Напоминание

Методы формирования психологической устойчивости у обучающихся по программе "Фортепиано"


Автор: Болгова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель по программе "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 г.Белебея"
Населённый пункт: г.Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Методы формирования психологической устойчивости у обучающихся по программе "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




0

МАУ ДО ДШИ №1 г.БЕЛЕБЕЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ

«ФОРТЕПИАНО»

РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОЛГОВА Н.А.

БЕЛЕБЕЙ 2018 г.

1

Исполнительское мастерство учащихся ДШИ, их артистический облик

в

целом,

интерпретация

музыкального

произведения

получают

свое

завершение

в

концертном

зале,

наполненном

публикой.

Именно

там

приходит

первый

успех,

приходит

становление

творческой

личности,

осмысливается цепочка "композитор-исполнитель-слушатель".

Эстрада - лучший учитель исполнителя. Существует известное правило: на

сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает

успех.

Подготовка

к

концертному

выступлению

сложный

проце сс,

затрагивающий

не

только

исполнительское

мастерство,

но

и

проблему

психологической

подготовки

музыканта-исполнителя

к

концертному

выступлению.

Стабильность

и

психологиче ская

устойчивость

явл яют ся

неотъемлемыми признаками профессионализма музыканта – исполнителя.

Однако его психологической подготовке не уделяется должного внимания на

всех уровнях обучения, в том числе и в школах искусств. Обычно большую

часть времени и сил мы тратим на совершенствование техники исполнения,

поиск средств выразительности для создания музыкального образа.

Современный

ученик

сегодня

находится

в

большом

информативном

пространстве, где велико напряжение; сама жизнь диктует такой стиль.

А музыканты, в основном, люди с тонкой душевной организацией. И сегодня

победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более

работоспособным, более крепким физически и морально.

Цель

моего

доклада

-

попытка

рассмотреть

некоторые

стороны

публичного выступления, а главное - методы формирования психологической

устойчивости у обучающихся по программе «Фортепиано», опробованные в

моей педагогической практике.

Деятельность

музыканта-исполнителя

в

условиях

концертных

выступлений

по

своей

насыщенности

переживаниями

и

возникающими

эмоциональными

состояниями

близка

к

профессиональной

деятельности

космонавтов, лётчиков, спортсменов, актёров.

Эстрадное волнение

разнообразно в своих проявлениях: оно может

воодушевлять

и,

в

этом

случае,

позволяет

раскрыть

лучшие

качества,

потенциальные возможности исполнителя. Но очень часто у учеников перед

выступлением

возникает

подавленное,

плохо

управляемое

состояние,

отрицательно

сказывающееся

на

качестве

игры.

Нередко

одна

мысль

о

предстоящем

выступлении

вызывает

у

них

состояние

тревоги

и

угнетённости.

2

В чём же причина страха и тревоги? Ведь концертное выступление не

угрожает жизни и здоровью, и, тем не менее, выступление перед публикой –

действительно

тяжёлое

испытание

для

ученика.

Всё

дело

в

том,

что

на

концерте,

на

экзамене

значительно

повышается

ответственность

за

своё

выступление,

волнение

переходит

в

боязнь

забыть,

напутать.

Об

этом

с

горечью писали даже известные музыканты, например, Антон Рубинштейн:

«Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется

какая-то

раздражительность,

какое-то

нервозное

состояние,

возбуждение,

думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка,

страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать».

К.С.Станиславский

признавал

причиной

волнения

повышенное

самолюбие, тщеславие и гордость артиста, музыканта. Не в скромности, а в

нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей видел

причину волнения К.М.Коган. Именно нежелание выглядеть плохо в глазах

окружающих становится основной причиной волнения на выступлении.

Иногда

страх

сцены

у

наших

учеников

имеет

какую-либо

рациональную основу, например, слабую подготовку к выступлению. В этом

случае, вполне оправданна боязнь ошибок и провалов в памяти.

Уверенность

всегда

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

тренированности

навыков,

уровня

подготовки.

Польский

пианист

И.

Падеревский подчеркивает, что причиной концертного волнения может быть

чувство

ненадежности

из-за

одного

невыученного

отрывка

или

фразы,

которое создает состояние тревожности, отрицательную психологическую

доминанту.

Выявить

причины

того

или

иного

неблагоприятного

психического

состояния можно лишь на основе анализа конкретного случая.

У одних исполнителей состояние тревоги, обусловлено недостаточным

уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством

личности,

у

третьих

вызвано

неблагоприятным

физическим

состоянием

(тремор рук, учащённое сердцебиение, тяжесть в желудке, сухость в горле,

иногда даже рвота).

Поэтому педагогу необходимо разбираться в вопросах психологии,

знать некоторые разделы психофизиологии, чтобы в случае необходимости

правильно помочь ученику.

