Напоминание

"Мгновенная обратная связь на уроках"


Автор: Стародубцева Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: Сочи, Краснодарского края
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Мгновенная обратная связь на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад




Мгновенная обратная связь на уроках

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение.

Среди её видов можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились

в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».

Основными

требованиями

ФГОС

являются

системное

развитие

учащихся

и

становление

умения

учиться.

На

ряду

с

предметными

умениями

особое

внимание

уделяется формированию личностных и метапредметных УУД.

Как

пишет

опытный

педагог

О.П.

Зайцева

в

своей

статье

«Роль

устного

счёта

и

формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка»: «Важность и

необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в

формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в

развитии личностных качеств ребенка».

Устный счёт на уроках может быть представлен разнообразными формами работы с

классом,

учениками

(математический,

арифметический

и

графический

диктанты,

математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые»

примеры и многое другое). В него входит решение простых задач и задач на смекалку,

рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с

помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока)

объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в

начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, а так же

можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и

формированию

прочных

вычислительных

навыков

и

умений,

он

также

играет

немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам

математики.

При подготовке к уроку учитель должен чётко определить (исходя из целей урока)

объем и содержание устных заданий.

А для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке

математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устный

счет

активирует

мыслительную

деятельность

учащихся.

При

их

выполнении

активизируется,

развиваются

память,

речь,

внимание,

способность

воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он

помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-

вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счёт можно

включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он

повышает интеллект учеников.

Какой бы учитель не мечтал произвести фронтальный опрос всего класса и сразу

же узнать результат, да ещё и не тратя времени на проверку? Ответ не заставит себя долго

ждать. Думаю, что каждый, не зависимо какой бы предмет он не вёл.

Обратная связь на уроках.

Усиление

обратной

связи

между

учителем

и

учащимися

одной

из

важнейших

предпосылок совершенствования урока.

Известно, что обратная связь между учителем и учащимися осуществляется на

уроке чаще всего в устной и письменной форме. Дети используют на уроке практический

материал. Это и раздаточный материал, абак, линейку, изображение схем, рисунков. А

также

карточки

и

веера

с

буквами,

опорные

схемы,

маленькие

доски

смелом

или

маркером.

Всё

это

фиксирует

мысль

ученика,

заостряет

внимание,

помогает

сосредоточиться на задании. А для учителя практическое действие ученика – форма

обратной связи.

Создание эффектной обратной связи является основой обучения школьников.

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс

обучения,

информирует

учителя

о

достижениях

и

проблемах

учащихся,

позволяя

определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Посредством

обратной

связи

ученик

получает

информацию,

которая

помогает

осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения

вперёд, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения

изменений

в

свою

деятельность

(подбор

новых

методов,

техник

обучения,

внесение

изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более

эффективным в случае, если им предоставляется частная и значимая обратная связь.

Еще, будучи студенткой, на практике я увидела устный счёт на досточках. С тех пор

во всех классах я провожу устный счёт на досточках. Досточки могут быть разные, в

магазинах большой выбор. Это эффективнее, чем карточки. Я сразу вижу, у какого ученика

есть проблемы. Комментирую ответы всего класса, а оценки ставлю 4-5 человекам.

Устный счёт провожу ежеурочно, включая задания на закрепление пройденного

материала, подготовительные упражнения к новому, и, обязательно, 1задачу на развитие

логики и смекалки.

Детям очень нравится работать на досточках. Активен весь класс. Повышается

плотность урока.

В этом году я использую досточки, даже на уроках русского языка. На экране или

доске записаны слова с пропущенной орфограммой. Ребята показывают на досточках

какую букву надо вставить в слова с непроизносимой согласной, безударной гласной и т.д.

Примерные задания для устного счёта.

Напиши:

- последующее число

- предыдущее число

- самое маленькое (большое) двухзначное число

- число, состоящее из 3 дес., 5 ед.

- 63 увеличить на 7

- 63 увеличить на 2 десятка

- 58 уменьшить на 5

- 58 уменьшить на 2 десятка

- какой луч пересекает окружность? (чертёж на доске)

- найди периметр треугольника со сторонами 3 см., 4 см., 4 см.

- найди периметр квадрата со сторонами 5 см.

- 5 дм. = ?см.

2 дм. 3 см. = ?см

400 см.= ? м

- у Лены 12 открыток, у Гали – 9 открыток. На сколько открыток у Лены больше? Сколько

всего открыток у девочек?

- Из села в город шёл один человек. Навстречу ему шли трое мужчин. Сколько всего

человек шло в город?

Итог устного счёта.

Литература.

1.

Л.Ю.Самсонова «Устный счёт».

2.

И.И. Чевелев «Приёмы устного счёта и вычисления на счётных приборах».

3.

Т.А.Тишина «Обратная связь».



В раздел образования