени Героев Свири»
г.Лодейное Поле
Степанова Лариса Васильевна
Ход урока
1.МОТИВАЦИЯ
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Лариса Васильевна.
- Прочитайте ( на экране появляется стих)
Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
Нет время
На кораблик дуть бумажный
У нас урок уж очень важный.
-А какой важный урок у нас?
(урок математики)
-Какая сегодня дата?
- Откройте тетради и запишите дату (Дата записана на доске заранее).
(1
слайд
- в это время появляется кораблик)
2.Актуализация знаний
- Что интересное увидели?
(увидели кораблик)
- Из каких геометрических фигур он составлен?
( Из круга, прямоугольника, треугольника, квадрата, многоугольника)
- Найдите такие же геометрические фигуры у себя в маленьком конверте и разложите
перед собой.
-Просигнальте. Кто готов.
(Появляется
2слайд
с геом. фигурами.)
-У вас также как у меня? Просигнальте.
Докажите, что у меня правильно.
(Для кораблика использовали красный прямоугольник и красный квадрат, зелёный
треугольник, синий круг и четырёхугольник)
-Кто допустил ошибку, исправьте.
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Подготовка.
-Рассмотрите фигуры.
Какая фигура может быть лишней?
(лишней м. б. круг; у него нет углов и сторон)
- Уберите круг в конверт.
3 слайд
- А теперь какая лишняя?
(треугольник)
-Докажите.
(У всех фигур 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла)
- уберите в сторону.
4 слайд
-Продолжаем дальше находить лишнюю фигуру.
(четырёхугольник)
- Докажите.
( он жёлтый , а остальные фигуры красные)
-Уберите.
5 слайд
- какие фигуры остались?
( красные, прямоугольник и квадрат)
-Как назвать их одним словом?
(Четырёхугольники)
-Докажите.
(4 угла, 4 стороны и 4 вершины)
- Молодцы, правильно.
Б) Новый материал. Исследование.
-положите перед собой прямоугольник.
(на доске вывешивается прямоугольник , а слева 20см)
- Посовещайтесь в парах, как связаны ( появляется ?) прямоугольник с длиной 20см?
- Кто догадался?
(если 1-3 ученика подхожу и выслушиваю их версию)
- Возьмите в большом конверте жёлтую карточку.
ПОДСКАЗКА №1.
Измерь длину сторон прямоугольника.
Прочитайте. Выполняйте.
- Кто теперь догадался?
(Если мало , то другая подсказка – розовая карточка.)
ПОДСКАЗКА №2
Найди сумму длин сторон прямоугольника
- Расскажите, что вы делали?
(мы измерили стороны прямоугольника и их длины сложили, получили 20см)
- Что вы находили?
(сумму длин сторон прямоугольника)
Прикрепляю сверху на доске – сумма длин сторон
-Чему она равна?
(она равна 20см)
- Что такое 20см?
(сумма длин сторон прямоугольника)
-Как вы думаете, как в математике называют сумму длин сторон ?
(Разные варианты, м. б. и периметр)
Над 20см прикрепляю –ПЕРИМЕТР
Если не прозвучит слово –периметр , то говорю сама.
Замечательные вы придумали названия, но в математике сумма длин сторон называется
периметром
-Кто знает, как обозначают периметр?
(если не знают, то говорю и прикрепляю на доску.
ОБОЗНАЧАЮТ латинской буквой Р)
- Вы можете сказать. Что такое периметр?(да)
-Какое правило мы расскажем по нашей работе?
(Р – это сумма длин сторон прямоугольника)
В) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
А даавйте обратимся к учебнику. Откройте по закладке.(на стр.42)
-Прочитайте.
-Что вы скажете. Правильно мы вывели правило по теме?
(Мы правильно составили правило по теме)
-Какие мы молодцы.
4.ФИЗ. МИНУТКА
5. САМ. РАБОТА.
-Возьмите квадрат и каждый найдите его периметр, запишите в тетрадь.
6 СЛАЙД
-Проверяем.
(на доске Р =5+5+5+5=20см или Р=20см)
-Докажите
(Я измерил длину всех сторон и их сложил, получил 20см)
-Что мы находили?
(мы находили Р прямоугольника, квадрата)
-Сигналим.
-Как теперь можно сравнить эти фигуры?
(Их можно сравнить по Р, они одинаковые)
6. Индив. задание
-А теперь задание для мальчиков и девочек.
-Девочки возьмите жёлтый четырёхугольник, а мальчики - треугольник.
7.СЛАЙД
- Узнайте периметр своей фигуры и запишите в тетрадь.(2мин)
-Проверяем.
(мальчик и девочка к доске)
М – Я измерил 3 стороны треугольника и их сложил, получил – 17см.
-Сигналим.
Д – Я измерила 4 стороны четырёхугольника и их сложила, получила 20см.
-Сигналим.-
-А теперь сравните фигуры.( Как можно сравнить эти фигуры?)
(по Р)
-Что вы можете сказать про Р?
(у четырёхугольников Р=20см, а у треугольника – 17см)
Если не скажут , то вопрос – Что мы сегодня находили?
- Какое неравенство мы можем составить?
(20см > 17см
17см < 20см)
-А теперь какая фигура м.б лишней?
-Докажите.
1)Перечитайте стихотворение.
-В чём же важность нашего урока математики?
(Мы учились находить Р многоугольников и их сравнивать)
- Для чего это важно знать?
(Чтобы найти Р любого квадрата, четырёхугольника, любой фигуры)
2) Связь с жизнью
- Где в жизни можно это использовать?
(если тишина)
-Найдите в классе многоугольники, для которых обязательно необходимо знать Р?
( окно –чтобы сделать раму,
Доска – чтобы отделать профилем;
Пол – чтобы отделать плинтусом)
- для этого важно знать Р?
( да важно)
- мы чуть – чуть приблизились к профессии, люди которой занимаются этим.
- Как она называется?
( строитель, плотник, портной..)
7.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
-Уберите все фигуры в маленький конверт
Сегодня мы приготовим салфетку для мам.- Сгруппируйтесь по 4 человека
-Достаньте синюю карточку.
- Прочитайте задание.
1. Достаньте салфетку геометрической формы
2.Узнайте длину тесьмы, для обработки края салфетки.
- Что для этого нужно?
А)Измерить___________________________
Б)Найти______________________________.
В)Отмерить_________________ на полоске белой бумаги и отрезать.
3.Отрезать тесьму нужной длины при помощи белой полоски.
4. Приклеить тесьму по краю салфетки.
-Выполняем 2 задания.
Обсудите.
- Какие есть вопросы?
(Где взять тесму?)
- Тесьма у меня.
- Выполняем работу.
ПРОВЕРЯЕМ
(выставкаи работ)
- Красивые салфетки получились?
(да)
-Чего не хватает?
(Украшений)
- На уроке ИЗО мы можем украсить салфетки.
- Что нам помогло выполнить эту работу?
( Мы узнали Р салфетки и отрезали нужной длины тесьму)
8. РЕФЛЕКСИЯ
- А теперь я предлагаю вам достать из большого конверта карточки с цифрами и поставить себя
на ступеньку лесенки (определите как вы сегодня поработали на уроке)
8 СЛАЙД
4.Я могу научить………(зелёная) – 6 карточек
3. Я умею….(синяя) – 17 карточек
2. Я знаю…(жёлтая) – 7карточек
1.Я сомневаюсь…(красная) – не было
ИТОГ: Молодцы. Сегодня вы работа активно. Все задания выполнили правильно. Научились
находить Р прямоугольников. И многие из вас могут помочь своему товарищу.