Индивидуальные

особенности

и

даже

привычки

учащегося

играют

важную роль в «настройке» эмоционального состояния в период подготовки к

выступлению.

3

Педагог

должен

очень

хорошо

знать

характер,

склад

психики

своих

воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным

в подборе методов формирования психологической устойчивости.

Метод

это

совокупность

путей

и

способов

достижения

целей,

решения задач образования.

Наша задача – воспитать чуткого, выносливого, работоспособного, крепкого

физически и морально музыканта.

Вся работа, которая ведётся учащимся над музыкальным произведением в

классе и дома, проходит «испытание на прочность», «дозревание» в условиях

сценических

выступлений.

Поэтому

и

работа

по

формированию

психологической

устойчивости

у

наших

учеников

должна

вестись

одновременно.

Стресс,

как

постоянный

спутник

музыканта,

сам

по

себе,

имеет

тренирующее, мобилизационное значение.

Важно не допустить дистресс, когда волнение – подъём превращается

в

волнение - панику, либо в волнение – апатию.

Рассмотрим методы формирования психологической устойчивости у

наших учеников.

1.

Метод имплозии или переполнения.

Для избавления от страха перед публичным выступлением необходимо как

можно чаще выступать, чтобы избавиться от тревоги, снижающей качество

исполнения. Практика показала, чем больше выходишь на сцену, тем больше

проявляется уверенность. Сцена-лучшее лекарство от волнения.

При отсутствии практических возможностей частых выступлений, можно

применить метод

игры

перед

мысленно

представляемой

публикой,

слушателями.

Этот метод является эффективным для учащегося

потому, что он как бы

переносится в ту среду, когда его слушает не только педагог и, может быть,

бдительный родитель дома, а весь зал, наполненный слушателями.

В

домашних

условиях

можно

создать

приближённые

условия

для

выступления, а вместо слушателей выставить ряд стульев, посадив на них

куклы

игрушки.

Надо

приучать

ученика

быть

готовым

к

любым

неожиданностям во время исполнения, и при этом не останавливаться, а

играть дальше.

2.Метод предельной концентрации внимания.

Необходимо

отметить,

что

внимание

важный

элемент

системы

Станиславского, которая оказала огромное влияние на разработку вопросов

воспитания пианистов, методики преподавания игры на фортепиано.

4

Так,

Л.Николаев,

говоря

о

роли

учения

К.С.

Станиславского

для

фортепианной

педагогики,

указал

важнейшие

составляющие

успешного

исполнительства, которые вплотную соприкасаются с элементами системы

творческого

воспитания

театрального

реформатора.

Это

воспитание

творческого воображения, сценического внимания, творческого эстрадного

самочувствия и развития сознательных путей управления непроизвольными

психическими процессами.

Музыканты

педагоги

очень

часто

говорят

о

том,

что

внимание

необходимое

качество

исполнителя.

Музыкант-психолог

В.И.Петрушин

считает,

что

без

достижения

исполнителем

умения

полно стью

сосредоточиться

на

исполнении

в

произведении

заданного

образа,

его

намерения будут истрачены впустую. Чтобы подтвердить свои рассуждения,

он ссылается на слова К.С.Станиславского: «Творчество – есть, прежде всего,

полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы».

По

мнению

Г.М.Цыпина,

следует

сознательно

и

целенаправленно

концентрировать своё внимание на таких моментах исполнения, как качество

звучания,

фразировка,

тембро-динамика,

чтобы

научиться

удерживать

внимание на сцене.

Взяв за основу выражение К.С.Станиславского – «надо развивать особую

технику, помогающую вцепляться в объект таким образом, чтобы затем уже

сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что находится вне

её» - Г.М. Цыпин утверждает, что «если удаётся вцепиться в материал,

дальше всё налаживается само собой».

Надо внушать ученикам, что исполнять – это значит переживать, воплощать,

передавать, убеждать. Необходим самоконтроль за своим сознанием:

не

допускать посторонних мыслей, не отвлекаться во время исполнения.

3.Метод десенсибилизации

Термин происходит от латинского слова, который означает «снижение

чувствительности».

Страх,

тревога,

негативная

напряжённость

являются

самыми распространёнными ощущениями, от которых позволяет избавиться

десенсибилизация.

Суть

метода

заключается

в

устранении

мышечных

зажимов,

возникающих

в

теле

человека,

который

боится.

Нам

преподавателям

необходимо знать этот метод, чтобы в стрессовой ситуации помочь ученику

расслабиться, приобрести психологическую устойчивость.

Самым эффективным вариантом десенсибилизации в работе с нашими

учениками

являются дыхательные

упражнения,

которые

необходимо

освоить с детьми, чтобы они могли

самостоятельно их

применять в

стрессовых ситуациях, обретая свободу действий и внутреннее спокойствие.

