Автор: Габдулгафарова Лариса Салаватовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 Детский сад
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Консультация "Речь педагога"
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Речь педагога»
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только
все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения
фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный
приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов,
подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в
общении с ними, является для детей основным образцом родного языка,
культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и
отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в
определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной,
правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания,
с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,
устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров,
правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем -
кремы, инженер - инженеры).
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить
внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющие дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть
придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства
выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа,
умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание
текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в
соответствии с возрастом детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного
тона, грубых выражений.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о
требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить,
как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить
(применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как
говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на
занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении
детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого
воспитателя безупречна.