Автор: Большедворова Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 9"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность– одно из направлений реализации Концепции математического образования"
Раздел: среднее образование
КРУГЛЫЙ СТОЛ
( 29.11.2017)
Тема : « Реализация Концепции математического образования»
Выступление учителя МБОУ «СОШ № 9»
Большедворовой Елены Владимировны
Тема выступления « Проектная деятельность- одно из направлений
реализации Концепции математического образования»
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью
человеческой
культуры,
ключом
к
познанию
окружающего
мира,
базой
научно-
технического прогресса. Математическое образование – неотъемлемая часть образования в
широком понимании этого слова, существенный элемент формирования личности.
Факторами, влияющими на качество реализации образовательной программы
по математике являются:
педагогические кадры с высоким профессиональным уровнем;
условия для профессионального роста учителей (эффективная система повышения
квалификации);
методическое и дидактическое обеспечение процесса обучения;
внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность.
В нашей школе для реализации Концепции математического образования разработан
«План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в
МБОУ
«СОШ
№
9»
г.
Северодвинска».
Одним
из
направлений
которого
является
проектная деятельность. ФГОС требует от нас проектно исследовательскую деятельность
как на уроках , так и внеурочное время.
Я в своей деятельности использую технологию
проектного обучения, которая
представляет
собой
совместную
учебно-познавательную
деятельность
учащихся,
где
определена общая цель, согласованные способы деятельности.
Под
проектом
подразумевается
«специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый
детьми
комплекс
действий,
завершающихся
созданием
продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его
представления в рамках устной или письменной презентации»
Под
методом
проектов
подразумевается
способы
организации
самостоятельной
деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован
на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его
интеллектуальных
и
физических
возможностей,
волевых
качеств
и
творческих
способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Основные цели введения проектной деятельности на уроках математики:
- развивать интерес к предмету математики;
- поднять уровень знания учащихся;
- использовать исследовательский опыт, умения ученика (группы), приобретенные на
уроках математики.
Процесс проектной деятельности по предмету математика способствует развитию
образовательного
кругозора
учащихся,
возрастает
стойкий
познавательный
интерес
к
предмету,
формируется
исследовательский
навык.
Ученик
способный
к
такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Организуя работу над проектом на уроках математики нужно соблюдать некоторые
условия:
1.
Тематика
проектов
должна
быть
известна
заранее.
Учащиеся
должны
быть
ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории
математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем,
например: тема: «Проценты», исследовательская работа: «Где, когда, зачем ввели, какова
необходимость?»
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать
учеников
на
привлечение
фактов
из
смежных
областей
знаний
и
разнообразных
источников информации.
3.
Необходимо
вовлечь
в
работу
над
проектом
как
можно
больше
учеников
класса,
предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Проекты бывают:
1)
краткосрочные
проекты
(это
могут
быть
проекты,
предусмотренные
для
проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
2) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы,
требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их
обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут
образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до
года и даже более.
Типы проектов:
а)
исследовательские.
Пример:
проекты
для
старшеклассников:
эсс е,
исследовательские рефераты.
б) творческие. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные. Пример: различные сообщения, доклады.
д)
практико-ориентированные.
Пример:
проект
закона,
справочный
материал,
программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Проект – это «пять П».
1.
Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение
конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно
использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в
рамках одного - двух уроков (мини - проекты или краткосрочные проекты). В этом случае
тема
проекта
связана
с
темой
урока
или
применением
данной
темы
в
различных
жизненных ситуациях
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
«Координатная плоскость» (6 класс),
«Теорема о сумме углов треугольника» (7
класс),
«Практическое
применение
логарифмической
и
показательной
функций»
(11
класс).
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта
вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и
предложений.
На
протяжении
всей
работы
учитель
помогает
в
постановке
цели,
корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения
задачи.
3.
Поиск
информации
-
обязательное
условие
каждого
проекта.
Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается,
осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель
корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для
создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют
выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных
проектов
должны
быть,
что
называется,
«осязаемыми».
Если
это
теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый
к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты
самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. При защите
учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы,
её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские
способности.
Одним из проектов у нас с ребятами был « Лэпбук» ( чудо памятка). Лэпбук – это
книга на коленях. Лэпбук – тематическая или интерактивная папка , книжка с окошками
кармашками, дверками.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше
понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Лэпбук
–
разновидность
метода
проекта. Создание лэпбука содержит все
этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление
плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании
лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе
собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
В
процессе
проектной
деятельности
по
предмету
«математика»
расширяется
образовательный
кругозор
учащихся,
возрастает
стойкий
познавательный
интерес
к
предмету,
формируется
исследовательский
навык.
Ученик
способный
к
такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Таким образом, проектная деятельность, которая формирует интеллектуальный рост
учащихся,
расширяет
мировоззрение,
как
в
области
предмета,
так
и
в
окружающей
действительности, дает возможность раскрыть творческий потенциал учащегося.