Автор: Стародубцева Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: Сочи, Краснодарского края
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Мгновенная обратная связь на уроках"
Раздел: начальное образование
Мгновенная обратная связь на уроках
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение.
Среди её видов можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились
в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».
Основными
требованиями
ФГОС
являются
системное
развитие
учащихся
и
становление
умения
учиться.
На
ряду
с
предметными
умениями
особое
внимание
уделяется формированию личностных и метапредметных УУД.
Как
пишет
опытный
педагог
О.П.
Зайцева
в
своей
статье
«Роль
устного
счёта
и
формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка»: «Важность и
необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в
формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в
развитии личностных качеств ребенка».
Устный счёт на уроках может быть представлен разнообразными формами работы с
классом,
учениками
(математический,
арифметический
и
графический
диктанты,
математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые»
примеры и многое другое). В него входит решение простых задач и задач на смекалку,
рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с
помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.
При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока)
объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в
начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, а так же
можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и
формированию
прочных
вычислительных
навыков
и
умений,
он
также
играет
немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам
математики.
При подготовке к уроку учитель должен чётко определить (исходя из целей урока)
объем и содержание устных заданий.
А для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке
математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный
счет
активирует
мыслительную
деятельность
учащихся.
При
их
выполнении
активизируется,
развиваются
память,
речь,
внимание,
способность
воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он
помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-
вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счёт можно
включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он
повышает интеллект учеников.
Какой бы учитель не мечтал произвести фронтальный опрос всего класса и сразу
же узнать результат, да ещё и не тратя времени на проверку? Ответ не заставит себя долго
ждать. Думаю, что каждый, не зависимо какой бы предмет он не вёл.
Обратная связь на уроках.
Усиление
обратной
связи
между
учителем
и
учащимися
одной
из
важнейших
предпосылок совершенствования урока.
Известно, что обратная связь между учителем и учащимися осуществляется на
уроке чаще всего в устной и письменной форме. Дети используют на уроке практический
материал. Это и раздаточный материал, абак, линейку, изображение схем, рисунков. А
также
карточки
и
веера
с
буквами,
опорные
схемы,
маленькие
доски
смелом
или
маркером.
Всё
это
фиксирует
мысль
ученика,
заостряет
внимание,
помогает
сосредоточиться на задании. А для учителя практическое действие ученика – форма
обратной связи.
Создание эффектной обратной связи является основой обучения школьников.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс
обучения,
информирует
учителя
о
достижениях
и
проблемах
учащихся,
позволяя
определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Посредством
обратной
связи
ученик
получает
информацию,
которая
помогает
осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения
вперёд, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения
изменений
в
свою
деятельность
(подбор
новых
методов,
техник
обучения,
внесение
изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более
эффективным в случае, если им предоставляется частная и значимая обратная связь.
Еще, будучи студенткой, на практике я увидела устный счёт на досточках. С тех пор
во всех классах я провожу устный счёт на досточках. Досточки могут быть разные, в
магазинах большой выбор. Это эффективнее, чем карточки. Я сразу вижу, у какого ученика
есть проблемы. Комментирую ответы всего класса, а оценки ставлю 4-5 человекам.
Устный счёт провожу ежеурочно, включая задания на закрепление пройденного
материала, подготовительные упражнения к новому, и, обязательно, 1задачу на развитие
логики и смекалки.
Детям очень нравится работать на досточках. Активен весь класс. Повышается
плотность урока.
В этом году я использую досточки, даже на уроках русского языка. На экране или
доске записаны слова с пропущенной орфограммой. Ребята показывают на досточках
какую букву надо вставить в слова с непроизносимой согласной, безударной гласной и т.д.
Примерные задания для устного счёта.
Напиши:
- последующее число
- предыдущее число
- самое маленькое (большое) двухзначное число
- число, состоящее из 3 дес., 5 ед.
- 63 увеличить на 7
- 63 увеличить на 2 десятка
- 58 уменьшить на 5
- 58 уменьшить на 2 десятка
- какой луч пересекает окружность? (чертёж на доске)
- найди периметр треугольника со сторонами 3 см., 4 см., 4 см.
- найди периметр квадрата со сторонами 5 см.
- 5 дм. = ?см.
2 дм. 3 см. = ?см
400 см.= ? м
- у Лены 12 открыток, у Гали – 9 открыток. На сколько открыток у Лены больше? Сколько
всего открыток у девочек?
- Из села в город шёл один человек. Навстречу ему шли трое мужчин. Сколько всего
человек шло в город?
Итог устного счёта.
Литература.
1.
Л.Ю.Самсонова «Устный счёт».
2.
И.И. Чевелев «Приёмы устного счёта и вычисления на счётных приборах».
3.
Т.А.Тишина «Обратная связь».