5

Все дыхательные упражнения основаны на замедлении дыхания.

Упражнение №1

Вдох – на счёт 1,2. Выдох – на счёт 1,2,3,4.

Замедляется выдох, замедляется пульс – человек расслабляется.

Упражнение №2

Вдох и выдох через рот.

Вдох – на счёт «раз», выдох – счёт до 3-х со звуком «фууу».

Упражнение №3

Попеременное дыхание через ноздри.

Вдох через левую ноздрю,

выдох через правую ноздрю. Затем наоборот.

Упражнение №4

Глубокий вдох – задержка дыхания – выдох со словом «Расслабься».

Упражнение №5 «Воздушный шарик»

Надо представить себе, что в животе находится воздушный шарик.

Вдох – шарик надувается, выдох – шарик спускается.

Дыхательные упражнения обладают следующими эффектами:

балансируют левое и правое полушария,

создают чувство благополучия на физическом и эмоциональном

уровнях,

помогают при чувстве тревоги, головных болях, снижают стресс,

помогают успокоиться.

4. Метод аэробных упражнений

В настоящее время возник повышенный интерес к благотворному

психологическому влиянию аэробных упражнений.

Упражнения - будь то ходьба, плавание или танцы – являются

«противоядием» от тревоги и стрессов. Физически тренированные люди

более устойчивы к психическим стрессам, поэтому хорошо, если наши

ученики посещают бассейн, занимаются танцами, лёгкой атлетикой и др.

видами спорта.

Перед выступлением иногда полезно выполнить несколько упражнений.

Упражнение №1

Сделать несколько резких взмахов руками и ногами.

- Руки бросают мяч в корзину

- Ноги выполняют движения футболиста

Упражнение №2 «Ладошки»

- Активно похлопать ладошками,

- Простучать руки на изгибе локтя и подмышек (10раз)

- Простучать живот в области паха (10 раз)

6

- Простучать подколенные ямки (10 раз)

Это упражнение позволяет мышцам расслабиться, улучшается самочувствие.

Упражнение №3

Перед выступлением помассировать руки, потереть мочки ушей, погладить

себя

по

голове.

В

это

время

можно

мысленно

себя

хвалить,

говорить

приятные слова, например, умница, молодец. В результате этого упражнения

выделяется окситоцин – гормон радости и удовольствия, а уровень кортизола

снижается.

5. Метод самовнушения

Этот метод в форме позитивного разговора с самим собой применим

в

работе с подростками.

Сила самовнушения – великая вещь и пользы от неё гораздо больше, чем от

успокоительных

таблеток,

которые

часто

используют

музыканты

всех

уровней, в том числе и наши ученики старших классов. Надо научить своих

учеников, как можно

чаще перед предстоящим концертом, произносить

магические

слова,

чтобы

управлять

своим

психическим

состоянием

и

настраиваться на успешное выступление.

Примерный разговор с собой:

- Я с нетерпением жду концерта.

- Я спокойна, собрана и сосредоточена.

- Мне нравится играть на публике.

- Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием.

- У меня всё отлично звучит.

- У меня всё получится.

6.Метод «Прививка от стресса»

Данная методика рассчитана на то, чтобы помочь исполнителю воспринять

тревогу,

как

сигнал

о

том,

что

нужно

отнестись

к

происходящему

конструктивно, и соответствующим образом подготовиться.

Например:

В 1932г.

известная

пианистка

Маргарита

Лонг

выступала

по

Европе

с

выдающимся французским композитором М.Равелем. Присутствие его на

концертах не давало ей раскрыться на сцене. Зная, что при игре без Маэстро,

ее исполнение обладает большей творческой свободой, она репетировала

концерт для детских кукол. Входя в зал, она здоровалась со всеми, а с одной

куклой

особенно,

представляя

ее

М.

Равелем.

Первый

опыт

игры

был

неудачен. Второй и последующий уже лучше. В конце концов, с помощью

обычных кукол, она привыкла к осознанию, что за исполнением следит сам

М.

Равель.

После

экспериментов,

на

концерте

она

сыграла

блестяще

и

присутствие М. Равеля ей абсолютно не помешало.

7

Можно предложить представить предстоящее выступление, преподавателей,

которые

будут

присутствовать,

родителей,

друзей.

Привыкнуть

к

ощущениям,

которые

могут

при

этом

возникнуть

в

связи

с

выбросом

адреналина: ускорение сердцебиения, потение, частое и неглубокое дыхание

и т.д.

7. Метод когнитивно – рефлексивной ориентации

В переводе с латинского языка cognitio означает познание, осознание,

изучение.

Понятие

рефлексии

активно

используется

в

педагогике,

философии,

психологии,

этике,

и

других

науках.

Рефлексия

позволяет

человеку

осмысливать, планировать, регулировать и контролировать свое поведение,

адекватно оценивать результаты деятельности.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В

современной

педагогике

под

рефлексией

понимают

самоанализ

деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет приучить ученика к

самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки

к осмыслению событий, проблем жизни. Рефлексия способствует развитию у

учащихся

критического

мышления,

осознанного

отношения

к

своей

деятельности.

В музыкальной практике ресурс внимания человека в каждой ситуации

ограничен,

и

качество

исполнения

зависит

от

его

распределения.

Для

музыканта существует три основных установки внимания:

1.

Собственное «Я». Как я выгляжу? Играю ли я в соответствии с

моими собственными стандартами?

2.

Зрители. Как они на меня реагируют? Произвожу ли я на них

должное впечатление? Или я им не нравлюсь, и они просто скучают?

3.

Музыка. Поглощённость

техническими

сложностями

музыки,

общей

музыкальной

формой

или

эмоциями,

которые

вызывает

музыка.

У многих учеников наблюдаются проблемы с распределением внимания,

поэтому они волнуются, путаются,

Метод

когнитивно

-

рефлексивной

ориентации

призван

убедить

наших

учеников

сосредоточить

внимание

на

художественных

результатах

как

таковых, а не на самом себе и не на публике.

К

наиболее

позитивным

когнитивным

стратегиям

необходимо

отнести

следующие рекомендации своим ученикам:

будьте

готовы

к

тому,

что

во

время

выступления

вы

испытаете

определённую напряжённость и допустите небольшие помарки;

8

сосредоточьтесь

на

процессе

исполнения

и

на

том

удовольствии,

которое оно доставляет лично вам, а не на реакции публики;

используйте позитивный разговор с собой, устраните все сомнения и

установки на катастрофу.

Метод №8 Разговор с собой

Исполнители часто прибегают к данному методу: одни с целью «взвинтить

себя», другие - напротив, стремясь себя успокоить.

Разговор

с

собой

можно

использовать

в

конструктивных

целях.

Многие

исполнители с пользой занимаются разработкой мотивационных сценариев и

обращаются к ним перед выходом на сцену.

Метод № 9 Создание образа цели

Этот метод применим с детьми среднего и старшего возраста.

Его

смысл

заключается

в

том,

что

исполнитель,

абстрагируясь

от

своих

личных

качеств,

входит

в

образ

хорошо

ему

известного

музыканта,

не

боящегося

публичных

выступлений,

и

начинает

играть

как

бы

в

образе

другого человека.

В психотерапии этот метод называется имаготерапией, то есть терапией при

помощи

образа.

Смысл

ролевой

подготовки

заключается

в

том,

что

исполнитель, чрезмерно волнующийся перед выступлением, начинает играть

роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом надо

представить себе образ уверенного и смелого концертанта и с максимальной

полнотой постараться вжиться в этот образ.

Чтобы использовать этот метод надо слушать по интернету игру известных

пианистов

или

талантливых

учеников

специализированных

музыкальных

школ.

Методики позитивного внутреннего разговора и создание образа цели имеют

между собой много общего. Обе эти техники помогают сконцентрировать

внимание

на

желаемом

результате,

не

позволяя

отвлекаться

на

мысли

о

возможном провале и его неприятных последствиях.

Безусловно, процесс подготовки к концертному выступлению долог и

труден, и не всегда имеет 100% результат. Психолог И.Вагин говорит: «Опыт

доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально

устойчивые, верящие в себя люди».

В любом случае, каждое выступление делает наших учеников опытнее

и

приносит

пользу.

Определённая

степень

волнения

на

сцене

просто

необходима.

Оно

усиливает

эмоциональную

насыщенность

исполнения,

раздвигает

динамические

границы,

увеличивает

конт растно сть

выразительных средств, усиливает возможности воздействия на слушателей.

9

Именно

умение

преодолеть

волнение

и

использовать

его

энергетический

потенциал

рождает

наивысший

уровень

артистизма

вдохновенное

творчество.

10

Литература

1.

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной

устойчивости человека. Казань,1987г.

2.

Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной

устойчивости. Психические процессы. М., 1983

3.

Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и

поклонники. М.,2001

4.

Григорян И.Г. Формирование психологической устойчивости у

музыкантов исполнителей. Самара 2009г

5.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о

фортепианной игре. М.,1961.

6.

Коган Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки

успешности пианистической работы. М.,1977.

7.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М.,1997

8.

Савшинский С.Л. Работа пианиста над музыкальным

произведением М.,1964

9.

Самарцева С.Л. Значение системы Станиславского при обучении

игре на фортепиано. Самара 2009



В раздел образования